Контрольно-оценочные средства для проведения аттестации по ПМ 04. Методическое обеспечение образовательного процесса ОПОП специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Контрольно-оценочные средства для проведения аттестации по профессиональному модулю ПМ 04. Методическое обеспечение образовательного процесса основной профессиональной образовательной программы специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»
Материал подготовлен Бобровой С.В., преподавателем Краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Спасский педагогический колледж»
Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ОПОП созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить знания, умения и освоенные компетенции. Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплины; оценка компетенций обучающихся.
Результатом освоения профессионального модуля является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности Методическое обеспечение образовательного процесса и составляющих его профессиональных компетенций, а также общих компетенций, формирующихся в процессе освоения ОПОП в целом. Средства оценивания должны выявлять как содержательный, так и деятельностный компоненты подготовленности выпускника, что предполагает демонстрацию компетенций или их применение в конкретной ситуации.
Компетентностная ориентация образовательных программ ФГОС СПО определяет необходимость изменения не только самого образовательного процесса, его содержания и технологий реализации, но и соответствующей переориентации оценочных процедур, технологий и средств оценки качества подготовки обучающихся в рамках компетентностно-ориентированных требований. Учитель начальных классов должен обладать общими и профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, согласно ОПОП. Данные компетенции студентов частично оцениваются во время учебной практики, на промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачёта, а также во время междисциплинарного квалификационного экзамена. Например, ПК 4.1. и ОК 1, 2, 4, 5, 8, 9, 11 могут оцениваться, как представлено в таблице.
Объекты оценивания
Показатели
Тип задания
Форма аттестации
(в соответствии
с учебным планом)

ПК 4.1. 
Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса и отдельных обучающихся.
ОК 1, 2, 4, 5, 8, 9, 11
Соответствие выбора учебно-методического комплекта заданным параметрам
1) Проанализировать поставленную цель, структуру и организацию традиционного урока в начальной школе
2) Проанализировать поставленную цель, структуру и организацию развивающего урока в начальной школе
3) Сделать сравнительный анализ традиционного и развивающего уроков
Дифференцированный зачёт
Практика





Соблюдение требований при разработке технологической карты развивающего урока
Составить технологическую карту развивающего урока в соответствии с требованиями к оформлению
Междисциплинарный квалификационный экзамен (портфолио)



Соблюдение требований при разработке рабочих программ по учебным дисциплинам НОО
Разработать рабочую программу по учебной дисциплине НОО в соответствии с требованиями к оформлению
Междисциплинарный квалификационный экзамен (портфолио)


Соблюдение требований при разработке учебно-тематического плана
Разработать календарно-тематический план в соответствии с требованиями предложенной программы
Междисциплинарный квалификационный экзамен (портфолио)


Организация собственной профессиональной деятельности
Создать электронное приложение с документами, регламентирующими профессиональную деятельность
Междисциплинарный квалификационный экзамен (портфолио)

Промежуточная аттестация по МДК 04. Проводится в виде дифференцированного зачёта в устной форме, на выполнение теоретических заданий отводится 20 минут. Источники информации, разрешенные к использованию на зачёте – материалы портфолио. Пример задания: «Проанализировать поставленную цель, структуру и организацию традиционного урока в начальной школе (по представленному конспекту урока)». Примерные критерии оценивания представлены в таблице:

Показатели для оценки устных ответов
Критерии оценки показателя
Баллы

1
Знание материала
- содержание материала раскрыто в полном объеме, предусмотренным программой и учебником;
-не полно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса, достаточное для дальнейшего изучения программного материала;
-не раскрыто основное содержание учебного материала
2

1


0

Показатели для оценки устных ответов: знание материала, последовательность изложения, владение речью и терминологией, применение конкретных примеров, знание ранее изученного материала, уровень теоретического анализа, степень самостоятельности, степень активности и выполнение регламента. Критерии оценок – работа студентов оценивается по 4-балльной шкале. Максимальное количество баллов – 18. «5» - 17 – 18 баллов; «4» - 14 – 16 баллов; «3» - 11 – 13 баллов; «2» - менее 10 баллов.
Экзамен (квалификационный) по ПМ 04. включает представление портфолио. Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен /не освоен с оценкой «». Тип портфолио смешанный: включает портфолио работ и портфолио-коллектор.
ПК и ОК оцениваются по показателям представленным выше, при этом оценка в баллах позволяет сделать вывод об освоении профессионального модуля с отметкой. Критерии оценивания: 3 балла – за каждый предоставленный документ или материал, подтверждающий формирование компетенций и соответствующий требованиям к оформлению, структуре и содержанию; 2 балла – частично соответствующий требованиям к оформлению, структуре и содержанию; 1 балл – не соответствующий требованиям к оформлению, структуре и содержанию; 0 баллов – за отсутствие документа или материала. +1 дополнительный балл – за оригинальный творческий подход к оформлению и содержанию материалов. 5 баллов – за профессиональный опыт, полученный в рамках практики и отмеченный базовым учреждением (грамоты, благодарственные письма, сертификаты). Критерии итогового оценивания: 45 – 38 баллов соответствует отметке «5»; 37 – 34 баллов - «4» ; 33 – 27 баллов - «3»; 26 – 0 баллов - «2».
Проектирование системы комплексных оценочных средств для контроля уровня освоения компетенций обучающихся и выпускников образовательных программ СПО в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения, является достаточно сложной, многокомпонентной задачей. В настоящее время имеется хороший научно-методический задел, приобретенный при разработке оценочных диагностических средств оценивания обучающихся, однако, его использование для контроля качества компетенции требует принципиальной доработки.
Литература:
1. ФЗ Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 г. N 3266-1. Ст. 15.
2. Проектирование оценочных средств компетентностно-ориентированных основных образовательных программ для реализации уровневого профессионально-педагогического образования: метод пособие/Авт. сост. И.В. Осипова, О.В. Тарасюк, А.М. Старкова. Екатеринбург: ФГАОУ ВПО РГППУ,2010. 72с.
3. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] СПО по специальности [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Преподавание в начальных классах от 08 декабря 2009 г. N 15426
4. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
15