Повышение эффективности образовательного процесса в начальной школе посредством применения ИКТ- технологий


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Волоконовка
Чернянского района Белгородской области»
Тема выступления на научно-практической конференции:
«Повышение эффективности образовательного процесса в рамках реализации основных образовательных программ»
на тему: «Повышение эффективности образовательного процесса
в начальной школе посредством применения ИКТ- технологий»
Подготовила учитель:
Селегень М.В.

23.05. 2016 года
XXI век – век высоких компьютерных технологий. Перед современной школой стоит очень важная задача – подготовка подрастающего поколения к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в непрерывном повышении образования. И ключевую роль в решении этих задач играет компетенция современного человека в ИКТ.
ИКТ дают возможность повысить эффективность образовательного процесса. Так как в результате использования ИКТ появляется возможность осуществить индивидуальный подход к ученику, получить поддержку коллективной работы, возможность содействовать самостоятельной и творческой работе ученика. В электронной образовательной высокоинформативной среде учитель и ученик равны в доступе к информации, содержанию обучения, поэтому учитель перестаёт быть единственным источником фактов, идей и другой информации. Наставник – вот его новая роль. Теперь учитель выполняет новые задачи развития в своих учениках востребованных современным обществом навыков – критического мышления, эффективной коммуникации при устном и письменном общении, умения работать в группе, быстро адаптироваться к изменениям в ИКТ, а также интеллектуальных навыков для постановки учебных задач.
Основная цель обучения в начальной школе: научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объемы информации.
Грамотное использование ИКТ в начальной школе способствует:
повышению учебной мотивации;
повышению качества знаний школьников, снижению дидактических затруднений;
обеспечению дифференциации обучения;
повышение объёма выполняемой на уроке работы ;
развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
рационализации организации учебного процесса,
повышению эффективности урока;
повышению уровня комфортности обучения, повышению активности и инициативности школьников на уроке;
формированию информационно-коммуникативной компетенции.
Урок с использованием информационных технологий несколько отличается от традиционного урока и его разработка возможна лишь при наличии электронного ресурса.
Учебные электронные ресурсы – это средство достижения эффективности образовательного процесса с использованием ИКТ.
Учебные электронные ресурсы можно разделить на три группы, в зависимости от выполняемой функции.
Иллюстрация учебного материала (таблицы, схемы, опыты, видеофрагменты);
2. Поддержка учебного материала (задания, тесты и т.д.)
3. Источник учебного материала (электронный учебник, разработка задания для самостоятельной работы учащегося).
По способу разработки они могут принадлежать к одному из следующих видов:
Интернет ресурсы (могут использоваться не только непосредственно на уроке, но и для подготовки).
Специальные (сюда включаются все электронные ресурсы, выпускаемые различными издательствами).
Универсальные (Word, Excel, Power Point и т.д.- предназначены для создания педагогами собственных образовательных ресурсов).
Внедрение информационных технологий в образовательный процесс проводилось с учётом санитарно-гигиенических норм, что обеспечивает здоровьесберегающий режим обучения. Индивидуальная работа за компьютером строго регламентируется, а также просмотр мультимедиа составляет не более 10 минут. В течение уроков проводятся физкультурные минутки и зарядка для глаз. Кроме того, смена видов деятельности способствует снижению утомляемости детей.
При составлении любого медиаобразовательного дидактического материала стараюсь соблюдать определённые психологические, дидактические, методические условия, а именно:
понятность, доступность, соответствие возрастным особенностям младших школьников;
систематичность использования;
отбор материала по содержанию и по объёму.
ИКТ-технологии использую на уроках:
для обозначения темы, цели и задач в начале урока
(Тема урока представлена на слайдах, в которых кратко изложены ключевые моменты разбираемого вопроса.)
при подготовке к восприятию новой темы, при объяснении новой темы
В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты.
как информационно – обучающие пособие
как интерактивная лаборатория
Наличие мультимедийного обеспечения позволяет компенсировать недостаточность лабораторной базы, благодаря возможности моделирования процессов и явлений природы, что особенно актуально для проведения уроков по окружающему миру и др.
для организации контроля знаний учащихся
Использование компьютерного тестирования повышает эффективность учебного процесса, активизирует познавательную деятельность школьников.
По результатам таких тестов можно судить о степени готовности и желании учеников изучать данный раздел.
для снятия напряжения и релаксации
Для сопровождения собственного доклада ученики также могут готовить презентации.
Для подведения итогов урока: выводы, ответ на поставленный вопрос, рефлексия.
Для проведения тренинга (словарная работа, устный счёт)
Для сопровождения интерактивных игр
Для индивидуального и дистанционного обучения
Использование ИКТ – на всех этапах различных уроков
Русский язык – изучение нового материала;
Литературное чтение – разминка, знакомство с автором и произведением;
Математика – занимательные задания;
Окружающий мир – изучение нового материала;
Технология – инструкции; Изо – картины, портреты художников
Компьютер является и мощнейшим стимулом для творчества детей, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.
Пример интерактивного теста по математике. Пример физ. минутки.
ИКТ дают возможность обогатить, качественно обновить процесс обучения, способствуют лучшей адаптации учащихся, сохранению здоровья, повышению эффективности образовательного процесса.
Спасибо за внимание.
Использованы следующие ресурсы ИНТЕРНЕТ:
«ИКТ в начальной школе. Творческая лаборатория учителя» Константинова И.Н.
«Использование компьютерных технологий в начальной школе» Козлицкая (Редихина).
«Использование ИКТ-технологий на уроках русского языка в начальной школе» Фомина Н.Н.
«Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе» Жукова Н.Н.
При подготовке к урокам использую следующие диски:
электронные приложения к учебникам «Русский язык», «Математика», «Литературное чтение», «Окружающий мир», «Технология», «ИЗО»;
«Уроки русского языка 1-4 классы». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Глобус» 2011 год.
«Уроки литературного чтения 1-2 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.
«Уроки литературного чтения 3-4 класс». Мультимедийное приложение к урокам. Издательство «Планета» 2011 год.
«Классные часы в начальной школе». Издательство «Учитель» 2010 год « Моя проектная деятельность» http://www.zavuch.info/ «Портфолио учителя» http://www.zavuch.infoФестиваль педагогических идей « Открытый урок» http://festival.1september.ru/Существующие недостатки и проблемы применения ИКТ
1.  Нет компьютера в домашнем пользовании многих учащихся и учителей.

