Статья «Организация работы с одарёнными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время» на I республиканской научно-практической конференции в г. Казань (вытупление и публикация)


Министерство образования и науки Республики Татарстан
Управление образования города Казани
Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей города Казани
INCLUDEPICTURE "E:\\Гульназ учеба\\конкурсы\\конкурсы 2013-14\\НПК Одаренные дети\\media\\image1.jpeg" \* MERGEFORMATINET
ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ:ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ, РАЗВИТИЕ Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференцииКазань - 2014УДК 37 О ББК 74.202 •» 040
Редакционная коллегия:
Г.Д. Зарипова JI.H. Никифорова Г'.М. Садрутдинова
Одаренные дети в системе общего образования: проблемы, О 40 перспективы, развитие: Сборник материалов первой республиканской научно-практической конференции. - Казань: редакционноиздательский центр «Школа» 2014. -448 с.
ISBN 978-5-906158-63-5
В сборнике представлены материалы конференции, в ходе которой рассматривались вопросы выявления, развития, психолого-педагогического сопровождения и социальной поддержки одаренных детей и молодежи.
Сборник адресован педагогам, психологам и другим специалистам, интересующимся данной проблематикой.
© Министерство образования и науки РТ © Управление образования г. Казани © Городской центр творческого развития и гуманитарного образования для одаренных детей г. Казани
СИСТЕМА РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
P.P. Азарная, Э.Р. Панина, Г.М. Матвеева
учителя МБОУ «СОШ №4», г. ЧистопольСвоей целью мы ставим создание условий на уроках иностранного языка и дополнительных занятиях для развития одаренных детей и обеспечение их образовательных потребностей, чтобы превратить их способности в реальные достижения.
Одаренность - совокупность врожденных способностей при условии их постоянной тренировки. Понятие «одарённый ребёнок» - весьма условное, и выявление одаренности - сложнейшая и плохо решаемая в психологии задача. Что это? Пожизненный дар или констатация особых возможностей в определённый период его жизни? Но если у ребёнка, при прочих равных условиях, необычайно быстрый темп умственного развития, а также достижения в той или иной деятельности, его можно назвать одарённым.
Одаренные дети стремятся проникнуть в суть вещей и явлений, они задают множество вопросов, урок особенно интересен для них тогда, когда используется исследовательский метод. Они могут «действовать на нервы» учителю, потому что хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации, умеют быстро выделить значимые сведения, самостоятельно найти важные источники информации.
Работа с одаренными детьми требует особого подхода и особой квалификации педагогов. Научиться работать с такими ребятами можно, если всерьез воспринимать этот аспект педагогической деятельности как значимую проблему: сохранить, поддержать и развить имеющиеся у ребенка способности и не нанести при этом ущерба для развития других сторон его личности, например эмоциональной сферы. Учитель может не разглядеть в ребенке одаренности или еще хуже: обращать внимание только на неудачи. Например, постоянно ругать за плохой почерк или неаккуратное заполнение тетрадей. В этом случае ребенок привыкает к мысли о том, что его дар, его особые способности, которыми наградила судьба, не имеют значения, не ценятся окружающими. А ведь человеку очень важно признание его талантов.
На средней и старшей ступени обучения к угасанию одаренности приводят следующие педагогические ошибки:
недоучет личностных смыслов и персональных интеллектуальных интересов и потребностей одаренных детей,
игнорирование интеллектуальных кризисов детской одаренности, периодов спада и покоя в интеллектуальной деятельности,
исходные ошибочные установки на то, что одаренный ребенок обязан выдать экстраординарный интеллектуальный результат.
В своей работе мы используем следующие технологии: игровые, личностно-ориентированный подход, метод обучения в сотрудничестве, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, исследовательская деятельность и технология «Портфолио».
Необходимым условием для успешного обучения я считаю установление контакта с учащимися, создание ситуации успеха и атмосферы радости общения. Особенно это важно в начальной школе, в период впитывания и высокой восприимчивости к окружающим воздействиям.
В начальной школе я применяю метод деления на группы на основе ведущего канала восприятия: группы делятся на пары (мальчик и девочка).
