Доклад на МО учителей начальных классов по теме Использование электронных средств обучения в целях повышения качества образования


Использование электронных средств обучения в целях повышения качества образования.
Павлова Марина Николаевна.
МКОУ «Кадновская средняя школа»
Учитель. Что составляет основу его профессии? Знание предмета? Безусловно. Ораторское искусство? Конечно. Любовь к детям, умение понимать и чувствовать, как учится ученик и что он при этом переживает? Ну, кто же будет спорить. А ещё он всегда должен оставаться молодым в своей работе – шагать в ногу со временем, не останавливаться на достигнутом, всегда быть в поиске.В мире, который становится всё более зависимым от информационных технологий, школьники и учителя должны быть знакомы с ними. И учитель, если он заботится о своих учениках, их будущем, должен помочь им освоить новые жизненно необходимые навыки. Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ЭСО можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Внедрение ЭСО (электронных средств обучения) в практику работы учителя начальных классов осуществляется по следующим направлениям:1. Создание презентаций к урокам.2. Работа с ресурсами Интернет.3. Использование готовых обучающих программ.4. Разработка и использование собственных авторских программ. 
Возможности ЭСО:-помощь учителю при подготовке к уроку:· создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т.д.);· создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания;· создание текстовых работ;· обобщение методического опыта в электронном виде и т. д-помощь при проведении урока;
- помощь учащемуся при подготовке домашних заданий
Применение ЭСО в процессе обучения и воспитания младших школьников повышают общий уровень учебного процесса, усиливающие познавательную активность учащихся. Но, чтобы так учить младших школьников, одного желания мало. Учителю необходимо овладеть рядом умений.Основными являются:· технические, т.е. умения, необходимые для работы на компьютере в качестве пользования стандартного программного обеспечения;· методические, т.е. умения, необходимые для грамотного обучения младших школьников;· технологические, т.е. умения, необходимые для грамотного использования информационных средств обучения на разных уроках, проводимых в начальной школе.Основная цель применения ЭСО состоит в повышении качества обучения. Качество обучения – это, то для чего мы работаем. С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи: · усиление интенсивности урока;· повышение мотивации учащихся;· мониторинг их достижений. Трудно представить себе современный урок без использования ЭСО.Они могут быть использованы на любом этапе урока:1. Для обозначения темы урока.2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)4. Для контроля учащихся. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием ЭСО, необходимо продумать последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран. Степень и время мультимедийной поддержки урока могут быть различными: от нескольких минут до полного цикла.Как писал великий педагог К.Д.Ушинский: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…».Со времён Ушинского картинки явно изменились, но смысл этого выражения не стареет.Да и мы с Вами можем сказать, что урок, включающий слайды презентации, данные электронной энциклопедии вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при фронтальной работе с классом.Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе можно назвать создание мультимедийных презентаций. "Презентация" - переводится с английского как "представление". Английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил». По данным учёных человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации.Учитель начальных классов может использовать в своей работе личные презентации. А может использовать и уже готовые, их можно найти , используя поисковики в Интернете или на сайтах
www.nsc.1september.ru – электронная версия журнала «Начальная школа» и сайт для учителей «Я иду на урок»;
www.uchportal.ru – учительский портал, на котором представлены уроки, тесты, презентации, внеклассные мероприятия;
www.nachalka.seminfo.ru – дистанционная поддержка УМК
А. Л. Семенова, Т. А. Рудченко;
www.openclass.ru – Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества;
www.viki.rdf.ru – детские электронные презентации и клипы;
www.rusedu.ru – RusEdu, архив учебных программ и презентаций;
www.Um-Razum.ru – видеоуроки, презентации;
www.nsportal.ru - Социальная сеть работников образования;
www.school2100.ru – учительская копилка образовательной системы «Школа 2100».
Но их, конечно, надо подбирать,или свой урок подстраивать под них.
Спектр использования возможности ЭСО в образовательном процессе достаточно широк. Однако, работая с детьми младшего школьного возраста, мы должны помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!» 
• Необходимо выполнять гигиенические требования к работе учащихся за компьютером. Количество уроков с применением ТСО (компьютера) в неделю не должно превышать 6 - сюда относятся также уроки с использованием телепередач, кинофильмов и т.п. 
Никто не будет спорить, что применение любой визуальной информации на уроке имеет положительный эффект, но есть уроки, на которых достаточно показа таблиц или репродукции картины. В таком случае, готовить презентацию как последовательность слайдов, наверное, нецелесообразно. Уроки, на которых презентация не средство обучения, а сама цель, так же малоэффективны. 