2. У учителей недостаточно времени для подготовки к уроку, на котором используются компьютеры.

3. Недостаточная компьютерная грамотность учителя.

4. В рабочем графике учителей не отведено время для исследования возможностей Интернет.

5. Сложно интегрировать компьютер в поурочную структуру занятий.

6.      Не хватает компьютерного времени на всех.

7.      При недостаточной мотивации к работе учащиеся часто отвлекаются на игры, музыку, проверку характеристик ПК и т.п.

8.  Существует вероятность, что, увлекшись применением ИКТ на уроках, учитель перейдет от развивающего обучения к наглядно-иллюстративным методам.
Информационно – коммуникационные технологии
Любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет получение и преобразование  информации.
Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Применяю ИКТ и во внеурочной деятельности: классные часы, заочные виртуальные путешествия, викторины, интеллектуальные игры.
В работе с родителями ИКТ позволяют учителю предоставить объективную информацию об успеваемости ребенка, а также в интересной форме провести встречу с родителями.
Активно участвую в различных сетевых содружествах:
Название сайта Адрес
Интернет – государство учителей http://www.intergu.ru/Центр дистанционного обучения http://www.eidos.ru/journal/2009/0830-4.htm
Уч.порталhttp://www.uchportal.ru/load/88
Про школу http://www.proshkolu.ru/
Учителю http://uchitelu.net/media/344
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=52
К уроку http://k-yroky.ru/load/88-1-0-7638
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/Пед .совет. http://pedsovet.su/load/14-1-0-6495Учительская газета http://www.ug.ru/sub
Российский общеобразовательный портал http://nsportal.ru/user/,
1 сентября http://nsc.1september.ru/urok/