Урок здоровья Будь здоров!5 шагов к здоровью

«Будь здоров! 5 шагов к здоровью»




\



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Устьянская СОШ


















УРОК ЗДОРОВЬЯ
«БУДЬ ЗДОРОВ!
5 ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ»






Урок здоровья «БУДЬ ЗДОРОВ!5 ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ»
(устный журнал)
Цели урока:
Обучающие : познакомить учащихся с основными правилами ЗОЖ.
Развивающие: развивать умения применять полученные знания в повседневной жизни.
Воспитательные: воспитывать стремление беречь и укреплять здоровье.
Учебная задача: узнать, почему здоровье так необходимо человеку
План урока.
І. Организационно - мотивационный этап.
ІІ. Изучение нового материала.
ІІІ. Этап проверки усвоения знаний.
ІV. Подведение итогов.
V. Рефлексия.

Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки со словами, памятки о режиме дня, картинки с моментами режима дня, картинки предметов личной гигиены, памятки с правилами питания, карточки с заданиями, сравнительная таблица о питании.

Ход занятия:
І. Организационно - мотивационный этап.

Организация учащихся, настрой на работу.
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте!
Мы друг другу сказали:
Здравствуйте!
И как будто светлее на улице стало.
Этим, словом здоровья мы всем пожелали!
А вроде совсем ничего не сказали.

- Какое пожелание передали мы друг другу? (Ответы учащихся)
- Да, мы пожелали друг другу доброго здоровья.

-Давайте улыбнёмся друг другу, гостям и начнём наш урок здоровья

Сообщение темы и цели урока.

- Скажите, откуда дети и взрослые узнают новости? (ответы детей)
- Правильно, смотрят телевизор, слушают радио, ищут нужную информацию в сети Интернет, они читают книги, газеты, журналы.
- Вот и мы с вами сегодня отправимся в путешествие по устному журналу
ЗДОРОВЬЕ.
- Посмотрите внимательно на доску и попробуйте спрогнозировать, о чем
можно узнать в журнале ЗДОРОВЬЕ?
- Правильно, о здоровье, а именно:
1) о гигиене
2) о режиме дня
3) о питании
4) о физкультуре и спорте
5) о вредных и опасных привычках
И тема нашего урока - БУДЬ ЗДОРОВ!5 ШАГОВ К ЗДОРОВЬЮ
Давайте вспомним девиз наших уроков
Дети читают хором: Я здоровье сберегу, сам себе я помогу!
- А что такое здоровье? Посмотрите, на обложке журнала цветок ЗДОРОВЬЯ. Давайте узнаем у цветка.
(На доске открывается цветок, дети по очереди нажимают на лепестки, они переворачивается, и дети читают то, что написано на обратной стороне лепестков.)
Здоровье – это красота.
Здоровье – это сила и ум.
Здоровье – это самое большое богатство.
Здоровье – это то, что нужно беречь.
Здоровье нужно всем – и детям, и взрослым, и даже животным.
Здоровье – это долгая счастливая жизнь.
Здоровье – это когда ты весел и у тебя всё получается.
- Ребята, для чего человеку нужно быть здоровым?
- Верно, для того, чтобы сделать в жизни много полезного и для себя, и для близких людей, и для страны.
Выберите слова для характеристики здорового человека:
Красивый сутулый сильный ловкий бледный румяный стройный толстый крепкий неуклюжий подтянутый (карточки прикреплены на доске, дети выходят и по очереди снимают карточки с плохими качествами)
Каждый человек хочет быть красивым, стройным, здоровым. Но такой человек должен обязательно соблюдать Правила здорового образа жизни.
О чем нам предстоит узнать?
- Молодцы! Именно о правилах ЗОЖ, и о том, как и для чего их нужно соблюдать.
Учитель открывает цели урока на доске:
1) изучить основные правила ЗОЖ
2) понять, для чего нужно соблюдать правила ЗОЖ
-А достичь поставленных целей нам поможет журнал ЗДОРОВЬЕ, где каждая страничка журнала будет рассказывать о правилах ЗОЖ


ІІ. Изучение нового материала.

