Стендовый доклад Формирование УУД на уроках биологии через проектную деятельность


Жетыгелденова Сандугаш Тлеубаевна учитель химии и биологии
МКОУ Краснозёрской СОШ №2
им. Ф.И.Анисичкина«Формирование УУД на уроках биологии через проектную деятельность»
Универсальные учебные действия – это действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться. В более узком смысле – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Выделяют следующие группы УУД: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Одним из эффективных методов формирования универсальных учебных действий, является проектный метод обучения, который предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий. Также по требованиям ФГОС основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта. Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого обучающегося, его невыполнение равноценно получению неудовлетворительной оценки по любому учебному предмету.
В соответствии с целями подготовки проекта образовательным учреждением для каждого обучающегося разрабатываются план, программа подготовки проекта, которые как минимум должны включать требования по следующим рубрикам:
• организация проектной деятельности;
• содержание и направленность проекта;
• защита проекта;
• критерии оценки проектной деятельности.
Требования к организации проектной деятельности должны включать положения о том, что обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и руководителя проекта; тема проекта должна быть утверждена (уровень утверждения определяет образовательное учреждение; план реализации проекта разрабатывается обучающимся совместно с руководителем проекта). Образовательное учреждение может предъявить и иные требования к организации проектной деятельности.
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) обучающихся в образовательном учреждении может быть представлена по следующим основаниям:
• видам проектов: информационный (поисковый), исследовательский, творческий, социальный, прикладной (практико-ориентированный), игровой (ролевой), инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);• содержанию: монопредметный, метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• количеству участников: индивидуальный, парный, малогрупповой (до 5 человек), групповой (до 15 человек), коллективный (класс и более в рамках школы), муниципальный, городской, всероссийский, международный, сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);• длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до многолетнего проекта.
С целью оценки сформированности УУД в рамках оценивания проектной деятельности, разработаны специальные уровневые критерии и оценочные бланки. Предполагается, что первый уровень осваивается учащимся в начальной школе, второй – в 5-6 классах, третий – в 7-9 классах, четвертый – на старшей ступени.
На этапе 5-6-х классов дети впервые по-настоящему сталкиваются с ситуацией свободного выбора, постепенно учатся планировать свои действия и двигаться к осуществлению замысла. Это этап пробы себя в ситуации свободного действия. Оценка проектной деятельности (проектной задачи на этом этапе) носит, скорее, иллюстративный характер. О формировании ответственного проектного действия говорить еще рано. Главный образовательный результат – умение различать виды работ и виды ответственности за них (именно различать, но еще не реализовывать ответственность).
На этапе 7-9-х классов ученики приобретают необходимые навыки – планирования, целесообразного действия, оформления проектов, их презентации и т.п. Поскольку к концу 9 класса необходимо спланировать собственный образовательный проект – профиль продолжения образования, мера ответственности за собственную работу возрастает. На этом этапе различается: жесткое (критериальное) оценивание и сферы, где оценка условна и субъективна.
При этом необходимо соблюдать ряд условий:
• проект или учебное исследование должны быть выполнимыми и соответствовать возрасту, способностям и возможностям обучающегося;
• для выполнения проекта должны быть все условия — информационные ресурсы, мастерские, клубы, школьные научные общества;
• обучающиеся должны быть подготовлены к выполнению проектов и учебных исследований как в части ориентации при выборе темы проекта или учебного исследования, так и в части конкретных приёмов, технологий и методов, необходимых для успешной реализации выбранного вида проекта;
• необходимо обеспечить педагогическое сопровождение проекта как в отношении выбора темы и содержания (научное руководство), так и в отношении собственно работы и используемых методов (методическое руководство);
• необходимо использовать для начинающих дневник самоконтроля, в котором отражаются элементы самоанализа в ходе работы и который используется при составлении отчётов и во время собеседований с руководителями проекта;
• необходимо наличие ясной и простой критериальной системы оценки итогового результата работы по проекту и индивидуального вклада (в случае группового характера проекта или исследования) каждого участника;
• результаты и продукты проектной или исследовательской работы должны быть презентованы, получить оценку и признание достижений в форме общественной конкурсной защиты, проводимой в очной форме или путём размещения в открытых ресурсах Интернета для обсуждения.
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
Презентация содержания работы самим учащимся:
характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»);
постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов.
Качество защиты работы:
четкость и ясность изложения задачи;
убедительность рассуждений;
последовательность в аргументации;
логичность и оригинальность.
Качество наглядного представления работы:
использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации;
качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе).
Коммуникативные умения:
анализ самим учащимся поставленных перед ним вопросов со стороны других учащихся, учителя, других членов комиссии, выявление учащимся проблем в собственном понимании и понимании участников обсуждения, разрешение возникших проблем – ясный и четкий ответ либо описание возможных направлений для размышлений;
умение активно участвовать в дискуссии: выслушивание и понимание чужой точки зрения, поддерживание диалога уточняющими вопросами, аргументация собственной точки зрения, развитие темы обсуждения, оформление выводов дискуссии.
