Формирование орфографической зоркости обучающихся начальной школы через систему изучения слов с непроверяемым написанием

Содержание


стр.
Пояснительная записка .2-3
1.1.Введение.....2
1.2.Актуальность.2
1.3.Опыт решения сходных проблем.3
Цель и задачи раздела....4
2.1.Цель раздела образовательной программы.....4
2.2.Задачи раздела...4
Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями...5
Ожидаемые результаты6
Обоснование используемых в образовательном процессе
по разделу программы образовательных технологий, методов и форм деятельности обучающихся....7-8
6. Особенности организации изучения раздела.
Система знаний и система деятельности.......9-14
6.1.Методика работы над словарными словами9-10
6.2.Алгоритм введения нового словарного слова....10-14
6.3.Методические приемы, способствующие
закреплению и отработке знаний словарных слов........14-16
6.4.Методические приемы, осуществляющие
контроль и учет знаний словарных слов....16-21
6.5. Система знаний и система деятельности22
7. Заключение ..23
8. Список литературы..24
9. Приложение.25-
9.1.Тематическое планирование(список словарных слов)..25-27
9.2.Конспект урока..28-33
9.3.Результативность...34-











Пояснительная записка

Введение
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством воздействия, хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства язык имеет только ему присущий статус среди других предметов.
Новые ФГОС НОО ориентируют содержание курса русского языка на решение следующих задач:
развивать и совершенствовать все виды речевой деятельности: чтения,
письма, слушания, говорения;
сформировать умения и навыки, необходимые для того, чтобы точно и
выразительно говорить, писать и слушать на родном языке;
развивать потребность в совершенствовании своей устной и письменной
речи, делать её правильной, точной, богатой;
воспитывать любовь к родному языку через осознание его красоты и
эстетической ценности.
Данные задачи решаются при изучении всех тем предмета «Русский язык» и, в частности, темы «Правописание слов с непроверяемым написанием».

1.2. Актуальность
Беспроверочные написания – самый трудный раздел методики обучения орфографии. Со словами с непроверяемыми написаниями младшие школьники встречаются на каждом уроке. Уже на первых страницах «Азбуки» дети сталкиваются со словами осина, арбуз, библиотека и многими другими. Число таких слов с каждой страницей учебников по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру и другим дисциплинам все больше возрастает, достигая к концу курса начальной школы внушительной цифры. Нет необходимости доказывать, что наиболее употребительные из этих слов должны быть усвоены всеми учащимися начальных классов.
К сожалению, наблюдения показывают, что учащиеся, оканчивающие начальную школу, допускают ошибки в написании большого количества весьма часто встречающихся слов с непроверяемыми орфограммами.
Правописание этих слов в традиционной системе обучения вызывает у многих детей трудности. Методика их изучения для многих преподавателей сводится лишь к тому, чтобы ребенок выполнил графический образ слова и воспроизвел его в памяти.
Поэтому особую актуальность обретает проблема, как добиться повышения грамотности обучающихся при написании слов из «словарика» и проблема систематизации методов и форм работы над словарными словами.

1.3. Опыт решения сходных проблем
Опыт решения сходных проблем я нашла в научных трудах и рекомендациях ученых, методистов и преподавателей: Выгодского Л.С., Немова Р.С., Ереминой О.А., Лайло В.В., Жуковской Н.В., Узоровой О.В., Нефедовой Е.А.
Так, работы по психологии Л.С. Выгодского и Р.С. Немова помогли понять психологический аспект памяти ребенка. «Память ребенка – это его интерес»,- писал Л.С. Выгодский. Действительно, в своей педагогической работе я убедилась, что легко и надолго запоминается ребенком то, что вызвало его непосредственный интерес. Даже дети со слабой памятью становятся активными участниками учебной деятельности, которая их заинтересовала.
Особое внимание я обратила на ассоциативную теорию, которая является одной из первых психологических теорий памяти. Я думаю, что она не потеряла своего научного значения до настоящего времени. В моей практической работе по изучению словарных слов знания этой теории пригодились, сделали процесс познания детьми слов с трудным написанием интересным и эффективным. «В основе данной теории лежит понятие ассоциации – связи между отдельными психическими феноменами. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долговременных, устойчивых ассоциаций: 1) по сходству; 2) по смыслу; 3) по смежности; 4) по контрасту»,- писал Р.С. Немов.
М.Р. Львов много внимания уделял в своих трудах этимологии слова. «Иногда написание, считающееся традиционным и непроверяемым, может быть проверено на основе знания этимологии и исторических изменениях в фонетике русского языка»,- писал он.
Н.В. Жуковская в своей книге «Учим трудные слова» поделилась практическими наработками о способах организации ассоциативных связей.
В.В. Лайло в пособии для учителя «Развитие памяти и повышение грамотности» рекомендует целенаправленные занятия для совершенствования навыков грамотного письма. Опытный учитель-новатор предлагает некоторые приемы, направленные на развитие объема памяти младших школьников.
О.В. Узорова и Е.А Нефедова в своих пособиях «Словарные слова» предоставляют рекомендации по отработке знаний о правописании слов с непроверяемыми орфограммами.
Изучив и проанализировав многие научные рекомендации по развитию памяти и повышению грамотности детей, я выбрала для себя то нужное, что работает на практике в традиционной школе.







Цель и задачи раздела

2.1. Цель раздела образовательной программы:
Цель словарно-орфографической работы на уроках русского языка –
пробудить интерес ученика к слову, создать условия для прочного запоминания непроверяемой буквы и для развития ряда важнейших интеллектуальных качеств ребёнка. Необходимым условием является гибкая, постоянная работа над словом в системе, планируемая на каждый урок.

2.2. Задачи раздела:
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
формировать умения и навыки грамотного написания словарных слов;
развивать письменную и устную речь учащихся;
формировать умение пользоваться толковым и этимологическим словарями в повседневной жизни;
Развивающие:
развивать память, внимание, логическое и абстрактное мышление, представляя русский язык, как часть окружающего мира;
Воспитательные:
формировать интерес к предмету;
повышать мотивацию учащихся к изучению словарных слов.






















3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия учебного материала обучающимися в соответствии с возрастными особенностями

Материал рассчитан на младший школьный возраст 8-10 лет. С физиологической точки зрения - это время физического роста. Причем физическое развитие опережает нервно-психическое. У детей неуравновешенны процессы возбуждения и торможения. Проявляются повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении. В это время происходит смена образа и стиля жизни, новый вид деятельности – учебная деятельность. Она становится ведущей.
Решающим компонентом является мотивация данной деятельности. Главными мотивами учебной деятельности являются:
- познавательные (направленные на овладение знаниями, способами получения
знаний, приёмами самостоятельной работы, приобретение дополнительных
знаний);
- социальные (ответственность, стремление получить одобрение);
- узколичные (получить хорошую отметку, заслужить похвалу).
Речь младшего школьника недостаточно развита, т.к. беден ещё словарный запас.
В этом возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Вместе с тем на уроках осуществляется переход на словесно-логическое.
Память развивается в двух направлениях - произвольности и осмысленности. В учебной деятельности развиваются все виды памяти: долговременная, кратковременная, оперативная. Развитие памяти связано с необходимостью заучивания учебного материала.
Дети способны концентрировать внимание, но у них ещё преобладает непроизвольное внимание. Удержание внимания возможно благодаря волевым усилиям и высокой мотивации.
Восприятие также характеризуется непроизвольностью.
Интенсивно развивается самосознание. Становление самооценки младшего школьника зависит от успеваемости и особенностей общения учителя с классом.
Потребность в самоутверждении. Большое значение имеет авторитет взрослых. Существенное значение имеет место, которое занимает ребёнок в семье.







