Урок литературы по теме: «Что за прелесть эти сказки!» (урок-игра по сказкам А. С. Пушкина)

Урок литературы по теме: «Что за прелесть эти сказки!»
(урок-игра по сказкам А. С. Пушкина)
Тип урока: обобщение изученного
Цели урока:
Обобщение и углубление изученного по творчеству А.С.Пушкина; проверка знания текста, оценка знаний учащихся;
Учить учащихся работать в группах, дружескому соперничеству.
Развивать речь учащихся, художественное восприятие произведений, внимательное отношение к слову;
Развивать у детей творческие способности, умение создавать выразительные образы героев сказок;
Воспитывать интерес учащихся к самостоятельному изучению произведений автора.
Форма работы: групповая

Ход урока

Орг. момент
- Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний наш урок посвящен творчеству всеми любимого писателя А.С.Пушкина. Мы обратимся к самым известным сказкам писателя, обобщим наши знания, касающиеся биографии А. С. Пушкина, подробно остановимся на содержании литературных сказок. Проведем мы урок в игровой форме, разделившись на три команды. Оценивать работу команд будет жюри.
Правила игры: выбрать капитанов; ответ принимается по поднятой руке или сигнальной карточке; каждый выкрик с места отнимает у команды 1 балл. Итак, начинаем.

Конкурс «Разминка»
-Сказки Пушкина в числе ваших самых первых в жизни книжек. Вы снова и снова их перечитываете и сейчас уже, наверное, знаете наизусть. И конечно, каждый из вас согласится с Пушкиным: «Что за прелесть эти сказки!».
- Для начала проведем небольшую разминку. Командам будут даны вопросы с тремя вариантами ответов. Для того, чтобы ответ был засчитан, вы должны поднять сигнальную карточку. После того, как команды поднимут свой вариант ответа, будет оглашен верный вариант.
1) обратимся к биографии писателя.
6 июня 1799 года
1. день рождения писателя
2. день поступления в Царскосельский лицей
3. Дата публикации первого стихотворения
Село Михайловское
1. Место рождения
2. Усадьба семьи Пушкина
3. Место смерти
Арина Родионовна
1. Бабушка писателя
2. Героиня произведения
3. Няня писателя
10 февраля 1837 год
День смерти А. С. Пушкина
День свадьбы
Публикация сказки «О мертвой царевне»
Черная речка
Любимое место в имении Михайловское
Место дуэли
Место второй ссылки

2) Пушкин написал множество прекрасных сказок. Попробуйте по описанию догадаться, о каких героях идет речь, и в каких сказках мы их встречаем.
(Дети работают не по карточкам, а каждая команда называет свой ответ)

3) соотнести героев, составить пары (вновь сигнальные карточки)

Конкурс «Золотая рыбка»

Каждая команда выбирает по одному человеку, которые по очереди тянут «рыбку». Каждый вытягивает по три «рыбки» с вопросами. Участник вслух зачитывает вопрос и отвечает, команда не имеет права подсказывать. Правильный ответ – 1 балл. Неверный ответ отнимает от счета команды 1 балл. Между прочим, также есть «золотая рыбка». Правильный ответ на вопрос «золотой рыбки» оценивается в 5 баллов, но если ответ будет неправильным, то от общего счета отнимается 5 баллов и команда получает право вытащить еще одну «рыбку».
Вопрос 1-й рыбки:
В «Сказке о попе и работнике его Балде» Балда говорит:
Ты, бесенок, еще молоденек,
Со мною тягаться слабенек;
Это было бы лишь времени трата.
Обгони-ка сперва моего брата
Кто этот брат?
Ответ: Зайка.
Вопрос 2-й рыбки:
Какую плату Балда назначил за свою работу у попа?
Ответ: «в год за три щелка тебе по лбу»
Вопрос 3-й рыбки:
Как звали сына царя Салтана?
Ответ: Гвидон.
Вопрос 4-й рыбки:
белочка при всех
Золотой грызет орех,
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает,
Кучки разные кладет
И с присвисточкой поет
При честном при всем народе
Что пела белочка?
Ответ: «Во саду ли, в огороде».


