Программа по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотических средств и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся Здоровое поколение



Согласовано «Утверждаю»
с Управляющим советом Директор МОУ «СОШ им.
З.Б. Максидова СП Хамидие»
Протокол № _1_ от 05.09.2015г. _________/Л.М. Гедгагова/
Приказ №72/3 от 05.09.2015г.


Рассмотрено на заседании
МО классных руководителей
27.08. 2015 г.


«ЗДОРОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
ПРОГРАММА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ КУРЕНИЯ,
УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИКОВ
И ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ







Разработчик программы:
заместитель директора по воспитательной работе
Т.К. Гасташева



Пояснительная записка

Дети - это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.
А. С. Макаренко

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
ПРОФИЛАКТИКА КУРЕНИЯ, УПОТРЕБЛЕНИЯ АЛКОГОЛЯ, НАРКОТИКОВ И ПРОПАГАНДА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ :
Психолого-педагогическая и профилактическая работа с обучающимися.
Пропаганда здорового образа жизни.
Психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни детей и подростков.
Организация работы с классными руководителями и педагогами по вопросу профилактики курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.
Сотрудничество с организациями и, заинтересованными в решении проблем алкоголизации и наркозависимости в детской и подростковой среде.

Концептуальные основы программы
Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания - семьи, школы и административно-правовых структур.
Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практической (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональной (общение с окружающими).
Принцип личностной направленности - учет индивидуальных склонностей и интересов, своеобразия характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на положительные качества.
Комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции.

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность
- Уменьшение факторов риска, приводящих к правонарушениям.
- Формирование у подростков нравственных качеств, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни.
- Обучение навыкам социально поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношениях с подростками.
- Увеличение степени самостоятельности подростка, его способности контролировать свою жизнь и более эффективно разрешать возникающие проблемы;
- Создание банка данных неблагополучных детей, детей «группы риска».

Сроки реализации
Первый этап - организационный (сентябрь – декабрь 2015г.) - анализ ситуации, изучение подростка (индивидуальности каждого «трудного» подростка) и окружающей его среды, непосредственное планирование:
Обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию:
- беседы;
- вхождение в доверие к подростку;
- пробуждение интереса к деятельности.
«Копилка» подростка (стимулирование положительных качеств характера, воздействие в группе, тренинги)
- положительные качества;
- поступки;
- поощрение ребенка;
- ориентация на идеал с помощью педагога.
Самовоспитание (трудоустройство, самостоятельная работа над проектом, профориентационная работа).

Второй этап - деятельностный (2016-2017гг) - координация действий, осуществление запланированных мероприятий.

Третий этап - итоговый (2018г.) - анализ и подведение итогов работы.

Механизм реализации программы
Программа реализуется на двух уровнях: классный и школьный.
К реализации программы привлекаются учителя школы, родители, общественность.

Методы работы:
метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
метод переключения (занятие подростка трудом, учебой, спортом, новой общественной деятельностью).



Формы работы:
групповая работа;
тренинг поведения;
личностный тренинг;
дискуссии;
беседы, встречи;
лекции;
ролевые игры;
индивидуальные консультации;
тесты;
конкурсы;
праздники;
родительские лектории.


Содержание программы

Психолого-педагогическая и профилактическая работа с обучающимися.
Задачи:
Осуществление социальной, психолого-педагогической помощи детям и подросткам;
Профилактика вредных привычек через самопознание, самовоспитание, повышение уровня жизненной компетенции школьников и выработку навыков здорового образа жизни;
Формирование критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению;
Осуществление мероприятий в отношении учащихся, склонных к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.


№ п/п


Содержание и формы
деятельности

Класс

Сроки

Ответственные

1.
Психологическая диагностика детей с целью выявления склонностей к правонарушениям, изучение их отношения к употреблению алкоголя, наркотиков, к курению. Формирование групп трудновоспитуемых учащихся для коррекционной работы.


1-11 классы
Сентябрь, октябрь
Классные руководители,
педагог -психолог.

2.
Диагностичеcкая работа по выявлению раннего отклоняющегося поведения.
3-5 классы
Ноябрь
Педагог -психолог

3.
Усиление контроля по запрещению курения школьников на территории школы.

1-11 классы
В течение года
Администрация

4.
Совместно с работниками ПДН и школьным родительским комитетом проведение рейдов «Подросток» в выходные, праздничные дни и каникулярное время в места массового отдыха подростков с целью выявления случаев употребления алкоголя, наркотиков, курения и асоциального поведения детей.

8-11 классы
В течение года
Заместитель директора по ВР

5.
Проведение тематических классных часов по пропаганде ЗОЖ и профилактике алкоголизма.

