Литературная викторина по сказкам А.С. Пушкина. На тему: Что прелесть эти сказки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа №2055 имени Героев Советского Союза Анатолия Живова и Юрия Костикова»



Конспект
непосредственно образовательной деятельности детей
средне – старшей группы
Образовательная область – познание


Литературная викторина по сказкам А.С.Пушкина
Тема: «Что за прелесть эти сказки».


Составила и провела
Рогова Ю.Б.
Воспитатель ГБОУ детского сада №1927




г. Москва
2015
Виды детской деятельности: Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная., познавательно-исследовательская, конструктивная.
Цель: ознакомить с жизнью и творчеством А. С. Пушкина и проверить знание детей сказок великого поэта.
Задачи: 1. расширить кругозор детей;
2. воспитывать интерес к творчеству А. С. Пушкина;
3. в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказок А. С. Пушкина.
Материалы и оборудование: портрет А. С. Пушкина, рисунки и поделки детей на тему: «Моя любимая пушкинская сказка», выставка книг со сказками Пушкина.



















Содержание образовательной деятельности детей.

Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать больше всего?», то я думаю, что большая часть из вас ответит: «Сказки!». Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы их слышим, когда нам их рассказывают или читают взрослые, а потом с удовольствием читаем их сами.
Сказки бывают разные: народные, современные, авторские. А среди авторов есть один, которого мы очень любим. Я вам прочитаю маленький отрывок из одной его сказки, а вы мне подскажите имя автора.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом.
Ответ детей: А.С.ПУШКИН
- Правильно. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве почти два века тому назад. Его очень любили родители, он всегда был окружён заботой и вниманием.
Но особенно много внимания ему уделяла его няня – Арина Родионовна. Лучше её петь песни и рассказывать сказки не умел никто. Маленький Саша очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря Арине Родионовне Пушкин полюбил сказки на всю жизнь. А часть её любви к сказкам превратилась в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем в любом возрасте, будучи и маленькими и взрослыми.
Александр Сергеевич Пушкин – самый любимый писатель в нашей стране. Его знают все, книги его читают все, многие его произведения перечитывают по несколько раз. Его стихи заучивают наизусть.
Его портрет знаком всем – всякий, взглянув на это лицо с живыми, ясными глазами, на эти вьющиеся волосы и курчавые бакенбарды, скажет: это Пушкин.
Именно со «Сказок» Александра Сергеевича Пушкина, место действия, которых всегда – Древняя Русь с её рублеными избами, боярскими палатами, высокими теремами, с куполами и маковками церквей, начинается путешествие в русскую литературу в самом раннем детстве.
Представление команд.
Сегодня, ребята, мы с вами совершим путешествие в страну пушкинских сказок.
У нас принимают участие 2 команды. Команда золотого петушка и команда золотой рыбки.
Девиз команды золотого петушка: «Сказка ложь да в ней намек добрым молодцом урок ».
Девиз команды золотая рыбка: «Один за всех и все за одного!».
Я думаю, что главное – не побеждать, а участвовать.
Капитанов попрошу пожать друг другу руки, поприветствовать друг друга и пожелать удачи. Я надеюсь, что во время путешествия члены команд узнают для себя много нового и интересного и никто не останется в проигрыше.
Конкурс 1. “РАЗМИНКА”
Я по очереди каждой команде буду задавать вопросы. За каждый правильный ответ буду давать звездочки.
1. Сколько лет рыбачил старик?
“Он рыбачил тридцать лет и три года”.
2. Сколько раз кинул старик невод, прежде чем поймать золотую рыбку?
3 раза.
3. Сколько раз ходил старик к рыбке с просьбами?
5 раз.
4. Сколько и какие просьбы выполнила рыбка?
Четыре просьбы: корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица.
5. К кому обратился царь Дадон с просьбой о помощи?
“К мудрому звездочет”.
6. Что подарил звездочет царю Дадону?
Петушка.
7. Что обещал царь Дадон мудрецу в награду за петушка?
“Волю первую свою я исполню, как мою”.
8. Сколько сыновей было у царя Дадона?
Два.
Конкурс 2. “СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ»
Задача этого конкурса заключается в том, что команда золотая рыбка должна угадать сказочного персонажа и назвать сказку где он встречается у команды золотого петушка и соответственно такое же задание для команды золотого петушка.
Конкурс 3. “ ТЫ - МНЕ, Я - ТЕБЕ”
