Управление качеством математического образования в условиях новых государственных образовательных стандартов


Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости. Хочется пожелать вам сегодня вдохновения для нашей такой ответственной работы и гордости от её результатов: горящих глаз учеников на уроках, побед в олимпиадах, лучших результатов экзамена. Пусть не будет разочарований, отсутствующих взглядов и всё чаще задаваемого нам, учителям математики вопроса: «Зачем нам это надо? Интересно, любопытно, но не надо». В течение многих столетий математика является неотъемлемым элементом системы общего образования всех стран мира, а нашим детям не надо!
«Время есть величайший из новаторов», - говорил английский философ Френсис Бэкон. Время затрагивает все сферы человеческой жизни, в том числе и образование, периодически  требуя его обновления. Поэтому, реализуя новые образовательные стандарты,   мы выполняем новое требование времени.
Новый стандарт образования, основывается на принципах личностно ориентированного, компетентностного и деятельностного подходов, реализованных в образовательных областях.
Стратегические государственные документы развития образования определяют основные  цели, приоритеты, условия, ожидаемые результаты и другие важнейшие положения на ближайшее время.
Новый Государственный стандарт предполагает формирование ключевых компетентностей учащихся.
Переход к новым образовательным стандартам предполагает изменение организации образовательного процесса и новый подход к роли педагога, его ответственности и переосмысления собственных задач, создание благоприятных условий для раскрытия его творческого потенциала.
«Изучение математики играет системообразующую роль в образовании, развивая познавательные способности человека, в том числе к логическому мышлению, влияя на преподавание других дисциплин».1
Уверена, что каждый, сидящий в этой аудитории, согласится, что ученики успешные в математике, как правило, успешны и в других школьных дисциплинах (причем, не только в естественнонаучных, но и гуманитарных).
С развитием современных информационных технологий математические знания актуальны не только для развития науки, техники, но просто жизненно необходимы. Например, получение выгодного кредита, оплата ежемесячных коммунальных платежей, выбор оптимального тарифа и много другого.
Основополагающими принципами образования являются:
- доступность
- непрервность
- качество
- постоянное обновление.
Главной задачей образовательной политики – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, республики.
Качество образования  это степень удовлетворенности ожиданий различных участников образовательного процесса: учащихся и их семей, администрации школы, остальных членов педагогического коллектива, внешних организаций, с которыми сотрудничает образовательное учреждение для достижения результата.
Качество образования это востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни выпускника.
«Банк слагаемых» качественного образования:
-деятельность учителя, направленная на повышение качества знаний; - рациональная организация учебного труда школьника как средство повышения качества знаний учащихся; - использование информационных технологий в целях повышения качества знаний учащихся;
-роль мотивации в повышении качества знаний учащихся; -личностно ориентированный подход; -работа со слабоуспевающими учащимися; - роль мониторинга обученности, личных достижений, личностного роста каждого учащегося, коррекция знаний по результатам в повышении качества знаний учащихся.
При этом развитие качества образования предполагает постоянное совершенствование трех составляющих:
организации образовательного процесса;
образовательных результатов;
квалификации педагогических работников.
Качественным можно считать образование, если определенные достижения имеют не только учащиеся, но и педагоги как участники образовательного процесса.
Как же повысить качество образования, развить познавательный интерес учащихся, способствовать формированию основных компетентностей? Как же сделать так, чтобы процесс обучения стал интересным, творческим, приносил радость и удовлетворение?
Огромная роль здесь отводится современным образовательным технологиям.(слайд )
Спектр современных образовательных технологий достаточно широ
·к, и выбор каждой из них определяется целью, спецификой содержания, конкретными условиями образовательной среды.
Применение современных образовательных технологий помогает учителю перейти от традиционного урока к современному уроку, а также дает широкие возможности для развития самостоятельной деятельности учащихся.
Образовательные технологии признаны выполнять следующие задачи:
- научить ребенка грамотно ориентироваться в потоке разнообразной информации и самостоятельно добывать необходимую информацию;
- сформировать у ребенка стремление к продолжению образования и пониманию его необходимости и значимости для собственного становления;
- идти в ногу со временем и использовать научно-технический прогресс для саморазвития и самосовершенствования.

Основные проблемы математического образования объединены в три основные группы:
1. проблемы мотивационного характера;
2. проблемы содержательного характера;
3. кадровые проблемы

1. Мотивация изучения математики.
Математика - это Просто.
Математика- это Интересно.
Математика - это Необходимо.
Во-первых, учителю необходимо создать не только ситуацию успеха, но и атмосферу, исключающую страх. Не секрет, что некоторые дети, успешно справляющиеся с предметом, испытывают стресс только при звучании словосочетания «контрольная работа». Выход - надо изменить отношение к этой ситуации.
.
Представим, что контрольная работа это еще одна возможность показать ученику свои знания и свои успехи. Такую положительную установку может и должен формировать каждый учитель.
Во-вторых, у всех участников образовательного процесса необходимо формировать и установку «нет неспособных к математике детей». На собственном опыте знаю, как часто ученик и его родители уверены, что «математика не для них» при этом ребята показывают великолепные знания исторических фактов, решают химические управления, побеждают на научно-практических конференциях с проектами по биологии, сочиняют стихотворения или пишут музыку.
Для развития интереса к математике мы предлагаем:

· на уроках найти место, для интересных, нестандартных, логических задач;

· вне уроков, в рамках предметной недели, на кружковых или факультативных занятиях проводить математические конкурсы, развивающие игры, учитывающие возрастные особенности ребят.
Интересу к математической науке способствует участие ребят в проектной деятельности.
Чтобы побеждать на олимпиадах надо, прежде всего, участвовать в них. Наряду с традиционной олимпиадой школьников, в течение года проходит большое количество дистанционных конкурсов, турниров, олимпиад.

2. Выбор содержания

Анализируя результаты обучения пятиклассников в учебном году, выделим сильные стороны математической подготовки учащихся. Это, прежде всего, прочные вычислительные навыки, хорошее знание геометрического материала, сформированность познавательных учебных действий, умение работать в команде.
Однако, наши пятиклассники испытывают затруднения в решении текстовых задач на три и более действий, не пытаются решить примеры и задачи рациональными способами.
Моделирование – это универсальный способ усвоения знаниями любого предмета.

3. Кадровый потенциал и развитие профессионального мастерства

Я предлагаю изменить отношение к нововведениям и отнестись к программе Повышения качества математического образования как к новой интересной и творческой задаче, которую мы все вместе обязательно решим. И решим успешно!
Четыре основных условия, без которых получение качественного математического образования просто невозможно:

- Квалифицированный педагогический состав
- существование благоприятных условий для обучения
- Наличие современного учебного оборудования, средств обучения, применение новых педагогических технологий.
Составляющие оценки качества образования:
- мониторинг и диагностика как внутренняя, так и внешняя;
- ГИА 9 класс;
- ЕГЭ 11 класс;
- аттестация образовательных учреждении и кадров;
- совокупные образовательные достижения уч-ся;
- Определение зависимости результатов от качества образовательной среды и учебно-диагностических комплексов.




15