И первая страница нашего журнала «Чисто жить – здоровым быть!»
-Вспомним известные строки из стихотворения К.И. Чуковского «Мойдодыр»: Вдруг в кабинет вбегает грязный мальчик. Сценка про Мойдодыра
Мальчик:
Одеяло убежало, улетела простыня,  И подушка, как лягушка ускакала от меня.
Учитель:
Что с тобой случилось, Расскажи, что приключилось?
Мальчик:
За мной мчится Мойдодыр – Всех мочалок командир!
Мойдодыр:
Где тут гадкий, где тут грязный Неумытый поросёнок?
Учитель:
Подожди, Мойдодыр, не ругайся И на мальчика так не бросайся!
Мойдодыр:
Долго мне пришлось терпеть И на грязь его смотреть. Все ребята просыпаются И, конечно, умываются. Он один не умывался, А грязнулею остался! Он же мыла не берёт, А хватает бутерброд! Даже после туалета Он ко мне заходит редко!
Учитель:
Мойдодыр! Во всём ты прав! Мальчика с собой бери И в порядок приведи!
-Почему от мальчика сбежали вещи?
А вы догадались, как можно назвать этого мальчика?
(Неряха, грязнуля.)
- Правильно. Что надо делать, чтобы не стать похожим на этого мальчика?
(Мыть руки, умываться, мыться, чистить и стирать одежду, расчесываться.)

- Как грязнуля вернул свои вещи в сказке «Мойдодыр»?

- А теперь давайте проверим, как вы знаете правила заботы о чистоте своего тела. Я буду начинать, а вы продолжайте.

Игра «Рифмы».

- В кране нам журчит водица:
«Мойте чище ваши » (лица)

-Разгрызёшь стальные трубы,
Если чисто чистишь . (зубы)

-Превратятся скоро в когти
Неподстриженные (ногти).

- В бане целый час потела –
Лёгким, чистым стало .. (тело).

- Объявили бой бациллам:
Моем руки чисто с (мылом).

Мойдодыр возвращается с чистым мальчиком, вручает учителю посылку

Дорогие ребята!
Я привез вам посылку. В ней находятся интересные загадки и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать загадки. Желаю удачи. До свидания.
-Отгадайте, что там лежит?
Лёг в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)

Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было – Что, ребята? (Мыло)

На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)

Вытираю я, стараюсь
После бани паренька.
Всё намокло, всё измялось –
Нет сухого уголка. (Полотенце)

Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)

-Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик!
(Ножницы)

Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)

Мудрец в нем видит мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нем видела овца,
А обезьяна – обезьяну.
(Зеркало)
Если не отгадают
Я увидел свой портрет.
Отошёл – портрета нет. (Зеркало)


(По ходу работы учитель достает кусок мыла, зубную щетку, носовой платок, расческу, полотенце, зеркало, щетку для чистки одежды.)
-Ребята, вы знакомы с этими предметами? Для чего они нужны?
- Все эти предметы личной гигиены.
Работа с классом (На доске две картинки: семья, школьник.)
Учитель:

-Какими из этих предметов должен пользоваться только один человек, а какими может пользоваться вся семья? (По ходу ответов детей, учитель прикрепляет на доску картинки предметов в две колонки и обсуждает с детьми правильность выбора). Вы должны помнить, что мочалка, зубная щетка, расческа и полотенце – это предметы индивидуального пользования. А вот зеркалом, мылом, ножницами может пользоваться вся семья.

Ученик:
М.Котин «Пугалки»

Кто зубы не чистит, не моется с мылом,
Тот вырасти может болезненным, хилым,
Дружат с грязнулями только грязнули,
Которые сами в грязи утонули.
Из них вырастают противные бяки,
За ними гоняются злые собаки.
Грязнули боятся воды и простуд,
А иногда вообще не растут.

