Дидактические игры на уроках математики.Рыжкова В.В. учитель математики МБВСОУ Центра образования города Ставрополя имени Героя России В.Духина

Дидактические игры на уроках математики.
Рыжкова В.В. учитель математики МБВСОУ Центра образования города Ставрополя имени Героя России В.Духина.
Введение.
Сегодняшняя социальная ситуация диктует потребность в выпускнике школы как в конкурентоспособном человеке, владеющем способами и средствами сохранения и развития себя как личности: активной, самостоятельной, логически мыслящей, имеющей целостное представление о картине мира. Личности, которая умеет достойно жить в настоящем, благодарить за прошлое, с надеждой смотреть в будущее. Бурные социальные события, преобразования, продолжающиеся сейчас, вынуждают подрастающее поколение самостоятельно делать выбор, лично ориентироваться во всем и занимать вполне независимые позиции. Цель образования воспитывать мыслящего, эмоционального, смелого человека, не боящегося проблем, которые ставит перед ним жизнь. И пусть нельзя решить их все, можно решить часть. Рынок труда требует от человека деловитости, практичности, способности преодолевать сложные ситуации и, вместе с тем, он должен быть высоконравственным человеком. Отсюда, возникают задачи, которые должен решить педагог. Это, прежде всего создание условий для индивидуального развития и формирования личности учащегося. Во-вторых, социальная защита подростка и социальная адаптация его в современном обществе. В-третьих, создание оптимальных условий для формирования конкурентоспособного специалиста, т.е. развивать у учащихся способность адаптироваться к постоянно меняющимся внешним условиям и активно осваивать ситуации социальных перемен. Переходя из детского мира во взрослый, подросток не может принадлежать полностью ни к тому, ни к другому. Возникают проблемы. Мы сталкиваемся так же с различным уровнем воспитанности, разной степенью общественной активности. Многие из них приходят с желанием «отдохнуть от школы», от постоянного дискомфорта, который испытывали, находясь рядом с хорошо успевающими одноклассниками. Этот стереотип «детей – неудачников» можно изменить. В свое время Сухомлинский сказал: «В наших школах не может быть несчастных детей, детей, душу которых гложет мысль, что они не способны». Решение данной задачи достаточно трудно и одним из факторов является введение на уроках математики дидактических игр.
2.Игра – модель конфликта.
Математическое понятие игры необычайно широко. Под игрой можно понимать, вообще, всякий вид соревнования с определенной системой правил, условий и ограничений, в соответствии с которыми действуют участники игры, добиваясь выигрыша. Теория игр представляет собой раздел математики, занимающийся исследованием вопросом проведения и разработкой оптимальных правил (стратегий) поведения каждого из участников в конфликтной ситуации. В России, при построении математической модели конфликта, делают различие между коалицией действия и коалицией интересов. Коалицией действия называют те или иные коллективы, участвующие в игре и принимающие решения. Коалицией интересов называют коллективы, участвующие в игре и отстаивающие некоторые общие интересы. Кроме того, вводится понятие ситуации – результат выбора всеми коалициями действия своих стратегий. Игра представляется как модель любого конфликта, то есть такой ситуации, в которой задействованы несколько участников с различными интересами, мотивами, установками. Привлекательность игр состоит в значительной степени в неопределенности результата. Эта неопределенность побуждает людей вступать в конфликтные ситуации, участвовать в игре не только в качестве игроков, но и в качестве болельщиков». Конфликт должен закончиться определенным результатом: чьим–то выигрышем, или проигрышем, или же ничейным результатом. Итак, в теории игр в качестве базового признака игры принят признак – конфликт. Конфликт может разворачиваться на внутри личностном уровне, межличностном, между социальными группами, государствами и коалициями государств. Тем самым, логично вытекает вывод о широкой распространенности конфликтов и последующей необходимости их разрешения, хотя бы в рамках математической теории игр. Математическая теория игр накопила значительный познавательный потенциал теоретического разрешения конфликтных ситуаций. Игра как бы подготавливает труд, создает для него условия, служит основой. То, что сначала осваивается в игре и как игра, далее переходит в обыденное трудовое действие
3. Функции и структура дидактических игр.
В системе школьного курса математики дидактическая игра – эффективное средство развития интереса к предмету. Дидактическая игра – современный метод воспитания , обладающая образовательной, развивающей и воспитывающей функциями; современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, справедливо усматривает в них возможности эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса, а также определенному накоплению учебных знаний, умений и навыков. Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Дидактическая игра – не самоцель, а средство обучения. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать ее как деятельность, доставляющую удовольствие. На дидактическую игру нужно смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы. Дидактическая игра обладает существенным признаком – наличие четко поставленной цели обучения и соответствующего ей педагогического результата, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Дидактическая игра включает в себя следующие структурные компоненты:
Игровой замысел – выражен в название игры, часто выступает в виде вопроса или загадки;
Правила – определяют порядок действий и поведение учащихся;
Игровые действия – способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои способности, умения и навыки;
Познавательное содержание – усвоение тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы;
Оборудование урока;
Результат – решение поставленной учебной задачи.
Итак, дидактическая игра позволяет не только поддерживать у учащихся интерес к изучаемому материалу, но и рассматривается как незаменимый рычаг умственного развития ребенка.
4.Приемы составления.