1-11 классы
В течение года
Классные руководители,
заместитель директора по ВР


6.
Индивидуальные профилактические беседы с учащимися группы риска с целью предупреждения курения, употребления алкоголя и наркотиков.

1-11 классы
В течение года
Классные руководители,
Педагог - психолог


7.
Психолого-педагогическое консультирование обучающихся.

1-11 классы
В течение года
Педагог - психолог


8.
Контроль досуга несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

1-11 классы
В течение года
Классные руководители


9.
Диагностика школьного микрорайона с целью выявления мест, отрицательно воздействующих на детей.

Октябрь
Классные руководители



Пропаганда здорового образа жизни.
Задачи:
- Охрана и укрепление здоровья; улучшение физической и умственной работоспособности школьников;
- Приобщение учащихся к физкультурно-массовой и спортивной работе;
- Формирование здоровых взаимоотношений с окружающим миром, обществом и самим собой;
- Воспитание критического отношения к вредным привычкам и асоциальному поведению;
- Формирование потребностей здорового образа жизни..


№ п/п


Содержание и формы
деятельности


Класс


Сроки


Ответственные

1. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня

1.
Проведение подвижных игр и занятий на больших переменах

1-4 классы
Ежедневно
Учителя начальных классов и учителя физкультуры


2.
Проведение физкультминуток на общеобразовательных уроках.

1-11 классы
Ежедневно
Учителя-предметники

2. Физкультурно-массовая и спортивная работа во внеурочное время

1.
Осенний кросс, посвящённый началу учебного года.
5-11 классы
Сентябрь
Учителя физкультуры

2.
Организация занятий спортивных секций и кружков.

В течение года
Учителя физкультуры


3.
Внутришкольная спартакиада учащихся.

5-11 классы
В течение года
Учителя физкультуры


4.
Участие в районной и республиканской спартакиадах школьников и соревнованиях по отдельным видам спорта.

5-11 класс
Согласно плану
Учителя физкультуры


5.
День здоровья

1-11 классы
1 раз в четверть
Учителя физкультуры


6.
Турнир по настольному теннису

7 - 11классы
Октябрь

Учителя физкультуры


7.
Участие школьников в работе спортивных секций и кружков ДЮСШ

1-11 классы
В течение года
Учителя физкультуры


3. Агитационно-пропагандистская работа по формированию основ здорового образа жизни

1.
Оформление уголка физической культуры, стенда с призами, грамотами, стенда «Лучшие спортсмены школы»


Октябрь
Учителя физкультуры


2.
Проведение спортивных
Викторин

5-11 классы
В течение года
Учителя физкультуры


3.
Оформление рефератов по пропаганде ЗОЖ

8-11 классы
В течение года
Учителя физкультуры

4.
Цикл бесед о вреде наркотиков, алкоголя, табака

1-11 классы
В течение года
Учителя физкультуры


5.
Проведение тематических классных часов по пропаганде ЗОЖ

1-11 классы
По плану
Заместитель
директора по ВР, классные руководители


6.
Месячник «Мы за ЗОЖ!»

1-11 классы
Ноябрь
Заместитель
директора по ВР, классные руководители


7.
Проведение КТД, акций, операций, конкурсов, направленных на пропаганду ЗОЖ

1-11 классы
По плану
Заместитель
директора по ВР, классные руководители


8.
Спортивные праздники

1-11 классы
По плану
Учителя физкультуры


9.
Проведение тематических уроков по темам, касающимся профилактике табакокурения, употребления алкоголя и наркотиков


1-11 классы
В течение года
Заместитель
директора по УВР

10.
Встречи с врачом-наркологом

8-11 классы
В течение года
Заместитель
директора по ВР


11.
Проведение профилактических бесед с выявленными курильщиками и детьми, замеченными в употреблении алкоголя и наркотиков

5-11 классы
В течение года
Классные руководители,
медицинский работник





Психолого-педагогическое просвещение и консультирование родителей по профилактике курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни детей и подростков.
Задача:
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей и воспитательной функции семьи.


№ п/п


Содержание и формы
деятельности


Класс


Сроки


Ответственные

1.
Родительский лекторий:
- «Чтоб ребёнок рос здоровым»;
- «Координация усилий семьи и школы по профилактике ЗОЖ учащихся»


По плану
Заместитель директора по ВР

2.
Семинар для родителей
«Подростковый алкоголизм и пути его предупреждения»

9-11 классы
Декабрь
Заместитель директора по ВР,
педагог -психолог

3.
Родительский всеобуч. Классные родительские собрания:
- «Права и обязанности семьи»;
- «Свободное время ребёнка»;
- «Боремся с вредными привычками»;
- «Здоровый образ жизни»;
- «Семья и физическая культура подростка»;
- «Оздоровление ребёнка - основа будущего»;
- «Основные принципы обучения здоровому образу жизни»