В этом году я использую в образовательном процессе возможности современного инструмента - интерактивной доски Smart Board, которая стационарно установлена в классном кабинете в комплекте с компьютером и проектором. 
Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и налядно-образное мышление). 
Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации, звуковые эффекты и т.д.) 
Используя доску, не возникает необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр, записи новых упражнений, не трачу время и на очистку доски, как раньше. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, ускорить темп урока, т.е. работа с доской позволяет сэкономить драгоценное время урока. 
Благодаря размерам ИД изображения видны всему классу, а это в свою очередь - способ сосредоточить и удерживать внимание школьников, у которых процессы возбуждения и торможения не уравновешены. 
Ещё один важный момент при работе с доской - управление демонстрацией (смена слайдов, создание и перемещение объектов, выделение цветом важных моментов и др.) происходит с помощью электронного маркера, а учитель как и раньше – в центре внимания. 
О возможностях использования интерактивной доски в начальной школе 
В процессе обучения используют ИД:
• как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом); • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого; • как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде. 
Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия. 
Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно актуально было на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр 
Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки» отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. 
На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на доске. Повышается концентрация внимания.
Младшим школьникам нравится работать с интерактивной доской. Они не боятся выходить к доске. Если была сделана ошибка, то с помощью маркера сотрут неправильную часть или отменят действие, поэтому ребята уверенно чувствуют себя у интерактивной доски. Более того, им это просто интересно и увлекательно, следовательно, повышается мотивация в процессе урока.
Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно сохранить в компьютере для последующего просмотр.
Интерактивная доска позволят разнообразить фронтальную форму работы и сочетать ее с индивидуальной в рамках традиционной классно-урочной системы 
Она помогает донести информацию до каждого в классе. Этот визуальный ресурс помогает излагать новый материал очень живо и увлекательно. 
Возможность работы с текстом при его разборе или анализе, а так же с отдельными предложениями помогает на уроках русского языка. Меняя порядок слов в предложении (используя способ перемещения объектов) можно добиться максимальной наглядности при восстановлении деформированных предложений или текстов, организовывать работу со словарными словами и т.д. 
Можно использовать электронные заготовки текстов на определение границ предложений, по расстановке знаков препинаний. При проведении математических диктантов «Проверь себя» использую таймер из меню доски с фиксированным временем для выполнения задания, так как ребята должны учиться организовывать свою деятельность в соответствии с регламентом и функцию доски «занавес» 
На ИД можно проводить различные формы контроля с помощью тренажеров, которые позволяют сразу видеть результат. Задания могут выполнять несколько учеников по очереди, и процесс, и результат их действий виден каждому ученику. 
Используя ИД, можно сочетать проверенные методы и приемы работы с обычной доской с набором интерактивных и мультимедийных возможностей. Применяю возможности интерактивной доски в преподавании разных учебных дисциплин в начальной школе. 
Интерактивная доска выводит взаимодействие учащихся с учителем на новый уровень, легко вовлекает их в учебный процесс. Действия учителя на доске завораживают малышей, ученики не отвлекаются на таких уроках, ребята стали собранными, внимательными. При помощи ЭСО можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.Например, тема в 1 классе « Куда текут реки». «Попутешествовали» по нашей Красивой Мече.. А в 3 классе, по теме «Размножение животных» использовала презентацию.На основе личного опыта, плюс картинки презентации, была составлена соответствующая таблица.Очень интересно проходят уроки по изобразительному искусству: можно посмотреть различные репродукции картин, портреты художников и т.д. и другие.
Психолого-педагогические исследования показали, что использование возможностей ЭСО в начальной школе способствует:-повышению мотивации к учению,-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,-развитие наглядно-образного, информационного мышления,-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,-повышению уровня комфортности обучения.Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя. УМК «Школа России» также оснащён электронными приложениями. По «Русскому языку» к каждой новой теме есть объяснение , упражнения (в виде анимации), словарные слова, проверочная работа. Аналогично построены приложения к другим предметам. По «Литературному чтению» аудиозапись изучаемых произведений.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. Уроки с использованием ЭСО становятся привычными для учащихся начальной школы, а для учителей становятся нормой работы – это, на мой взгляд, является одним из важных результатов инновационной работы в практике работы учителя начальных классов.
Вот и решение проблемы, как научить учащихся выполнять работу, которую иногда делать совершенно не хочется.