Конспект урока по литературному чтению И.А.Крылов басня Ворона и Лисица


Конспект урока по литературному чтению 3 класс
Тема : И.А.Крылов басня «Ворона и Лисица»
Тип урока: урок изучения нового материала
Метод обучения: частично — поисковый; объяснительно – иллюстративный, репродуктивный.
Формы организации учебной деятельности:
Фронтальная
Индивидуальная
Групповая
Работа в парах
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Цели:
Обучающие:
продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
учить понимать глубину содержания произведения;
формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
находить мораль в произведении;
учить читать басню по ролям;
различать речь автора и героев басни;
развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
содействовать развитию мыслительных операций:
сравнение, анализ, синтез, систематизация;
развивать творческое воображение, познавательную активность,
работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
формировать положительные качества,
вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
пробуждать добрые чувства,
воспитывать интерес к чтению.
Здоровьесберегающие:
способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
способствовать созданию ситуации успеха;
разно уровневые задания и вопросы;
организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни ; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Познавательные:
осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Ход урока
1. Орг.момент
Настрой на работу. Игра «Привет, сосед!»
Свой урок мы начнем с игры.
Привет, сосед!
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил,
Всем улыбки сегодня дарил!
-Повернитесь к гостям, улыбнитесь им.
-Подарите свою улыбку мне.
– Очень приятно видеть в ваших глазах улыбку, радость, лучики любознательности и творчества.
2.Сообщение задач урока:
- Посмотрите на доску, что же мы будем делать на уроке?
- проверять домашнее задание,
- познакомимся с новым произведением,
- узнаем значение новых слов,
- будем читать и анализировать текст,
- развивать навыки выразительного чтения.
Еще мы будем радоваться своим успехам, а если будут неудачи, то справляться с ними будем вместе
А девиз нашего урока такой:
То, что знаешь, не скрывай, на вопросы - отвечай!
3. Речевая разминка
Подготовка речевого аппарата к работе
Артикуляционная гимнастика
-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку.
На экране:
Ать – ать – ать – много будем мы читать.
Гу – гу – гу – всегда другу помогу.
Осип орёт, Архип не отстаёт.
Кто кого переорёт?
Осип охрип. Архип осип.
- Прочитайте медленно. Что это? (скороговорка)
-Прочитайте орфографически(как пишется)
-Прочитайте орфоэпически(как произносится)
Упражнение «Мямлики и Шустрики»
- Прочитайте медленно, затем с ускорением.
4. Актуализация знаний
Мотивация
- Что высмеивает народ этой скороговоркой ?(неумение слушать друг друга)
Произведения какого жанра мы читаем на уроках?
Тест «Что такое басня?»
- Проверим, знаете ли вы что такое басня? Поработаем коллективно, выполним тест.
(СМ. тест в презентации)
Выберите правильный ответ
1.Басня- это:
А) лирическое стихотворение
Б) короткая сказочная история
В) краткий поучительный сатирический рассказ или стихотворение?
2. Герои басни-это:
А) животные, люди, растения
Б) богатыри
В) дети
3. Басни писались с целью:
А) прославить русский народ
Б) помочь исправить недостатки поведения людей, посмеявшись над ними
В) развлечь читателя, создать хорошее настроение?
4.Особенности басни:
А) троекратные повторы
Б) волшебство
Г) мораль, сатира, аллегория, диалог
5. Сатира:
А) любование кем – либо
Б) насмешка, изображение персонажа в смешном виде
В) нравоучение
6. Мораль- это
А) последнее предложение в тексте
Б) поучительный вывод
В) мнение героя
- Молодцы с заданием справились хорошо!
Так что такое басня?
- Что такое мораль и аллегория?
Проверка домашнего задания
–А какие человеческие качества высмеивает Иван Андреевич в басне «Мартышка и очки»
Проверка чтения наизусть басни.
5.Постановка цели проблемы урока.Введение в тему.
- Тему урока мы узнаем позже, после исследования морали новой басни и ответа на вопросы:
1.Как называется басня?
2.Кто ее автор?
3. Кто герои басни?
4. Что происходило с героями и почему?
5. Почему так закончилась басня?
На экране:
« Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна;
Но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.»- Прочитаем мораль
Мозговой штурм в группах, обсуждение.
- Посоветуйтесь в парах 1минуту, предположите, о чем басня.
Разрыв между тем, что знают и не знают
- Проверим ваши предположения.
- Читаем вопросы и отвечаем на них.
- Смогла ли мораль помочь нам? Почему? ( скрыт нравственный урок, вывод)
- Как нам действовать дальше? ( читать басню)
Посмотрите на доску
- Внимание! Важное задание: удалите все буквы П и Е.
ППЕЕПКППЕЕРППЕЫЕЕЛППОППВЕЕ
Прочитайте слово. Крылов
-Какие произведения И.А.Крылова вы знаете?
