Поурочный план по химии на тему Тема: Классификация и номенклатура органических веществ. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.


Дата:
Класс: 9
Урок №
Тема: Классификация и номенклатура органических веществ. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.
Цели: На примере классификации органических соединений по происхождению (природные, искусственные и синтетические) раскрывать значение изучения органических веществ и способов их получения, развивать интерес к изучению химии.
Тип урока: изучение новой темы
Методы урока: лекция - беседа
Ход урока:
I Организационный момент (2 мин)
II Проверка домашнего задания(10 мин):
Пока один ученик записывает решение домашней задачи на доске, в классе проводиться фронтальный опрос:
Кто первый ввел понятие – органическая химия? (Берцелиус)
Что это за учение – витализм? Какова его основная идея? (ложное учение витализм, согласно которому считалось, что для получения (синтеза) органических соединений из неорганических необходима особая жизненная сила)
Кратко охарактеризуйте процесс фотосинтеза. (это процесс происходящий в клетках зеленых растений, когда из углекислого газа и воды под действием энергии солнечных лучей образуется органическое вещество – глюкоза и выделяется кислород.)
Кто и какие органические соединения впервые синтезировал из неорганических веществ? (в 1828 г. Фридрих Вёлер синтезировал мочевину; в 1854 г. Бертло получил жир; в 1861 г. Бутлеров синтезировал сахаристое вещество.)
III Изучение нового материала (30 мин.)
Все органические вещества по происхождению условно можно разделить на три группы: природные, искусственные и синтетические.
Природные: с древних времен люди использовали органические соединения – вещества растительного и животного происхождения. Эти соединения были необходимы в качестве пищи (белки, жиры, углеводы и т.д.), как материал для изготовления одежды и предметов быта ( древесина, волокна льна и хлопка, красители, лекарства). Затем были открыты и иучены такие природные органические соединения, как витамины, ферменты, гормоны и др.Т. образом
Природные органические соединения – это продукты жизнедеятельности живых организмов (бактерий, грибов, растений, животных).
Свойства природных органических соединений и материалов можно изменить, подвергая их химическому воздействию. Люди научились «исправлять» и изменять свойства таких веществ как целлюлоза, натуральный каучук и др., с целью улучшения их практических свойств. ( ацетатное, вискозное волокна, фото- и киноплёнка и др.) Так были получены искусственные органические соединения. Больше всего искусственных веществ и материалов в настоящее время получено из целлюлозы. Это ацетатное и вискозное волокна, целлулоид, фото- и кинопленки, бездымный порох и др. Т.образом:
Искусственные органические соединения – продукты химических модификаций природных органических соединений в соединения, которые не встречаются в природе.
В повседневной жизни человек все чаще и чаще использует органические соединения и материалы, не созданные природой и не полученные на основе модификации природного органического сырья, а те, которые являются результатом работы химиков органиков. Это пластмассы, синтетические волокна и каучуки, синтетические витамины и лекарства и др.
Синтетические органические соединения – это соединения, которые получают синтетическим путем, т.е. соединением более простых молекул в более сложные, не встречающиеся в природе.
Несмотря на огромное разнообразие, все органические соединения содержат углерод и водород. Поэтому органическую химию можно назвать химией углеводородов и их производных.
Задание: Вспомните формулы и названия неорганических веществ, содержащих углерод.
Органическая химия – это химия соединений углерода (за исключением: оксид углерода (2), или угарный газ, угольная кислота, соли угольной кислоты).
Так же в состав большинства органических соединений входят также атомы водорода. Эти два элемента образуют множество органических соединений, которые называются углеводородами.
Углеводороды – это группа органических соединений, образованных углеродом и водородом.
В состав органических веществ могут входить и друге элементы, наример кислород, азот, хлор, сера и фосфор. Эти элементы называют органогенами, т.е. рождающими веществами живой природы. Большинство органических соединений можно рассматривать как прозводные углеводородов, следовательно
Органическая химия – это химия углеводородов и их производных, т.е. продуктов, образующихся при замене атомов водорода другими атомами или группами атомов.
IV закрепление (13 мин)
Задание: Пользуясь учебником ( ), найти ответ на вопрос: почему же природа положила в основу всего живого химический элемент углерод?
Обобщаем ответы:
атомы углерода способны соединяться между собой, а также с атомами других элементов;
2. элементы углерод и водород образуют большое количество соединений – углеводородов.
Круговорот углерода:
рис. 5 стр. 11.
а. В каком виде встречается углерод в живой и неживой природе?
б. Как называют процесс, в результате которого в природе из неорганических веществ (углекислого газа и воды) образуется органическое соединение (глюкоза)?
в. Под влиянием каких природных факторов происходит круговорот углерода в природе?
г. Только ли природные факторы оказывают влияние на круговорот углерода в природе?
д. Какие антропогенные процессы связаны с круговоротом углерода в природе?
V рефлексия
VI домашнее задание
Доклад на тему: 1. Значение органических соединений в природе и жизни человека.
2.Роль казахстанских ученых в становлении и развитии органической химии.