В то время, пока команды готовятся к конкурсу: “ Игра с болельщиками”.
Вы получаете разрезанную иллюстрацию (пазлы). Нужно собрать ее и назвать из какой сказки эта картинка.
Командам было дано домашнее задание - приготовить инсценировку любой из сказок Пушкина.
Команда-соперница должна угадать название сказки.
Конкурс 4. «БЕЛОЧКА С ЗОЛОТЫМИ ОРЕШКАМИ»
Команды выходят, по очереди берут золотые орешки и отвечают на вопросы.
За каждый правильный ответ буду давать звездочки.
Из какой сказки этот отрывок, и кто из героев сказок А. Пушкина сказал: 1. «Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь.»
(Золотая рыбка. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
2. «Смилуйся, государыня рыбка!
Что мне делать с проклятою бабкой?
Уж не хочет быть она царицей,
Хочет быть владычицей морской,
Чтобы ты сама ей служила
И была бы у ней на посылках»
(Старик. «Сказка о рыбаке и рыбке»)
3. «Здравствуй, красная девица,-
Говорит он, - будь царица
И роди богатыря
Мне к исходу сентября.
Вы ж, голубушки-сестрицы,
Выбирайтесь из светлицы,
Поезжайте вслед за мной,
Вслед за мной и за сестрой:
Будь одна из вас ткачиха,
А другая повариха».
(Царь Салтан. «Сказка о царе салтане, о сыне его славноми могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».)
4. «Ты, царевич, мой спаситель,
Мой могучий избавитель,
Не тужи, что за меня
Есть не будешь ты три дня,
Что стрела пропала в море;
Это горе – все не горе.
Отплачу тебе добром
Сослужу тебе потом:
Ты не лебедь ведь избавил;
Девицу в живых оставил;
Ты не коршуна убил
Чародея подстрелил.
Ввек тебя я не забуду:
Ты найдешь меня по всюду,
А теперь ты воротись,
Не горюй и спать ложись».
(Царевна лебедь «Сказка о царе салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».)
5. «Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всем меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди все царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?»
(Царица из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
6. «Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ее».
(Королевич Елисей. из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях».)
7. «Кири-ку-ку.
Царствуй, лежа на боку!»
(Золотой петушок. «Сказка о золотом петушке».)
8. «Посади ты эту птицу, -
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой:
Коль кругом все будет мирно,
Так сидеть он будет смирно;
Но лишь чуть со стороны
Ожидать тебе войны,
Иль набега силы бранной,
Иль другой беды незваной,
Вмиг тогда мой петушок
Приподымет гребешок,
Закричит и встрепенется
И в то место обернется».
(Мудрец. «Сказка о золотом петушке».) Конкурс 5. “КОНКУРС КАПИТАНОВ”
А. С. Пушкин писал не только сказки, но и замечательные стихи. И наши капитаны приготовили для нас свои любимые стихи.
Капитаны команды принесли еще по одной звездочке в свою команду.
Конкурс 6. « СКАЗОЧНЫЙ ПРЕДМЕТ».
Я по очереди для каждой команды выну из сундучка предмет. Ваша задача – назвать сказку, в которой встречается такой предмет. За каждый правильный ответ я буду давать звездочку.
Яблоко – «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Зеркало - «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».
Орех –– «Сказка о царе салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Мешок – «Сказка о золотом петушке».
Невод – «Сказка о рыбаке и рыбке».
Рыбка - «Сказка о рыбаке и рыбке».
Звезда - «Сказка о царе салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди».
Петушок - «Сказка о золотом петушке».
Подведение итогов
- Сам Пушкин очень любил русские сказки и так отзывался о них: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» как здорово сначала только слушать пушкинские сказки и рассматривать картинки, а потом читать их самостоятельно, делать к ним иллюстрации, смотреть мультипликационные и художественные фильмы, снятые по их мотивам.
- На этом наша игра закончилась.
Спасибо всем за участие!
















Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
1. Ахматова А А Последняя сказка Пушкина «Сказка о золотом петушке» и «Царь увидел пред собой...» //Ахматова А. А. Сочинения: В 2т. - М., 1990.-Т. 2.- С. 1851.
2. Бойко С. Волшебная свирель Арины Родионовны // Жили-были.
3. Новиков И. А. Александр Сергеевич Пушкин: Жизнь и творчество.- М.,-1954.-191 с: ил.
4. Пушкин А.С.: В зеркале двух столетий :[Электронный ресурс] . - М: Республиканский мультимедиацентр, 2002. - (Познавательная коллекция).
5. Читаем, учимся, играем.-2006.-8
6. pushkin.niv.ru/images/mesta/mesta_12_1.jpg
7. lib.ru Библиотека Мошкова.










13PAGE 15


13PAGE 141315




15