Выступление на краевой научно — практической конференции Формирование музыкального мышления


Выступление на научно – практической конференции
Бабичева Н. А. – учитель музыки МБОУ « Лицей № 112»
Формирование музыкального мышленияПеремены, произошедшие в России за последние годы, диктуют необходимость в новых подходах к образованию. Современное общество требует от человека постоянно учиться, развиваться и самосовершенствоваться. Для человека в настоящее время приоритетным является не тот багаж знаний, который он накопил, а способность найти необходимую информацию, осмыслить и применить ее. Вот почему сейчас приоритетным является умение учиться, самостоятельно находить и осваивать новые знания.
«Предмет «Музыка», развивая умение учиться, как и другие предметы, призван формировать у ребенка художественную картину мира» - читаем у авторов программы «Музыка» Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой, Т. С. Шмагиной. «…он способствует формированию духовно – нравственного, эмоционально – ценностного отношения учащихся к разнообразным явлениям музыкальной культуры…». А Сухомлинский В. А. утверждал - «Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие».
Мышление — форма отражения, устанавливающего связи и отношения между познаваемыми объектами. Мыслить - значит производить операции с использованием формальной логики.
С точки зрения психологии это - совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания;
С точки зрения философии мышление — высшая ступень познания и идеального освоения мира в формах теорий, идей, целей человека. Опираясь на ощущения, восприятия, мышление преодолевает их ограниченность и проникает в сферу сверхчувственных, существенных связей мира, в сферу его законов
Платон считал, что процесс мышления — это процесс припоминания, так как все знания человека это воспоминания души, которая, перед тем как вселиться в человеческое тело, пребывала в мире идей
Декарт: «Под словом мышление я понимаю все, что происходит в нас таким образом, что мы это непосредственно замечаем сами; таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить».
Мышление для Декарта представало как нечто бестелесное, духовное. Более того, оно является единственным атрибутом души. Душа — это мыслящая субстанция, вся сущность или природа которой состоит в одном
мышлении.. Декарт понимал психику как внутренний мир человека, доступный самонаблюдению, имеющий особое — духовное — бытие. Это самонаблюдение похоже на так называемое «внутренне зрение», которое впоследствии получило название интроспекции, что означало видеть, вернее, понимать суть различных внутрипсихических объектов — образов, умственных действий, волевых актов и т. д.
Декарт считал, следует сомневаться во всём, независимо от того, представляется ли оно нам естественным или сверхъестественным.
Сомнение простирается широко, но в первую очередь охватывает сферу чувств и чувственного мира,.Таким образом, Декарт использует для исследований реальности совершенно новый способ — сомнение во всём. Он отказывается от объективного описания и ориентируется только лишь на субъективное, то есть на свои мысли и сомнения.
Сейчас, когда уровень компьютеризации общества ХХI века делает бескрайнее информационное поле доступным каждому, необходимо не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, учащиеся должны уметь рассматривать новые идеи вдумчиво, критически, с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации. Критическое мышление - это открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Критическое мышление – это способ добывать знания, умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение по изучаемой проблеме и умения применять знание, как в стандартной, так и нестандартной ситуации. Ведущим направлением деятельности в критическом мышлении становится поиск оптимальных путей решения поставленной задачи с привлечением уже известных знаний, умений и навыков, а также поиск недостающего для решения знания и умения.
По мнению И.И. Ильясова критическое мышление характеризуется конструктивностью, гибкостью, открытостью, умением планировать и анализировать собственную деятельность. В известном смысле, критическое мышление предвосхищает творческое, дает для него импульс. Работа в технологии критического мышления приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании личности школьника, обеспечивает успешность его деятельности в будущем.
Для того чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развивать в себе ряд качеств. Среди которых
1. Готовность к планированию. Мысли часто возникают хаотично. Важно упорядочить их, выстроить последовательность изложения. Упорядоченность мысли – признак уверенности.
2. Гибкость. Если учащийся не готов воспринимать идеи других, он никогда не сможет стать генератором собственных идей и мыслей. Гибкость позволяет подождать с вынесением суждения. Пока не обладаешь разнообразной информацией.
3. Настойчивость. Часто, сталкиваясь с трудной задачей, мы откладываем ее решение на потом. Вырабатывая настойчивость в напряжении ума. Ученик обязательно добьется гораздо лучших результатов в обучении.
4. Готовность исправлять свои ошибки. Критически мыслящий человек не будет оправдывать свои неправильные решения, а сделает правильные выводы. Воспользуется ошибкой для продолжения обучения.