1-11 классы
В течение года
Заместитель директора по ВР;
классные руководители


4.
Оказание консультативной помощи на дому во время посещения «неблагополучных семей»

1-11 классы
В течение года
Классные руководители, педагог - психолог

5.
Коррекционное занятие для родителей, склонных к чрезмерному употреблению алкоголя: «Внутрисемейные отношения и их роль в формировании здорового образа жизни ребёнка»

1-11 классы
По плану
Педагог- психолог

6.
Индивидуальное семейное консультирование родителей из проблемных семей по предупреждению алкоголизации, наркотизации, безнадзорности и правонарушений

9-11 классы







В течение года
Педагог - психолог

7.
Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если в дом пришла беда»

5-11 классы
В течение года
Педагог - психолог

8.
Встречи с врачом-наркологом

8-11 классы
В течение года
Заместитель директора по ВР


9.
Анкетирование родителей «Что вы знаете о наркомании ?»

5-11 классы
По плану
Педагог - психолог



Организация работы с классными руководителями и педагогами по вопросу профилактики курения, употребления алкоголя, наркотиков и пропаганде здорового образа жизни среди обучающихся.
Задачи:
- Повышение правовой грамотности и психолого-педагогической культуры участников учебно-воспитательного процесса;
- совершенствование форм и методов работы с учащимися по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.






№ п/п


Содержание и формы
деятельности


Класс


Сроки


Ответственные

1.
Организация и проведение семинаров, круглых столов, совещаний по вопросам профилактики алкоголизма, курения и наркомании.

1-11 классы
По плану
Заместитель
директора по ВР

2.
Проведение консультативных встреч, практических занятий с представителями правоохранительных органов, органов опеки по вопросам правовой защиты детей, и ответственности несовершеннолетних.


В течение года

Заместитель
директора по ВР


3.
Семинары-тренинги по профилактике наркомании, алкоголизма и курения.

9-11 класс
По плану
Педагог -психолог


4.
Подготовка методических материалов для классных руководителей по пропаганде ЗОЖ и профилактике вредных привычек.

5-11 классы
В течение года
Заместитель
директора по ВР


5.

Психолого-педагогическое консультирование классных руководителей (составление психолого-педагогической характеристики; методика изучения личности учащегося; психологические особенности работы с «трудным» ребёнком, его родителями и т.д.)

1-11 классы
В течение года
Педагог -психолог


6.
Создание методической папки «Профилактика
правонарушений»

В течение года
Заместитель
директора по ВР


7.
Проведение совещаний классных руководителей по вопросам организации работы с социально тревожными детьми и детьми группы риска.

1-11 классы
В течение года
Заместитель
директора по ВР






Сотрудничество с организациями и службами сельского поселения и района, заинтересованными в решении проблем алкоголизации и наркозависимости в детской и подростковой среде.

Задачи:
- Осуществление социальной, медицинской, правовой и психолого-педагогической помощи детям и подросткам;
- повышение правовой, медико-социальной грамотности и психолого-педагогической культуры родителей и педагогов;
- проведение комплекса мероприятий в отношении учащихся, замеченных в употреблении алкоголя и наркотиков.


№ п/п

Содержание и формы
деятельности


Сроки


Ответственные

1.
Консультационная работа:
- правоохранительные органы;
- медицинские учреждения;
- службы психолого-педагогической помощи семье.

В течение года
Администрация

2.
Профилактическая работа:
- медицинские учреждения;
- образовательные и воспитательные учреждения города;
- ПДН;
- КДН.

В течение года
Администрация;
классные руководители; педагог - психолог

3.
Психолого-педагогическое, медико-социальное, правовое просвещение родителей и педагогов:
- медицинские учреждения;
- ПДН;
- КДН;
- правоохранительные органы;
- службы психолого-педагогической помощи семье.

В течение года
Администрация;
классные руководители;
педагог - психолог




















Данные на ребенка,
необходимые
для создания банка данных неблагополучных детей, детей группы риска

Фото


Фамилия:________________
Имя:________________
Отчество:_________________
Дата рождения:_____________
Адрес: ______________________

РОДИТЕЛИ:
Мать _____________________________
(ФИО, год рождения):
Работает ___________________________
Отец _____________________________
(ФИО, год рождения):
Работает ________________________
Состав семьи: ________________



Краткая характеристика

- как давно ребёнок обучается в школе; его успеваемость;
- в какой семье проживает ребёнок; обеспечен ли он всем необходимым;
- взаимоотношения ребёнка с классным коллективом;
- интеллектуальные способности ребёнка; его реакция на воспитание; поведение, прилежание, занятость ребёнка в начальной школе, среднем звене; уровень волевого развития; характер ребёнка.

15