Участие в научно — практической конференции по теме Экологическое воспитание младших школьников.


Накарякова Татьяна Михайловна
МБОУ СОШ № 4 г. Бирска
Экологическое воспитание младших школьников.
Природа и дети – непроходящая педагогическая проблема. Классики педагогики видели в природе неиссякаемый источник воспитания ума и чувства каждой личности. Необходимо развивать у детей постоянную потребность общения с природой, пробуждение радости от восприятия её красоты, чуткой отзывчивости и доброты, постижения скрытых причин вечного движения и обновления реального мира, воспитывать сознание того, что человек – часть природы. А подлинным хозяином он становится тогда, когда знает законы природы и, пользуясь этими законами, перестраивает природу в соответствии с нуждами общества. При согласованной и целенаправленной работе можно формировать у обучающихся ответственное отношение к природе, экологическую культуру.
Как же организовать экологическое воспитание младших школьников? Одним из важнейших условий экологического воспитания обучающихся должно стать проведение этой работы на базе эстетического воспитания в строгой системе с использованием местного краеведческого материала.
Например, если в первом классе обучающимся объясняют элементарные правила поведения в природе (в лесу, на лугу, в поле, на водоёме), то во втором классе, наряду с закреплением этих правил, проводится знакомство обучающихся с раннецветущими и лекарственными растениями леса и луга (одуванчиком, мать-и-мачехой, медуницей и др.), мерами по их охране. Обучающиеся третьих и четвёртых классов знакомятся значительно шире с ядовитыми , лекарственными и редкими растениями края и выполняют проекты (стенды растений леса, луга, поля, водоёма, «Красную книгу» растений и животных родного края). Готовят сообщения для обучающихся первых и вторых классов о редких, ядовитых и лекарственных растениях.
Следующим непременным условием должно быть активное вовлечение младших школьников в посильные для них практические дела по охране местных природных ресурсов. Таких дел очень много: это внутреннее и внешнее озеленение школы, улицы, дома, уход за цветниками, сбор насекомых – вредителей сада и огорода, охрана и подкормка птиц, шефство над памятниками природы в ходе изучения родного края. В воспитании у детей бережного отношения и любви к природе исключительно важную роль играет изучение родного края., в ходе такой полезной работы обучающиеся постигают, что разумное и бережное отношение к природе – кровное дело каждого человека.
Основу воспитания бережного отношения к природным богатствам составляют знания о природе, которые дети получают на уроках окружающего мира, литературного чтения, во внеклассной работе и активной трудовой деятельности. Уже с первого класса организуется систематическое наблюдение детей за сезонными явлениями в природе. В последующих классах знания обучающихся о причинах изменения в жизни растений, животных и труде людей расширяются и углубляются. Когда сезонные явления природы выражены наиболее ярко, проводим экскурсии. До экскурсии рассказываем детям, на что обратить особое внимание, что надо наблюдать, что собрать для коллекции. Во время экскурсии приучаем детей к бережному отношению к природе: не ломать ветки деревьев и кустарников, не засорять водоёмы, не собирать букеты цветов, не кричать на природе, не пугать птиц, не разорять их гнёзд, следить за сохранностью леса, муравейников.
Для обучающихся младших классов организуются праздники: «Золотая осень», «День леса», «День птиц», проводятся выставки детских поделок из природного материала, конкурс на лучший рисунок о природе.
Вся проводимая работа по охране природы преследует одну главную цель – воспитать у подрастающего поколения ответственность за состояние и разумное использование окружающей природной среды. Система экологического просвещения способствует пробуждению у детей углублённого интереса к своему краю, развивает любознательность и пытливость, воспитывает ответственное отношение к природным ресурсам.