Технологическая карта урока музыки в 4 классе по программе Е. Д. Критской Что за прелесть эти сказки… Три чуда!

ФИО: Подгорная Оксана Андреевна

Предмет/ класс: Музыка 4 «А», «Б», «В» класс

Общая информация об учебном занятии

Дата:
4 «А»
4 «Б»
4 «В»

Тема: «Что за прелесть эти сказки Три чуда»
Проблема: Музыкальная живопись оперы. В каком регистре звучит инструмент?

Цель: Познакомить обучающихся с  музыкальными образами героев сказки А. С. Пушкина на примере творчества русского композитора Н.А.Римского-Корсакова.

Тип занятия: Открытие новых знаний. Урок-путешествие
Оборудование урока: Компьютер; колонки; потрет композитора; различные картинки, подходящие к теме урока; аудиозаписи; ноты песни; раздаточный материал.

Музыкальный материал: «Три чуда». Вступление ко 2 действию оперы «Сказка о царе Салтане» Н.А. Римского-Корсакова; музыкальные картинки к опере «Сказка о царе Салтане».



Структура и ход урока:
Основные этапы организации учебного времени
Дидактическая
цель этапа
Содержание
деятельности педагога
Содержание
деятельности обучающихся
Формируемые
УУД
Формы и методы контроля

1. Мотивирование к учебной деятельности (Организационный момент)
Подготовка учащихся к работе на уроке, эмоциональный настрой.
- Музыкальное приветствие учащихся.
- Проверка готовности к уроку.
- Отмечаю отсутствующих на уроке.
- Приветствие учителя.
- Готовятся к уроку.
Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.
Фронтальная. Наблюдение.

2. Актуализация опорных знаний и умений (повторение пройденного)
Активизация мыслительных операций(анализ, обобщение, классификация и т.д.) и  познавательных процессов(внимание, память).
- Ребята, вспомните, как звучала тема прошлого урока?
- Назовите населенный пунк, в котором мы заочно побывали?
- С чьим именем навсегда связано это село?
- Кем был этот человек?
- О каком времени года мы читали стихи, слушали музыку, смотрели картины?
- Какие произведения мы с вами слушали? - Каких композиторов?
- Какое музыкальное произведение было больше всего созвучно стихотворению Пушкина «Унылая пора...»?
- Молодцы!
- «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья...»
- село Михайловское
- с именем А. С. Пушкина
- был писателем
- о осени
- отвечают на вопросы учителя
Познавательные: осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них; овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами. Коммуникативные: высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других.
Фронтальная. Устный опрос.

3. Постановка учебной проблемы, и формулирование цели и задач урока
Создание проблемной ситуации, в результате чего обучающиеся самостоятельно выдвинут цели урока в виде гипотез. Высказывание предположений.
- Ребята, сегодня урок у нас будет необычный, мы отправимся в театр.
- Псмотрите на доску, что вы на ней видите? (показ иллюстарций - афиша)
- Какую сказку мы с вами будем сегодня смотреть и слушать?
- И познакомимся с музыкальной живописью этой сказки.
- Как вы думаете, как может звучать тема сегодняшнего урока?

- Озвучиваю тему урока

- смотрят на доску
- Сказку о царе Салтане


- высказывают свои предположения
- записывают тему урока в тетрадь
Регулятивная: формулируют учебную задачу под руководством учителя
Личностные: проявляют чувство сопричастности к своей Родине; осознают свою этническую принадлежность и культурную идентичность на основе осознания «Я»

Фронтальная. Устный опрос.
Просмотр иллюстраций

4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Установление правильности  и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений, их коррекция.
- Ребята, а может быть вы знаете – кто сочинил “Сказку о царе Салтане”?
-  Правильно ребята Александр Сергеевич Пушкин. Молодцы! Скажите, пожалуйста, чем отличается сказка от других жанров?
- Молодцы ребята. В каждой сказке есть чудо. Сказочное чудо стихов А.С. Пушкина передал в музыке вам уже знакомый композитор с двойной фамилией. Кто догадался – как зовут композитора? (показываю портрет композитора)
- Правильно ребята. “Что за прелесть эти сказки!” – воскликнул однажды Николай Андреевич Римский-Корсаков при чтении очередной сказки Пушкина. Ведь именно эти сказки вдохновили композиторов на создание музыкальных сочинений.
- “ В синем небе звезды блещут В синем море волны хлещут”
- Эти строчки становятся зримыми в музыке оперы “Сказка о царе Салтане” Н.А. Римского-Корсакова. Последовательность музыкальных картин в опере та же, что и в стихах Пушкина.
- Звучит фанфарный призыв, приглашая слушателей удвоить свое внимание. Фанфары начинают каждую картину оперы.
- Слушая музыку оперы, вы должны будете услышать высоту звучания различных инструментов.
- А. С. Пушкин

- волшебством
- внимательно слушают учителя

-  Римский – Корсаков (смотрят на портрет)


- внимательно слушают учителя.Формируемые




Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других; владеют диалогической формой речи.
Личностные: выражают положение отношение к процессу познания; проявляют внимание, удивление, желание больше узнать.
Фронтальная. Устный опрос.

