Обобщение и проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты». Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Обобщение и проверка знаний по теме «Карбоновые кислоты». Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений.

Девиз урока: «Химик требуется не такой, который из одного чтения книг понял всю науку, но который собственным искусством в ней прилежно упражнялся».
М.В. Ломоносов.

Цели и задачи урока
-проверить глубину, прочность, осознанность полученных знаний; умение их применять, выделять главное в учебном материале, сравнивать, обобщать, логически мыслить, находить в единичном общее и особенное, доказывать единство разнообразных форм материи;
-проверить умение применять знания в необычных ситуациях;
-развивать творческие возможности учеников;
-изучить генетическую связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений;
-продолжить вырабатывать такие черты характера, как пытливость, любознательность, стремление к развитию своего кругозора через индивидуальную работу.

Методы и методические приемы
Фронтальная и индивидуальная формы оценки знаний, объяснение с элементами беседы, поисково - исследовательский метод.

Оборудование
Переносная доска, таблица “Представители одноосновных карбоновых кислот”, конверты с раздаточным материалом.

Домашнее задание: подготовиться к практической работе №4 на с.115, “Получение и свойства карбовых кислот”.

Ход урока
I. Организационный момент.
Повторное разъяснение ЛСС темы.

физические получение
Карбоновые ( Состав, свойства
кислоты строение применение
химические

Сообщение цели и плана урока.
Повторение. Фронтовой опрос по вопросам:
Какие кислоты называются карбоновыми?
Как классифицируют карбоновые кислоты?
Какие кислоты относятся к предельным одноосновным карбоновым кислотам?
Какова номенклатура карбоновых кислот?
Какие физические свойства характерны карбоновым кислотам?
Проявляют ли карбоновые кислоты химические свойства, характерные неорганическим кислотам? Чем это объясняется?
Почему карбоновые кислоты вступают в реакцию нуклеофильного присоединения труднее, чем альдегиды?
Влияет ли карбоксильная группа на связь между атомами водорода и углерода в радикале? Как доказать?
Почему муравьиная кислота диссоциирует в воде намного лучше, чем уксусная?
На доске: а) СН3 – СООНI CH2F- COOH
б) СН2F -СООНI CH2Cl-COOH
в) СН3 – СООНI CH2Cl-COOH
г) CH2Cl-CH2-CH2 -COOHI CH2Cl-COOH
Какие из этих попарно взятых веществ лучше диссоциируют в воде? Почему?
Чем объясняется особенность химических свойств муравьиной кислоты по сравнению с другими кислотами?
Какие высшие карбоновые кислоты используются при производстве мыла?
Как получают карбоновые кислоты?
Назовите важнейших представителей непредельных карбоновых кислот? Какими свойствами они обладают?
Оценка знаний.
Обобщение. Карбоновые кислоты, являясь одними из важнейших классов органических соединений имеют свойственное и неповторимое им строение, разностороннее влияние атомов или групп атомов, которое определяет их химическое свойство и объясняет их столь широкое применение.

Генетическая связь (ЛСС)
Проблемный вопрос: возможно ли изучение класса карбоновых кислот изолированно от органических соединений? Почему?
Запись темы урока. Цель и задачи темы. Домашнее задание.
Беседа с учащимися о ранее изученных классах органических соединениях, взаимных влияниях атомов в молекулах, о том, что каждая группа веществ способна проявлять те или иные химические свойства, которые изучает один класс соединений с другими классами.
Эта связь проявляется в том, что спирты, альдегиды и карбоновые кислоты можно рассматривать как продукты последовательного окисления углеводородов: при окислении
одной связи С-Н образуются спирты (Н3С-Н ( Н3С-ОН)
ОН О
2. двух связей С-Н ( альдегиды ( Н2С ( Н(С )
ОН Н
ОН
3. трех связей С-Н ( карбон. кислота ( НС ОН ( Н-СООН )
ОН

«Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений». Изучение схемы 11 на странице 112 учебника.
Закрепление (работа с карточками по вариантам)
Задания: (на доске)
I ВАРИАНТ: 1) Получить всевозможными способами из метана ацетат натрия.
2)Получить всевозможными способами уксусную кислоту.
II ВАРИАНТ:1) Получить всевозможными способами из метана уксусноэтиловый эфир.
2) Получить всевозможными способами уксусную кислоту.

Ученики записывают возможные превращения в тетрадях (по одному превращению из каждого задания осуществляют дома письменно).
После выполнения работы обмениваются тетрадями - проверяют задания друг у друга.
Литература
Габриелян О.С. Программа курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень), 2010.
Габриелян О. С. Химия. 10 класс. Базовый уровень - М., 2010.
Габриелян О. С. Химия. 10 кл.: рабочая тетрадь к учебнику О. С. Габриеляна «Химия. 10 класс» - М., 2010.
Габриелян О. С. Химия. Пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы – М., 2007
Потапов В. М., Татаринчик С. Н. Органическая химия - М., 2000.

15