- Молодцы
Сообщение биографических сведений об И.А. Крылове
- Ребята получили задание обобщить и систематизировать знания об авторе
Учитель: Крылов – великий русский поэт-баснописец. Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Послушайте биографические сведения об этом замечательном человеке, которые вам расскажут ваши одноклассники.
Ученик 1. Иван Андреевич Крылов родился в Москве 13 февраля 1769 года в семье армейского офицера. Иван Андреевич обладал исключительными способностями, много читал с самого детства, настойчиво и упорно занимался самообразованием, стал одним из самых просвещённых людей своего времени. Его перу принадлежит более 200 басен, написанных в стихотворной форме.
Ученик 2. Когда кто-то спросил у Крылова, почему он только басни пишет, писатель ответил: «Этот род понятен каждому: его читают и слуги и дети». Всем нам хорошо знакомы такие герои басен Крылова, как Лиса, Ворона, Медведь, Волк, Стрекоза, Муравей, Осел и другие животные, птицы, насекомые. Каждый из этих басенных героев ассоциируется у нас с такими общечеловеческими пороками, как лесть, зависть, жадность, угодничество, лень.
Ученик 3. Слайд № 5) Есть писатели, книги которых переживают самих авторов. Книги эти хочется читать и перечитывать. К числу таких авторов и относится И.А.КрыловНесмотря на то, что писателя нет уже много лет, он остаётся одним из самыхпопулярных и любимых детьми авторов.
(Слайд №6 ) « Ни один из поэтов не сумел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нём воедино»
Ученик 4. (слайд №5) Крылов скончался в возрасте 75 лет. В 1885 году в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображён сидящим, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. На постаменте памятника представлены персонажи 36 басен. Этот памятник был сооружён на деньги, которые собрали по всей России.
Ученик 5. Но басни не умерли вместе с Крыловым, они живы и поныне. Басни Крылова не стареют. Они вошли в фонд национальной культуры. Строки из басен вошли в речь, стали привычными. Басни Крылова широко известны не только у нас, но и в других странах. Они переведены более чем на 50 языков. Поэт М. Исаковский посвятил ему замечательные стихотворные строки.
Ученик 6. (слайд №6)
Кто не слыхал его живого слова,Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения КрыловаМы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы встречались,В те дни букварь постигшие едва,И в памяти навеки оставалисьКрылатые крыловские слова
6.Прогнозирование содержания по заголовку.
А о какой басне мы будем говорить на этом уроке, вы узнаете, разгадав ребус
(Слайд № 7) Отгадайте ребус
1 слово - Ворона
2 слово - Лисица.
Какие слова получились?
-Что вы знаете об этих зверях
Тема урока
- Да, тема нашего урока – басня И.А.Крылова « Ворона и лисица»
( открывается слайд)
-Мы разберем ее содержание и смысл, будем учиться выразительно читать.
7.Работа над новым материалом
Первичное восприятие. Аудиозапись. Заполнение схемы- модели.
1. Слушаем басню
2. Проверка предположений
- Какие чувства вызвала басня?
3. Словарная работа
Чтобы басню легко было читать, надо значения слов старинных узнать .Взгро-моз-дясь, взгромоздясь – взобраться с усилием, тяжестью на что-то высокое.
Пленил – заворожил.
Гнусный – внушающий отвращение. Вещунья – приносящая вести, в басне прозвище вороны. Бог послал – случайно нашла. Лесть – лицемерное, уродливое восхваление. Льстить – хвалить из корыстного желания расположить к себе. Не впрок – не на пользу.
Зоб - у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и переваривается пища.
- Как одним словом назвать слова лесть, льстец, льстить? (Родственные) - На какие вопросы удалось ответить?- Чтобы ответить на оставшиеся 2 вопроса, надо перечитать басню и проанализировать ее.
Самостоятельное жужжащее чтение басни
Вопросы по содержанию.
-Могла бы лиса обойтись без сыра? ( да, ведь она бежала по своим делам и не знала, что встретит ворону)
-Почему же она остановилась? ( ее привлек запах сыра)
-Почему лисе удалось завладеть сыром, ведь ворона сидела высоко?
5.Выборочное чтение
- Прочитайте, как Лисица обращалась к Вороне?
Что говорила о ее красоте? О ее голосе? Найдите и прочитайте.
- Прочитайте, какие слова с уменьшительно- ласкательными суффиксами она употребляла?
(голубушка, шейка, глазки, сказки, пёрышки, носок, голосок, светик, сестрица, мастерица)
- Почему?
-Какие качества характера были у лисы?
_ Какое отчество люди дали лисе за ее характер?
- Подготовила нам сообщение ( Ушакова)
-Слушаем его.
- Почему же Лисица так хвалит Ворону? (хочет ее обмануть)
- Догадывалась ли об этом Ворона?
- Понравилась ли Вороне лесть Лисы? 
Проследите по тексту, какие глаголы использует Крылов, описывая действия Вороны?
- -На что они указывают? Какой предстает Ворона?