4. Ожидаемые результаты

В результате освоения раздела «Написание слов с непроверяемыми орфограммами» программы по «Русскому языку» учащиеся начальной школы должны:
повысить уровень грамматико-орфографических умений,
орфографическую зоркость и оперативную память;
приобрести интерес к изучаемому материалу и желание участвовать
в учебном процессе;
совершенствовать способность к контролю и самоконтролю;
совершенствовать способность к творческому решению учебных и
практических задач.




































5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся

Педагогическая технология - это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определённой последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер.
Каждый педагог - творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества.
Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающем состоянии. При изучении раздела «Правописание словарных слов», считаю целесообразным использовать следующие технологии, методы и формы обучения.

Название технологий,
форм, методов
Обоснование используемых
технологий, форм, методов

Личностно ориентированные педагогические технологии
Позволяют учить школьников учиться самостоятельно, добывать знания и уметь их перерабатывать, отбирать нужные знания, прочно их запоминать, связывать с другими.
Ставят в центр образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий её развития, реализацию её природных потенциалов.

Игровые технологии
В игре складывается и совершенствуется самоуправление своим поведением.

Технологии проблемного обучения
В процессе такого обучения школьники учатся мыслить логично, научно, творчески; добытые знания превращаются в убеждения; обучающиеся испытывают чувство глубокого удовлетворения, уверенности в своих возможностях и силах; самостоятельно добытые знания более прочные.

Технологии развивающего обучения
Это технологии развития творческих качеств личности.

Информационно коммуникативные технологии
Направлены на интенсификацию процесса обучения, реализацию идей развивающего обучения, совершенствование форм и методов организации учебного процесса, обеспечивающих переход от механического усвоения учащимися знаний к овладению ими умениями самостоятельно приобретать новые знания. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности обучающихся.

Проектная деятельность
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения, способности, межличностные отношения.

Групповая работа
Несёт в себе черты инновационного обучения: самостоятельное добывание знаний в результате поисковой деятельности. А также учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Индивидуальный подход
Индивидуальные возможности позволяют глубже изучить особенности личности ученика и его познавательные интересы.

Словесные методы
Слово учителя активизирует воображение, память, чувства учащихся.

Наглядные методы
На основе наблюдений представления учащихся формируются глубже, достовернее становятся их знания не только на уроках окружающего мира и математики, но и современные уроки русского языка невозможно представить без наблюдения над языковым материалом. Приемы сравнения, сопоставления при наблюдении облегчают осмысливание, повышают прочность запоминания материала.

Практические методы
Разнообразие упражнений, систематичность их проведения, постепенное нарастание трудности упражнений, правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение






    

6. Особенности организации изучения раздела:
система знаний и система деятельности.

Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика. Это объясняется, прежде всего, тем, что правописание таких слов основано на историческом принципе орфографии, в соответствии с которым морфемы родственных слов пишутся единообразно, но проверить их посредством современного литературного произношения нельзя, и поэтому их написание рекомендуется запоминать. С этой целью новое слово обычно записывается на доске или карточке, прочитывается, анализируется, несколько раз проговаривается орфографически, записывается в тетради, затем многократно повторяется на следующих уроках.
Такая методика, ориентирует учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивает достаточно быстрого и прочного их запоминания, о чем свидетельствуют устойчивые ошибки, допускаемые младшими школьниками как в заучиваемых словах, так и в словах, родственных изученным.
Многие учителя пытаются разработать определенную систему по усвоению и закреплению учащимися правописания словарных слов. В результате накопленного опыта работы в этом направлении есть такая система и у меня.

6.1. Методика работы над словарными словами

Свою работу над словарными словами строю в три этапа.
Первый этап (начальный)
В конце каждой недели даю ученикам пять новых слов с непроверяемым написанием.
Второй этап (основной)
Всю последующую неделю провожу на каждом уроке орфографические разминки, в которые ввожу новые словарные слова. На этом этапе также провожу повторение уже изученных орфограмм.

Третий этап (заключительный)
В конце недели провожу словарный диктант и опять даю следующие пять
словарных слов.
У каждого ученика есть тетрадь-словарик, который они ведут с 1 класса.
В каждом классе слов с непроверяемым написанием даю больше, чем это
предусмотрено программой каждого класса. Думаю, что нет необходимости
придерживаться в работе только определенного количества слов. Такой подход
будет только препятствовать составлению орфографических диктовок,
словарных диктантов и, следовательно, развитию речи младших школьников.
После каждого словарного диктанта провожу анализ работ. Это дает материал для составления новых орфографических минуток и словарных диктантов.
Приведу конкретные примеры для каждого этапа работы в 3 классе.
Первый этап
Новые словарные слова – ромашка, фиалка, равнина, костер, соловей.
Второй этап
Ежедневная орфографическая разминка включает в себя новые словарные слова и различные задания на повторение пройденных орфограмм.
Понедельник – Выписать из предложенных сочетаний только те, где существительное согласуется с прилагательным; разобрать прилагательные по составу; выделить безударную и ударную гласные в существительных.
Прелестные ромашки, озеленять улицу, шел по песку,
голубенькая фиалка, голосистый соловей,
ухаживать за растениями, яркий костер.
Вторник – Выписать слова в алфавитном порядке (слова даны на доске с пропущенной безударной гласной). Поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную
Равнина, барабан, костер, соловей, жаворонок,
фиалка, мороз город, осина, ромашка.
Среда – Записать слова в три столбика по частям речи (слова диктует учитель). Дописать по одному слову в каждый столбик. Поставить ударение. Выделить безударную гласную.
Далекий, ромашка, костер, желтый, цветет,
горит, частый, фиалка, прошел.
Четверг – На доске даны слова с пропущенной безударной гласной. Выписать слова в два столбика: в первый – с проверяемой безударной гласной, во второй – с непроверяемой. Поставить ударение. Выделить безударную гласную. Назвать проверочное слово в тех случаях, где его можно подобрать.
Р..машка, цв..ток, с..ловей, п..ляна, р..внина, ф..алка,
пл..нета, л..нейка, к..стер, л..шадка, гн..здо, п..вунья.
Третий этап
В последний день недели даю словарный диктант и новые словарные слова для последующего запоминания
Словарный диктант.
Прелестная ромашка с желтыми лепестками, горит на полянке костер, голосистый певун-соловей, космонавт долетел до далекой планеты, на равнине цветут душистые фиалки, прошел длинным коридором к лестнице.

