Конспект урока по литературному чтению И,А, Крылов. Басня Ворона и Лисица

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средня общеобразовательная школа с. Кичкасс»



Конспект открытого урока литературного чтения в 3 классе


Тема: «И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица».





Подготовила и провела
учитель начальных классов
Нартайлакова О.Ю.




с. Кичкасс 2016 г.

Конспект урока.


Организационная информация

Тема урока

И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»

Предмет
Литературное чтение

Класс
3

Автор урока (ФИО)
Нартайлакова О.Ю.







Методическая информация

Тип урока

Изучение нового материала

Цель урока

Познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»

Задачи урока

Задачи:
Совершенствовать знания обучающихся о творчестве И.А.Крылова.
Формировать умение определять басню как жанр.
Продолжить совершенствование навыка выразительного чтения, умения анализировать басню, находить мораль басни.
Развивать речь, мышление, творческие способности.
Развивать умение пользоваться справочной литературой.
Воспитывать стремление к правде, неприятию лести, чувству товарищества, искренность.
Планируемые результаты:
Личностные: 
будут сформированы:
положительное отношение к [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
интерес к учебному труду;
основные моральные нормы поведения;
эмоциональный отклик на прочитанное произведение;
оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные: 
Обучающиеся научатся:
понимать содержание прочитанного;
высказывать свое отношение к прочитанному;
осуществлять поиск полученной информации дл выполнения учебных заданий, используя справочные материалы;
определять особенности басни, выделять мораль басни, представлять героев басни, характеризовать героев басни на основе их поступков.
Регулятивные: 
Обучающиеся научатся:
извлекать необходимую информацию из текстов;
самостоятельно выделять и формулировать познавательные цели;
организовывать свое рабочее место;
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала
Коммуникативные: 
научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации;
выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью в соответствии с задачами





Ресурсы и оборудование
Толковые словари русского языка С.И. Ожегова и В.И. Даля.
Учебник: Л.Ф.Климанова и др. «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть.
Компьютер, мультимедиапроектор с экраном, презентация к уроку, карточки со словами и словосочетаниями, смайлики- «солнышки» грустные и весёлые.

Подробный конспект урока

Мотивация учащихся

Слайд
«Урок литературного чтения»


Слайд «Солнышко»
1.Организация позитивной мотивации деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.


- На доске светит яркое солнышко, оно улыбается и протягивает к вам свои лучики. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и ваше настроение будет бодрым! Пусть этот урок принесет вам радость общения друг с другом!



Ход и содержание урока


Слайды «Кроссворд»







































































Слайд «Ребусы»




Слайд «Баснописцы»







Слайд «Басня»



















Слайд
«Портрет Крылова»



Слайд «Ребусы»



Слайд»» Что знаете об этих животных


















Слайд «Публичная библиотека»






Слайды «Книги Крылова»



Слайд «Памятник Крылову»




ФИЛЬМ об И.А. Крылове

Слайд «Верные и неверные утверждения












Слайды «Физкультминутка»



















Слайд
«Портрет Крылова» с аудиозаписью текста басни























Слайды
«Трудные слова»






















































Слайды «Словосочетания с их значениями»



















Слайд пустой






2.Актуализация полученных ранее знаний и умений.

- Чтобы определить тему нашего урока, вам нужно будет разгадать кроссворд.

Кроссворд «Определи литературный жанр» (По щелчку появляется ответ.)

- Задание: определите, из произведения какого литературного жанра взят отрывок.


·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
Вопросы:

(Отрывок) «Из того ли то города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова
Выезжал удаленький
дородный добрый молодец». (Былина).
« Красная девица сидит темнице, а коса на улице» (Загадка).
«Землю красит солнце, а человека – труд». (Пословица).
(Отрывок) «Ласточки пропали
А вчера зарей
Все грачи летали
Да как сеть мелькали
Вон над той горой» (Стихотворение)
(Отрывок) «Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.» (Песня)




Б
ы
л
и
н
а а



З
А
Г
А
Д
К
А




П
О
С
Л
О
В
И
Ц
А


С
Т
И
Х
О
Т
В
О
Р
Е
Н
И
Е










П
Е
С
Н
Я









- Прочитайте хором, над каким жанром художественной литературы мы будем работать. (Басня).

- Кто из вас знает, что такое басня?
( Это небольшой насмешливый рассказ в стихах. В басне обычно действуют животные , растения или даже вещи. Но ведут они себя как люди: разговаривают, работают, ссорятся. Басня высмеивает недостатки и пороки людей. В ней содержится мораль - вывод, поученье, где объясняется смысл басни.)

