Открытое внеклассное мероприятие Масленица


Открытое мероприятие
«Масленица»
МАПТ
2014
подготовила Косарева Л. Н.
Масленица
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить
У ней особенная стать,
В Россию можно только верить.
Ведущая У русского народа, как и других народов есть своя музыка, песни и обычаи и праздники. В древней Руси проводили зимы и встречали вёсны. Это было связано с языческим богом Велесом. Но даже после того как Русь приняла христианство, праздник этот сохранился. С 16 века он стал называться Масленицей. Масленая неделя справляется за семь недель до Пасхи – Воскресения Христова.
Масленица – один из ярких праздников на Руси, имеющий глубокие исторические корни. По свидетельству очевидцев « весёлый был праздник. И молодёжь, и старики, все в нём участвовали».
Ведущий История праздника Масленицы на Руси удивительна. Это был единственный крупный дохристианский праздник, который не был приурочен ни к одному христианскому празднику и не получил нового истолкования, что в свою очередь способствовало сохранению архаических элементов Масленицы. Главную роль играют в Масленице блины, которые пекутся всю неделю, а также оладьи, сырники, пироги и пышки. На блины зовут гостей и везде блинами угощают. По древнему обычаю, блинами поминали усопших; в Тамбовской и других губерниях первый блин , испечённый на сырной неделе. Клали на слуховое окошко для душ родительских.
Ведущий В русском быту блины удержались до наших дней. Давно уже высказано, что блины являются символом солнца и их изготовление и коллективное поедание отмечало победу дня над ночью, света над тьмой. В древнеславянских поселениях найдены круглые глиняные сковородки с зубчатыми краями с прочерченным ещё по сырой глине крестом, знаком солнца. Вероятно, они делались для выпечки масляных блинов. Сковородка являлась как бы моделью солнца.
Ведущий Воздействие церкви на характер праздника было минимальным. Отразилось оно на введённом обычае просить друг у друга прощенье в воскресенье вечером перед Великим постом. А сейчас мы вам расскажем как проходила масляная неделя.
Понедельник – первый день. Он назывался встреча .В этот день деревня к деревне в гости ходила. Чучело Масленицы возили по улицам и ставили на площади. При этом кричали: « Спешите, спешите, спешите скорей! Нет праздника нашего веселей. Масленицу встречаем – зиму провожаем.» И народ собирался, чтобы повеселиться, да удаль молодецкую показать. Ребята, давайте и мы покажем с вами удаль молодецкую. ( гири, обручи, прыгалки)
Ведущий Второй день – заигрыш. Ряженые собирались по дворам. Ходили и пели ни свет ни заря. А ребята с девчатами заигрывали , невест выбирали..
Девчата
Начинаю я припевку
Первую, начальную.
Я хочу повеселить публику печальную.

Чтобы печка разгорелась,
Надо жару поддавать.
Чтобы песня лучше пелась,
Надо пляской помогать.
Не смотрите на меня –
Глазки поломаете,
Я не с вашего села
Вы меня не знаете
У меня коса боль
Ленточка коротенька.
Про меня не думай парень
Я еще молоденька.
Пошла плясать
Бабушка Лукерья,
На затылке нет волос –
Привязала перья.
Я – девчонка боевая
Боевая не совсем
Боевая сушит девять
А по мне страдает семь.
У меня забавы две:
В том краю и в этом,
Одного люблю зимой,
А другого - летом.
Парни
На окошке два цветочка:
Голубой да аленький Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я плясал на три ноги
Потерял я сапоги
Оглянулся назад –
Сапоги мои летят.
Ёлки– долги. Ёлки – долги,
Ёлки да осиночки,
На поляне девки пляшу
Скрипают ботиночки.
Ведущий
Третий день – лакомка. В этот день деревня лакомилась блинами. На столы к блинам ставили сметану, масло, земляничное варенье.
Ведущий А вот четвёртый день – разгул. В этот день пели частушки. Народные песни. Говорили пословицы и поговорки, устраивали катания с горы и кулачные бои. Катание с гор и в санях тоже было исполнено магического смысла. От трения множества полозьев ледяной покров горы истончался, обнажая землю, что служило как – бы знаком того, что снегам пора сойти. Вот как устраивали катание с гор в Москве. Ледяные горы строились на Москве – реке и на Неглинной, от Воскресенских до Троицких ворот. Где ныне Александровский сад. В Петербурге в 19 веке У Адмиралтейства строили высокую деревянную гору, пуск с неё покрывали льдом. С горы катались до Дворцовой площади. Около горы устраивали балаганы. Продавали сладости. Позже веселье было перенесено на Марсово поле.