6.2. Алгоритм введения нового словарного слова

Первым шагом является предъявление слова
Можно использовать следующие способы:
Отгадывание загадки учащимися;
Рассматривание картинки из «картинного словаря»;
Описание признаков предмета или предъявление слова-синонима;
Использование электронного методического пособия и проч.

Второй шаг – работа над «слуховым» образом слова
или постановка орфографической задачи
Часто учитель сам дает правильный вариант написания слова, затем проводится его звуковой анализ, выявляется безударный гласный и т.д. Такой порядок работы неудачен, т.к. учащиеся пассивно знакомятся с новым словом, что снижает эффективность его восприятия.
Правильнее поступать иначе. Учащиеся проговаривают слово хором, затем по одному орфоэпически, без выделения слогов, определяют «трудное» место.
Это очень важно для всей последующей работы, т.к. именно здесь самими детьми ставится орфографическая задача. Если дети умеют определять «трудное» место в слове до начала письма, то процесс письма становится для них более осознанным.

Третий шаг - записи слова с «окошком» или «дыркой»
или выбор способа решения орфографической задачи
После того как дети определят ударный и безударный слоги, они записывают словарное слово в тетрадь. Важнейшее условие состоит в том, чтобы учащиеся, записывая слово, сами показали «трудное» место пропуском буквы – так называемым «окном» или «дыркой». Однако при такой форме записи важно соблюдать еще одно условие: вместо пропущенной буквы должен непременно ставиться какой-либо «сигнал опасности» - например, точка.
Специфическая форма записи слова с пропуском «трудного» места – это способ, предлагаемый детям для фиксации поставленной орфографической задачи. Важно, чтобы учащиеся при работе со словами с непроверяемым написанием учились, прежде всего, обнаруживать орфограмму, совершенствуя свою орфографическую зоркость.
Иногда учителя предъявляют детям карточку, на которой слово записано с пропущенной буквой. Этот прием не равноценен приему записи слова с «дыркой» самим учеником, т.к. школьник имеет дело с орфографической задачей, уже поставленной. Важно же, чтобы он ставил ее самостоятельно.
После того как учащиеся записали слово с «окном», они пытаются подобрать проверочное слово и определить нужную букву. Когда это сделать не удается, дети обращаются к авторитетному источнику.

Четвертый шаг - работа над «зрительным» образом слова
или решение орфографической задачи
Ученики могут получить ответ на поставленный вопрос о нужной букве, обратившись к орфографическому словарику (или к словарю учебника). Это будет способствовать, во-первых, накоплению опыта работы со словарями, во-вторых, формированию умения не только ставить, но и решать орфографическую задачу самостоятельно. Для лучшего усвоения орфографического облика слова на этой стадии работы полезно использовать различные приемы по «уярчению» или «усилению» орфограммы, которые широко представлены в методике В.В. Лайло.
Приемы «усиления» орфограмм














Этапы работы по «усилению»








Рассмотрим некоторые приемы.
«Усиление» орфограммы путем возвращения в забытую этимологию
слова
Для этимологического экскурса отбираются слова только тогда, когда обращение к истории слова помогает найти самого нужного «родственника» проверочное слово для орфограммы, которая без него считалась непроверяемой. Оказывается, например, что ныне непроверяемая «Е» в слове береза может быть проверена словом белый, так как этимологический словарь гласит, что дерево это названо так за цвет ствола; а непроверяемая «О» в богатый словом Бог, потому что эти слова были когда-то однокоренными.
Написание орфограммы по аналогии с внешним видом предмета
Например, в словах одуванчик, ромашка, пуговица, копейка, монета, ремень, кофта непроверяемые орфограммы «О», «Е», «Ф» напоминают своим очертанием внешний вид самого предмета: одуванчик, ромашка, пуговица, монета, копейка сами круглы, как буква «О», которую в них надо запомнить; ремень опоясывается вокруг талии в виде буквы «Е»; кофта (если она с рукавами-фонариками) фасоном напоминает «Ф».

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв
блокнот - «блок», т. е. несколько листов бумаги
газета - тонка, как «газ» (искусственная ткань).
горизонт - «гори», «зонт»!
комар - как могут уместиться в таком крошечном насекомом «ком» и
«омар?»
комната - спрятано имя девочки Ната, но почему написано с маленькой
буквы?
корабль - конечно же, корабль не из «коры», если он не маленький
Кораблик.
метро - пишется как «метр».
мимоза - жизнь проходит «мимо» того человека, который ленив, изнежен,
не готов к труду.
овраг - «О» «враг»!
пирог - с пирогом можно закатить «пир» на весь мир!
рабочий - пишется, как «раб».
черепаха - в самом деле похожа на «череп».
Уярчение» путем составления ребусов

Примеры словарных слов и ассоциативных образов
гАзета – бумАга
директор - крИк, рОт
зАвод-труБа
инЕй - бЕлый, снЕг
кАпуста-зАяц
кАрандаш - грАнь, бумАга
кАрман-дырА
кОнцерт - нОта, дО, хОр
кОрабль - вОлны, бОцман, кОк
лАдонь - лАпа
мАшина-шинА
сОбака – хвОст

Пятый шаг – записи слова и его запоминание
После проведения необходимой работы учащиеся самостоятельно вставляют нужную букву и еще раз записывают слово, предварительно поговорив его орфографически.

6.3. Методические приемы, способствующие
закреплению и отработке знаний словарных слов

В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения и закрепления написанию словарных слов целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, синтаксису. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову.
Фонетические упражнения
Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию конкретного звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков.
Работая над закреплением знаний о словарных словах, можно выполнять ряд следующих фонетических упражнений. Например:
Выпиши слова, в которых есть мягкие согласные:
ученик, сирень, капуста.
Запиши слова, начинающиеся на букву: «К», «М», «П».
Приведи примеры словарных слов, имеющих ударение на первом, втором, третьем слоге.
Собери слова: пус, ка, та; роз, мо.
5. Расшифруй слова: 2 1О 13 6 20 (билет).
6. Найди пару: о, яц, за, рех.
7. Найди в словах слоги, указанные цифрой, образуй из них слово:
репа(1) кулебяка (3) нота (2) - ребята.
8. В каких словах заблудились буквы: каязы - язык, хгоор - горох.

Словообразовательные упражнения
В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается навык точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.
Ряд упражнений:
От слов рябина, яблоко образуй родственные слова, укажи, при помощи чего
они образовались.
От слов картина, осина образуй слова с суффиксом «к».
Составь словосочетание, вставляя в имена прилагательные нужные
окончания: береза кудряв ...
Составьте словосочетания, запишите их. Укажите, как меняется падеж имени
существительного: подарил люблю
говорил девочка думаю собака
дружил горжусь
5. Подбери слова к данным схемам:
·;
·^; ¬
·.
6. Какие словарные слова зашифрованы
·ник; лис^.

