Статья «Повышение уровня познавательной активности учащихся на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий»


«Повышение уровня познавательной активности учащихся
на уроках английского языка через использование современных образовательных технологий»
Осадчая Валентина Васильевна,
учитель английского языка,
высшей категории,
ШГ №6 им.Абая Кунанбаева,
г.Степногорск, Акмолинская область
Обучение иностранному языку является одним из приоритетных направлений современного школьного образования. Учитель, стремящийся сделать процесс обучения максимально познавательным и увлекательным для ученика, постоянно находится в процессе поиска.
Значимыми для меня характеристиками урока в современных условиях являются:
целеполагание (практические цели выступают как ведущие);
коммуникативная направленность процесса обучения;
наличие мотивации изучения языка;
выбор оптимальных (для каждого класса) приемов и методов обучения;
использование таких форм, в которых активно участвует каждый;
создание благоприятного психологического климата.
Исходя из целей и задач, поставленных перед учителем английского
языка, стремлюсь дать ученикам не только знания по предмету, но и осуществлять их практическую направленность, активное применение их в реальной жизни.
Предлагаю взгляд учителя-практика на возможность их реализации в условиях современного урока английского языка. Передо мной стоит задача поиска особых подходов в ходе педагогического взаимодействия с детьми, таких технологий, при которых каждый бы ученик раскрыл свою индивидуальность, свои способности.
При выборе методов, средств и приемов обучения использую элементы технологий: личностно-ориентированного обучения; обучения в сотрудничестве; коммуникативного обучения иноязычной культуре; информационно-коммуникационные технологии; метод интерактивного обучения, игровые технологии. Применяя на уроках технологию личностно-ориентированного обучения, в начале уроком я ставлю цель, чему сегодня ученик научится, а конце урока, каждый должен ответить себе, чему он сегодня научился, чего он не знал или не мог делать еще вчера. Стараюсь вовлечь учащихся в активную творческую деятельность на уроке, включаю ученика в реальную языковую коммуникацию, в информационный обмен, моделирую ситуацию. Совместная работа как раз и дает хороший стимул для познавательной деятельности, для коммуникации.
Например.7 класс: при прохождении темы «Reading for pleasure» по тексту «The story of Merrymind» учащиеся знакомятся с разными мнениями людей о дружбе, доброте, семейных отношениях и выражают свое отношение к прочитанному.
11 класс: урок - диспут по теме «Relationship. Personality” (Социализация личности в обществе)
8 класс: ролевая игра «Applying for a job” (Приём на работу)
Время диктует необходимость перехода школы от принципа «обучения на всю жизнь» к принципу «обучение на протяжении всей жизни». В школу пришёл интерактивный метод обучения. Интерактивное обучение - это способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности обучающихся. Учащиеся взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблем.
Среди основных принципов интерактивного обучения применяю на уроках: диалогическое взаимодействие, работу в малых группах на основе сотрудничества, ролевую игру. Приведу примеры приемов и методов интерактивного обучения для формирования и совершенствования языковой компетенции на своих уроках. Используя на уроках технологию обучения в сотрудничестве, создаю условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Создать ситуации общения мне помогает подход обучения в сотрудничестве, который называется Jigsaw .
Например, при работе над темой «Travelling» учащиеся организуются в группы по 5-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты: путешествие по морю, в самолете, в поезде, пешком, на машине или выбор маршрута, заказ билетов, сбор багажа, заказ гостиницы, пр. Вся лексика по теме, усвоена в ходе предыдущей работы на других уроках. Поэтому на данном уроке идет чисто речевая практика. В конечном результате этой интерактивной деятельности учащихся на уроке, учитель может задать любому ученику и группе вопрос по теме, либо учащиеся проходят индивидуальный контрольный срез, который и оценивается.
Технология «Групповой рассказ» используется мной достаточно часто, особенно при отработке грамматических времен. Каждый ученик добавляет одно предложение к уже начатому рассказу. Через минуту лист с незаконченным рассказом передается дальше по кругу. Рассказы получаются неожиданными и смешными.
Интегрирование Интернет-ресурсов в материал уроков и их использование во внеклассной работе - это приобретение реального опыта межкультурного общения на иностранном языке, обогащение знаний об истории и культуре родной страны и стран изучаемого языка, развитие умений ориентироваться в современной иноязычной информационной среде.
Вот несколько примеров организации работы с материалами Интернет.
Тема раздела учебника «CODE Green B1+», изд. «Macmillan» “Holidays with a difference” 11кл. Цель: развитие навыков поискового чтения с целью извлечения конкретной информации и чтения с полным пониманием прочитанного, развитие навыков аудирования, письма и говорения.
