Конспект урока по русскому языку на тему Род несклоняемых имен существительных


Урок подготовила Давыдова О.П.
Предмет: Русский язык
Класс: 5
Тема: Род несклоняемых имен существительных
Место урока в системе уроков по данной теме: урок №10 в теме «Имя существительное»
Цель деятельности учителя:
-создать условия для усвоения определения рода несклоняемых существительных;
-создать условия для графического преобразования текста;
-организовать самопроверку и взаимопроверку;
-создать условия выбора источника знаний.
Тип урока: открытие новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся смогут определять род несклоняемых имен существительных.
Метапредметные: учащиеся смогут самостоятельно графически преобразовать сплошной текст, переводя его в несплошной. Самостоятельно находят источник необходимых знаний.
Личностные: учить осознавать себя как движущую силу своего учения.
Регулятивные: строить алгоритм на основе имеющегося знания; оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям.
Приемы обучения: этап целеполагания построен на приеме «Знаю - хочу узнать». Этап усвоения нового материала строится через смысловое чтение и составление кластера и алгоритма. На этапе рефлексии используем прием «четвертый «лишний».
Формы работы на уроке: групповая работа, индивидуальная работа.
Образовательные ресурсы: учебник.
Оборудование, наглядность: интерактивная доска, мультимедийная презентация.
Предварительная подготовка: деление на группы.
Ход урока
I.Оргмомент.
II.Актуализация и целеполагание.
Работа со стихотворением Б.Нормана (на слайде)
-Почему это стихотворение вызывает у вас улыбку?
-Слова какой части речи употреблены неправильно?
-Что вы уже знаете об имени существительном?
-Изменяются ли эти существительные по падежам?
-В русском языке есть несклоняемые существительные. Попробуйте определить их род.
-Давайте попробуем определить тему урока.
(Формулируют тему, записывают в тетради)

-Что мы должны сделать, чтобы научиться определять род несклоняемых имен существительных?

III.Усвоение учебного материала I.
(Работа в группах)
Задание: на основе параграфа 23,стр.124 составьте кластер “Род несклоняемых существительных» (без географических названий).

-Подумайте над тем, как будет выглядеть ваш кластер, и определитесь с тем, кто будет защищать его.
(Защита кластеров)
IV.Применение полученных знаний
Выполнение упр.181 с дальнейшей взаимопроверкой. Образец ответа предлагается на слайде.
V.Усвоение учебного материала 2.
Работа с заданием на слайде.
Лингвистическая задача: согласуйте имена прилагательные с несклоняемыми существительными.
-Составьте алгоритм действий для определения рода иноязычных географических названий, используя материал учебника.
1.Древн Токио – столица Японии.
2.Готеприимн Батуми – центр туризма.
3.Полноводн Миссисипи находится в Америке.
4.ГлубоководнРица находится высоко в горах.
-Вернитесь к заданию и исправьте ошибки, используя алгоритм.
VI.Найти четвертое «лишнее», выбрав нужный словарь.
1 группа: какаду, нанду, паспарту, кенгуру.
2 группа: какао, портмоне, кольраби, шапито.
3 группа: мадам, авеню, леди, танго.
4 группа: Сочи, Батуми, Вив, Туапсе.
Лишнее слово группа называет и объясняет свой выбор.
VII. Итог урока.
-Что нового узнали на уроке? Чему научились?
-Я узнал
-Я научился
Выставляются и комментируются оценки.
VIII. Домашнее задание.
На выбор: 1)Упр.182 (по заданию учебника).
2) Найдите 5 несклоняемых существительных, обозначающих географические названия Крыма. Подберите к ним прилагательные и глаголы в форме прошедшего времени. Составьте и запишите предложения.


15