Урок литературного чтения для 3 класса КВН по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»

Урок литературного чтения. З класс.
КВН по сказкам А.С.Пушкина «Что за прелесть эти сказки!»
Цель. Организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации их знаний по прочитанным сказкам А.С.Пушкина; прививать интерес и любовь к творчеству великого русского писателя; работать над развитием речи, памяти, мышления, творческих способностей учащихся; воспитывать чувство товарищества; создать атмосферу соревновательности.
Оборудование: книги со сказками А.С.Пушкина; иллюстрации к сказкам; портрет А.С.Пушкина; плакаты с надписями: «Что за прелесть эти сказки!», «Сказка ложь, да в ней намёк Добрым молодцам урок»; таблички с названиями команд «Лукоморье», «Синеморье»; кроссворд «Александр Пушкин»; «золотые» рыбки из бумаги (30 шт.)
Вступительное слово учителя.
Дорогие ребята, ваша жизнь только начинается, вы совсем недавно научились читать книги, но уже успели познакомиться с творчеством великого русского писателя А.С.Пушкина и полюбили его стихи и сказки. Многое из прочитанного вы запомнили наизусть, ведь пушкинское слово такое лёгкое и складное, что его нетрудно запомнить, а тем более понять. А.С.Пушкин очень любил и хорощо знал народные сказки, которые слышал в детстве от своей любимой няни Арины Радионовны. Именно ему принадлежат слова «Что за прелесть эти сказки!» Мы не перестаём восхищаться его сказками, в которых есть и волшебство, и удаль, и печаль, и всегда добро побеждает зло.
Сегодняшний урок – КВН покажет, насколько хорошо вы знаете сказки А.С.Пушкина, как близко вы знакомы с их героями, кто из вас лучший знаток сказок А.С.Пушкина, а судить нашу игру по справедливости будет жюри. (Представление жюри )
Ход игры
Конкурс 1. Представление команд.
(Класс делится на две команды. Каждой команде вручается табличка с названием команды. Задача игроков определить из какого произведения А.С.Пушкина взяты эти названия и подтвердить это чтением строк из названного произведения)
I команда «Лукоморье»
- У лукоморья дуб зелёный
II команда «Синеморье»
- Жили-были старик со старухой у самого синего моря
Конкурс 2. Разминка «Кто лучше знает сказки А.С.Пушкина»
(Учитель задаёт вопросы, игроки отвечают. За каждый правильный ответ им вручается «золотая рыбка»)
1.Что приговаривал Балда с укоризной, когда поп подставил лоб?
(Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной)
2.Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане»?
(Три девицы под окном пряли поздно вечерком)
3.Какими словами заканчиваются сказки: «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»?
(Я там был, мёд, пиво пил – и усы лишь обмочил)
4. Кто точнее назовёт ответ зеркальца злой мачехе в конце сказки?
(Ты прекрасна спору нет.
Но царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее.)
5.Что обещал царь Дадон мудрецу?
(Волю первую твою я исполню, как свою)
6.В кого превращала Царевна –Лебедь князя Гвидона, когда он навещал отца? (В комара, муху, шмеля)
7.Продолжите строчки и скажите из какой они сказки?
В синем небе звёзды блещут В синем море волны хлещут
(Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт)
8.В какой сказке и кто говорит такие слова?
Горе мне! Попались в сети Оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла!( «Сказка о золотом петушке» царь Дадон)
Жюри подсчитывает очки: 1 рыбка – 1 очко за этот конкурс и 5-бальная система за «Представление команд».
Конкурс 3. «Диалоги сказочных героев» (домашнее задание)
Каждой команде даются по 3 карточки с именами героев сказок, диалоги которых они должны проинсценировать. (На подготовку отводится 3 мин., во время подготовки звучит музыка)
Поп и Балда; Старик и рыбка; Царица и зеркальце; Царь Дадон и Мудрец; Царевна-Лебедь и князь Гвидон; Царевич Елисей и месяц.
Выступления оцениваются по 5-бальной системе за игру актёров и костюмы. Команда соперница получает по 1 баллу заправильное название сказки и героев, которые были представлены.
Конкурс 4. Конкурс капитанов. «Угадайте, чей это портрет?»
«Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит. А сама-то величава, Выступает, будто пава» (Царевна-Лебедь)
Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор;( 33 богатыря)
Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива. (Царица)
Белолица, черноброва, Нраву кроткого такого. (Царевна)
В дорогой собольей душегрейке, Парчёвая на маковке кичка, Жемчуги огрузили шею, На руках золотые перстни, На ногах красные сапожки. (Старуха)
Конкурс 5. «Подбери стихи к рисунку»
Каждая команда получает несколько рисунков к произведениям А.С.Пушкина. Игроки должны подобрать как можно больше отрывков из текстов сказок к данным иллюстрациям. ( можно пользоваться книгами и зачитывать нужные строчки)
В этом конкурсе за каждый правильный ответ вручается «рыбка». Команды отвечают поочерёдно, жюри следит, чтобы не было одинаковых ответов.
Конкурс 6. Кроссворд «Александр Пушкин»
Кто первым поднимет руку, тот и отвечает. Каждый правильный ответ приносит очко команде.
Вопросы кроссворда:
Как звали няню поэта? (Арина)
Имя жениха молодой царевны в «Сказке о мёртвой царевне»? (Елисей)
Чудо – предмет, говорящий всю правду? (Зеркальце)
Фрукт, которым отравилась молодая царевна? (Яблоко)
Имя царя в одной из сказок Пушкина А.С.? (Салтан)
Исполнительница песни «Во саду ли, в огороде»? (Белка)
Жилище старика со старухой? (Землянка)
Как звали находчивого, трудолюбивого работника? (Балда)
Сказочный персонаж, исполняющий желания? (Рыбка)
Сторож, извещавший об опасности? (Петушок)
Название острова, мимо которого проплывали корабельщики? (Буян)
Насекомое, в которое превратился князь Гвидон в 3-й раз? (Шмель)
Любимая вещь старухи? (Корыто)
Сколько раз закидывал старик невод в море? (Три)
Имя царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)
(Жюри подсчитывают итоги конкурса и всей игры)
Заключительное слово учителя. Рефлексия.
Вспомните какими словами А.С.Пушкин заканчивает «Сказку о золотом петушке»? (Ответы детей) Учитель открывает плакат с надписью:
Сказка ложь, да в ней намёк
Добрым молодцам урок.
- Как вы понимаете эти слова?
- Чему учат нас сказки А.С.Пушкина?
- За что мы любим героев его сказок? За что мы их осуждаем?
- На кого из героев вы хотели бы быть похожи?
Учитель читает стихи И.Акулининой
К нам приходят пушкинские сказки,
Яркие и добрые, как сны.
Сыплются слова, слова алмазы
На вечерний бархат тишины.
Шелестят волшебные страницы
Всё скорей нам хочется узнать
Вздрагивают детские ресницы,
Верят в чудо детские глаза,
Даже если мы уже не дети,
В двадцать, в тридцать лет и в сорок пять,
Убегаем мы порою в детство,
Убегаем к Пушкину опять.
Убегаем в буйство свежих красок,
В торжество добра над тёмным злом,
Убегаем в пушкинские сказки,
Чтоб добрей и лучше стать потом.

Председатель жюри объявляет результаты игры и награждает победителей и участников КВН.

15