Учитель:

- А как же наша одежда?
- Свою одежду тоже нужно содержать в чистоте. В нашей школе есть закон: «Вход неряхам запрещён». «Кто аккуратен, тот людям приятен!».
А чтобы выглядеть аккуратным, нужно потрудиться.
Iгруппа
Игра «Утренняя эстафета» в группах (карточки - набор 2)
Группа получает набор карточек с картинками различных действий, которые человек должен выполнять по утрам.
Вы будете работать дружно, сообща. Ваша задача внимательно рассмотреть картинки и расположить по порядку в последовательности выполняемых вами действий по утрам. Учитель определяет правильность последовательности. Проверка - слайд
II группа
Составь из слов правила личной гигиены
Разрезное полотно (4 разных цвета)
Умываться
по утрам
и
вечерам

Чистить
зубы
нужно
2 раза в день

Ежедневно
расчесывать
волосы


Стричь
вовремя
ногти


Проверка - слайд
IIІ группа
- Давайте сделаем вывод всего того, о чем мы с вами говорили, а для этого с помощью ключа расшифруйте его.
12 6 10 11 8 11 1 – 5 1 7 8 3 5 4 8 9 8 2 13 14 !

Ключ к разгадке
А В Г Д З И Л О Р С Т Ч Ь Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

Чистота – залог здоровья!
Проверка - слайд

Учитель: Какое правило, мы с вами изучили?

Забота о чистоте своего тела
Верно:
Запомнить нужно навсегда
Залог здоровья – чистота?

Ну что продолжим путешествие?

Страница «Слабеет тело без дела»

Учитель:

- Если будешь ты стремиться
Распорядок выполнять-
Будешь лучше ты учиться,
Лучше будешь отдыхать.

А вот многие из вас не умеют выполнять распорядок дня, не берегут время, зря тратят не только минуты, но и целые часы.
А чтобы научиться беречь свое время, нужно правильно организовать свой режим дня.

- А что такое режим дня? (ответы детей)

Режим дня – это определенный ритм жизни, чередование различных видов деятельности, отдыха, сна, питания, это ваша внешняя и внутренняя организованность, залог вашего здоровья и успеха. Кто в детстве справится с режимом дня, тот в жизни сможет преодолеть многие трудности и жизненные проблемы. Многие ребята не любят слово «режим». Им кажется, что взрослые, таким образом, хотят ограничить их свободу и самостоятельность. Но это не так.



РЕЖИМ ДНЯ ШКОЛЬНИКА
7.00. 7.10- подъём, уборка постели
7.00.-7.20.- зарядка
7.20.-7.30.- утренний туалет
7.30.-8.00.- завтрак
8.00.-8.30.- дорога в школу
8.30.-13.30.- занятия в школе
13.30.-14.00.- обед
14.00.-15.00.-отдых, прогулка, посещение секций, кружков.
15.00.-16.30.- выполнение домашнего задания.
16.30.-17.00.- полдник.
17.00.-18.30.- вечерняя прогулка, помощь по дому.
18.30.-19.00.- ужин.
19.00.-21.00.- спокойные игры, телепередачи.
21.00.-21.30.- подготовка ко сну
21.30.-7.00.-сон.

- Как правильно составить режим дня? (ответы детей)

- Запомните, труд и отдых должны чередоваться. Чередование труда и отдыха улучшают работоспособность, приучают к аккуратности, дисциплинируют человека, укрепляют его здоровье. Правильно организованный режим дня поможет вам разумно расходовать свои силы, привить полезные привычки, укрепить волевые качества.
- Ребята, давайте попробуем сейчас с вами составить ваш режим дня, то есть режим дня школьника, в котором совпадают у всех основные действия.
Игра «Расположи по порядку» (работа в группах-3 группы)
Каждая группа получает по 5 магнитных карточек с режимными моментами и по 5 магнитных картинок с режимными моментами