1 этап Просмотр презентации ”Australia”
Учащиеся заносят в карточку информацию о месте расположения, отличительных особенностях, столице, языке, деньгах, климате, достопримечательностях, возможных способах проведения свободного времени, традиционной еде. Затем отвечают на вопросы по стране, используя сделанные ими записи.
2этап Работа в группах.
Посетить сайт http://www.lonelyplanet.com/инайти информацию о стране/месте, куда они бы хотели поехать. Информацию они должны занести в таблицу.
3 этап Проект- реклама. Учащиеся должны сделать описание выбранного ими места проведения каникул и оформить информацию для других туристов в виде проекта выполненного в программе Power Point.
На уроке английского языка учащиеся овладевают многими метапредметными умениями. Используя средства интеграции английского языка с другими учебными предметами (литературой, историей, биологией, географией и др.) учитель помогает в развитии мотивации и интереса к познавательной деятельности. Ни один учебный предмет, пожалуй, не обладает в этой работе такими возможностями, как иностранный язык. Уже много лет, начиная с раннего возраста, мы обучаем детей проектно-исследовательской деятельности.
Это прекрасная возможность для формирования метапредметных связей. Например
Английский + Информатика: Компьютеры в нашей жизни (презентаций)
Английский + Биология: презентации о домашних питомцах, рефераты о
исчезающих животных из Красной книги
Готовясь к празднику в рамках недели английского языка, традиционно проводимой в нашей школе в сентябре, дети, изучая обычаи и традиции другой страны, учились готовить по английским рецептам, что кроме пользы, принесло и массу удовольствия. Таким образом, осуществляются метапредметные связи - дети учатся самостоятельно рефлексировать полученные знания и навыки в своей собственной жизни.
Метод проектирования позволяет создавать на уроке исследовательскую, творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечен в активный творческий познавательный процесс на основе сотрудничества.
Благодаря применению проектной технологии у меня повысилось качество знаний и успеваемость учащихся. Практическая значимость проекта определяется тем, что он имеет четко выраженный практико-ориентированный характер. Важно, что в работе над проектом дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активность обучаемых.
Примером одно из проектов является проект, выполняемый учащимися 9-х классов «Fashion», «Transport». 10-е классы охотно берутся за социально-значимые темы «Музыка и языки», «Мобильные средства связи»; «Обучение за границей: преимущества и недостатки».
Например, перед изучением темы «Technology and communication» раздела № 10 УМК «CODE Green B1+», изд. «Macmillan» в 9 классе я показываю картинки с изображением людей (.№1-пишет письмо, «2-разговаривает по мобильному телефону;№3 -разговаривает по обычному дом. телефону; №4- отправка SMS через интернет). Задаю вопрос «Что это значит?» Высказав различные предположения, они пришли к выводу, что мы собираемся говорить по теме «Роль современных средств коммуникаций в нашей жизни». Вызов был подхвачен, и ребята, разделившись на группы, начали готовиться к проектам.
На этапе «осмысления» уже рассуждаем по-другому: какие способы и средства связи существуют, преимущества и недостатки того или иного средства связи. Здесь обдумывается информация, привлекаются имеющиеся у ребят знания, и они вовлекаются в изучение нового содержания. Они делятся мнениями, что быстрее, удобнее. Главное - они начинают раскрывать свои возможности, выражать именно свои мысли. Пусть они ошибаются, но они говорят, и это главное.
На этапе «рефлексии» происходит возврат к результатам, сравнение первоначальных знаний с новыми знаниями, они анализируют преимущества того или иного того или иного средства связи, говорят об их недостатках.
В работе также использую такие средства обучения как: электронные учебники , ресурсы на CD/DVD: учебные видео , электронные тексты, Интернет-ресурсы и др.
Использование современных образовательных технологий позволяет мне
реализовывать поставленные цели: повышение качества образования учащихся, сохранение здоровья учащихся, построение личностно-ориентированного обучения, творческого развитие и саморазвитие учащихся, их жизненное самоопределение, адаптация выпускников школы в современном информационном обществе.
Таким образом, комплексное использование в учебном процессе всех вышеназванных технологий стимулируют личностную, интеллектуальную активность, развивают познавательные процессы, способствуют формированию компетенций, которыми должен обладать будущий специалист.
Выпускник школы должен отвечать запросам времени: быть жизненно целеустремлённым, иметь широкий кругозор, обладать гибким мышлением, уметь жить в условиях рынка и информационных технологий. И мы педагоги должны не только дать, необходимые для современного человека знания, но и научить применять их в условиях быстро меняющегося мира.