Разработка урока музыки на тему Что за прелесть эти сказки


ГБОУ ЛНР ССОШ№18
Урок музыки в 4 классе
На тему: «Что за прелесть эти сказки! Три чуда.»Разработала учитель музыки
Воробьева Н.В.
Раздел: «День, полный событий»
Тема: «Что за прелесть эти сказки!» Три чуда.
Конспект урока:
Цель:  расширить представления учащихся о связи музыки c литературой и изобразительным искусством на примере творчества А.С. Пушкина,
Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского и И.И. Левитана.
Задачи:
образовательные: 
- познакомить учащихся с музыкой  русского композитора – сказочника
Н.А. Римского-Корсакова (Опера «Сказка о царе Салтане »);
-  вызвать эмоциональный отклик на музыку;
- расширить знания о тембровой окраске инструментов симфонического оркестра;
 - формировать умение анализировать, сравнивать тембровое звучание групп симфонического оркестра;
развивающие :- развивать интерес к искусству;  вокально-хоровые навыки, тембровый слух;
воспитательные : - воспитывать любовь и интерес к сказочным произведениям в литературе и музыке;
коммуникативные: - создавать атмосферу творческой активности и сотрудничества учащихся . План урока:
 1. Орг. момент. Активизация внимания.
2. Вокальная работа.
3. Актуализация опорных  знаний учащихся по теме урока
4. Открытие новых знаний.
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
6. Проверка усвоения нового материала.
7. Рефлексия урока.
Ход урока:
1.Организационный момент. Активизация внимания.      
 Вход в класс под музыку. 
Слайд 2 Песня «В гостях у сказки».
Музыкальное приветствие - распевка2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока
- Я очень рада вас видеть, и думаю, что музыка, под которую вы вошли в класс, помогла нам настроиться на встречу. Как вы думаете, в какую страну мы с вами сейчас попадем? (ответы: в страну  сказок). Только сказка эта будет непростая, потому что от вас будет зависеть, интересная она получится или нет, и чем сказка закончится.
-А чтобы настроиться на сказочный лад я предлагаю исполнить песню о сказках, которая прозвучала в начале урока. Вспомните, как она называется(отвты детей)
Слайд 3 Выразительное исполнение песни с солистами.
Молодцы ребята. Садитесь на свои места. Итак мы оказались в музыкальной гостиной, а тему урока вы можете прочитать разгадав ребус читая его по часовой стрелке, пропуская все время 2 буквы:
Слайд4 ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ
Слайд 5
Посмотрите на эту картинку и послушайте строки:
У Лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем и ночью кот ученый
все ходит по цепи кругом…
Скажите, какому русскому поэту принадлежат эти строки?
Слайд 6
А.С. Пушкин
 - Расскажите, что вы знаете о гениальном поэте А.С.Пушкине?
 -Какое место  называл поэт «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья?»
 Слайд 7
- Да, именно в селе Михайловском появились его замечательные лирические стихотворения.
- Какое время года очень любил поэт? (ответы)
 Слайд 8
 - Послушайте музыку, назовите это произведение, кто  композитор?(Слушанье)
Слайд 9 П.И.Чайковский «Осенняя песнь»
- Все вы знаете о том, что у Пушкина была няня, как ее звали? (ответы).
Слайд 10
- Она не только нянчилась с маленьким Сашей, пока он подрастал. Арина Родионовна была с Пушкиным во время одного из самых трудных периодов его жизни – когда поэт был сослан в ссылку, в село Михайловское. Там, под завывание вьюги, долгими зимними вечерами няня рассказывала Пушкину сказки «В некотором царстве, в некотором государстве…»
Игра «Я – поэт!»
- А сейчас в Пушкина у нас превращается… (кто-то из детей читает письмо)
- Пушкин писал брату: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки – Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»
- Молодец наш Пушкин, правда, ребята? Выразительно читал письмо к брату.
Сказки А.С.Пушкина знают все. Откроем страничку книги «Сказки Пушкина».