Сначала работают в группах, затем учитель задает вопрос, учащиеся по очереди прикрепляют на доску. В итоге получается режим дня с режимными моментами в картинках.
Проверка – слайд (Проверка со слайдом, исправление ошибок.)
Учитель:
-Ребята, кто придерживается данного режима дня?
(ответы детей)
-Я думаю, что именно про вас написал стихотворение замечательный писатель Баруздин «Время», и ребята нам его прочитают.
Ведут часы секундам счёт,
Ведут минутам счёт.
Часы того не подведут,
Кто время бережёт,
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать,
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
Успеет встать он за станок,
За парту в школе сесть.
С часами дружба хороша!
Работай, отдыхай,
Уроки делай не спеша
И книг не забывай!
Чтоб вечером, ложась в кровать,
Когда наступит срок,
Ты мог уверенно сказать
-Хороший был денёк!

Учитель: Какое второе правило, мы с вами изучили?

Соблюдение режима дня

Верно:
Соблюдая режим дня, здоровым будешь ты всегда!
Учитель:
Поработали, ребятки,
а теперь все на зарядку!
Физминутка (проводит ученица под музыку)
Все собрались? Все здоровы? Бегать и играть готовы? Ну, тогда подтянись, Не зевай и не ленись, На разминку становись! Мы поставили пластинку и выходим на разминку. Начинаем бег на месте, Финиш метров через двести. Раз, два, раз, два, Закружилась голова. Хватит, хватит, прибежали, Потянулись, подышали. Вот мы руки развели, словно удивились. И друг другу до земли в пояс поклонились. Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились. Ниже, дети, не ленитесь - Наклонитесь, улыбнитесь. Выдох - вдох, выдох - вдох, Надо нам присесть и встать, И на месте поскакать. На носки, потом на пятки, Вот и кончилась зарядка!
- Мы переходим на следующую страницу нашего журнала.
Страница «Занимайся, закаляйся, и болеть не собирайся!»

- Однажды учёные поставили эксперимент. Одной группе участников был предложен комплекс физических упражнений, а другой предстояло пролежать 20 дней неподвижно. Всего 20 дней. И что получилось? У тех, кто лежал, появилось головокружение, они не могли долго ходить (им было тяжело дышать), пропал аппетит, они стали плохо спать, снизилась работоспособность

-Итак, чтобы быть здоровым надо заниматься спортом, закалять свой организм.
- А какими видами спорта занимаетесь вы и почему выбрали именно его.
Отгадав загадки, вы, ребята, узнаете, какие виды спорта полезны для здоровья:

1. Два берёзовых коня Через лес несут меня. Кони эти рыжи, А зовут их (Лыжи)
2. Мчусь, как пуля, я вперёд, Лишь поскрипывает лёд. Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (Коньки)
3. Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через два К, И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я (Хоккей)
4. Что за невод во дворе? Не мешал бы ты игре, Ты бы лучше отошёл Мы играем в. (Волейбол)
- Итак, физические упражнения необходимы. Но нужно еще закаляться.
Расскажите, как вы закаляете свой организм.
Закаляйся!
Дети:
а) Крепким стать нельзя мгновенно,
Надо закаляться постепенно.
б) Утром бег и душ бодрящий!
Как для взрослых, настоящий!
в) На ночь окна открывать,
Свежим воздухом дышать.
г) Ноги мыть водой холодной
и тогда микроб голодный
вас вовек не одолеет!
д) Летом нужно загорать.
Кожа от солнца у вас загорает,
И под влиянием солнца лучей
Д – витамин образуется в ней.
е) Чтобы были вы красивы,
Чтобы не были плаксивы,
Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, горело,
Чтобы громче пелись песни,
Жить, чтоб было интересней,
Нужно сильным быть, здоровым –
Эти истины не новы.

Учитель: Попробуйте сформулировать третье правило ЗОЖ?

Закаливание и занятия спортом
Верно:
Спорт – забава,
Спорт – здоровье,
Спорт – игра,
Физкульт – Ура!

