Повышение эффективности образовательного процесса путем применения технологии проектного обучения.


Повышение эффективности образовательного процесса путем применения технологии проектного обучения.Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, умеющие творчески мыслить, интегрировать полученные знания и способные принимать нестандартные решения. Поэтому система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий.Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий, на мой взгляд, одной из наиболее эффективных является технология проектного обучения. Суть метода - стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний и предусматривающим через проектную деятельность решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие критического мышления.Что же такое проект? Проект – план, замысел, в результате которого автор должен получить что-то новое: продукт, модель, изделие и т.д. Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект – это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Что такое проект для учителя?  Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельностьспособствует развитию навыков обучающегося.Первое – это социальные навыки. Умение работать в группе, сотрудничать, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают.Следующие навыки – коммуникативные: учиться не только говорить, но слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Навыки, которые формируются в ходе проектной деятельности – это и мыслительные навыки: уметь анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т.д.Навыки, тесно связанные с мыслительными – это исследовательские навыки: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить.Классификация проектов разнообразна, например, может основываться по числу участников:
индивидуальные (личностные);
парные;
групповые.
Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся:
исследовательские;
творческие;
игровые;
информационные;
социально-значимые.
Выделяют 3 основных этапа проектной деятельности:
I   - поисково-исследовательский
II  - технологический
III  - заключительный
I. Поисково-исследовательский:
1.  Краткая формулировка задачи. Поиск и анализ проблемы или темы предложенного проекта (объекта проектной деятельности).
2.  Сбор, изучение и обработка необходимой информации, в том числе с помощью информационных банков, каталогов, других источников, проработка оптимальной идеи.
3. Планирование проектной деятельности:
а) определение критериев, которым должно соответствовать проектируемое изделие;
б) исследование вариантов конструкции объекта труда (модели, изделия) на основе требований дизайна, экономической оценки;
в) выбор и проработка наиболее оптимального варианта конструкции и технологии изготовления модели, изделия.
II. Технологический:
1.  Составление конструкторской и технологической документации.
2.  Выполнение запланированных тренировочных упражнений и технологических операций, необходимых для качественного изготовления изделия.
3.  Практическая реализация проекта, подбор необходимых материалов, инструментов, приспособлений и оборудования в соответствии с возможностями и имеющимися ресурсами.
4.  Внесение при необходимости изменений в конструкцию и технологию.
5.  Соблюдение технологической дисциплины, культуры труда.
6.  Текущий контроль качества выполнения изделия, операций.
III. Заключительный:
1. Оценка качества реализации проекта (изготовленного объекта труда), включая его влияние на окружающую среду.
2.  Анализ результатов выполнения темы проекта (объекта проектной деятельности), испытание его на практике, защита (презентация).
3.  Изучение возможностей использования результатов проектной деятельности, реального спроса на рынке товаров, участие в конкурсах и выставках проектов.
Необходимо помнить, что данная схема не является единственной, существуют и другие варианты. Количество основных этапов проектной деятельности, внутренних компонентов (шагов), доступных для выполнения учащимися, меняется в зависимости от их возраста и развития, а также от сложности самого проекта.
Работа над проектом побуждает обучающихся не только глубоко изучить тему, но и освоить новые программы, использовать новейшие информационно- коммуникационные технологии. Несомненно, здесь решаются многие задачи личностно ориентированного обучения. Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности
Литература:
Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 2001.
Господникова М.К., Полянина Н.Б., Самохвалова Е.И. и др. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград, 2011.
Смирнов С.А. Педагогика. Теории, системы, технологии. М., 2006.