Морфологические упражнения
Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме. Здесь уместны упражнения:
Подберите к словарным словам однокоренные слова разных частей речи: ветер (ветерок, ветреный, обветрить).
Составьте предложения с данными словосочетаниями, определите склонения существительных: аккуратный ученик, рябиновая аллея.
Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова из словаря, отвечающие на вопрос КТО? Слово - не ... , вылетит - не поймаешь.
Выпишите в 3 столбика слова из словаря: в первый столбик – слова женского рода, во второй – мужского рода, в третий - среднего рода.
Подберите словарные слова, обозначающие предметы,
признаки предметов, действия предметов.
Выпишите из словаря по 5 слов l-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
Синтаксические упражнения
Эти упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису. Они показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений. Упражнения в анализе предлагаемых словосочетаний и предложений помогают детям осознать синтаксический строй родной речи и грамотно выражать свои мысли. Эти упражнения тоже можно связать с изучением и закреплением написания словарных слов.
Например:
Составьте предложения с данными словосочетаниями:
широкая лестница, теплая одежда.
Замените предложения одним словарным словом:
край земли у водной поверхности, комната для занятий в школе.
Со словарными словами составьте предложения, различные по цели высказывания: повествовательное, вопросительное, восклицательное.
К словам из левого столбика подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика, составьте предложения:
воробей в небе
огурец в доме
береза в огороде
комната в лесу
ученик в огороде

Лексические упражнения
В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения. Дети
объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют
многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и
антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения. На практике
можно использовать следующие виды упражнений:
Выпишите из словаря слова на заданную тему:
школа, одежда, овощи.
Найди в каждой строчке лишнее слово, подчеркни его, объясни принцип отбора: капуста, помидор, солома, морковь; пенал, тетрадь, телефон, карандаш.
Сгруппируй слова по темам: агроном, корова, растение, овес, инженер, собака.
По опорным словам составь рассказ на тему: погода, птицы.
5. К словам багаж, вместе, дорога подбери синонимы,
составьте с ними предложения.
К словам весело, девочка, хороший подбери антонимы, придумай небольшой рассказ, используя эти слова.
Выбери наиболее подходящее слово, запиши предложение:
М...дведи очень испугались и (пошли, побежали, понеслись) в сторону.

6.4. Методические приемы, обеспечивающие
контроль и учет знаний словарных слов

Одной из форм контроля сформированности умения писать словарные слова являются диктанты. Обобщили и систематизировали материалы, составили схему-классификацию диктантов ещё в 1995 г. Гордеев Э.В. и Дмитрюк М.В.
В своей практической работе постоянно использую различные виды словарных диктантов. Думаю, что этот материал будет интересен и полезен для многих учителей, которые творчески подходят к изучению раздела «Словарные слова».

Схема – классификация словарных диктантов



















В своей практической работе постоянно использую различные виды словарных диктантов. Думаю, что этот материал будет интересен и полезен для многих учителей, которые творчески подходят к изучению темы «Словарные слова».
Предупредительный диктант (картинный, зрительный, слуховой). Методика его проведения такова: предъявляемые учителем трудные с точки зрения правописания слова устно подвергаются орфографическому разбору до записи их учащимися (сначала объяснение, затем запись).
Объяснительный диктант (картинный, зрительный, слуховой). Здесь сначала происходит запись диктуемого, а потом даются объяснения.

· Выборочный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Учитель предлагает детям либо карточки-картинки, либо карточки-слова, в которых пропущена, допустим, безударная гласная, либо слова на слух и задания:
выписать только «Растения»;
выписать только имена существительные;
выписать только слова с безударной гласной «о» и т.д.
Учитель может читать и текст, в котором встречаются слова с непроверяемыми написаниями, а учащиеся, прослушав предложение, записывают встретившиеся в нем слова с данными орфограммами.
Выборочный ответ может включать в себя элементы программированного обучения. Суть его в том, что, предлагая учащимся задание вставить орфограмму, учитель сопровождает его несколькими ответами, из которых один правильный, а остальные неправильные. Учащиеся должны выбрать правильный ответ. Например:
слова
ответы