Итак, физические упражнения, закаливание необходимы, но нужно еще выполнять профилактические упражнения, например такие, как вы это делаете на уроках.

Гимнастика для глаз.
Страница «Питайся правильно - и лекарство не надобно!»
В класс входит Карлсон
Карлсон:
Пообедал я отлично этим джемом земляничным. Третью банку съел с утра. А теперь лететь пора.
(Ищет кнопку на животе, но мотор не заводится, хватается одной рукой за голову, а другой за живот)
Мама! Что же такое творится? Мотор мой не хочет никак заводиться.
Учитель: Карлсон, что же произошло с тобой?
Карлсон:
Я обкушался варенья, а ещё было печенье. Торт и множество конфет. Очень вкусным был обед. А теперь мотор заглох Ох, зачем я ел пирог?
Учитель:
Ребята, какой совет можно дать Карлсону? Какой должна быть пища? Оставайся у нас на празднике, Карлсон, и ты узнаешь много полезного для здоровья.
Я предлагаю поиграть в игру  “Какая пища укрепляет здоровье, а какая разрушает?” Если я назову полезные продукты, то вы хлопаете в ладоши, а если вредные для здоровья, то закрываете лицо руками: “Рыба, чипсы, кефир, пепси, морковь, фанта, яблоки, торты, лук, капуста, груши, шоколадки.”
Молодцы, ребята! Подведем итог нашей игры.
Посмотрите на доску, у меня на доске карточки с названием продуктов. Вы должны их разделить на две группы: полезные и неполезные для здоровья.
Продукты: молоко, мясо, рыба, овощи, фрукты, фанта, чипсы, кириешки, роллтон, жвачка.
– Ребята, с пищей человек получает все вещества, необходимые для роста и развития организма, и для пополнения затраченной энергии. А знаете ли вы, что нужно для роста молодого организма? (ответы детей)
Верно! И особенно полезно употреблять витамины.
(выбегают витаминки – 5 человек)
Каша – это хорошо, а с витамином лучше.
Как поесть и что поесть вас сейчас поучим. (витамин Е)
- Мы сестрички - витаминки АВС и Е и Д
Очень многие продукты есть советуем тебе. (витамин Д)
- Ешьте печень и желток, и морковь, и рыбу
Чтоб вы вырасти могли, видеть все могли бы. (витамин А)
- Черная смородина, и шиповник, и лимон
Как полезен нам всем он! (витамин С)
- Витамины группы В мы советуем тебе
Они в гречневой крупе, черном хлебе обитают,
Укрепляют аппетит, памяти нам добавляют. (витамин В)
Учитель:
Здоровое питание - одна из основ здорового образа жизни. Какое питание можно считать здоровым?

Разнообразное Однообразное
Богатое витаминами Богатое сладостями
Регулярное От случая к случаю
Без спешки Второпях
(на доске карточки дети снимают плохие)
Организму для роста и развития нужна разнообразная пища, богатая витаминами. Однако, для того чтобы она хорошо усваивалась, надо соблюдать некоторые правила.
Давайте сейчас с вами прочитаем золотые правила питания. Но проблема в том, что слова в этих правилах склеились. Вы должны очень постараться, чтобы прочитать эти правила. Итак, начнем. Каждой группе я даю по два правила.
I группа (1,4); IІ группа (2,5); IІІ группа (3,6)
Есть необходимо каждый день в одно и то же время.
Перед едой надо вымыть руки с мылом.
Есть надо продукты, полезные для здоровья.
Есть не торопясь.
Не объедаться.
Сладости только после основной еды.
Проверка: слайд
Учитель:
-Назовите четвертое правило ЗОЖ?
правильное питание
Верно:
Будем правильно питаться. И силенок набираться.  Чтоб здоровье сохранить, Будем с фруктами дружить.
Учитель:
Молодцы, вы справились с заданием, а впереди у нас последняя страница
Страница «Кто курит табак – тот сам себе враг»
- Есть такие вещи, которые не просто вредны (вредно переедать, вредно есть много сладкого, вредно мало двигаться, вредно долго сидеть у телевизора, компьютера), но и опасны для жизни. Это такие вещи как табак, алкоголь, наркотики.
- Кто знает, что это такое? (ответы).
- К сожалению, почти у всех людей есть вредные привычки. К ним относится курение. Закурить первую в жизни сигарету многие ребята пробуют уже в 8 – 10 лет, а некоторые и раньше.