Каждая пара получает свое задание: 3 предложения и 3 иллюстрации к ним. Задания каждой группы связаны единой темой. Например, при изучении темы «Семья» одна из пор получает такие предложения: «This is ту granny/ She lives in a house. She has a cat». Предложения и картинки к ним перемешаны. Дети работают в парах. Девочка читает мальчику предложения (девочки в начальной школе читают лучше), а мальчик подбирает к ним подходящие картинки. Потом они вместе расставляют их в логическом порядке и наклеивают на лист. Составленный мини-текст мальчик зачитывает всему классу. В итоге у класса получается единый текст «Семья».
Следующий пример - дифференцированный контроль аудирования в обучении английскому языку на среднем этапе обучения. Эти занятия проводятся в лингафонном кабинете. Учащиеся разного уровня обученности специально объединяются в учебные группы: «А» (отбираются высокомотивированные учащиеся), «В» (отбираются мотивированные учащиеся) и «С» (отбираются слабомотивированные учащиеся).
Критериями отбора учащихся на тот или иной уровень служат результаты тестирования, основанные на материале, заданиях и требованиях базового уровня владения английским языком на каждой ступени обучения.
Таким образом, используя дифференцированный подход к контролю усвоения учебного материала по английскому языку, я гибко подхожу к личностно-ориентированному обучению, при котором максимально раскрываются индивидуальные способности каждого ученика, имеющего возможность самостоятельно выбрать его доступный уровень и получить оценку по выбранному именно им уровню, а также реально помогающее ему добиваться новых, более высоких результатов.
В рамках личностно-ориентированного подхода мы используем метод обучения в сотрудничестве. В результате обучение в группах активизируется познавательная и речевая деятельность каждого ученика.
Учебное сотрудничество способствует улучшению взаимоотношений и активизирует учебную деятельность на уроке, сильные учащиеся свободно выражают свои мысли. Дети учатся преодолевать трудности, рисковать. Принимать на себя ответственность, добиваться цели. Постоянное преодоление проблемных ситуаций вместе с возможностью испытать радость открытия и творчества способствует развитию одаренных детей как личностей. В ходе групповой работы у учителя больше возможностей использовать задания с разным уровнем сложности.
На старшей ступени обучения мы вовлекаем детей в исследовательскую деятельность. Приобщение талантливых и способных ребят к научно- исследовательской деятельности позволяет создать благоприятные условия для самообразования и профессиональной ориентации. На этом этапе главный наш принцип - это «не быть учителем», а быть партнером ребенка, не навязывать ему свои идеи, а тонко направлять его интеллектуальную и творческую деятельность в нужное русло, не заставлять его учить, а учиться, сотрудничать вместе с ним, всегда уважать его мнение. Особенно эффективным в обучении одаренных детей является их участие в конференциях, семинарах, конкурсах (например, конкурс на лучший перевод стихотворения).
Важно при работе с одаренными детьми помнить, что проявлениям творческой индивидуальности может сопутствовать появление таких качеств как индивидуализм, эгоизм и самовлюбленность, поэтому следует избегать перехваливания такой личности и применять методы рефлексии. С этой целью применяют на уроках технологию «Портфолио», которая помогает учащимся анализировать собственные успехи и неудачи, отслеживать свой прогресс, объективно оценивать свои возможности и видеть способы преодоления трудностей, достигать более высоких результатов. Учебная деятельность и ответственность за свой труд становятся более осознанными.
Эффективность использования наших методов и принципов работы с одаренными детьми отражается в растущей мотивации к изучению иностранного языка, а также в повышении качества знаний учащихся.
Результативностью являются такие показатели как: рост познавательных интересов одаренных детей (к страноведению, литературе на английском языке), их участие и призовые места в олимпиадах, научно-практических конференциях, конкурсах и семинарах).
Изучив психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, обобщив свой опыт работы, можно сделать вывод, что грамотная организация учебного процесса и корректный психологический подход в работе с одаренными детьми дают успешные результаты в развитии творческого потенциала одаренности. Учащиеся имеют высокие достижения в сфере овладения иностранным языком, стремятся к самообразованию, расширению своего кругозора, к познанию мира, раскрывают свои неординарные и уникальные способности и обладают личностными качествами и знаниями для успешной реализации в жизни.