а
о
я
е
и

Сбака
Мроз
Крова






Картинный диктант. Есть несколько способов проведения картинного диктанта. Самый простой из них: учитель показывает картинку с изображением предмета или явления, дети записывают то, что увидели. Дают объяснение орфограммы, которая встретилась в слове.
Более трудный вариант: на доске записаны слова. Учитель предлагает детям внимательно их прочитать. Затем слова закрываются и учитель говорит: «Сейчас я буду показывать картинки. Если название изображенного на картинке предмета совпало с записью слова на доске, то это слово записываете в тетрадь, если не совпало – не записываете». В конце проводится проверка и подведение итогов.
Кратковременный диктант. На доске записываются один под другим несколько слов и завешиваются листом бумаги. Высвечивается первое слово, т.е. лист бумаги убирается со слова на несколько секунд. Дети молча читают слово и стараются запомнить. Потом слово стирается или вновь закрывается и предлагается учащимся записать его в тетради.
Кратковременный диктант или экспозиционное письмо на первых этапах начального обучения русскому языку помогает обеспечить прочные навыки грамотного письма, вызывает у детей активный интерес к материалу урока.
Диктант по памяти. Например, записать по памяти слова, обозначающие названия инструментов. Или записать по памяти слова, в написании которых есть безударная гласная «е».
Диктант с использованием загадок. Учитель читает загадку, дети отгадывают ее. Затем записывают слово-отгадку и выделяют в записанном слове орфограммы.
По описательному обороту. При использовании этого приема учитель предлагает вместо описательного оборота подобрать соответствующее ему по значению слово с непроверяемой гласной или удвоенной согласной. Подчеркнуть в записанном слове орфограммы.
Четвертый день недели (четверг).
Прием пищи в середине дня (обед).
Плод яблони (яблоко).
Помещение для торговли (магазин).
С пропущенными буквами. Вставить пропущенные буквы, объяснив их правописание.
М..розище, даже зайцы пр..дрогли. Может, даже уш.. себе отм..розили.
Не пом..гли ни теплые заячьи шу..ки, ни шустрые заячьи ноги.
(По Н. Сладкову)
Словарный диктант с использованием сигнальных карточек.
Допустим, для работы над правописанием безударных гласных каждый ребенок имеет 5 карточек с безударными гласными. Учитель ежедневно на каждом уроке отводит 2-3 минуты для устных упражнений. Учитель называет слово, дети показывают карточку с гласной.
Распределительный диктант (картинный, слуховой, зрительный). Суть его заключается в следующем: дети должны распределить предложенные для записи слова на группы, объединив их по какому-либо орфографическому или другому признаку. Допустим:
записать в первый столбик слова – названия животных, во второй – слова – названия растений;
записать в первый столбик слова, в написании которых следует запомнить гласную «е», во второй – слова, в написании которых надо запомнить гласную «о» и т.д.
Подбор родственных слов. При изучении и повторении частей речи полезно предложить учащимся задания на образование одних частей речи от других. Эту работу можно подчинить и обучению непроверяемым написаниям. Например, можно предложить такие задания:
выбрать из предложений однокоренные слова, объяснить их значение
и правописание.
Вот и лето подоспело – земляника покраснела.
Земляничка, земляничка – красненькая невеличка, беленький
цветочек и тройной листочек. Но ежели вы жили возле
земляничника, значит, земляничное варенье вам привычное.
подобрать родственные слова к словам:
Город, класс, колхоз.
учитель читает слова, дети пишут словосочетания
прилагательное + существительное:
М..рковь - ... сок, ..гурец - ... маска, к..пуста - ... лист,
ов.щи - ... рагу, г..рох – суп.
Подбор слов с общим признаком. Учитель диктует или записывает на доске слова, предлагая детям подобрать и записать еще одно слово и объяснить его правописание:
Капуста, морковь (картофель) – (овощи).
Село, город (деревня) - (населенные пункты).
Сорока, ворона (воробей) - (птицы).
Подбор синонимов. Подберите к каждому из слов близкое по значению слово. Объясните его правописание.
Друг - (товарищ); узор - (рисунок); труд - (работа);
торжество - (праздник); холод - (мороз); боец - (солдат).
Подбор антонимов. Подберите к каждому из слов противоположное по значению слово. Объясните его правописание.
Справа - , сверху - ..., завтра - ,
здравствуй - , пожалуйста - .
Запись цепочкой слов. Допустим, идет отработка написания слов из «Словаря». Учитель задает первое слово, ученики предлагают следующее слово, которое будет начинаться на последнюю букву предыдущего слова. Записываются 6 – 8 слов.
Береза, автобус, сахар, рисунок, колхоз, завод, деревня, ягода.
Запись по алфавиту. Записать слова в алфавитном порядке. Объясните их правописание.
Пр..дседатель, ур..жай, к..мбайн,
б..гатый, тракт..р, ..вес, пш..ница.
Запись с исправлением ошибок. «Незнайка плохо выучил словарные слова и допустил в работе много ошибок, - говорит учитель. – Давайте поможем ему.»
Копуста, класс, марковь, девачка, сабака.
Работа с деформированными словами.
Письмо слов с пропущенными гласными, согласными.
а) льбм, бблтк, грмм, пнл, птнц (альбом, библиотека, грамм и. т.д.)
б) ооа, оое, оеа (ворона, воробей, одежда)
Из отдельных букв составить слово.
Птоаль (пальто), дедажо (одежда),
посаги (сапоги), стмюко (костюм).
Запись слов с аналогичной орфограммой. На доске записаны слова, например:
Д..журный, т..традь, уч..ник, учит..ль, р..бята, м..дведь.
Крова, вробей, всток .
Учитель говорит: «Все слова подобраны по одному орфографическому признаку. Догадайтесь, какой это признак? Продолжите строчку слов. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы».
Запись слов с «противоположными» орфограммами. Здесь имеются в виду слова типа: рр – перрон, терраса, территория р – коридор, директор
сс – касса, шоссе, класс с – трос, матрос, термос
Составление словосочетаний. Составить словосочетания с данными словами, подобрав к каждому имени существительному подходящее по смыслу прилагательное.
Вробей, лсица, вдру, ягда, рбота, срока, псуда, тварищ.
Использование ребусов. Отгадайте ребусы, записывая ответы через запятую. Орфограммы подчеркните.
Использование школьного словаря. На каждом уроке одну минуту можно отводить для просматривания словарика. Тут используются различные задания: найти слова на какую-то тему (совпадающую со смысловой темой урока), на определенную букву (обычно исходя из чистописания), с безударной гласной на первом слоге, двух-, трехсложные слова, собственные существительные, глаголы и т.д.
Школьный словарь широко используется при знакомстве с новым словарным словом.
Использование кроссвордов. Отгадайте кроссворд, записывая ответы через запятую. Орфограммы подчеркните.
Диктант с использованием пословиц. На доске записаны пословицы с пропущенными буквами или словами. Учитель предлагает прочитать их, вставив подходящие буквы или слова.
1) Всякая д..рога вдвоем вес..лей.
Не спеши ..зыком, торопись делом.
У к..ровы м..л..ко на ..зыке.
2) Чужбина – калина, родина - .
Не велик , да краснеет нос.
любит чистоту.
По перфокартам. Орфографическая зоркость развивается при использовании перфокарт, когда ученику надо записать не все слово, а только орфограммы. В результате у школьника появляется запись, которую учитель может проверить в считанные секунды.
К

рова
Скв

рец

Сп

сибо
З

вод

Др

кон
Т

атр


Составление предложений или рассказа по опорным словам. Составить рассказ по опорным словам и озаглавить его - этот вид работы практикуется в начальной школе достаточно широко. Он способствует закреплению навыков правописания, обогащению словаря учащихся и усвоению синтаксического строя речи. Полезен этот вид работы и для закрепления непроверяемых написаний.
Зима, мороз, коньки, каток.
Ученик, карандаш, пенал, тетрадь.
Завод, рабочие, работа, машина, хорошо.
Колхоз, работа, комбайн, урожай, пшеница.

6.5. Система знаний и система деятельности

Таким образом, систему знаний и систему деятельности обучающихся в ходе усвоения темы «Правописание словарных слов» можно представить в виде следующих таблиц.












Система деятельности

Познавательная
реализация мыслительных операций;
самостоятельность;
постановка проблем.

Преобразующая
действия в ситуациях неопределенности;
техника выбора;
поиск путей решения языковых проблем.

Общеучебная
работа с учебником, словарями, памятками;
развитие навыков общения.

Самоорганизующая
планирование деятельности;
развитие навыков самоконтроля и самооценки;
осознание своего продвижения;
рефлексия.


7. Заключение
Применяя на уроках русского языка при формировании у обучающихся начальной школы умения писать словарные слова различные виды упражнений и методических приёмов, разнообразные современные технологии, формы и методы обучения я, тем самым, решаю главные цели и задачи курса русского языка в начальной школе: развиваю и совершенствую все виды речевой деятельности, формирую умения и навыки, необходимые для того, чтобы точно и выразительно говорить, писать и слушать на родном языке, воспитываю любовь к родному языку.
На основе личного опыта я пришла к выводу, что использование разнообразных приемов, форм и средств обучения в работе над трудными словами:
повышает уровень грамматико-орфографических умений, орфографическую зоркость и оперативную память обучающихся;
активизирует деятельность детей, побуждает их активно участвовать в
учебном процессе;
повышается интерес к овладению родным языком;
воспитывается внимание к слову;
совершенствует способность к творческому решению учебных задач;
обогащается словарный запас;
совершенствует способность к контролю и самоконтролю.





