Слушание:
вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” Н. А. Римского-Корсакова
























1 чудо:
музыкальная тема белки в опере Н. А. Римского-Корсакова




антракт игра





2 чудо:
музыкальная тема богатырей ы опере Римского-Корсакова







- Показ картины Врубеля “царевна – Лебедь
Научить детей слушать, вслушиваться в музыку и высказываться о ней, развитие творчсеких навыков.
-.Ребята! Скажите, пожалуйста, с чего начинаются музыкальные сказки?
- Правильно. Послушайте, пожалуйста, вступление ко 2 картине 4 действия оперы “Сказка о царе Салтане” и вслушайтесь в музыкальную живопись. (слушание)
- Помогла ли вам музыка почувствовать красоту Пушкинской сказки? Каким образом?
- Правильно ребята. Красота сказки была показана при помощи звучания различных инструментов. И все инструменты звучали в разных регистрах. Что такое регистр?
- Регистр – это ряд звуков голоса или инструмента одинаковых по тембру.
- А что такое тембр?
- Молодцы ребята. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите это определение.
- Итак, мы находимся в театре.
- Есть в “Сказке о царе Салтане” три чуда. В опере Н. А. Римского-Корсакова у каждого чуда – своя музыкальная тема – яркая картинка, только раскрашенная не красками, а звуками.
- Ребята, вспомните, пожалуйста, 1 чудо.
- Кто может рассказать стихи Пушкина о белке?
- Посмотрите, пожалуйста, как изображена белка в сказке и послушайте в каком регистре поет белочка.
- Молодцы ребята. А теперь послушайте музыкальную тему белки в опере Н. А. Римского-Корсакова. Как она звучит? (слушание)
- А в каком регистре звучала тема белки?
- Какие инструменты вы услышали в этом фрагменте оперы?
- А сейчас антракт. Уже знакомая вам игра в оркестр. Но немного переделанная.
- Сейчас будет звучать музыка. Ваша задача отличить высокий регистр инструментов от низкого. Если инструмент будет звучать в высоком регистре, то вы должны показать движениями рук, как играют на этом инструменте, а если вы услышите звучание низкого инструмента, вы должны будете хлопать в ладоши.
- Антракт закончен и мы снова в зале нашего театра .
- А вот и 2 чудо (Показывается картина богатырей)
- “В чешуе как жар горя 33 богатыря”
- Посмотрите, пожалуйста, как изображены богатыри в сказке и послушайте каким тембром голоса и в каком регистре говорит дядька Черномор?
-  А теперь послушайте, как композитор в опере передает их богатырскую поступь. (звучит фрагмент)
- На что похожа эта музыка?
- Конечно же на марш – торжественный, величественный.
- В каком регистре звучал марш?
-  Молодцы ребята. Вы справились со своей задачей!
- Показ картины Врубеля «царевна – Лебедь»
- Посмотрите, как художник изобразил Царевну – Лебедя при помощи красок. Какая она?
- Какими инструментами вы бы изобразили Царевну? В каком регистре?
- Послушайте как Царевну – Лебедя изобразил Н. А. Римский-Корсаков (звучание фрагмента)
- Совпало ли ваше воображение с композиторским?
- Музыка, изображающая Царевну – Лебедя прихотливая, извилистая, в высоком регистре, словно пение фантастической птицы, но одновременно в ней слышится и привольная русская песня.
- со вступления

- слушание
- ответы детей на вопросы учителя (помогла, звучали различные инструмента)


- размышления учащихся



- тембр окраска звучания
- записывают понятия в тетрадь







- белка
- дети рассказывают


- Просмотр видео фрагмента
- Белка поет в высоком регистре.

- слушание произведедния
- Легко, отрывисто, подвижно

- Тема белки звучала в высоком регистре.
- ответы детей



- Слушаем музыку. Дети изображают игру на инструментах






- смотрят картинку богатырей
- внимательно слушаю учителя

- Дядька Черномор говорит басом в низком регистре.


- слушают фрагемент произведения

- на марш


- низкий регистр




- красивая, волшебная, таинственная


- предположения детей
- дети слушаю фрагемент музыкального произведения

- ответы детей
Познавательные: осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной и письменной форме; находят ответы на вопросы в иллюстрациях; строят логическую цель рассуждений.





Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеют монологической и диалогической формой речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.



Личностные: развивают музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общетсва.




Регулятивные: осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ дейсвтий в случае расхождения эталона, реального дейсвтия и его результата, с учетом оценки этого результата самим обущающимся, учителям; планируют свое дейсвтие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Фронтальная. Устный опрос. Слушание.

5. Закрепление знаний и способов действий.
Выявление качества и уровня овладения знаниями.
- Вот и заканчивается спектакль на сцене нашего театра.
- Ребята! С чем мы сегодня познакомились?
- Кто написал эту оперу?
- Молодцы ребята! Мы познакомились с персонажами оперы “Сказка о царе Салтане”.
- Чтобы нарисовать яркий неповторимый портрет героя, композитор находит особые характерные средства. Мелодия может быть красивой, певучей или примитивной, неразвитой. Ритм – острым или сглаженным, регистр – высоким или низким. Все вместе рождает характерный, легко узнаваемый образ. (Мы ведь не перепутаем Царевну-Лебедя с богатырями).
- А при помощи чего изображались в опере герои?
- Назовите знакомые вам инструменты, звучание которых вы услышали в нашем театре.
- Какие инструменты звучали в высоком регистре, а какие в низком?
- Мы сегодня познакомились с оперой «Сказка о царе Салтане»
- Н. А. Римский Корсаков


- внимательно слушают учителя




- ответы детей

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме; слушают и понимают речь других.
Познавательные: осуществляют анализ, сравнение; устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме.
Фронтальная. Устный опрос.

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Анализ и оценка успешности достижения цели.
- Сейчас мы разделимся на 2 группы. И вы получите 2 конверта. В этих конвертах части инструментов. Ваша задача: собрать инструменты, назвать их и определить в каком регистре они сегодня звучали.
-  Молодцы, ребята! По моему, вы сегодня очень постарались. Проявили себя, как настоящие слушатели и исполнители.
- Выставление оценок за урок.
- Прощаюсь с детьми.
- дети выполняют задания








- прощаются с учителем и уходят
Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Фронтальная. Устный опрос. Работа с карточками по группам

















15