Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младшего школьника в условиях ФГОС НОО.

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младшего школьника в условиях ФГОС НОО.
Среди актуальных и значимых проблем дидактики всегда была и остается значимой проблема развития личности в процессе обучения.
Учебная деятельность в школе обязательна для каждого ребенка. Но к сожалению, осуществляется она далеко не всеми школьниками с охотой под влиянием положительной мотивации. А между тем и теорией и педагогической практикой    доказано, что обучение только по принуждению не имеет той силы ни в образовании, ни в формировании личности человека, которую приобретает оно при наличии интереса к знаниям, к познавательной деятельности в школе.
Как известно, большое значение в организации учебного процесса играет мотивация учения. Она способствует активизации мышления, вызывает интерес к тому или иному виду занятий, к выполнению того или иного упражнения.
Широкие возможности для активизации учебного процесса дает использование дидактических игр.
Такие игры помогают разнообразить уроки, повысить познавательную активность детей и учебную мотивацию. Играя, ребёнок увлекается, не замечает, что выполняет учебные задания, которые для многих (особенно для школьников 1–2-х классов) в традиционной организации вызывают не интерес, а негативные эмоции, те, в свою очередь, способствуют лишь снижению познавательной активности и трудоспособности.
Что касается частоты использования игр на уроках, то здесь следует быть осторожным. Слишком частое использование может привести к тому, что детям надоест играть и, в этом случае, результат будет достигаться противоположный. Поэтому организовывать урок-игру следует не чаще 1-2 раз в месяц, игровые же моменты можно и нужно применять на каждом уроке в начальной школе, будь то урок русского языка или урок труда.
Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудом, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющей просто удовольствие, имеют определенную цель. Да и сами по себе игры в этом возрасте становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют такие игры, которые с удовольствием играют и взрослые. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие человеку возможность проверить и развить свои способности, включающие его в соревнование с другими людьми.
Участие детей в таких играх способствует их утверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и другие полезные мотивационные качества, которые детям могут понадобиться в их будущей взрослой жизни
К новому типу игр, которые начинают привлекать повышенное внимание детей в младшем школьном возрасте, относятся и разнообразные спортивные игры. Помимо решения задач на развитие практического мышления эти игры укрепляют здоровье детей, вырабатывают смелость, настойчивость и другие полезные качества.
Игра мотивирует речевую деятельность, так как обучаемые оказываются в ситуации, когда актуализируется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать, чем-то поделиться с собеседником. Школьники наглядно убеждаются в том, что язык можно использовать как средство общения. Игры положительно влияют на формирование познавательных интересов школьников. Они содействуют развитию таких качеств, как самостоятельность, инициативность; воспитанию чувства коллективизма. Учащиеся активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель всего лишь управляет учебной деятельностью.

Каждый из четырех основных видов деятельности, характерных для ребенка младшего школьного возраста: учение, общение, игра и труд выполняет специфические функции в его развитии. Учение способствует приобретению знаний, умений и навыков. Общение улучшает обмен информацией, совершенствует коммуникативную структуру интеллекта, учит правильно воспринимать, понимать и оценивать детей. Игра совершенствует предметную деятельность, логику и приемы мышления, формирует и развивает умения и навыки делового взаимодействия с людьми. Труд улучшает ручные движения, укрепляет практическое, пространственное и образное мышление. Без активного участия ребенка в любом из этих видов деятельности его психическое развитие было бы односторонним и неполным.
Особенно важную позитивную роль в интеллектуальном развитии младших школьников играет труд, который представляет для них сравнительно новый вид деятельности. Труд совершенствует практический интеллект, необходимый для самых разных видов будущей творческой профессиональной деятельности. Он должен быть достаточно разнообразным и интересным для детей. Любое задание по Дому или по школе желательно делать интересным и достаточно творческим для ребенка, предоставив ему возможность размышления и принятия самостоятельных решений. Поощряться в труде должен инициативный и творческий подход ребенка к делу, а не только выполненная им работа и ее конкретный результат.
Игра дает возможность робким, неуверенным в себе учащимся говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности.
Игра является  действенным инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный  процесс привлекательным и интересным, заставляет учащихся волноваться и переживать.
Важнейшей целью начального образования является развитие личности младшего школьника с учетом его индивидуальных способностей. Поэтому в своей работе я учитываю индивидуальный подход, групповую и парную формы работы, использую компьютерные технологии, раскрывающие возможность формирования универсальных способов действий.
В заключение хочется отметить, что знания, даваемые детям насильно, душат разум, задача каждого учителя – совершенствовать, варьировать формы, методы, приёмы и способы работы так, чтобы детям было интересно учиться. А для этого и сам педагог должен быть человеком любознательным, интересующимся, активным. Ведь только такой учитель может помочь учащимся научиться испытывать радость от процесса познания.
Тема: “Повторение безударных гласных и парных согласных в корне слова”.
У. – Сейчас мы с вами будем разведчиками. В разведывательный центр поступила шифровка – пароль, открывающий доступ в секретную лабораторию. Для того, чтобы расшифровать её, необходимо в слова вставить пропущенные буквы и из них составить слово. Таких слов будет пять. Каждая группа будет расшифровывать своё слово.
1 карточка.
Но, шала, пролвной, паке, трва. (сшита)
2 карточка.
Вда, медвеь, бглец, сторо, тру, крсота. (одежда)
3 карточка.
Бага, првдивый, кусо, вдро, лопака. (жакет)
4 карточка.
Ликий, плить, похо.., пироки, лошди, сро. (пиджак)
5 карточка.
Носо, дрзды, шар, топо, кдушка. (кофта)
Каждая группа выполняет задание. Затем проверка выполнения.
У. – У нас получились следующие слова:
сшита, одежда, жакет, пиджак, кофта.
Подобным образом можно организовать игру на уроках и по другим предметам.