8. Список литературы

Виноградова Н.Ф. Оценка качества знаний учащихся, оканчивающих начальную школу - М.: Дрофа, 2001.
Волина В. Веселая грамматика - М.: Знание, 1995.
Волина В. Этимологический словарь - М., 1997.
Жуковская Н. В. Учим трудные слова интересно и легко - Тверь, 2000.
Захарова И.В. Работа со словами с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 1993. - №11.
Канакина В.П.Лексико-орфографические упражнения при изучении слов из Словаря // Начальная школа. – 1990. - №11.
Лайло В. В. Развитие памяти и повышение грамотности - М.,2000.
Львов М. Р. Правописание в начальных классах - М., 1998.
Немов Р. С. Психология - М., 1995.
Рыжикова Г.И. Использование игровых приемов при изучении слов с непроверяемым написанием// Начальная школа. – 1995. - №1.
О.В. Узорова, Е.А. Нефедова Словарные слова 2 класс, 3 класс - М.: АСТ «Апрель», 2002.
Уткина Т. И. Работа над словами с непроверяемым написанием // Начальная школа. – 1989. - №6.
Шанский К.М., Шанская Т.К., Иванов В. В. Краткий этимологический словарь русского языка - М., 1971.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематическое планирование
(Список слов с непроверяемым написанием)
1 класс
1
Сорока
Ворона
Воробей
Корова
Собака
2
Москва
Россия
Класс
Тетрадь
Пенал
3
Учитель
Учительница
Ученик
Ученица
Библиотека
4
Петух
Заяц
Лисица
Медведь
Паук
5
Карандаш
Молоко
Машина
Мальчик
Девочка

6
Арбуз
Капуста
Береза
Морковь
Осина
7
Малина
Земляника
Сирень
Город
Деревня
8
Тарелка
Посуда
Альбом
Алфавит
Портфель
9
Сентябрь
Октябрь
Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
Апрель
Июнь
Июль
10
Математика
Русский
Язык
Задача
Пример


11
Магазин
Мебель
Ладонь
Лимон
Коньки
12
Ребята
Стакан
Соловей
Огород
Овощи
13
Погода
Платок
Одежда
Ягоды
Барабан



Итого: 69 слов







2 класс
1
Столица
Сапоги
Пальто
Сахар
Салют
2
Первоклассник
Второклассник
Дежурный
Улица
Школьник
3
Понедельник
Вторник
Среда
Четверг
Пятница
Суббота
Воскресенье
4
Неделя
Завтрак
Обед
Ужин
Горох
5
Апельсин Банан
Картофель
Помидор
Огурец


6
Жираф
Акула
Карась
Журавль Пчелы
7
Топор
Молоток
Лопата
Мороз
Песок
8
Квартира
Комната
Кровать
Диван
Ванна
9
Ромашка
Колокольчик
Крапива
Василек
Орех
10
Дневник
Ошибка
Диктант
Изложение
Сочинение

11
Салат
Пирог
Кисель
Баранки
Кефир
12
Ландыш
Рябина
Репейник
Петрушка
Кабан
13
Наступила
Около
Вокруг
Однажды
Вдруг
14
Бабочка
Комар
Синица
Ласточка
Дятел
15
Щавель
Яблоко
Аист
Орёл
Крокодил

16
Хорошо
Тополь
Сосулька
Ветер Перемена
17
Автобус
Троллейбус
Трамвай
Метро
Трактор
18
Работа
Завод
Народ
Родина
Урожай
19
Жужжат
Ракета
Космос
Космонавт
Самолёт
20
Корабль
Пароход
Паровоз
Поезд
Велосипед

21
Катер
Автомобиль
Колесо
Очки
Конфета
22
Лягушка
Муравей
Попугай
Черепаха
Баран
23

Каникулы
Аппетит
Направо
Налево
Вверх
24

Аккуратно
Коллекция
Коллектив
Аллея
Прекрасно
25

Лагерь
Платочек
Костер
Корзина
Счастье

Итого: 125 слов




3 класс
1
Один
Восемь
Девять
Десять
Одиннадцать
2
Двенадцать
Шестнадцать
Двадцать
Тридцать
Сорок
3
Пятьдесят
Шестьдесят
Семьдесят
Восемьдесят
Девяносто
4
Фиалка
Овес
Пшеница
Солома
Растение
5
Кузнечик
Носорог
Верблюд
Бегемот
Обезьяна

6
Картина
Рисунок
Кисточка
Портрет
Пластилин
7
Завтра
Сегодня
Завтракать
Сейчас
Теперь
8
Быстро
Весело
Скоро
Спасибо
Хорошо
9
Вокзал
Пассажир
Вагон
Багаж
Билет
10
Восток
Север
Запад
Горизонт
Городец

11

Черный
Желтый
Коричневый
Голубой
Оранжевый
12

Месяц
Календарь
Заря
Иней
Облако
13

Адресовать
Письмо
Почтальон
Газета
Адрес
14

Лагерь
Платочек
Костер
Корзина
Мечта
15

Каникулы
Костюм
Карнавал
Концерт
Мечта

16

Аллея
Масса
Сумма
Шоссе
Коллектив
17

Болото
Овраг
Океан
Берег
Равнина
18

Победа
Солдат
Ветеран
Беседа
Герой
19

Товарищ
Гость
Шофер
Расстояние
Ботинки
20

Грамм
Килограмм
Метр
Сантиметр
Тонна

21

Одуванчик
Гвоздика
Гранат
Калина
Редиска
22

Чеснок
Смородина
Крыжовник
Мандарин
Ананас
23

Телефон
Телевизор
Компьютер
Кино
Магнитофон
24

Лагерь
Платочек
Костер
Корзина
Фотоаппарат
25

Здравствуйте
До свидания
Прощай
Извините
Интересно

Итого: 125 слов








ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Конспект урока по русскому языку
1 «А» класс (2009-2010 уч. год)

Тема урока: Знаки препинания.
Цели урока:
обучающая: продолжать формировать представление о тексте, предложении; дать первичные представления о видах предложений по цели высказывания, учить верно определять смысловые границы предложения; ставить нужные знаки препинания в конце предложения; правильно выбирать интонацию при чтении различных по цели высказывания предложений.
развивающая: развивать речь учащихся; умения сравнивать, сопоставлять и находить общее в частных лингвистических явлениях; обогащение и активизация словаря учащихся, развитие логического мышления и познавательного интереса.
воспитывающая: умение выслушивать одноклассников, корректно вести дискуссию, воспитывать стремление к самообразованию.

Оборудование и материалы: сигнальные карточки, перфокарты, словарики, орфографический словарь, таблица-схема, слайды, интерактивная доска.