Слайд 7 Отгадайте из какой сказки эти строки:
1 Жил старик со своей старухой
У самого синего моря…. (ответы детей - картинка)
2 Царь с царицею простился
в путь дорогу снарядился,
а царица у окна
стала ждать его одна… (ответы детей – картинка)
3 Жил – был поп
толоконный лоб
Пошел поп по базары
Посмотреть кой - какого товару…(ответы детей – картинка)
4 Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Кабы я была царица,
Говорит одна девица,
То сама на весь бы мир
Приготовила б я пир…(ответы детей – картинка)
- А.С.Пушкина в мире литературы называют великим русским поэтом сказочником, а в мире музыки есть композитор, которого знают как музыкального сказочника.
Слайд 8 Его имя – Н.А.Римский-Корсаков. Композитор написал много музыкальных произведений на тему русских сказок и былин. У него целых 15 опер!!! Вот некоторые из них (показ картинок к операм)
Сегодня нас в гости приглашает опера Н. А. Римского – Корсакова  «Сказка о царе Салтане!»
Но сначала мы немного разомнемся с очень известным сказочным героем на физкультминутке
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Немножко отдохнули и возвращаемся к опере Н.А.Римского – Корсакова «Сказка о царе Салтане».
- В опере Римский – Корсаков весь сюжет сохранил точно таким, как его придумал Пушкин. Композитор придумал такие удивительные  музыкальные образы  и живописные темы героев, что слушая музыку, без слов понимаешь, «видишь» что происходит. Римский – Корсаков как бы «нарисовал» сказку, но музыкальными красками. И вы сами сможете в этом убедиться.
(работа в парах – дети из трех вариантов текста выбирают нужный).
- Перед вами 3 варианта текста из «Сказки о царе Салтане».  Вслушайтесь в музыку, «всмотритесь»  в музыкальные краски и выберите нужный вариант, который изображает этот музыкальный фрагмент.
Н.А.Римский–Корсаков. Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» - слушание.
- Итак, прочитайте ваши строки к услышанному музыкальному фрагменту.
(Верный вариант: «В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут…)- Какую музыкальную картину написал Н.А.Римский – Корсаков! Удивляешься, неужели это все может нарисовать музыка?
- Какие музыкальные инструменты подчеркивают изобразительность музыкальных образов?
- рокот волн, плывущая по волнам бочка – струнные, ударные, медно-духовые;
- мерцание и блеск звезд – челеста, труба, тарелки;
- мрачная туча – литавры, фаготы, скрипки;
- стон и плач царицы – струнные, флейта, медно-духовые
(ответы, показ инструментов на карточках).
- В каждой сказке есть чудо. А в «Сказке о царе Салтане» их три (можно вопрос детям). Вспомните, какие чудеса дарит волшебная Лебедь-птица?
(1 чудо – «Белочка», 2 чудо – «Богатыри», 3 чудо – «Царевна – Лебедь») - Теперь сравним свои предположения с музыкальным видением героев сказки самого композитора Н.А.Римского-Корсакова. Послушаем, как звучат темы, и какие музыкальные инструменты их изображают? Перед каждой музыкальной картиной вы будете слышать фанфарный призыв трубы, чтобы привлечь внимание слушателей.
  Приём «Слушать - обсудить-записать» (работа в группах – 3 гр)
 Во время звучания музыкального фрагмента зафиксируйте в таблице (раздать карточки-таблицы) то, что слышите: узнайте тему, какой характер мелодии (песенный, танцевальный или маршевый) и какие инструменты звучат, исполняя эти темы.
Вступление к 4 действию «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А.Римский – Корсаков – слушание и видеоролик.   (Слайд 19)
Итоги слушания:1 гр. - «Белочка» - танцевальность, звучала флейта.
2 гр. - «Богатыри» - маршевость, литавры, духовые инструменты передали богатырскую поступь.
3 гр. - « Царевна – Лебедь» - песенность, скрипка, арфа, гобой
Викторина «Проверь себя» слайд 23-28
Рефлексия слайд 29