Далее мы хотели бы предложить вашему вниманию проект пришкольного лагеря для одарённых детей, который мы собираемся воплотить в жизнь июне 20014 года.
Проект «Одаренные дети»
Летний развивающий лагерь для одаренных детей «APPLE».
Авторы проекта: учителя английского языка Панина Э.Р., Азарная P.P., Матвеева Г.М.
Сроки выполнения (апрель-июнь 2014)
Цель проекта: создание и обеспечение развивающего пространства для одаренных детей в условиях летнего школьного лагеря.
Задачи:
Раскрыть и развить способности учащихся в творческой деятельности.
Сформировать у детей необходимые компетенции в области линг- вострановедения, социально направленной и научно-исследовательской деятельности.
Привлечь старшеклассников в качестве вожатых для передачи опыта и оказания поддержки младшим участникам лагеря.
Организовать силами участников лагеря для младших школьников, участников летнего школьного оздоровительного лагеря
Летний развивающий лагерь позволяет любому заинтересованному ребенку, отвлекшись от повседневной учебной суеты, заняться тем, что ему особенно интересно, с чем он, возможно, связывает свои планы на будущее. Увлекательная программа лагеря меняет представление об учебе как о необходимом и скучном деле. Лагерь, как элемент профильного обучения, станет для кого-то ступенькой роста или профессиональной пробой.
«Школа юного лингвиста» позволит учащимся расширить свой страноведческий кругозор, получить интересную практику английской речи. Продукт - проект для лагеря «Muzzy in Gondoland».
Развивающий лагерь рассчитан на учащихся 5-8 классов. Для работы в лагере привлекаются вожатые из числа старшеклассников (9-10 класс). Деятельность лагеря сопровождает психолог, занятия по фитнес-аэробике проводит тренер. Вся работа лагеря сопровождается фото- и видеосъемкой, которую осуществляет старшеклассник. По окончании «Школ» каждый участник получает сертификат о прохождении обучения. Самые активные и успешные участники лагеря поощряются грамотами и призами.
Этапы реализации.
Подготовительный этап
Подготовка педагогами реализации программ «Школы юного лингвиста
Подбор и обучение вожатых лагеря.
Реклама лагеря среди учащихся школы и родителей.
Привлечение одаренных детей в лагерь.
Основной этап (с 1 по 22 июня 2014г.)
Вводное анкетирование.
Реализация проекта.
Подготовка фото- и видеоматериалов о работе лагеря.
Сбор материалов для газетной статьи о работе лагеря.
Создание портфолио проекта.
Итоговый этап
Итоговое анкетирование.
Подведение итогов, отслеживание результатов проекта, анализ.
Создание мультимедийной презентации, фотоотчет.
Оформление портфолио проекта.
Предполагаемые результаты. Более высокий уровень сформированное™ ключевых компетенций участников лагеря. Приобретенные учащимися умения научно-исследовательской деятельности. Повышение мотивации учащихся к изучению английского языка, общественной и научной деятельности, к саморазвитию. Материально-технические ресурсы: помещения школы, актовый зал, столовая; мебель; видеокамера, фотоаппарат, компьютеры.
Список использованных источников:
Антипина, А.А. Применение дифференцированного подхода на уроках иностранного языка Первое сентября №10, 2009 с.5.
Андреев, В.И. Педагогика. М, 2000.
Гин, А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. Пособие для учителя. М, Вита-Пресс, 2004.
Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности -Спб: Питер,2008.
Иванов, Г. Готовим юных исследователей Народное образование №6, 1999 с.69.
Леднева, С.А. Детская одаренность глазами педагогов Начальная школа №1, 2003 с.80.
Миронов, Н.П.Способность и одаренность в младшем школьном возрасте Начальная школа №6, 2004 с.ЗЗ.
Планида, О. Одаренный ребенок: счастье или головная боль учителя? Учитель, №5, 2009.
Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие для студентов вузов. - М. Издательский центр «Академия», 2007.
Салтовская, Г.Н. Учебно-исследовательский проект по английскому языку в профильном классе.
Шишова, И.Е. Проблема развития социальной компетенции одаренных детей на уроках иностранного языка Иностранные языки в школе №3, 2007.