Урок внеклассного чтения на тему Что за прелесть эти сказки! (5 класс)


«Что за прелесть эти сказки,
каждая есть поэма…»
(Урок внеклассного чтения в 5-ом классе)
Цель урока: Расширить представление пятиклассников о сказке.
Эпиграф : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.
Ход урока.
Учитель. Ребята, сегодня мы в очередной раз побываем в удивительном волшебном мире – мире сказок, так любимом и детьми, и нами, взрослыми.
Чтение стихов учащимися.
И.А. Бунин. Сказка.
И снилось мне, что мы, как в сказке,
Шли вдоль пустынных берегов
Над диким синим лукоморьем,
В глухом бору среди песков.
Был летний светозарный полдень,
Был жаркий день, и озарен
Весь лес был солнцем, и от солнца
Веселым блеском напоен.
Узорами ложились тени
На теплый розовый песок,
И синий небосклон над бором
Был чист и радостно высок.
Играл зеркальный отблеск моря
В вершинах сосен, и текла
Вдоль по коре, сухой и жесткой,
Смола, прозрачнее стекла…
Мне снилось северное море,
Лесов пустынные края…
Мне снилась даль, мне снилась сказка
Мне снилась молодость моя.
К.Д. Бальмонт. У чудищ.
Я был в избушке на курьих ножках
Там все как прежде. Сидит Яга.
Пищали мыши и рылись в крошках.
Старуха злая была строга.
Но я был в шапке, был в невидимке,
Стянул у старой две нитки бус.
Разгневал ведьму – и скрылся в дымке.
И вот со смехом кручу свой ус.
Пойду, пожалуй, теперь к Кощею,
Найду для песен там жемчугов.
До самой пасти приближусь к Змею.
Узнаю тайны – и был таков.
Учитель. - Чем же так пленителен мир сказок?
Ответы 2-3 учеников.
- в сказках побеждает добро.
- в сказках много приключений.
- сказки учат добру, трудолюбию.
- сказки высмеивают пороки.
- Сказки вы любите, а знаете ли вы их?
Конкурсы.
Назовите сказку по иллюстрации (просмотр слайдов).
Угадай героя сказки.
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица: (злая царица)
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
Пряха молча подала
В руки ей веретено;
Та взяла, и вмиг оно (спящая царевна)
Укололо руку ей…
Все исчезло из очей;
На нее находит сон;
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит;
А сама-то величава, (царевна-лебедь)
Выступает, будто пава;
А как речь-то говорит,
Словно реченька журчит.
К какому герою сказок применимы прилагательные-определения?
Мудрая, красивая, рассудительная, умелая
Своенравная, ревнивая, ломливая, завистливая
Жалостливый, неосмотрительный, верный, добрый
Злые, мстительные, коварные, злопамятные
Дружные, гостеприимные
Глупая, ненасытная, сварливая

Отгадайте сказочные загадки.
Что на свете всех сильнее? (ветер)
Что на свете всех быстрее? (мысль)
Что на свете всех милее? (сон)
Что на свете всех жирнее? (земля)
Что на свете всех теплее? (руки)
Назовите волшебные предметы.
(Живая вода, гребешок, перо жар-птицы, волшебное кольцо, молодильные яблоки, скатерть-самобранка, волшебный клубок, шапка-невидимка, лапти-скороходы).Как чаще всего начинаются русские сказки (зачин)?
(«В некотором царстве, в некотором государстве…»«За тридевять земель, в тридесятом государстве…»
«В стародавние годы в некоем царстве, в не нашем государстве…»)Конкурс рисунков.
Сказки можем мы читать,
Сказки можем рисовать!
Чтение собственных сказок.
Сказки можем мы читать,
Сказки можем рисовать,
Сказки можем мы писать!
Исполняются 2-3 сказки учеников.
Инсценировка русской народной сказки «Ванюшка и царевна»
Чтец:
О чем-то скрипят половицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг,
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят половицы –
К нам сказка в гости идет.
Сказка «Ванюшка и Царевна». Инсценировка.
Заключительный этап урока.
Учитель.
Эпиграфом к нашему уроку мы взяли слова Пушкина:
«Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок».
Какой же урок мы можем извлечь из этой сказки?
2-3 ученика.
(Высмеивает лень, глупость.Она учит ценить труд
Осетинская пословица перекликается с этой сказкой: «Кæрцæн йе' мпъузæн йæхицæй, «Латка тулупа должна быть из нее же»).Вот и закончилась наша сегодняшняя встреча со сказкой. Пусть же в вашей жизни, ребята, добро всегда побеждает, а справедливость торжествует.