Вопрос 5-й рыбки:
Рыбка не исполнила последнее требование старухи. Что же старуха требовала?
Ответ: Хочу быть владычицей морскою.
Чтобы жить мне в окияне-море,
Чтоб служила мне рыбка золотая
Вопрос 6-й рыбки:
Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?
Ответ: Что тебе надобно, старче? –
Смилуйся, государыня рыбка!..
Вопрос 7-й рыбки:
Кто в «Сказке о мертвой царевне» подсказал Елисею, где ему искать невесту?
Ответ: Ветер.
Вопрос 8-й рыбки:
Что пообещал царь Дадон мудрецу за Золотого петушка?
Ответ: Волю первую твою
Я исполню, как мою..
Вопрос 9-й рыбки:
Какие слова обычно кричал Золотой петушок, предупреждая об опасности?
Ответ: Кири-ку-ку!
Царствуй, лежа на боку!
Вопрос «золотой рыбки»:
Как звали пса, который жил у семи богатырей?
Ответ: Соколко.

Конкурс капитанов

-Ну вот, мы и вспомнили сказки А.С.Пушкина. А теперь капитаны команд должны перечислить всех злодеев из сказок Пушкина. За каждого отрицательного героя 1 балл. Работа выполняется у доски.

В это время команды разгадывают телеграммы.

-К сожалению, не все герои сказок могут быть с нами сегодня. Но они прислали нам телеграммы, где объясняют, почему не могут этого сделать. Внимание! Нужно узнать, от кого пришла телеграмма, назвав героя и сказку. Команды озвучивают свои ответы по очереди:
1) «Приеду с подарками, так как на весь мир одна наткала я полотна»
Ответ: Вторая сестрица («Сказка о царе Салтане»)
2) «Ждите, ждите, очень спешу, и ветер весело шумит, судно весело бежит мимо острова Буяна»
Ответ: Корабельщики («Сказка о царе Салтане»)
3) «Не могу прибыть к вам, очень занят, так как веревкой хочу воду морщить, да проклятое племя корчить»
Ответ: Балда («Сказка о попе и работнике его Балде»)
4) «Очень жаль, приехать не могу: «Горе мне! Попались в сети оба наших сокола! Горе! Смерть моя пришла!»
Ответ: Царь Дадон («Сказка о золотом петушке»)
5) «Приехать никак не могу: пуще прежнего старуха вздурилась».
Ответ: Старик («Сказка о рыбаке и рыбке»)
6) «Спасибо за приглашение, вижу, что тут люди добрые живут, знать не будет мне обидно!»
Ответ: Молодая царевна («Сказка о мертвой царевне»)

Словарная работа.
- Как вы знаете, отличие литературной сказки от русской народной не только в том, что литературная имеет определенного автора, рифму и ритм, но также в ней присутствуют устаревшие слова. Давайте вспомним некоторые из них, которые вам встретились на страницах сказок.
(Слова записаны на доске, команды на отдельном листе записывают значения слов, потом поочередная проверка, каждая верное значение – 2 балла)

Что такое оброк? (Это плата. Часть заработанного крестьянин должен был отдать помещику.)

Что такое полба, которую любил Балда? (Каша из пшеничных зерен.)

Что такое белена? (Ядовитое растение.)

Что такое светлица? (небольшая светлая комната в верхней части дома; обычно в таких комнатах живут девушки)

Что такое девичник? (праздник в доме невесты перед свадьбой, на который собираются ее подруги, родственницы)

Итоговый конкурс

-Обобщая нашу сегодняшнюю работу, мы видим, что каждая сказка А. С. Пушкина прекрасна и самобытна по-своему. Итак, последний конкурс. Каждой команде предлагается письменно ответить на следующий вопрос: «Кто, на ваш взгляд, наиболее интересный герой сказки». Каждой команде предлагается определенная сказка.

Итоги урока. Подсчет баллов.






Название
конкурса
Кол-во баллов
1 команда
2 команда
3 команда

1.Разминка

1 балл за каждый верный ответ




А) биография





Б) герои





В) сопоставление





2. Золотая рыбка
По 1 баллу; золотая рыбка 5 баллов. За неверный ответ минус 1 балл




3. Конкурс капитанов
За каждого злодея 1 балл




4.Телеграммы
За каждый верный ответ 1 балл




5.Словарная работа
За верное значение 2 балла




6.Итоговый конкурс
5 баллов




ИТОГО











Кто, на ваш взгляд, наиболее интересный герой
«Сказки о рыбаке и рыбке»?




























Кто, на ваш взгляд, наиболее интересный герой
«Сказки о золотом петушке»?
























Кто, на ваш взгляд, наиболее интересный герой
«Сказки о попе и работнике его Балде»?

15