Современное состояние возможностей и воспитания детей с ОВЗ


Современное состояние возможностей обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей- инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
Современный подход к специальному (коррекционному) образованию заключается в создании внутренних и внешних условий для развития и коррекции детей (с ОВЗ). УСЛОВИЯ:
1. Внешние условия – отношение государства и общества к детям с ОВЗ. Внешние условия получения образования детьми с ОВЗ должны обеспечиваться политикой государства:
- создание рабочих мест;
- востребованность на рынке труда граждан с ОВЗ.
2. Внутренние условия – заключены в работе образовательного учреждения.
- направлены на развитие и коррекцию детей с ОВЗ
- предпрофильное и профильное обучение в школах с учетом востребованности рынка труда на текущий период времени. В России деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений регламентируется типовым положением «О специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонением в развитии» (1997) и письмом «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов».
Специальные образовательные учреждения делятся на:
коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования:
- ясли-сады;
- детские сады;
- дошкольные детские дома;
- дошкольные группы при детских садах и детских домах общего назначения, а так же при специальных школах и школах-интернатах.
коррекционные образовательные учреждения:
- школы I – VIII видов;
- специальные классы в некоторых учреждениях общего образования.
коррекционные учреждения начального профессионального образования;
образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психологической и медико-социальной помощи:
- центры диагностики и консультирования;
- центры психолого-медико-социального сопровождения;
- центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Другие варианты обучения детей с ОВЗ
1. Домашнее обучение
- преподаватели образовательного учреждения организованно посещают ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его проживания;
- обучение ведётся по общей, либо вспомогательной программе, построенной с учетом возможностей учащегося;
- по окончании обучения ребенку выдается аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по которой он проходил обучение.
2. Дистанционное обучение
- комплекс образовательных услуг, предоставляемых детям с ОВЗ с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
- Для осуществления дистанционного обучения необходимо мультимедийное оборудование (компьютер, принтер, сканер, веб- камера и т.д.), с помощью которого будет поддерживаться связь ребенка с центром дистанционного обучения.
Специальные (коррекционные) учреждения в России делятся на 8 видов. Во избежание указания дефектов в официальном названии эти школы названы по порядковым номерам вида нарушения. I вид – специальное образовательное учреждение для глухих детей. II вид – специальное образовательное учреждение для слабослышащих и позднооглохших детей. III вид – специальное образовательное учреждение для слепых детей. IV вид – специальное образовательное учреждение для слабовидящих детей. V вид – специальное образовательное учреждение для детей с тяжелыми нарушениями речи. VI вид – специальное образовательное учреждение для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП). VII вид – специальное образовательное учреждение для детей с трудностями в обучении – с задержкой психического развития. VIII вид – специальное образовательное учреждение для детей с умственной отсталостью.
Все виды школ, кроме последнего (VIII вид), дают своим выпускникам так называемое цензовое образование.
Я работаю в МКСКОУ школе-интернате для детей с умственной отсталостью, то есть речь идет о специальном коррекционном образовательном учреждении 8 вида. Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с умственной отсталостью с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Для детей с умственной отсталостью, кроме коррекционных специальных школ 8 вида, возможны и коррекционные классы в массовой общеобразовательной школе, и надомное обучение. А последнее время говорят и о дистанционном обучении. (но мне кажется, что для умственно-отсталых детей это форма не самая лучшая).
Отбор детей во все коррекционные образовательные учреждения осуществляет ПМПК. Комиссия даёт заключение о состоянии психофизического развития ребёнка и рекомендации о дальнейших формах обучения. Конкретный диагноз ПМПК давать не рекомендовано. Так как «Закон о психиотрической помощи» и «Закон об охране здоровья», гарантируют сохранение врачебной тайны.