Ход урока.
1.Оргмомент.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Проверяем готовность к уроку. На парте лежит: учебник, тетрадь, пенал, сигнальная карточка, перфокарта, карточка с заданием.

2.Каллииграфическая минутка.
- Откройте тетради. Запишите
3марта.
Классная работа.
- Что бы узнать над какими буквами мы сегодня будем работать, отгадайте загадки.
* Вот буква вроде шалаша.
Не правда, ль буква хороша?
И хоть она проста на вид,
А начинает алфавит».
- Правильно, это буква «а»!

* Дятел жил в дупле пустом.
Дуб долбил, как долотом.
День долбил, два долбил.
Дырку в дубе он пробил».
- Правильно, это буква «д»!

- Найдите одинаковый звук в словах: Борис, балерина, брат, столбы. ( б )
- Какой буквой он обозначается на письме? (Буквой «б».)
- Посмотрите, что общего в написании этих букв? (Элемент овал.)
- Пропишите данные буквы до конца строки.
- Кто дописал, вспомните слова на данные буквы из словарика. (Корова, собака, барабан, девочка и др.)

3.Словарно-орфографическая работа.
Словарный диктант: выборочный диктант с элементами
программированного обучения.
Слова
Ответы


а
о
я
е
и

Сбака
Ттрадь
Крова
Пнал
Срень
Горд
Древня
Млина
Врона
Учник







Знакомство с новыми словарными словами
(Арбуз, капуста, береза, морковь, осина.)
Устное предъявление слова.
Он большой, как мяч футбольный,
Если спелый - все довольны.
Так приятен он на вкус!
Что это за шар? (Арбуз)
Расселась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки
И крупной соли полмешка. (Капуста)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из теплых дней
Май сережки дарит ей. (Береза)
Красная девица
Росла в темнице,
Люди в руки брали,
Косы обрывали. (Морковь)
Никто не пугает,
А вся дрожит. (Осина)
Здесь же дети знакомятся с «картинным словарем» (Слайды).

Работа над «слуховым» образом слова
(Постановка орфографической задачи).
- Проговорим слово хором орфоэпически.
- Проговорим слово по одному орфофпически.
- Выделим «трудное место» в слове.

Записи слова с «окошком» или «дыркой»
(Выбор способа решения орфографической задачи).
- Выделим ударный слог и безударные.
- Запишите новое слово в словарик, оставив «дырку» на ошибкоопасном месте.

Работа над «зрительным» образом слова
(Решение орфографической задачи).
- Заглянем в орфографический словарь и определим, какую безударную гласную нужно написать.

Запись слова.
- Заполним «дырку», запишем слово без пропуска, поставим ударение.

4. Физкультминутка

5. Работа по теме урока
1) Сообщение темы и постановка целей
- Тема нашего урока: Знаки препинания. Сегодня мы будем учиться правильно определять знак препинания в конце предложения.
- Скажите, какие знаки препинания вы знаете? (Точка, восклицательный, вопросительный знаки, двоеточие, запятая, многоточие.)
- Молодцы, но сегодня мы поговорим о знаках, которые ставятся в конце предложения.

2) Наблюдение над языковым материалом
- Прочитайте на доске четверостишье:
На скале - орлиный дом.
Разве жить не страшно в нём?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
- Найдите в предложении словарное слово (Орлиный).
- Образуйте от него имя существительное (Орел).
- Произведем звуко-буквенный анализ слова «орел».
- Сколько букв?
- Сколько звуков?
- Можно ли это слово разделить для переноса?
- Сколько в стихотворении предложений?
- Чем они различаются?
- Знаете ли вы, что такое интонация?
- Дети, интонация - звуковые средства языка, оформляющие высказывания.
Интонация - это манера произношения, отражающая какие-нибудь чувства говорящего.
- Посмотрите на картинку. Как называется эта птица? (Орёл)
- Орёл- это хищная птица, которая строит гнёзда высоко на скале. У неё очень хорошее зрение. Свою добычу орёл видит с высоты 2 километров.
А сейчас послушаем, о каких знаках расскажут нам ребята.
Ученик:
« У неё особый пост,
В самой малой строчке.
Если Точка-
Вывод прост:
Это значит Точка.
Фразу следует кончать,
Если точка рядом.
Точку надо уважать.
Точку слушать надо.
Без особого труда
Можно с ней поладить,
Если точку не забыть
Вовремя поставить».
Ученик:
Друзья! В произведениях
Стою я для того,
Чтоб выразить волнение,
Тревогу, восхищение,
Победу, торжество!
Не зря я от рождения
Противник тишины!
Где я, те предложения
С особым выражением
Произнести должны».
Ученик:
«Разные вопросы
Задаю я всем
Как? Откуда? Сколько?
Почему? Зачем?
Где? Куда? Какая?
Отчего? О ком?
Что? Кому? Который?
Чья? Какие? В чём?
Вот какой я мастак,
Вопросительный знак»!

Работа с правилом
- О том, как выбрать знак в конце предложения, расскажут нам правила.
\Работа с правилом с.10\

Закрепление материала
На доске записи:
Маша учиться в первом классе?
Маша учиться в первом классе!
Маша учиться в первом классе.
- Прочитайте предложения и объясните постановку знаков препинания.
- Запишите предложение, а знак выберите сами.
- О ком говорится в предложении?
- Что говорится о Маше?
- Подчеркните главные члены предложения.
- Найдите в предложении словарное слово (Класс).
- Где опасное место, которое мы обязаны запомнить?
- Составьте с ним устно цепочку родственных слов.

На доске записи:
Щебечут в лесу птицы.
Где обедал воробей?
Как хорошо весной в лесу!
- Спишите предложения в следующем порядке:
- Со знаком(?)
- С точкой (.)
- С (!) знаком

Работа по карточкам:
Дети шли по лесу вдруг раздался шорох кто там это ёжик
- Расставьте знаки препинания. Замените где нужно строчные буквы на прописные.

6. Подведение итога урока. Рефлексия
- Чему учились на уроке?
- Какие знаки ставятся в конце предложения?
- Какие ещё знаки препинания вы знаете?
- Какую звездочку зажжете себе за урок?
Красная – Ты поработал плодотворно, с пользой. У тебя все
получилось. Ты научился и можешь помочь другим.
Синяя – Ты считаешь, что все понял, но тебе еще нужна помощь.
Желтая – Ты считаешь, что было трудно, и ты делаешь еще много
ошибок.
- Спасибо за работу. Урок окончен!

































ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Результативность работы

Конечно, все эти многообразные формы и приемы работы, описанные в работе, невозможно применять в первом классе. Поэтому на первом году обучения написанию словарных слов я уделяю, в основном, внимание фонетическим упражнениям и творческим упражнениям, направленным на «уярчение» орфограммы.
При контроле знаний учащихся очень помогли словарные диктанты: картинные, по перфокартам, с использованием сигнальных карточек. В конце года учащиеся 1 класса показали следующие результаты.