- На какой жанр литературы похожа басня? Чем? (На сказку, главные герои – животные, которые могут разговаривать.)
Приём «Корзина идей»
– Как вы думаете, что может обозначать эта цепочка?
Эзоп                   Лафонтен                   Крылов Др. Греция         Франция                    Россия VI век до н. э.    XVII век                     XIX век
Групповая работа. Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения. Подведение итогов работы групп. Высказывания учащихся записываются на доске.
Итог работы. Эзоп – знаменитый древнегреческий баснописец, живший за много веков до Крылова. Многие басни Эзопа стали известны русским читателям благодаря переводам Крылова. Жан де Лафонтен – французский поэт XVII века. Он писал и стихи, и сказки, и баллады, и поэмы, но прославился своими баснями. Главные герои его басен – звери. В России лучшим  баснописцем считается И.А. Крылов. Три великих баснописца: греческий, французский и русский.
Учитель: Как вы думаете, кто такие баснописцы? – Как вы думаете, что такое басня? (Ответы детей) – Найдите в толковых словарях, какое определение дают С.И. Ожегов и В.И. Даль.
(Слайд 3)
Басня (по С.И.Ожегову) – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ.  Басня (по В.И. Далю) – вымышленное происшествие, выдумка, рассказ для прикрасы, ради красного (баского) словца; иносказательное, поучительное повествование, побаска, побасенка, притча, где принято выводить животных и даже вещи словесными
– Сравним эти два определения? Что общего? Чем отличаются? 

- Чье имя вы вспоминаете, услышав слово «басня»? (И.А. Крылова)
- Какие басни Крылова вы читали?

3. Отгадывание ребусов.
- Отгадайте ребусы и вы узнаете название басни, которую сегодня мы будем изучать.

Ребус («Ворона и Лисица»)

- Что знаете об этих животных?

4. Определение темы урока. Сообщение целей.

- Сформулируйте тему урока. ( И.А.Крылов. Басня «Ворона и Лисица»)
- Сегодня вы расширите свои представления о великом баснописце И.А.Крылове и познакомитесь с одним из его самых известных произведений – басней «Ворона и Лисица».

5.Выступление учащегося с сообщением об И.А.Крылове.

И.А. Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года.
Его отец был военным, а мать была неграмотной женщиной.
После смерти отца, который оставил своей семье в наследство солдатский сундучок с книгами, Ваня жил со своей матерью в глубокой нищете.Уже в 10 лет маленькому мальчику пришлось идти работать - переписывать бумаги. Через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Будущий баснописец становится домашним учителем детей князя Голицына и его личным секретарём. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге,занимался литературной деятельностью.


К нему приходят успех и признание, он получает различные награды. В Публичной библиотеке Иван Андреевич проработал до 73 лет. Потом он вышел в отставку, переехал жить на Васильевский остров. Умер Крылов в 1844 году в возрасте 75 лет.
Более двухсот басен было создано Иваном Андреевичем Крыловым.

Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клод изобразил персонажей басен Крылова в бронзе. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу.

Крылов изображен сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже – фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружен на народные деньги, которые собрали по всей России.

Учитель: А сейчас проверим, кто внимательно слушал информацию  о творчестве И.А. Крылова.
 Приём «Верные и неверные утверждения» (слова да – нет появляются по щелчку мыши).
1.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.
да

2.
Он родился в городе Самаре.
нет

3.
Его семья жила бедно.
да

4.
Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.
да

5.
Он работал продавцом.
нет

6.
Крылов выучил несколько языков.
да

7.
Он начал писать в 16 лет.
нет

8.
Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.
да

9.
В первой книге Крылова  были рассказы.
нет

10.
Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.
да


Физкультминутка Для глаз.


6.Рассказ учителя об истории создания басни «Ворона и Лисица».

- Вам интересно узнать, как появилась на свет басня «Ворона и Лисица»?

История создания басни « Ворона и лисица»
Однажды Иван Андреевич сидел на скамейке в Летнем саду и что-то записывал в свою тетрадочку. Вдруг брови его удивлённо приподнялись, он оторвался от тетрадки и начал внимательно вглядываться в ворону, сидящую на ветке дерева. В клюве она держала кусочек хлеба, но это не мешало ей с интересом наблюдать за чем-то в траве.Вдруг, словно почувствовав на себе взгляд или услышав шорох, ворона стремительно взлетела с ветки и улетела прочь. Крылов загадочно улыбнулся, в его глазах появился озорной огонёк, он поспешно встал, взял в руки трость и, тихонько посвистывая, пошёл по дорожке к выходу из сада. Через несколько дней в печати появляется басня «Ворона и Лисица», которая уже на следующий день становится известной на весь Петербург.


