Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе детского сада Откуда хлеб пришел


«Откуда хлеб пришел?»
Занятие в старшей группе детского сада
Программные задачи:
Учить детей отгадывать загадки, составлять связный рассказ по серии сюжетных картин, учить понимать литературные выражения, народные пословицы; активизировать в речи детей прилагательные , учить образовывать однокоренные слова, обогащать словарь детей; закреплять умение произносить фразы с разной силой голоса и в разном темпе.
Материал:
Картинки из серии «Откуда пришел хлеб»;стихи , чистоговорки ,загадки о хлебе, карточки к игре «С чем пекут пироги?»; запись песни русской народной, поднос с хлебобулочными изделиями.
Ход занятия.
Педагог произносит русскую народную пословицу «Хлеб—всему голова»
и предлагает детям объяснить ее значение:
--Почему и в каких ситуациях мы так говорим?
После объяснений детей педагог загадывает загадку:
Отгадай легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый
Что это?
(ответы детей).
--А теперь отгадайте еще загадку:
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили—
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна—в муку и тесто,
И его сперва месили, испекли—
И в магазине мы его себе купили.
Что это?
(ответы детей).
--Правильно ребята, эти загадки были о хлебе. А вот послушайте стихотворение о хлебе и ответьте, пожалуйста, на мои вопросы:
Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке!
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют!
--Скажите мне, пожалуйста, где можно купить хлеб?(В магазине.)Как называется специализированный магазин, в котором продают хлебобулочные изделия?(Булочная.)Какой хлеб покупают в булочной? Из чего пекут хлеб?(Из теста, которое делают из муки.)Откуда берется мука?(Перемалывают зерно, которое выращивают на полях.)
Перед детьми—иллюстрации из серии «Откуда хлеб пришел».
Желательно, чтобы были такие: трактор пашет поле, сеялка засевает зерно, в поле комбайн убирает колосья хлеба, зерно везут на элеватор и на мукомольный завод, хлеб пекут в пекарне, испеченный хлеб на прилавке магазина. Воспитатель задает детям вопросы: «Что происходит весной в поле? Какие машины пашут землю? Кто управляет трактором?
Как называется машина, которая сеет зерно? Какое зерно засевают? И т. д.
Физ.минутка
--Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю. Лежат зернышки в земле—темно, сыро, мягко. Пригрело солнышко, прошел дождик. Зернышки набухли, лопнули, и показались первые росточки. Пробили росточки землю и дотянулись к солнышку. Качаются на ветру, тянутся. Прошло время—ростки окрепли и появились колоски. Колосок из зернышка ржи какой?(Ржаной). Из зернышка пшеницы какой?(Пшеничный) Из овса какой?(Овсяный).Что необходимо для роста и созревания колосков?(Солнце, дождь и руки человека).
Педагог обращается к ребятам и просит двоих из них повторить выразительно стихотворение:
Котик, кот, иди, к доске,
Расскажи о колоске.
Кот. Колосок, мои друзья,
Он усатенький, как я. (Я. Аким).
--Ну вот, колоски и созрели. А теперь послушайте чистоговорку :
Не жалело солнце жара
Для хорошего загара,
И пшеница с рожью
Загорели тоже.
Чистоговорку дети стараются произносить с разной силой голоса и в разном темпе.
--Ребята, а что значит «Пшеница с рожью загорели тоже»? Какие машины убирают хлеб? Кто управляет комбайном? Куда везут обмолоченное зерно? Где из муки пекут хлеб? Люди каких профессий участвуют в производстве хлеба?
Затем воспитатель предлагает составлять связный рассказ по серии иллюстраций «Откуда пришел хлеб».
Варианты: рассказывают несколько детей (один начинает, второй продолжает, третий заканчивает); один ребенок составляет рассказ, второй, третий. Заслушиваются 2—3 рассказа. Затем, рассказы анализируются: что можно добавить к рассказам, о чем не рассказали?
Педагог произносит пословицу:
«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».
--Почему мы так говорим? (Много своего труда вложили люди разных профессий, чтобы хлеб оказался у нас на столе. А без труда не было бы хлеба.)А что еще можно испечь из муки? Послушайте загадку:
Он бывает с толокном,
С мясом, рисом и пшеном.
С вишней, с яблоком бывает.
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят,
По кусочку все съедят.
Что это? (пирог.)
Проводится дидактическая игра «С чем пекут пироги?»
--Пирог с капустой—какой? (Капустный.)Пирог с вишней--…(Вишневый.) С рисом--…(Рисовый) С мясом--…(Мясной.)
--Ребята, назовите ласково хлеб (Хлебушек!)
Включается русская плясовая, и педагог вносит в группу поднос с хлебом, баранками, печеньем, пирогами. Слойками, бубликами, пирожками, пряниками… и угощает детей: «Ешьте, ешьте, не стесняйтесь,
Угощайтесь, угощайтесь…»
Для детей устраивается чаепитие.