Статья с практическими материалами на тему Научить детей правильному, осознанному, беглому чтению

Гигилашвили Е.И.
учитель начальных классов
МБОУ специальной (коррекционной)
Школы – интерната № 8 г. Саяногорска
Формирование навыков правильного, осознанного, выразительного, беглого чтения и пути их совершенствования.
Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению – одна из задач начального образования. И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самого себя.
Но почему некоторые учащиеся не понимают смысла текста, особенно в процессе его чтения молча, читают медленно, с наличием остаточных внешних речедвижений, а их чтение вслух технически несовершенно, невыразительно? Почему многие дети неохотно и мало читают, а уроки чтения становятся для них скучными? Интерес к чтению возникает в том случае, когда читатель свободно владеет осознанным чтением и у него развиты учебно-познавательные мотивы чтения.
Понимая значимость обучения чтению в образовании, воспитании и развитии детей, я ищу эффективные пути повышения качества обучения на уроках.
Одним из вариантов повышения качества чтения является целенаправленное, систематическое управление обучением чтению – коррекционные (индивидуально-групповые) занятия по развитию и совершенствованию правильного, осознанного, выразительного и беглого чтения.
Приёмы и упражнения используются на уроках, чтобы обеспечить:
- совершенствование процесса смысловой переработки текста;
- расширение фиксационного поля чтения;
- развитие антиципационного (предвосходящего) восприятия текста и предотвращение регрессий, т.е. возвращение глазами к прочитанным словам;
- преодоление внешней активной вокализации при чтении молча;
- целенаправленное изменение ритма и темпа чтения с целью развития гибкости чтения;
- развитие контроля и самоконтроля при чтении;
- развитие умения слушать своё и чужое мнение;
- формирование у детей способов действия с текстом.
В работе по обучению технике чтения учитывается взаимосвязь и взаимодействие чтения вслух и молча; чтения, говорения и слушания, чтения и понимания.
При работе выделяю следующие группы упражнений, направленные :
На развитие речевого аппарата;
Расширение оперативного поля чтения;
Развитие правильности, безошибочности восприятия текста;
Развитие догадки (антиципации) на различных уровнях;
Развитие скорости чтения вслух и молча;
Развитие внимания и памяти в процессе восприятия;
Преодоление трудностей понимания в разных условиях восприятия текста.
Чтобы дети правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приёмами чтения, можно дать им определённые ориентиры, составить памятки, правила. Например:
Памятка «Как читать правильно»
Следи, чтобы глаза двигались по сточке.
Старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если понял его.
При чтении будь внимателен к каждому слову.
Старайся понять, о чём читаешь.
Читай ежедневно вслух и «про себя».

Система тренировочных упражнений наполнена богатым и разнообразным материалом, которые проводятся как обязательный этап каждого урока чтения, занимают 10-15 минут урока и включают в себя последовательно выполняемые упражнения. В своей работе использую «Практическое пособие по обучению чтению» И.Т.Федоренко, учебник «Я расту» О.В.Джежелей.
1. Дыхательная гимнастика. (Вдох, задержка дыхания, выдох. Вдох, выдох порциями.Задуйте свечу – одну, три, много. Обрызгайте белье водой - в один прием, три, пять. В цветочном магазине - сделайте шумный вдох носом и выдох (2 – 3 раза). Выдох со счетом - на выдохе громко считайте до тех пор, пока не кончится воздух.).
Использование скороговорки (хором):
Как на горке на пригорке
Стоят 33 Егорки (глубокий вдох)
Раз Егорка, два Егорка( до полного выдоха).
Для разогрева голосовых связок предлагаю распевные упражнения например: « Во поле береза стояла».
Медвежата. Представьте, что вы маленькие медвежата и просите у мамы – медведицы кушать. Слова нужно произносить протяжно, басом, четко произнося звук м.
Мам, меду б нам,
Мам , молока б нам.
В лифте. Представьте, что мы едем в лифте и объявляем этажи. Чем выше этаж, тем голос выше, и наоборот. Едем сначала с первого на девятый, а потом вниз.
Развитие речевого аппарата. (Чистоговорки, скороговорки, отработка артикуляции гласных (а,о,у,ы,и,э – по порядку, в различных сочетаниях – ау, оиэ, уыаи), согласных (Г-С, С-Г, наращивание С-С-Г,С-С-С-Г), чтение слов и словосочетаний на определённое время ( слова с общим корнем, сочетания существительного с прилагательным, слова, отличающиеся одной буквой.