7. Первичное знакомство с басней.

- А теперь послушаем известную теперь уже на весь мир басню «Ворона и Лисица».


( Слушанье аудиозаписи басни.)

Первичное восприятие прослушанной басни.

- Понравилась вам басня?
- Какая же история приключилась с Вороной?
- Что заставило вас улыбнуться?


8. Повторное чтение басни учащимися (самостоятельно) на с.138-139 учебника.

- Выясним значение трудных слов.

Словарная работа. Работа в группах.

Лесть – угодливое восхваление, лицемерие.
Гнусный – отвратительный, омерзительный.
Не впрок – не на пользу

Взгромоздиться – взобраться и устроиться с трудом на что – либо.
Пленить – очаровать, покорить чем – либо.
Плутовка – хитрая и ловкая обманщица, мошенница.

Ангельский (голосок) – нежный, добрый.
Царь – птица – главная среди птиц.
Вещуньина (голова) – от слова вещунья – предсказательница.

- А что такое зоб (у птиц)? (Расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.)

- Каким источником вы пользовались, когда искали значения этих слов?
- Где ещё можно найти значение непонятного слова? В каких источниках? (В сети Интернет, в толковом словаре.)

Показ «Толкового словаря».

2. Работа с карточками.

- А теперь поработаем над трудными словосочетаниями.
- Будем работать в группах по 5-6 человек.
- Задание: замените словосочетания подходящими по смыслу.
- На красных карточках напечатаны словосочетания из текста, а на белых- подходящие им по смыслу. Соотнесите их друг с другом.
1 группа
Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;

2 группа
Утратила способность здраво рассуждать - вскружилась голова;
Каркнула очень громко - во всё горло;
3 группа
Исчезла, скрылась - была такова;
Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.
Проверка работы.
9. Чтение вслух учащимися басни «цепочкой» по смысловым частям.

Работа с текстом басни.

- Подготовьтесь к работе с текстом басни.
- С чего начинается басня? (С морали.) Прочитайте..
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Это обман.)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая.)
- Как Лису называет Крылов? (Плутовка.) Подберите синонимы к слову «плутовка». (Обманщица, мошенница.)
- Вы сказали, что в сказке Ворона чаще всего бывает глупой.
- Опишите теперь её внешний вид. (Ответы детей.)
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Правду ли она говорила?
- Какой голос у Вороны на самом деле? Кто слышал? (Неприятный, хриплый, резкий, грубый. Она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? Прочитайте. (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать.)
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона глупая и падкая на лесть, тщеславная.)

Работа с карточками у доски.
- Дайте характеристику Вороне и Лисице.
Учитель показывает карточку со словом, а ученики соотносят это слово с одним из героев.
(Ученики читают хором слово на карточке и соотносят его с одним из героев, а 2 ученика прикрепляют карточку в нужный столбик.)

Ворона
доверчивая
неуклюжая
растяпа
простофиля
тщеславная
глупая

Лисица
коварная
хитрая
неискренняя
плутовка
льстивая
умная


- Кого же осуждает Крылов в своей басне? (Лисицу.)
- Почему? (Ответы детей.)
- А кого высмеивает? (Ворону.) Почему?


Работа над моралью басни.

- Перечитайте ту часть басни, где заключена мораль и выясните, какие черты характера людей осуждает Крылов? (Чтение вслух.)
- Какие это черты? (Льстивость, хитрость, коварство, тщеславие)

- О чём предупреждает И.А.Крылов своих читателей? (Некрасивы и льстец, и тот, кто поддаётся его льстивым речам. Нельзя быть таким, как Ворона, падким на лесть.)
- Как вы думаете, какими хотел бы видеть Крылов людей? (Искренними, честными, скромными.)

10. Работа с иллюстрацией.

- Рассмотрите иллюстрации на с.138.
- Кого вы видите?
- Какими строчками из текста басни вы подписали бы каждую иллюстрацию?



11.Инсценировка басни.
- Группа ребят подготовили инсценировку басни.
- Они попытаются сейчас показать вам неуклюжую, глупую Ворону и хитрую, лживую плутовку Лисицу.

Оценка детьми.


Рефлексия деятельности на уроке

Слайд «Тема урока»



Слайд
«Закончите предложения»





- Вот и подошёл к концу наш урок.
- Вспомните его тему.


