Конспект урока по чтению на тему Эзоп Ворона и лисица, Иван Крылов вОРОНА И ЛИСИЦА


Тема урока:_Эзоп «Ворон и лисица», Иван Крылов «Ворона и лисица»..Лента времени. Бродячие басенные истории.
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия. - познакомить детей с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»;
- продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста;
- продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;
- дать образец выразительного чтения басни.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов. Продемонстрировать сложность и неоднозначность жанра басни и роль морали в ней;
- дать образец выразительного чтения басни.
Этап урока Действия учителя Деятельность учащихся УУД
1. Эмоциональный настрой.(1-2 мин)
2 Актуализация знаний.
Вводная беседа.
3. Анализ подготовки домашнего задания.
4. Практическая часть.
Первичное усвоение новых знаний.
Постановка проблемы.
. Физминутка для глаз.(Электронный вариант.)
Коллективная работа.
Анализ басен.
Первичная проверка понимания.
Первичное закрепление.
Работа с картиной В. Серова.
Работа в парах.
5. Обобщение.
6. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.
7. Рефлексия.
7.Завершение работы. Добрые пожелания.
Покажите мне какое у вас настроение на начало урока.
-Настроение у всех рабочее. Начинаем наш урок.
-Над какой темой мы сейчас работаем?
-Какие произведения читаем?
-Что такое басня?
Из каких частей она состоит?
А какой ещё литературный жанр мы изучаем вместе с баснями?
А почему?
-Басни какого автора мы изучаем?
-Что объединяет его басни?
А в какое время жил Эзоп?
- А теперь я хочу послушать выразительное чтение той басни, что вы подготовили. А ребята устно оценят ваше чтение.
На с.13 есть лента времени рассмотрите её внимательно.
Какой вывод вы сделали?
А имя ещё какого баснописца вы увидели?
-Сейчас мы прочитаем ещё одну басню Эзопа. Она называется «Ворон и лисица». Поработаем над её содержанием.
Прочитайте мораль этой басни. Как вы её понимаете?
Мы ещё вернёмся к содержанию этой басни. А сейчас поговорим об Иване Андреевиче Крылове.
Кто из вас уже слышал это имя? А кто читал его басни?
Рассказ учителя о Крылове. ( Презентация.)
Сегодня мы будем сравнивать две басни. Эзопа и Крылова постараемся найти различия и общее в этих двух баснях.
Но сначала послушайте басню Крылова « Ворона и лисица» в исполнении великого мастера слова, народного артиста И. Ильинского.
Поделитесь первым впечатлением от услышанного.
А сейчас мы дадим нашему зрению отдохнуть. Следите внимательно за движением предметов на экране.
Откройте текст басни с. 16 и прочитайте её вполголоса. Читать будете с карандашами в руках. Подчёркиваем непонятные слова и фразы, чтобы потом выяснить их смысл.
Лесть и льстец вы найдёте в учебнике. Вещунья и плутовка в толковом словаре.
Прочитайте пословицы после текста.
Какая из пословиц применима к этой басни в качестве морали?
Теперь мы попробуем проанализиро вать сходство и различие этих двух басен. Сначала определим, в чём сходство басен Эзопа и Крылова.
А как мы называем истории со схожим сюжетом?
Значит и сюжет этих басен бродячий.
Кто выступает в роли коварного героя?
Только у Крылова она ещё коварнее.У Эзопа лисица сомневается в способности ворона говорить, а у Крылова она льстит вороне, говоря,что и голос у той очень красив.
И вот мы подошли к различиям в баснях.
Первое и самое главное различие жанр этих басен. Каков он?
Далее разные герои. Кто?
Поведение лисиц разное . У кого лисица добилась своего , да и была такова?
А как ведёт себя лисица в басне Эзопа?
И всё таки чья басня помогает лучше представить ситуацию и главных героев?
Рассмотрите внимательно картину известного художника В .Серова. Можете использовать лупы.
Почему лисица такая маленькая? Могла ли она на такой высоте разглядеть внешность вороны?
А теперь вы поработаете в парах.
Прочитать текст. Выделить роли. Распределить их между собой. Прочитать басню по ролям вполголоса. Стараться использовать интонацию, услышанную в аудиозаписи.
-А теперь я хочу послушать басню в вашем исполнении.
Выскажите свои впечатления от урока. Что было нового? Что уже знали? Какие выводы для себя сделали?
Прочитать басню либо выразительно, либо по ролям.
Покажите мне при помощи смайликов – довольны ли вы своей работой на уроке, или вас не удовлетворила ваша деятельность.
Я надеюсь, что мораль этой басни Крылова поможет вам правильно вести себя в разных ситуациях и добиваться желаемого честно.
Проговаривание стихотворения:
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем!
Наберёмся житейской мудрости.
Басни .Краткий прозаический или стихотворный рассказ поучительного характера.
Мораль и повествование.
Пословицы.
Они выражают мораль басни.
Эзопа.
Они написаны в прозе.
2500 лет назад.
Выразительное чтение подготовленной басни. Дети высказывают мнение о качестве чтения.
Первые басни появились до Эзопа.
И.А. Крылов
Дети читают басню. Отвечают на вопросы после текста.
Ответы детей.
Слушание басни.
Дети высказывают свои мысли.
Самостоятельное чтение басни детьми. Ответы на вопросы после текста. С. 17 – 18.
Работа над смысловым значением басни. Лесть и льстец дети читают в учебнике.
Взгромоздясь –уселась.
Вещунья- предсказательница событий.
Плутовка-обманщица.
Спёрло-перехватило.
Была такова – убежала.
Гнусна- отвратительна.
Все.
Схожий сюжет.
Бродячие.
Лисица.
Проза и стих.
Ворон и ворона.
У Крылова.
У Эзопа лисица ещё и поучает ворона.
Крылова. Ярче описание внешнего вида и поведения.
Ворона видит её с большой высоты.
Нет. Лисица всё придумала.
Чтение басни по ролям.
Познакомились с новым автором басен.
Лесть не достойна честного человека. Она высказывается в тех случаях, когда кто то хочет получить свою выгоду. Коммуникативные: умение настроиться на работу, поддержать настроение в коллективе.
Личностные: смыслообразование, формирование сопереживания
опыта примерок.
Познавательные: перечитывание текста с разными задачами, оценка смысла всего текста.
Предметные:
Знакомство с новым именем,
Показать, что в баснях, в которых рассказаны истории, может быть сходная мысль. Учить примерять пословицы в качестве вывода к басням. Актуализировать знания о различии древних и самых древних сказок. Работать с лентой времени. Учить соотносить смысл и мораль басни. Провести сравнительный анализ двух басен,написан ных на один сюжет, но в разное время.
Универсальные
*Анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков
*Формирование понятия «контраст» через анализ стихотворных текстов
*Установление причинно - следственных связей
Коммуникативные: планирование учебного
сотрудничества, постановка
вопросов,
управление поведением партнёра,
умение с достаточнойполнотой выражать своимысли.