5. Осознание. Очень важное качество, предполагающее умение наблюдать за собой в процессе мыслительной деятельности, отслеживать ход рассуждений.
6. Поиск компромиссных решений. Важно, чтобы принятые решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний
Характеристики, присущие критически мыслящему человеку. Критические мыслители:
Решаю проблемы;
Проявляют настойчивость в решении проблем;
Контролируют себя, свою импульсивность;
Открыты для других идей;
Решают проблемы, сотрудничая с другими людьми;
Слушают собеседника;
Терпимы к неопределенности;Рассматривают проблемы с разных точек зрения;
Терпимо относятся к точкам зрения. Отличным от их собственных взглядов;
Рассматривают несколько возможностей решения какой-то проблемы;
Часто задают вопрос: «Что, если…?»
Умеют строить логические выводы;
Любознательны и часто задают «хорошие вопросы»;
Активно воспринимают информацию.
Критическое мышление – это способ взаимодействия идеи и информации
Механизмы развития знаний учащегося в режиме технологии развития критического мышления (разработано С.И. Заир-Беком)
410972089535Суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности
00Суммирование и систематизация новой информации, ее оценки, ответы на поставленные ранее вопросы, формулировка вопросов, постановка новых целей учебной деятельности
220345097155Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий. Корректировка целей
00Знакомство с новой информацией, ее соотнесение с имеющимися знаниями, поиск ответов на поставленные ранее вопросы, выявление затруднений и противоречий. Корректировка целей
1333589535Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов.
Итог – постановка целей учебной деятельности
00Актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях, формулировка вопросов.
Итог – постановка целей учебной деятельности



168275075438000375031075438000
7055485201739500Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока – они не представляют исключительной новизны для учителя. Элементы новизны содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Для развития умения обосновывать свои выводы и решения, учителя должны заинтересовать учеников необычными заданиями и материалами.
«Мозговая атака»
Используется с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова».
1 этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, по данной теме.
2 этап: Обмен информацией.
Рекомендации:
– лимит времени на первом этапе – 5–7 минут;
– при обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
– оперативная запись высказанных предположений.( 6-7 класс, вводные уроки) Возможно индивидуальная, парная или групповая форма работы
«Кластер»
Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом.
Суть приема состоит в том, что в середине листа записывается или зарисовывается основное слово (идея, тема), а вокруг – фиксируются идеи (слова, рисунки), как-то с ними связанные
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
- постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану
При прохождении новой темы в 5 классе «Вторая жизнь песни» составлен кластер с ключевым понятием «Песня». В ходе обсуждения учащиеся самостоятельно сформулировали понятие, запомнили и поняли его.


20224752857500Например:
223837539370Народная
00Народная

-1060457937500108585341630То, чем можно наслаждаться
00То, чем можно наслаждаться
4197350341630Праздник
00Праздник
40316152286000284543534163000
199136033655000
37407851035050016433803429000
217995583185ПЕСНЯ
00ПЕСНЯ
367030037719000
1085857048500170307011747500403161511747500
28956001073150019177090170Авторская
00Авторская
419735090170Душа народа
00Душа народа

209359512128500
2259330142240Мастерство
00Мастерство
18
«Групповая дискуссия»
Дискуссия - (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса) Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является: - уважение к различным точкам зрения ее участников; - совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.
При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления. Например, на стадии рефлексии мною учащимся было предложено назвать тему урока (тема в начале урока детям не сообщается). В процессе групповой дискуссии предлагаются различные названия тем с их аргументацией. Определяются несколько вариантов темы, предлагается записать ту, которая наиболее нравится. Например, в конце урока «Песня» в 5 классе, дети назвали такие темы урока: «Песня – лекарство от скуки», «Песня – жизненный полет», «Песня – верный спутник человека», «Песня – добрый приятель», «Песня – душа народа». Групповая дискуссия в режиме технологии критического мышления важна не
только с точки зрения решения содержательных, предметных задач, но и как сам процесс, где школьники отслеживают развитие собственных представлений, способностей к деловому и культурному взаимодействию.
«Техника постановки вопроса»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводиться приемам, формирующим работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Мысль остается живой только при условии, что ответу стимулируют дальнейшие вопросы. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
Прием «тонкие» и «толстые» вопросы может быть использована на любой их трех стадий урока. Если пользоваться этим приемом на стадии вызова, то это будут вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии осмысления содержания – способ активной фиксации вопросов по ходу работы на уроке. При рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
Таблица «тонких» и «толстых» вопросов


«Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы
Кто…?
