Выступление на научно — практической конференции педагогических работников


Гойкалова Людмила Анатольевна
МКОУ « Тимирязевская ООШ»
Духовно-нравственное воспитание учащихся на традициях родного края.
Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.  В последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, привлекательной становится «лёгкая культура», освоение которой не требует от человека серьёзной умственной и душевной работы, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. В последнее время в России во многом наблюдается ориентация на Запад, в том числе навязывается чуждая нам западная идеология и культура. Этому активно способствуют средства массовой информации. Происходит настоящая идеологическая атака на нашу молодёжь. У целого поколения формируется новое мировоззрение, основанное не на русской духовной традиции, сущность которой выразил русский мыслитель Павел Флоренский: «Если идеал Запада – материальное благополучие, то идеал России – преображение души».
Идеалом Руси была святость. «Русь именуется Святою не потому, что в других странах нет святости: это не гордыня наша и не самопревознесение… Русь именуется Святою и не потому, что в ней «нет» греха и порока; или что в ней «все» люди – святые… нет. Но потому, что в ней живёт глубокая, никогда не истощающаяся, а по греховности людской и не утоляющаяся жажда справедности, мечта приблизиться к ней, душевно преклониться перед ней, художественно отождествиться с ней, стать хотя бы слабым отблеском её… - и для этого оставить земное и обыденное, царство заботы и мелочей и уйти в богомолье. И в этой жажде праведности человек прав и свят при всей своей обыденной греховности», – писал другой русский философ Иван Ильин.
В русской духовной традиции важнее всего была человеческая нравственность, на первом месте была душа человека, ценились вера и верность, трудолюбие и терпеливость, милосердие и сострадание, чтилась семья и уважалась старость. Именно родная культура должна лежать в основе всей воспитательной системы в школе. Наших детей нам нужно воспитывать не на чуждых западных традициях, а на русских, народных, православных традициях. Только система нравственных ценностей, выработанная нашим великим народом, может уберечь наших школьников от разлагающего влияния чуждой нам морали, чуждого образа жизни.
Необходимо оглянуться назад, вернуться к своим истокам, к сокровищнице, из которой – черпай – не оскудеет, объединиться вокруг родных святынь (это и история родной земли с её победами, поражениями, печалями и радостями, это святоотеческие имена устроителей и защитников Руси, это родной русский язык, литература, музыка…, это русский народ, его традиции). Объединиться вокруг святынь – значит узнать их, понять, сопережить, почувствовать единение, общность свою с народом, со всеми русскими, с Отчизной, землёй отцов и дедов своих, испытать гордость за Россию, горячее желание разделить свою судьбу с судьбой страны, строить её, благоустраивать, беречь и защищать. Родные корни должны питать душу человека, укрепить, дать им силу – наша учительская задача. И решить эту задачу поможет личность учителя-патриота. Чтобы привести детей к вечно животворному источнику народной мудрости, учителю необходимо самому приобщиться к нему, открыть его для себя.
Серьезной проблемой для российского общества стали социально-негативные молодежные течения (сообщества подростков, формируемые организованными преступными группировками). Эти молодежные течения дают существенный вклад в преступность несовершеннолетних и в насилие среди несовершеннолетних, они несут серьезный риск детских суицидов.
Особенную тревогу вызывает быстрый рост числа молодежных и других экстремистских организаций националистического и неофашистского толка, как в среде доминирующего большинства, так и среди этнических меньшинств.
Реализация духовно-нравственного воспитания преследует следующую основную цель: духовно-нравственное воспитание школьника, включающее развитие его национального самосознания и формирование его как свободного и ответственного гражданина России посредством создания в школе социально-педагогической среды, ориентированной на традиционные культурные ценности, создание единого социально-образовательного и воспитательного пространства школы и района.
В нашей школе ведется предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Курс «Основы религиозных культур и светской этики» знакомит учащихся с многообразием религий и культурных традиций в прошлом и в современном мире. Учащиеся знакомятся с общими сведениями о религии, ее роли в истории и культуре человечества, процессом зарождения религии, первобытными формами религиозного сознания, национальными и мировыми религиями (ислам, буддизм, иудаизм). В общемировых религиях выделяются общечеловеческие ценностные аспекты мировоззрения, культуры и морали в сравнении с ценностями современного общества.
Программы по основам православной культуры ставят своей целью дать учащимся знания, необходимые для выработки собственного подхода.
Цель:
- формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
1. Знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Современное образование, воспитание и культура развивают в человеке в первую очередь способности, необходимые для жизни в материально-технической цивилизации, которая создана трудами многих поколений. Она не придавала решающего значения святыням и занята в основном покорением природы и умножением материального богатства. Внутренняя жизнь человеческой души в этих условиях не развивается и замирает. Поэтому, на сегодняшний день перед школой стоят серьезные проблемы накопления сил для нравственной деятельности, формирования эрудированного, толерантного человека, способного понимать многообразие мировоззренческих позиций, их исторических основ и культурных традиций.
Уважение и деликатное отношение к обычаям других народов, внимание к носителям иных религиозных традиций, – первейший признак воспитанности и культуры человека. Помогая детям узнать прошлое своего народа, его искусство, традиции, быт, духовную культуру мы воспитываем у юных способность постигать душу другого народа, и значит тем самым раздвигаем рамки мышления детей от национального до общечеловеческого.
Среди форм обучения в данном курсе предусматривается, наряду с уроками, внеклассные мероприятия: проведение праздников, духовно-музыкальных композиций, экскурсий по историческим местам района, посещение музеев, тематических выставок.
В течение многих лет работаю над методической темой «Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях русской культуры». Выступала с докладами перед коллегами на темы «Воспитательный потенциал содержания образования», «Духовно-нравственное воспитание детей в семье и школе» в районных конференциях учителей на секции «Духовно-нравственное воспитание школьников».
Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.
Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Список литературы
1.Амонашвили, Ш.А. Размышления о гуманной педагогике [Текст]: М.: Академия, 1996. – 287 с.
2.Багашев, А.В. Духовно-нравственное воспитание молодёжи [Текст]: // Воспитание школьников. – 2008. – № 9. – С. 10-14.
3.Бондаревская, Е.В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст]: Ростов-на-Дону: Феникс, 1995. – 288 с.
4.Братусь, Б.С. Психология. Нравственность. Культура [Текст]: М.: “Мысль”, 1996. – 87 с.
5.Волков, Ю.Г. Гуманистическое будущее России [Текст]: // Социально-гуманитарные знания. – 2000. – № 4. – С. 3-17.
6. Вопросы психологии в учебной деятельности младших школьников [Текст]: /Под ред. Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1980.
7. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст]: / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Просвещение, 1999. – 536 с.