Основными способами составления дидактических игр является способ составления их по аналогии. Суть его заключается в следующем: преобразуем дидактическую игру с некоторыми изменениями. Нередко, сформулированная учителем проблема позволяет учащимся высказывать самостоятельно математические идеи, соответствующие их уровню развития.
Все приемы составления игр можно разбить на три группы:
а) приемы, связанные с подачей задания;
приемы этой группы дают возможность то или иное задание облечь в занимательную форму. К ним относятся:
-математический герой.
-задумай.
Учитель (ученик) задумывает математический объект, а ученики (учитель) должны отгадать то , что задумано, или то, что связано с задуманным.
-логический каркас.
Путем логических рассуждений требуется выявить из нескольких утверждений одно (несколько) верное (неверное) утверждение.
-задание с продолжением.
Новое задание получается из предыдущего путем дописывания к формулировке старого задания одного или нескольких слов (символов).
-соответствие.
Даны два (и более) ряда математических объектов. Для каждого объекта из одного ряда требуется найти соответствующий из другого. Критерий соответствия может быть самым разнообразным.
б) приемы, связанные со структурой задания;
-обращение.
В обычных упражнениях требуется по указанным компонентам и действиям получить результат. Они необходимы в обучении. Но иногда эффективны обратные упражнения: по указанным компонентам и результату отыскивать действия или по указанным действиям и результату найти компоненты. Подобные обращения можно провести практически на любом математическом материал
-противоречие.
В одном и том же математическом объекте или утверждении два (или более) свойства противоречат друг другу. Ученику надо выявить противоречие и устранить его.
-запрет.
При каком-либо задании ученику предлагается пользоваться только определенными объектами или запрещается пользоваться заранее оговоренными объектами (числом, символом, операцией, свойством, рассуждением, инструментом ... и т.д.)
-найдите ошибку.
Ученику предлагается отыскать ошибку (ошибки) в решении (ответе) одного или нескольких заданий.
в) приемы, связанные с организацией и процессом решения задания;
Использование игровых моментов целесообразно при закреплении учебных навыков.
-«игра с числами».
-тестовые вопросы.
-зашифрованные примеры.
-с одного взгляда.
-выбор.
-восстановление.
5. Виды дидактических игр.
В игре всегда содержится элемент неожиданности и необычности, решается какая-либо задача, проблема. Так как дидактическая игра может носить и репродуктивный, и творческий характер, то выделяют два вида таких игр:
- игровая ситуация, когда ученика форма задания:
в игровых ситуациях внимание учеников привлекает необычная форма задания или неожиданная организация выполнения задания. Очень часто здесь присутствует соревновательный элемент. Возможности для создания игровых ситуаций чрезвычайно велики.
- математическая игра, когда ученика увлекает содержание задания:
Это такая игра, исход которой может быть предопределен предварительным теоретическим анализом. Математическая игра чаще всего состоит в поочередном выполнении играющими определенных действий – ходов с целью решения поставленной задачи.
Задания с сочетанием этих двух видов:
-круговые задания;
-математическая эстафета;
-цепочка;
- математический турнир;
- математическое лото;
- урок контроля знаний.
6. Условия использования дидактических игр на уроках математике.
Таким образом, органическое включение дидактических игр в структуру урока позволяет стереть явную границу занимательным и учебным материалом, достичь положительных результатов в обучении. Использование игровых ситуаций целесообразно тогда, когда:
- есть опасность неприятия учащимися какого-либо учебного задания;
-при прохождении сложных тем или постановке трудных дидактических задач урока;
-при выработке умений и навыков учащихся, когда требуется выполнить значительное количество однотипных упражнений;
-при изучении материала, подлежащего прочному запоминанию.
7.Заключение.
Дидактическая игра позволяет осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в одной и той же игре учащихся с разным уровнем знаний. Дидактическая игра является одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения учиться, создает условия, обеспечивающие ребенку переживание успеха в своей учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. Участие в этом процессе позволяет ученику приобретать и развивать целый комплекс умений, которые необходимы каждому члену общества. В игре ученик все время действует: читает, вычленяет главное, фиксирует его в виде опорной схемы, высказывается, задает вопросы, отвечает на вопросы. Эти активные действия, обеспечивающие умственное развитие подростков, гармонически сочетаются с практическими, активными действиями. Один из активности переходит в другой, вступая в противоречия. Именно на этом переходе к активной практической деятельности возникает реальная возможность помочь каждому ученику найти свое призвание, индивидуальное выражение личных интересов. Выстраиваются определенные взаимоотношения учитель – ученик. Суть заключается в сопровождении учащегося в процессе самого обучения. Сопровождать (русский словарь) – значит, идти, ехать вместе с кем-либо в качестве спутника или провожающего. То есть, сопровождение подростка – это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда – чуть впереди, если надо объяснить возможные пути. Педагог внимательно приглядывается , прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем его мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытаться контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. Обращаясь к учителям, В.А.Сухомлинский писал:<. . . если ты видишь ученика только из-за своего стола в классе, если он идет к тебе только по вызову, если весь его разговор только ответы на твои вопросы, никакие знания психологии тебе не помогу. Надо встречаться с ребенком как с другом, единомышленником, пережить вместе с ним радость победы, горечь утраты>.















14ђ Заголовок 114ђ Заголовок 214ђ Заголовок 315