Ведущий Многие российские самодержцы принимали участие в этом разгульном празднике и способствовали его устройству. При Петре 1 масленичные потехи устраивались в Москве у Красных ворот, где он сам в понедельник открывал праздник. По случаю Ништадского мира в 1722году Пётр1 дал в Москве невиданный до толе маскарад и санное катание. По свидетельствам очевидцев, императрица Анна Иоанновна собирала у себя на Масленице гвардейских унтер – офицеров с их жёнами. Которые тешились русскими плясками. При Елизавете Петровне открылось катанье в любимом ею селе Покровском, там сама государыня каталась на санях и лыжах. Екатерина11 после своей коронации в Москве во время Масленицы дала народу трёхдневный блистательный маскарад . Вероятно. Именно благодаря содействию русских монархов Масленица пополнялась различными западноевропейскими заимствованиями. Возможно, в подражание римскому карнавалу на Масленицу рядились в маски разные костюмы.
Ведущий Во время « Разгула» шли стенка на стенку и устраивали поединки. так называемые « кулачные бои». Языческий смысл кулачного боя заключался в том, что бог Ярила – пахарь борется с Мором
( Морозом). Или по – другому – с Кощеем, чтобы вернуть земле материнство, способность плодоносить. Борьба и кулачный бой составляли издавна народную потеху. Которая означала « погреться на морозе». «Грелись на морозе» до первой крови. За этим следил самый сильный и уважаемый из мужчин. Свято соблюдалось правило не бить лежащего.
А ещё четверг называют чистым. Вечером в четверг ходили в баню. Перед сном дети кланялись родителям в ноги, а слуги господам.
Ведущая Хватит петь да плясать – пора пятницу с субботой объявлять. Итак, пятница – тёщины вечёрки. В этот день зять к тёще в гости на блины ходит. В этот день поют много частушек про тёщу.
Выхожу и начиню
Я свои частушки.
Затыкай – ка, мила тёща,
Свои нежны ушки.
На базаре был вчера.
Видел там комедию.
Тёща лошадь продавала
Называла Федею.
На таможне мою тёщу
Не пустили в Геную
Говорят, что камни в почках
У неё драгоценные.
Лес шумит, шумит, шумит
Лес шумит, качается
Кто крикливых тёщ полюбит,
Тем налог скощается.
Как женился, появилась
Средь кудрей большая плешь
Помогите мне оформить
Тёще выезд за рубеж.
В наших дальних деревеньках
Нравы новые ввелись
Посбесились наши тёщи
В интербабки подались.
Если хочешь счастлив быть
Приходи на станцию
Тёщу сдай скорей в багаж
Потеряй квитанцию.
Ведущий Шестой день – золовкины посиделки. В этот день устраиваются семейные чаепития с поднесением подарков. Молодые невестки принимали родных со стороны мужа Что говорить – мир да лад не всегда между бабами царил. А тут праздник давал как бы предлог: сойтись душами, сговориться о житье – бытье.
Ведущий Заканчивалась Масленица Прощенным воскресеньем. Все просили друг у друга прощения. Горькое и досадное с душ снимали, прощали обиды. Люди как – бы очищались от вольных и невольных обид. « На Масленице, - пишет очевидец в начале 17 века, - русские посещают друг друга . целуются. мирятся, если оскорбили друг друга словом или делом, встретившись даже на улице - приветствуют друг друга взаимным поцелуем. « Прости меня, пожалуй» - говорит один. « Бог тебе простит!» - отвечает другой. В Прощенное воскресенье крестники обязательно посещали крёстных отца и мать. Было принято дарить друг другу пряники, коврижки, медовики. Кульминация праздника – костры. Пока горел костёр, кричали: « Молоко сгорело» или « Масленица сгорела в Ростов улетела». Костры разводили ближе к вечеру. Затем выносили куклу Масленицы и сжигали её. Едва раздавались звуки вечернего благовенства, веселье прекращалось.
Все выходим на улицу, устраиваем конкурсы ,затем сжигаем куклу и спешим в столовую на угощения и блины.