Доклад Система работы психологической службы по профилактике вредных привычек как важное условие формирования здорового образа жизни обучающихся


Людмила Яковлевна Урбанович
педагог-психолог
МБОУ г. Иркутска СОШ №24
Система работы психологической службы
по профилактике вредных привычек как важное условие
формирования здорового образа жизни обучающихся«О, люди,[…]
Что вам дано, то не влечет,
Вас непрестанно змей зовет»
А.С. Пушкин
Непреложный жизненный закон: предупрежден, значит, вооружен, действует и в формировании таких вредных привычек, как употребление алкоголя, табакокурения, наркотических средств.
Федеральный закон РФ №120 от 24.06.1969г. «Об основных системах профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» - основной документ, которым руководствуется психологическая служба в борьбе за здоровый образ жизни подростков и молодежи нашей школы, СОШ№ 24.
Мы живем в благополучном районе и все же время от времени узнаем, что кто-то из наших выпускников находится в сложных взаимоотношениях с наркотической отравой. Были и жертвы наркотиков со смертельным исходом. Причины зависимости, как всегда, разные. Кто-то не состоялся в большом спорте и принимал наркотики как допинг. Кто-то ушел социально незрелым из школы в колледж и, вместо мнимой взрослости, попал в сети наркозависимых сверстников.
Как правило, семьи, нравственно и материально неблагополучные, поставляют детей с девиантным поведением. Все проблемы дезадаптации идут из семьи, где пьют или курят родители, употребляются наркотические средства. Именно семья формирует автоматическое принятие нездорового образа жизни как абсолютно неосознаваемое и возможное для использования в жизни. Происходит сдвиг, смещение сознательности психических процессов.
Трудные жизненные ситуации нельзя исключить ни из процессов социализации и воспитания, ни из жизни вообще. Целью положительного воспитания должно быть формирование у школьников психологической устойчивости к трудностям, зависимостям, искушениям.
Психологическая устойчивость – это характеристика личности целиком, именно она обеспечивает устойчивость к фрустрирующему и стрессогенному воздействию в сложных жизненных обстоятельствах. Поведение психологически устойчивой личности формируется на уроках, элективных курсах, факультативных занятиях и тренингах.
Наше образовательное учреждение имеет уникальные возможности для проведения профилактической работы. Психологическая просвещенность здорового образа жизни начинается у нас с начальной школы. Психологическая служба разработала адаптивную программу «Давай дружить» для детей 9-10 лет (3-4 класс), направленную на формирование базовых понятий из области психологии общения, потребности достижения успеха. Уникальность и ценность программы выражается в перспективе успешного саморазвития. Программа обучает анализу и произвольной деятельности, позволяет производить коррекцию самооценки, воспитывает лидерские качества, актуализирует потребность в саморазвитии и самопознании.
Также мы используем программу «Сделай свой выбор», которая представляет собой модель обучения жизненным навыкам, позволяющим молодым людям целенаправленно развивать умение жить вместе с другими, контролировать свои поступки и вносить разумные изменения в окружающую действительность. Подростки в возрасте 14-15 лет (8-9 класс) пробуют все неизведанное. Это самый ранимый возраст, маргинальный, самый опасный, когда любознательность способна принести много бед. Поэтому программа «Сделай свой выбор» включает в себя комплекс знаний, направленных на позитивное развитие личности, знакомит с правовой культурой и дает основы здорового образа жизни, формирует активную жизненную позицию.
Факультативные занятия по курсу «Создай себя» (10-11 класс) дают учащимся более сложные психологические знания, учат навыкам конструктивного межличностного взаимодействия, моделированию различных реальных ситуаций общения, обучают умению принимать решения и быть ответственным за них.
Так у нас организовано психологическое просвещение учащихся трех ступеней.
Для учителей своей школы, района и города мы проводим семинары, конференции, обучая коллег творчески преобразовывать сентенциозные постулаты в увлекательные и познавательные психологические процессы, вырабатывая навык парадигм ненасильственности.
В последние годы нами проведены семинары:
Эмоциональный интеллект как важное условие адаптивности личности;
Влияние характера на учебную деятельность;
Позитивная роль учителя в формировании познавательных способностей учащихся;
Учет психофизиологических особенностей учащегося с ассиметрией полушарий головного мозга;
Проблемы развития современного ребенка;
Коммуникативный процесс как средство восприятия людьми друг друга;
Формирование положительных качеств характера как средство воспитания интелектуально-социализированной личности младших школьников;
Агрессивность поведения как следствие нарушения коммуникативной деятельности личности;
Как освободиться от влияния неконтролируемых эмоций и стать свободным;
Эмоциональное выгорание учителей;
Подростковая депрессия;
Деструктивные переживания подростков.
Как нам кажется, мы достаточно полно и разнопланово занимаемся с коллегами психологической пропедевтикой и профилактикой отклоняющегося поведения наших подопечных.
Каждый год у нас проходят практику студенты из ИГПИ ИГУ. В плане работы обязательно проведение классных часов по темам:
«Полет и падение» («О вреде наркотиков»);
«О радостях искусственного рая»;
«Есть ли польза от табака?» («Курение – зло»)
Уберечься от дурмана («Трезвость - норма жизни»)
«Капля камень точит». Так считаем и мы, занимаясь профилактикой злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в родной школе. Нам очень хочется видеть наших детей здоровыми, отвергающими любой дурман.
Конечно же, мы ведем просветительскую работу и с родителями наших питомцев, рассказывая на родительских собраниях о том, как защитить ребенка от дурмана. Советуем куда можно обратиться за консультативной помощью специалиста. В помощь родителям раздаем материалы и информацию с адресами консультативных и лечебных центров. Рекомендуем различные упражнения для повышения самооценки ребенка как защитный фактор выработки адекватной самооценки. Все это способствует укреплению взаимоотношений со школой, обеспечивая условия для поддержания хорошего эмоционального самочувствия детей.
Мы считаем, что психологическая служба работает комплексно, системно, привлекая внимание учителей, родителей, учеников к ранней профилактике в борьбе с наркоманией, алкоголизмом, табакокурением.
Если общество не будет равнодушным, то сможет уберечь детей и подростков от разрушительного воздействия дурмана, яда, проклятия.
Литература:
1. Вагнер Р.И., Валдина Е.А. Не кури. – М.: «Медицина», 1979.
2. Зарбаева Г.В. Программа «Сделай свой выбор». – Иркутск, 2009.
3. Кобякова Т.Г., Смердов О.А. Первичная профилактика наркозависимости: концепция программы организации и развития подросткового добровольческого движения. – М.: ООО «Полиграф», 2002.
4. Потапова И.В. Программа «Создай себя!» по психологии для учащихся 10-11 классов. - Иркутск, 2011.
5. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними в общеобразовательной среде. Сборник программ / Под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – С-Пб.: Издательство «Образование-Культура», 2003.
6. Урбанович Л.Я. Программа с элементами тренинга для 3-4 классов «Давай дружить». – Иркутск, 2011.
7. Ягодинский В.Н. Уберечь от дурмана. – М.: «Просвещение», 1989.