- Почему ворона выронила сыр? Прочитайте слова из текста.
( в зобу дыханье сперло)
- Почему?
( она редко слышала такие слова в свой адрес, ее мало кто любил)
- Как поняли выражение «в зобу дыханье спёрло»?
- Как автор подчеркнул, что на самом деле Ворона не такая, как о ней говорит Лиса? («На ель ворона взгромоздясь..) Употребляется ли такое слово сейчас? Какие синонимы можно употребить к этому слову? (взлетела, примостилась, уселась)
-На сколько частей разделили весь текст? (на 3 части)
-О ком (чем) говорится в 1 части? (зачитайте – это завязка, то есть начало действия)
- Какие события развиваются во 2 части? (разговор Лисы с Вороной). Прочитайте.
- Что же говорится в 3 части? (это – развязка)
- Что же является основным стержнем (корнем) в развитии басни? (льстивая речь Лисицы, от которой у Вороны вскружилась голова)
 - Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей?
 - Приведите примеры.
- Отвечаем на 3 вопрос схемы- модели.
- Есть ли положительный герой в басне?- (Нет)
- Почему нельзя подражать Лисице и Вороне?
Льстец страшен, а кто принимает эту лесть - смешон. И тот и другой теряют чувство собственного достоинства, т.е. самоощущение и самоуважение.
- 4 вопрос схемы.- Над кем смеется автор? Что высмеивает?
( над вороной - доверчивость).
А почему не смеется над лисой?
(
Лесть не смешна, она противна, отвратительна)Вывод: Крылов И.А. одинаково высмеивает и осуждает глупую, податливую на лесть Ворону и хитрую коварную Лису.
3) Проверка предположений - возвращение к вопросам.
- Смогли ли мы ответить на все вопросы? (да)
Физкульт-минуткаФизкультминутка- игра « Я такой»
- Если я называю качества характера, которые вы не хотели бы иметь, вы должны присесть и закрыть лицо руками.
А если называю качества, которые вы хотели бы иметь, то стоим на месте и хлопаем в ладоши.
- Хитрый, жадный, отзывчивый, добрый, льстец, злой, завистливый, прилежный, храбрый, лицемерный, аккуратный, справедливый, эгоист, лживый, зазнайка , ленивый, неблагодарный.
- Молодцы !
6. Выразительное чтение.
-Сейчас мы попробуем эту басню прочитать выразительно. Возьмите карандаш и расставьте паузы. Карточки-помощницы тоже помогут вам при чтении (карточки лежат у детей на партах).
Карточка- помощница.
Сделай паузу после чтения морали.
Слова автора читай не спеша, как будто идёт неторопливый разговор.
Обрати внимание, как ласково говорит Лисица с Вороной.
Не забудь о паузах.
- Прочитайте басню друг другу. Оцените чтение товарища.
Чтение вслух. Дети анализируют чтение.
Учитель: Прочитайте басню от имени одного из главных героев.– Прочитайте басню от лица, который наблюдал эту сцену со стороны. (3-4 учащихся.)
Характеристика героев
Приём «Перевёрнутые логические цепочки»
Расположите цепочки слов в нужной последовательности:
а) ворона нашла кусочек сыру;б) лиса близёхонько бежала;в) ворона каркнула;г) лисица говорит сладкие слова вороне;д) плутовка подходит на цыпочках;ж) лисица схватила сыр и убежала;к) сыр выпал.
по щелчку появляются в правильной последовательности цепочки слов
Творческая работа
Театральная постановка басни по ролям-А сейчас, мы окажемся в театре. Смотреть мы будем, конечно, басню И. А. Крылова « Ворона и Лисица» Дети инсценируют басню.
Работа в парах. Выбор пословицы.
- Представьте, что вы встретили героев басни за день до события, какой совет вы им дадите?
( задание на карточках)
Дай совет герою басни, соедини стрелкой пословицу с героем басни
« Верь своим очам, а не чужим речам»
« Хитри, да хвост береги»
ЛИСА «На чужой каравай, рот не разевай » ВОРОНА
«Потерял - не сказывай, нашел - не показывай »
Проверка самостоятельной работы
Придумайте другой финал басни.Что будет если ворона не поддастся на лесть лисицы
7.Задание на дом
8.Итог урока
С какой басней ознакомились?
На все вопросы нам удалось ответить?
Чему нас научили И.А.Крылов и его басня?
- Чтобы не попасть в сети льстецов, надо сохранять чувство собственного достоинства, копировать только хорошее поведение людей, положительные черты характера. Поступать всегда по совести.
9.Рефлексия
– Было интересно …– Сегодня на уроке я узнал, что …– Я хотел узнать ещё о баснях …– Больше всего мне понравилось …– Новым для меня стало …
Оценка деятельности учащихся.
Ребята выбирают смайлики по оценочному листу.
Смайлик « Отлично»
Смайлик «Хорошо»
Смайлик «Старайся»
Спасибо за урок!