Что…?
Когда…?
Может…?
Будет…?
Мог ли…?
Было ли…?
Согласны ли вы…?
Верно ли…? Дайте три объяснения, почему…?
Объясните почему…?
Почему вы думаете…?
Почему вы считаете…?
В чем различие…?
Предложите, что будет, если…?
Что, если…?
По ходу работы с таблицей в левую колонку записываются вопросы, требующие простого, односложного ответа. В правой колонке – вопросы, требующие подробного, развернутого ответа.
«Ключевые термины»
На моем уроке музыки в 5 классе по теме «Вторая жизнь песни» учащимся был предложен методический прием «Ключевые термины». Выбираются 4-5 термина по данной теме и прорабатываются учащимися.
1 вариант. Отводится 5 минут, чтобы методом мозговой атаки дать общую трактовку этих терминов.
2 вариант. Учащимся предлагается в группе или индивидуально составить свою версию предложения, рассказа, употребив все предложенные ключевые
термины (песня, куплет, припев, хор, концерт, осень). Например: Мы ходили на концерт. Там выступал хор. Он исполнял песню «Осень». Она состояла из куплета и припева.
«Синквейн» - «пять»
Происходит от французского « cing» – пять. «Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует от учеников вдумчивости и богатого понятийного запаса. Синквейн – это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществляет рефлексию на основе полученных знаний» [4, c.37].
Это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила написания синквейна:
1 строка – заявлена тема или предмет стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным.
2 строка – дается описание темы в двух словах, имя прилагательные.
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголы.
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к данной теме.
5 строка – одно слово, синоним первого, повторяющее суть темы, предмета.
(Работа в группах, парах или индивидуально)
Следуя этим правилам, учащиеся составили такие синквейны, например:
Песня Вальс
Красивая, душевная Торжественный, мелодический
Поможет, успокоит, настроит Радует, веселит, кружит
Песня – это лучшее лекарство Вальс уносит в небеса
Жизнь! Волшебство
Романс
Тихий, добрый
Успокаивает, привлекает, учит
Лекарство от душевной боли
Сердце!
Приемы обратной связи
Ценность этого технологического приёма заключается в том, что позволяет учащимся кратко и всесторонне выразить собственную позицию по изученной теме. Учителю необходимо знать, насколько качественно усвоен классом новый материал. Опросы, самостоятельные работы, тесты занимают или много времени, или не всегда позволяют оценить, насколько свободно владеет материалом ученик, насколько осознанно он воспринял его. В данном случае учащимся предлагается написать четыре предложения, отражающие следующие четыре момента : 1 – позиция (в чём заключается ваша точка зрения) – я считаю, что… 2 – обоснование (на чём вы основываетесь, довод в поддержку вашей позиции) – …потому, что… 3– пример (факты, иллюстрирующие ваш довод) – …например… 4 – следствие (вывод, что надо сделать, призыв к принятию вашей позиции) – …поэтому… Данная формула развивает у учащихся умение анализировать материал,
рассуждать, самостоятельно находить подтверждения своим предположениям, аргументировать собственную точку зрения.
Технология критического мышления это стартовая, но не конечная точка мыслительного процесса.
Используя в своей работе эту технологию, мы работаем в русле требований ФГОС. Согласно им основными чертами проведения современного урока музыки является развивающий характер музыкальной деятельности, обеспечивающей такое общение, при котором ведущую роль играет само искусство, а учитель стимулирует совместный поиск нестандартных решений, вскрывающий смысл существования музыки в жизни каждого человека и общества в целом.
Используя различные технологии, нельзя забывать, что, исходя из специфики предмета «Музыка», в Федеральном стандарте «Особое внимание уделяется приобретению компетентности слушателя и исполнителя;…» А все остальное – потом. Поэтому главное, на мой взгляд, - это содержание музыкального произведения. А следовательно умение учителя помочь ребенку « прочитать» текст – услышать, почувствовать, осознать, принять,…. Само произведение диктует формы и методы работы. Вот несколько примеров.