Ключевым моментом в процессе оценки результатов проектной работы является развитие навыков анализа собственной деятельности учащимися. Особое место занимает самооценивание, цель которого – осмысление учащимся собственного опыта, выявление причин успеха или неудачи, осознание собственных проблем и поиск внутренних ресурсов, способствующих их разрешению.
Проектная деятельность всегда являлась частью образовательного процесса. Но участие в ней являлось необязательным. Как мы видим, по требованиям стандартов второго поколения проектная деятельность станет обязательной для всех учеников.
Специфика предмета биологии, её практическая направленность, позволяет и делает необходимым использовать проектную деятельность на уроках. В своей практике я использую проекты различной типологии: исследовательские, творческие, индивидуальные, парные, групповые, краткосрочные, долгосрочные. Начиная с 5 класса, с курса природоведения, я включаю учащихся в проектную деятельность с подготовки информационных проектов в виде сообщений, презентаций с которыми они выступают на уроках. Дети проводят фенологические наблюдения, наблюдения за домашними животными, познавательные опыты по некоторым темам, например «Могут ли в живых организмах происходить физические изменения», «Могут ли в живых организма происходить химические изменения», «Условия прорастания семян», «Растения – паразиты», «Светящиеся животные» и т.д. Изготавливают модели атомов и молекул веществ, клетки, вулкана, «телефона» и т.д. Коллективный проект «Животные прошлого» оформляется в виде альбома. Проект «Вегетативное размножение растение» выполняется в 5 и в 6 классах. Выходом этой работы является пополнение коллекции комнатных растений в школе. Также при проведение экскурсий, учащимися 5 и 6 классов выполняются индивидуальные или групповые проектные работы.
Учащиеся шестых и седьмых классов продолжают совершенствовать свои умения. Уже намного лучше получаются сообщения, презентации. Здесь особое внимание я уделяю правильному оформлению результатов опытов, наблюдений, сообщений. Большое количество работ в шестых классах выполняется по темам: «Значение бактерий», «Значение грибов», «Удивительные растения», «Прорастание семян», «Представители семейств растений Новосибирской области», « Растения Красной книги Новосибирской области» и т.д. В седьмых классах: «Домашние питомцы» (составляется общий альбом), «Представители семейств животных», «Самые, самые, самые» (разнообразие животных), «Значение животных для человека» и т.д. Большое количество коллективных, групповых проектов можно провести по биологии в 8 классе по разделу «Человек». Например: «Изучение антропометрических показателей учащихся», «Гигиена сердечнососудистой системы», «Заболевания дыхательной системы», « Изучение влияния факторов окружающей среды на организм человека», «Анализаторы», «Кожа», «Вирусные заболевания» и другие. По теме «Гигиена питания» учащиеся готовят проекты о различных диетах, о правильном питании.
Проекты, выполняемые учащимися 9-10-11-х классов, носят, как правило, более серьезный характер и требуют от старшеклассника составления плана работы, подбора материала, оборудования, проведение наблюдений и эксперимента с четким фиксированием результатов. Возможные темы для проектов: «Наследственные заболевания», «Генетическая безопасность», «Генномодифицированные организмы», «Мутации», «Клонирование», «Клеточная инженерия», «Генная инженерия», «Сорта растений, выращиваемых в Новосибирской области» и т.д. Новые возможности при проведении проектных работ даёт мини лаборатория, поступившая в нашу школу. Это исследования физиологических процессов, происходящих в растениях и человеке.
Результаты проектной деятельности представляются на научно-практических конференциях в школе при проведении предметной недели. Последние коллективные проекты были по темам «Что мы едим», «Диеты», «Экологический калейдоскоп».
Анализируя материалы по стандартам второго поколения, опыт своей работы по организации проектной деятельности по биологии, можно сделать вывод, что данная работа стимулирует внутреннюю познавательную мотивацию, развивает как интеллектуальные, так и творческие способности учащихся.
В результате у учащихся формируются универсальные учебные действия: личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные.
Проектная деятельность играет важную роль в формирование регулятивных УУД: в определении целей деятельности, составления плана действий по достижению результата творческого характера; в работе по составленному плану с сопоставлением получающегося результата с исходным замыслом; в  понимании причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации.
При формировании познавательных УУД, проектная деятельность даёт возможность: предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).Совместная проектная  деятельность учащихся при работе  в группе способствует формированию коммуникативных УУД: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами.
Формирование УУД через проектную деятельность позволит обеспечить учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты; создать условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать с взрослыми и сверстниками. Умение учиться во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность; обеспечить успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.
Список литературы:
1.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5.2.Приложение к разделу 4 ООП НОО. Примерная программа учебно-исследовательской и проектной деятельности на ступени основного общего образования.
3. А.Г.Асмолов и др. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. – М.: Просвещение, 2010
4. Г.И.Лернер Роль УМК в формировании УУД на уроках биологии// Биология в школе. – 2010 год, №8