формирование семейных ценностей выступление на научно — практической конференции


Формирование семейных ценностей в рамках внеурочной деятельности в 3-4 классах
«Кукольные истории»
Сл.№2Мы никого и ничему не можем обучить –
Мы только можем помочь познать себя.Галилео Галилей
В современном быстро меняющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед образовательными учреждениями стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст.29 пункте I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от нас с вами.
Конечно, нет сомнения, что вся деятельность в школе, в том числе и внеурочная, направлена на создание воспитательной системы гуманистического типа. Главная цель, которой - максимальное развитие личности ученика и подготовка самореализации в жизни с опорой на следующие целостные ориентиры: здоровье, семью, отечество, культуру
Сл.№3
Личностное развитие учащегося в соответствии с требованиями ФГОС, подразумевает прежде всего становление человека как автономного носителя общечеловеческого опыта, форм поведения и деятельности, который: 
понимает систему социально принятых знаков и символов, существующих в современной культуре т.е. универсальные учебные действия (далее - УУД));
владеет приемами волевой саморегуляции, целеполагания и планирования (регулятивные УУД);
умеет сотрудничать, влиять на поведение партнера или группы (коммуникативные УУД).
Это значит, что для личностного роста обучающегося актуальны все группы УУД. 
Сл.4
Важнейшим критерием - показателем освоения обучающимися УУД в содержании любой деятельности (в т. ч. внеурочной) - является процесс переноса действий, относящихся к внешней деятельности, в умственный, внутренний  личностный план. 
Всем этим целям, на мой взгляд, отвечает внеурочная деятельность творческой направленности.
Занятия творчеством способствует изменению отношения  ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что «является базовыми ориентирами федеральных образовательных стандартов». Программа внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования.
Сл.№5
На внеурочной работе несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся, да и сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.
Разработав программу внеурочной деятельности «Кукольные истории» для 3-4 класса ставлю следующие цели:
Развитие художественных способностей детей через приобщение к народной культуре на примере создания изделий декоративно-прикладного искусства.
Формирование  у учащихся устойчивых систематических потребностей к саморазвитию, самосовершенствованию  и самоопределению  в процессе  познания  искусства, истории, культуры, традиций.
Сл.№6
Именно традиции русской семьи с её ценностями и нравственными устоями являются основой в построении программного материала
В течение многих веков высшим смыслом жизни русского человека было создание семьи, рождение и воспитание детей. Ради этого собиралось богатство, делалась карьера.
Семья не только воспитывала детей и вела совместное хозяйство, она была носителем глубоких традиций, связывала человека с окружающим миром, являлась хранительницей коллективного опыта.
Сл.7
Особе внимание уделяю понятию материнства т. к. занятия посещают девочки.
Материнство является базовым, жизненным предназначением, важным состоянием, значительной социально-педагогической функцией каждой женщины и выражается, прежде всего, в поведении матери. Поэтому, возрождение материнской культуры представляет собой проблему общества.
Сегодня материнство больше не воспринимается в качестве основного предназначения женщины, стремление современных девушек добиться успеха в политике, бизнесе, науке нередко подчиняет себе все остальные стремления.
В общественном же сознании материнство всегда представляло одну из наиболее значимых человеческих ценностей. Ведь именно мать является продолжательницей рода, а в совокупности — основой здоровой и полноценной нации.
Считаю что сегодня, нам необходима ориентация на отечественные культурно-исторические и духовные традиции. Традиция, как система передачи и наследования духовных приоритетов, нравственных идеалов, норм поведения. В этой связи обращение к фольклору, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, является, на мой взгляд, оптимальным.
Сл.№8
Структура занятия:
Введение в тему занятия
Повторение правил работы.
Выполнение творческой работы (от простого к сложному).
Рефлексия. Самооценка своих способностей, что получилось, что не получилось.
Сл.№9,10,11
Введение в тему (видео ряд кукол, беседа на основе проблемных вопросов) Румяная многослойная матрешка и печально-свирепый щелкунчик, язвительный Петрушка и гламурная Барби – какие разные характеры, облик, история жизни. Однако все они состоят между собой в дальнем родстве, поскольку все это – куклы.
Сл.12.
Но кто был предком этого разномастного семейства?
Их общий предок был создан не для детских забав. Наоборот, первые куклы были серьезными и влиятельными участниками семейной и общинной жизни. Некоторые историки считают, что в глубине веков, когда древние люди, приносили друг друга в жертву, однажды кукла заменила собой человека.
Самая известная представительница таких кукол избавителей – Масленица, фигуру которой сжигали, прощаясь с долгими холодами, болезнями, однообразной зимней жизнью. Куклы служили тотемами, символизировали силы природы, охраняли от болезней и несчастий, их поддержкой можно было заручиться, надеясь на хороший урожай и здоровье.
Сл.13-22
Понимание типов кукол, введение понятия «Оберег», его смысл, значение и функциональность для семьи.
Примеры: Обереги (пеленашка, крупеничка и т. д.)
Сл.23
Повторение правил работы. Домашних кукол "вертели" обычно из старого тряпья, не только из бережливости, но и потому, что ношеная материя хранила родовую силу и являлась оберегом. Если учесть, что вещи в семьях переходили по наследству, от матери к дочери и т.д., не трудно представить, сколько энергетики в себе хранили такие лоскуты...
Кукла не колотая не резанная, использование красной нити, узлов.
Сл.№24,25
Выполнение творческой работы. Пошаговые инструкции, индивидуальная работа с детьми
Рефлексия. Фото работВ результате такой работы
Учащиеся должны знать:
             
Оберег -  как субъект культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов.     Авторская кукла – как особое  направление  современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и  их назначение.  
Учащиеся должны уметь:
понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства
называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;
выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений
выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами
выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей
наблюдать и описывать свойства используемых материалов;
добывать необходимую информацию
Сл.№26
Оценка  планируемых результатов освоения программы
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей  проходит через участие их в выставках,   массовых мероприятиях. Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные  - проводятся в помещении, где работают дети;
итоговые – в конце года в ходе фестиваля организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
А теперь самое время попробовать себя в искусстве изготовления кукол.
Как мы уже поняли смысл в куклах был великий. Любая вещь, сделанная руками, несёт в себе отпечаток и потенциал мыслей, чувств человека, которые он переживает во время рукоделия. Кукла же с самого первого узелочка должна стать почти одушевлённым существом, имеющим свои силы и поручение. Например, защитить, поддержать в трудную минуту... А порой и суженого указать, ребёнка от хвори вылечить, о судьбе поведать.Кроме всего прочего, изготовление куклы имеет мощные антистрессовые свойства: куклотерапия давно известна современным психологам и широко используется и у нас, и за рубежом. Работа с куклой помогает женщине раскрыться, ощутить свою женственность, проявить любовь и заботу о самых дорогих людях.
Сл. 27