1- При знакомстве с жанром марша и его разновидностями можно просто рассмотреть марш как определенный устоявшийся в музыке жанр. Различать военные, спортивные, траурные марши. Найти общие для них черты. Но можно построить «наоборот». Поставим ребенка в воображаемую жизненную ситуацию: - Пришла беда, надо защищаться, ты должен объединить людей, ЧТО ты сделаешь? – Крикну, созову всех…- Ну и кричи, созывай. Все услышат твой призыв? – Тогда возьму трубу, сыграю «зов»…. Ребята «выращивают» интонацию зова, как необходимость собрать всех вместе….-Итак – все собрались. Очень много людей. Идем в поход. Ты возглавляешь людей – все идут за тобой. Ты ушел вперед, другие позади и тебя не видят, некоторые отстали или вообще пошли в другую сторону. Все идут бесформенной толпой, мешая друг другу…-Что делать?...- Надо сочинить марш!
Творческий «эксперимент» заключается в том, чтобы самим из «россыпи» звуков создать обобщенную ритмо - интонацию.
2- А. П. Бородин Квартет № 2 (Ноктюрн)
Наша задача – воспринять и осознать образы этого произведения, соотнести это с жанром, в котором написана данная часть квартета, вспомнить состав струнного квартета….. Для этого организовывается работа в группах.
1 группа получает задание поработать со словарем эмоциональных терминов Ражниковой и через слово дать характеристику музыке.
2 группа работает с цветовой палитрой, создает зримый образ музыки.
3 группа, опираясь на иллюстрацию с изображением инструментов симфонического оркестра, выявляет состав исполнителей. Надо сказать, что при первом прослушивании был дан вариант в исполнении Лондонского филармонического оркестра. И это усложнило задачу.
Каждая группа представила результаты своей деятельности, прошло обсуждение – дискуссия, повторное слушание. В заключение я предлагаю определения нескольких музыкальных жанров, а дети выбрали нужное. В результате все поставленные задачи были решены.
3- Ф. Шопен Этюд № 12
Чтобы полнее принять и осмыслить образы этого произведения, я читаю фрагмент из письма Ф. Шопена: «Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как хочется. В гостиных претворяюсь спокойным, а вернувшись домой – бушую за фортепиано»…..Слушаем этюд….- Что услышали?...Мы как будто оказались на площади, загроможденной баррикадами. Слышим возгласы ораторов, гнев повстанцев. А кто услышал – оратор закончил свою речь?….дети высказывают и аргументируют свое мнение и мы повторно слушаем финал, последние такты….- Что услышали? … -Там как будто бы нет последнего аккорда, речь внезапно оборвалась… -Чем заканчивается этюд? – паузой. - Пауза обычно бывает внутри произведения. А здесь? Почему…?Ответов множество и каждый отражает какие то новые грани образа этого мощного произведения.
4- Концерт. П. И. Чайковский Концерт № 1 для фортепиано с оркестром
Этот прием позаимствован мной из книги М. С. Казиника «Тайны гениев 2». Наша цель – принять и осознать образы музыки П. И. Чайковского и познакомиться с новым для третьеклассников музыкальным жанром. После разучивания украинской песни «Веснянка» слушаем музыку Чайковского. Говорим о музыке, о том, что солистом является фортепиано…..Я говорю, что это произведение называется КОНЦЕРТ для фортепиано с оркестром.На слайде презентации появляется значение слова на итальянском и латинском языках, а так же определение жанра. Обращаем внимание на противоположное значение слова КОНЦЕРТ в итальянском и латинском языках.
-Как же так? Почему такое стройное произведение носит название, несущее в себе одновременно и согласие и состязание?...А ведь в мире все так! И в природе так! (приводим примеры). Все в гармони, и все в движении, состязании. – Давайте построим модель нашего мира. (делимся на группы).
1 группа утверждает, что все в мире устроено так: па-да-ДА, па-да-ДА, па-да-ДА…
2 группа говорит, что все совсем наоборот: ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да… Сначала свое утверждение проговаривает одна группа, а затем другая. Вот вам и конфликт – состязание. А теперь вместе, но не сразу:
1 - па-да-ДА, па-да-ДА, па-да-ДА…
2- ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да… А это уже согласие!
Но ведь есть и другое мнение.
3 группа говорит: та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…
4 группа утверждает: век-вра-ща-ют-сяпла-не-ты, век-вра-ща-ют-сяпла-не-ты…. А теперь все вместе:
1 - па-да-ДА, па-да-ДА, па-да-ДА…
2- ПА-да-да, ПА-да-да, ПА-да-да…
3 - та-ти-та-ти-та-ти-та-ти…
4 век-вра-ща-ют-сяпла-не-ты, век-вра-ща-ют-сяпла-не-ты…
Потрясающее ощущение от этого звучания! Что это? КОНЦЕРТ нашей ВСЕЛЕННОЙ!.......ВОТ ТАК !!!!!!!!!!