Закончите предложения:
«Сегодня я узнал .»
«Я хотел бы узнать ещё .»
«Больше всего мне понравилось..»


Итог урока


Слайд «Солнышко»


- Солнышко по-прежнему смотрит на вас. Ему интересно, не загрустили ли вы на уроке?
- У вас на столах лежат маленькие «солнышки» - грустные и весёлые. Покажите мне то, которое соответствует сейчас вашему настроению.


Домашнее задание

Слайд «Домашнее задание»


Объявление оценок



(дается по выбору)
Чтение наизусть
Чтение по ролям


В помощь учителю

Использованные источники и литература
Интернет - ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Литература:
М.И.Байкова, Е.С.Гостимская. Поурочные разработки по чтению: 3 класс. – М: ВАКО, 2004.
Н.А.Стефаненко. Литературное чтение. Методические рекомендации. 3 класс. М.: Просвещение, 2014
Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Литературное чтение. Учебник для 3 класса начальной школы. 1 ч. М.: Просвещение, 2014.




































































[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]






















[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]









1 группа
Смотрит пристально, не отрываясь - глаз не сводит;
Подходит тихо, осторожно - на цыпочках подходит;

2 группа

33, - вскружилась голова;
Каркнула очень громко - во всё горло;
3 группа
Исчезла, скрылась - была такова;
Трудно стало дышать - дыханье спёрло;
Нашёл случайно, без особого труда - бог послал.

Эзоп                   Лафонтен                   Крылов Др. Греция         Франция                    Россия VI век до н. э.    XVII век                     XIX век
Ворона
доверчивая
неуклюжая
растяпа
простофиля
тщеславная
глупая

Лисица
коварная
хитрая
неискренняя
плутовка
льстивая
умная











- С чего начинается басня? (С морали.) Прочитайте..
- Почему Крылов говорит, что лесть вредна, гнусна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Это обман.)
- Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках Лисица – хитрая, умная, а Ворона – глупая.)
- Как Лису называет Крылов? (Плутовка.) Подберите синонимы к слову «плутовка». (Обманщица, мошенница.)
- Вы сказали, что в сказке Ворона чаще всего бывает глупой.
- Опишите теперь её внешний вид. (Ответы детей.)
- Можно ли Ворону назвать самой красивой птицей? (Нет).
- А что говорила Лиса о Вороне? Прочитайте.
(Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какиe перышки! какой носок!)
- Правду ли она говорила?
- Какой голос у Вороны на самом деле? Кто слышал? (Неприятный, хриплый, резкий, грубый. Она не поет, а каркает, крик Вороны похож на сочетание звуков «кар-кар»).
- А что говорила о голосе Вороны Лиса? Прочитайте. (И, верно, ангельский быть должен голосок!)
- Найдите в тексте слова о том, как подействовали на Ворону такие ласковые слова Лисицы.
(«Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье сперло»)
- Для чего Лиса так расхваливала Ворону? (Чтобы понравиться ей. Лисице нужно было, чтобы Ворона «запела» и выронила сыр).
- Если бы Лиса расхваливала так кого-либо еще, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели? (Нет, скромный не стал бы ее слушать.)
- Почему Лисице удалось обмануть Ворону? (Ворона глупая и падкая на лесть, тщеславная.)


1.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.


2.
Он родился в городе Самаре.


3.
Его семья жила бедно.


4.
Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.


5.
Он работал продавцом.


6.
Крылов выучил несколько языков.


7.
Он начал писать в 16 лет.


8.
Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.


9.
В первой книге Крылова  были рассказы.


10.
Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.


Верные и неверные утверждения
1.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.


2.
Он родился в городе Самаре.


3.
Его семья жила бедно.


4.
Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.


5.
Он работал продавцом.


6.
Крылов выучил несколько языков.


7.
Он начал писать в 16 лет.


8.
Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.


9.
В первой книге Крылова  были рассказы.



Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.






Верные и неверные утверждения



1.
Иван Андреевич Крылов родился 2 февраля 1769 года.


2.
Он родился в городе Самаре.


3.
Его семья жила бедно.


4.
Иван Андреевич Крылов начал работать в Петербурге.


5.
Он работал продавцом.


6.
Крылов выучил несколько языков.


7.
Он начал писать в 16 лет.


8.
Крылатые фразы из басен Ивана Андреевича Крылова  стали поговорками.


9.
В первой книге Крылова  были рассказы.


10.
Фраза «Басня – книга мудрости» принадлежит  Гоголю.