Уровень обученности (конец уч. года)
100%

Качество знаний (конец уч. года)
94%


На втором году обучения после работы над фонетическими и графическими упражнениями у ребят повысился интерес к изучению русского языка. Творческие работы показали, что дети уже стараются анализировать, обобщать, группировать словарные слова по темам. Морфологические упражнения дали возможность не только закрепить знания о словарных словах, но и помогли учащимся в изучении частей речи, определении категорий имени существительного (число, род).
При выполнении контрольных, срезовых и зачетных работ, которые проводились в виде словарных диктантов: по загадкам, по перфокартам, по группировке орфографических признаков, с использованием ребусов, подборе слов с общим признаком. Учащиеся 2 класса показали следующие стабильные результаты.

Уровень обученности (конец уч. года)
100%

Качество знаний (конец уч. года)
94%


Морфологические упражнения на 3-м году обучения позволяют вести работу по отработке навыков подбора родственных слов, употреблять правильно словарные слова устной и письменной речи. Синтаксические упражнения помогают отработать навыки составления различных видов предложений по цели высказывания, составлять связные тексты из деформированных предложений, делить текст на предложения. Лексические упражнения помогают в работе над многозначностью слова, в выборе синонимов и антонимов.
При контроле знаний учащихся, которые я проводила в форме словарных диктантов: по перфокартам, по подбору родственных слов, составлению словосочетаний, по подбору синонимов и антонимов, составлению цепочки слов, по использованию кроссвордов. Результаты следующие.

Уровень обученности (итоги 1 полугодия)
100%

Качество знаний (итоги 1 полугодия)
94%


Данные таблиц показывают, что обучающиеся имеют стабильные высокие показатели, если работа идет по предложенной методике.
Хочется отметить и рост общего уровня развития учащихся. Диагностика личности учащегося, проведенная в 1 (2009-2010 уч. год) и 3 (2011-2012 уч. год) классах, показала следующие результаты (см. таблицу сравнения).

Уровень развития учащихся

Диагностика
1 класс
3 класс


Объем внимания
Высокий уровень
5%
60%


Средний уровень
55%
35%


Низкий уровень
40%
5%


Объем памяти
Высокий уровень
25%
75%


Средний уровень
50%
20%


Низкий уровень
25%
5%


Объем словарного запаса
Высокий уровень
15%
65%


Средний уровень
70%
35%


Низкий уровень
15%
0%


Логичность высказывания
Высокий уровень
5%
95%


Средний уровень
50%
5%


Низкий уровень
45%
0%


Качество знаний учащихся 3 класса (2011 – 2012 уч.год)
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415






13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

С целью выявления эффективности предложенной в данной разработке методике работы над словами, написание которых не регулируется правилами, были проведены контрольные срезы в начале второго полугодия в двух 3 классах. В классе, где работа ведется по предложенной методике, и где аналогичная работа не ведется.
Словарный диктант: яблоко, рябина, квартира, комната, репейник, столица,
сапоги, пальто, облако, завтрак, картофель, карась,
лопата, топор, молоток, трамвай, почтальон, карнавал,
троллейбус, шофер, хоккей, иней, восток, пластилин,
народ, корабль, бассейн, заря, работа, шоссе, перемена,
кефир, кисель, месяц, воскресенье.
(35 слов)
Результаты учащихся 3 «А» класса,
где работа ведется по данной методике

Список класса
Количество ошибок
Отметка

1
Захаров Кирилл
3
3

2
Ионова Катя
0
5

3
Киселева Даша
0
5

4
Ковалева Аня
2
4

5
Кокурин Максим
1
4

6
Кузнецова Лиза
0
5

7
Кулакова Алина
1
4

8
Малыгина Таня
0
5

9
Мешкова Ева
0
5

10
Миронов Борис
0
5

11
Петриков Миша
0
5

12
Спицын Илья
0
5

13
Федотова Даша
0
5

14
Федотова Таня
0
5

15
Царева Кристина
0
5

16
Цветков Андрей
1
4

17
Челышева Аня
0
5

18
Шобонова Алена
0
5



Результаты учащихся 3 «Б» класса,
где работа не ведется по данной методике

Список класса
Количество ошибок
Отметка

1
Андреянова Ирина
4
3

2
Волкова Юля
1
4

3
Ветров Артем
5
3

4
Демичев Илья
7
2

5
Иванова Настя
11
2

6
Колесникова Юля
6
2

7
Костянигина Алена
16
2

8
Левшаков Костя
15
2

9
Мариничев Влад
11
2

10
Охлопкова Алина
8
2

11
Сахаров Даниил
13
2

12
Соловьева Лера
11
2

13
Соколова Оля
13
2

14
Цыгина Полина
10
2


Таким образом, данные двух таблиц можно представить в виде диаграммы и сделать вывод о том, что предложенная методика работы со словами, написание которых не регулируется ни одним правилом русского языка, является эффективной и ее можно использовать в начальной школе.

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415










13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




13 PAGE \* MERGEFORMAT 143715



Нахождение ассоциативного образа

Деление слова на входящие в него значимые сочетания звуков и букв

Составление ребусов

Возвращение в забытую этимологию слова

Написание в слове запоминаемой буквы по аналогии с внешним видом самого предмета

Орфографические сказки

1. Выделение трудной орфограммы.

2.Постановка перед учащимися проблемы: как «уярчить» орфограмму?


3.Самостоятельный поиск учащимися способов «усиления»

4.Коллективный выбор лучшего из предложенных вариантов

5.Выбор каждым учащимся индивидуального приема запоминания.

Предупредительный
Объяснительный
Выборочный
Картинный
Кратковременный
По памяти
По описательному обороту
С пропущенными буквами
С использованием сигнальных карточек



Предупредительный
Объяснительный
Выборочный
По памяти
По загадкам
По описательному обороту
С использованием сигнальных карточек

Простые

Слуховые

Зрительные

СЛОВАРНЫЕ ДИКТАНТЫ

Зрительные

Слуховые

Творческие

Группировка по орфографическим признакам (распределительный диктант)
Подбор родственных слов
Подбор слов с общим признаком
Подбор синонимов, антонимов
Запись цепочкой слов
Запись по алфавиту
Запись с исправлением ошибок
Работа с деформированными словами
Запись слов с аналогичной орфограммой
Запись слов с «противоположной» орфограммой
Составление словосочетаний
Использование ребусов
Использование школьного словаря
Использование кроссвордов
По пословицам
По перфокартам
Составление рассказа по опорным словам

Группировка по орфографическим признакам
Подбор родственных слов
Подбор слов с общим признаком
Подбор синонимов, антонимов
Запись цепочкой слов
Запись слов с аналогичной орфограммой
Запись слов с «противоположной» орфограммой


Система знаний

Общеучебные

Предметные

Анализ, сравнение, классификация, обобщение, восприятие.



1) Умение ставить орфографическую задачу.
2) Умение решать орфографическую задачу.



Рисунок 9Диаграмма 1Root Entry