-В вашем возрасте курение замедляет рост и развитие некоторых органов.
- О других вредных привычках мы подробнее будем говорить на следующих занятиях. Но запомните, глоток шампанского у ребёнка может вызвать рвоту, головную боль, отравление. Наркотики вызывают нарушение памяти, мышления, меняется поведение и настроение, на коже появляются синяки, порезы, микротравмы. Всё это опасные для жизни и здоровья вещества, которые школьники категорически не должны употреблять
- И пятое правило ЗОЖ - это?
Отказ от вредных привычек

- Вот мы и закончили сегодня перелистывать страницы устного журнала «Будь здоров! 5 шагов к здоровью».

Ребята, а сейчас мы с вами выполним творческое задание. Каждой группе я раздам картинки-наклейки. Вы должны выбрать только те, которые относятся к ЗОЖ и наклеить их на баннер(0,4Ч0,6; соответствующий фон и название).
Этими работами мы с вами создадим диплом журнала ЗДОРОВЬЕ.

4. Подведение итогов:

- Вы всегда должны помнить, что здоровье – это самое главное богатство человека. Его нельзя купить ни за какие деньги и ценности. Его нужно беречь, соблюдая правила здорового образа жизни.
- Посмотрите на цели урока и скажите, достигли ли мы поставленных целей?
1) Сколько правил ЗОЖ мы сегодня с вами изучили?
2) Перечислите 5 основных правил ЗОЖ?
3) Поняли ли вы, для чего нужно соблюдать правила ЗОЖ?
Запомните на всю жизнь. Соблюдение правил ЗОЖ укрепляет здоровье, воспитывает волю и характер человека. Труден лишь первый шаг! Сделайте его!

- Какие выводы вы сделали для себя? (ответы детей)

Ученик 1:
Чтоб ты не был хилым, вялым, Не лежал под одеялом, Не хворал и был в порядке, Делай каждый день зарядку!

Ученик 2.
Позабудь про телевизор, Mapш на улицу гулять - Ведь полезней для здоровья Свежим воздухом дышать.
Ученик 3.
Нет плохому настроенью! Не грусти, не хнычь, не плачь! Пусть тебе всегда помогут Лыжи, прыгалки и мяч!
Ученик 4.
Хоть не станешь ты спортсменом, Это право не беда – Здоровый дух в здоровом теле пусть присутствует всегда!

- И наш урок я хочу закончить следующими строчками, вы послушайте их внимательно, это моё вам пожелание
Я желаю вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться:
Каждый раз перед едой,
Прежде, чем за стол садиться
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам.
И конечно, закаляйтесь-
Это так поможет вам!
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Если хочешь взрослым стать,
Надо раньше лечь в кровать.
Ляжешь после десяти-
Не успеешь подрасти
Я открыла вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить!

5.Рефлексия:
- Вам понравился урок? Всё ли вам удалось? Какие возникли трудности и почему? Задача этапа: мобилизовать учащихся на самооценивание и демонстрацию своего эмоционального состояния на уроке.
- Подумайте и попробуйте оценить свою работу на уроке при помощи цветных сердечков.
Если вы довольны своей работой – зеленое сердечко;
Если не очень – жёлтое сердечко;
Совсем плохо работали – красное сердечко.
- Приклейте выбранное вами цветное сердечко на белое общее сердечко, которое лежит у них на партах.









13PAGE 15


13PAGE 141615