3. Интонационная разминка. Понятие «выразительное чтение» - многогранно, и способность читать выразительно во многом зависит от жизненного опыта детей, сформированности эмоционального воспитания, глубины чувств. В начальной школе работа над формированием умения читать выразительно только начинается. Считаю, правильным начать эту работу с формирования трёх умений.
* Развивать и придавать своему голосу интонации: радостные и печальные, ласковые и гневные, шуточные и серьёзные, насмешливые и одобрительные, а также интонации перечисления, завершения, противостояния.
* Выбирать нужный темп чтения ( быстрый, ритмичный или плавный, размерный или же их сочетание).
* Ставить логическое ударение в предложении.
4. Развитие оперативного поля чтения и памяти. (Игра «Весёлый фотограф» - быстро показываю слоги, слова, дети «фотографируют» и называют мне. Восприятие 2-3 слов за короткое время (0,5 с), затем в виде «пирамидки» до 8 слов. Работа по таблицам И.Т.Федоренко (работа над набором начинается на уроке чтения – чтение предложений, проговаривание хором или индивидуально, коллективное уточнение и исправление сказанного; на уроке русского языка повторная демонстрация набора на доске и запись текста в тетрадь. Такая методика работы обеспечивает максимальную грамотность при записи предложений набора и, как следствие, формирует на уроке « ситуацию успеха».
Удачной и оригинальной мне показалась мысль записать предложения на доске мокрой тряпкой. Важно соблюдать меру в объеме материала. Лучше начинать с демонстрации одновременно одного – двух предложений и постепенно доводить до пяти – шести.
Когда же демонстрация набора будет доведена до шести предложений, можно использовать задания повышенной сложности: (запишите предложения в обратном порядке; запишите только второе и пятое предложения; запишите предложения с третьего по шестое.
5. Развитие гибкости и скорости чтении вслух и молча, умение угадывать последующий текст.( Для разграничения чтения вслух и молча упражнение «Губы» - читать «про себя» - к плотно сжатым губам прикладывают палец. «Жужжащее» чтение. «Угадай» - дочитывание предложений, текстов с пропущенными окончаниями. «Финиш» - как можно быстрее дочитать до указанного слова, задаются контрольные вопросы по содержанию прочитанной части. Упражнения «Буксир», «Молния», «Наперегонки» в парах, «Игра в прятки» - начинаю читать предложение, дети находят и продолжают.
6. Упражнения по антиципации частей устойчивых словосочетаний. (используются сначала предложения, затем поговорки и тексты с пропущенными словами.
Провожу ежеурочные пятиминутки чтения, самозамер скорости чтения учащимися, многократное чтение, использую различные игровые виды работ (кроссворды, загадки, шифровки, викторины), которые развивают память, внимание, логическое мышление.
Чтобы формирование правильности чтения было эффективным, учитель должен определить специальный режим чтения: 1) каждодневность упражнений (специальные тексты, скороговорки, долгоговорки, заучивание наизусть стихов и прозы). 2). Предупреждения ошибок чтения; подготовка к чтению, вводная беседа, работа с разрезной азбукой ( 1 класс), разбор трудного слова по составу, хоровое чтение вслух трудных слов (по слогам, частям, целиком).
Также на правильность чтения влияет: поза при чтении, нормальное расстояние между глазами и текстом, предварительное чтение « про себя», образцовое чтение учителя.
Большое значение придаю работе по содержанию текста. По мнению Назаровой Л. К. осознанность чтения – это умение читателя ясно, глубоко понять содержание текста. Оно складывается из значения отдельных слов, смысла предложений, частей текста.
Проверку осознанности чтения обычно провожу входе беседы по прочитанному. При этом вопросы должны касаться трёх уровней восприятия:
1 уровень – фактическое содержание.
2 уровень – понимание причинно-следственных связей, мотивации поступков персонажей.
3 уровень – собственная оценка действующих лиц, их поступков.
В 3-4 классе очень широко использую работу консультантов, работу в паре, где дети самостоятельно оценивают ответы своего соседа. Если первый вариант читает отрывок, то второй вариант непросто слушает, но и потом пересказывает его и наоборот. При чем пересказ может быть подробным, кратким, выборочным, с творческим дополнением, это зависит от задания учителя.
Широко использую «чтение – спринт». На максимальной скорости, читая «про себя», найти ответы на заданные вопросы. Уже в начальной школе знакомлю детей с работой по толковому словарю, ищем объяснение трудным непонятным словам.
Основным приёмом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является многократное обращение к тексту, перечитывая его каждый раз с новым заданием. Использую в работе 56 видов работы над, описанные в журнале «Начальная школа» (Козырева А. С. 56 видов работы над текстом, Начальная школа. – 1990 г. - № 3, - с. 27).
Родителям рекомендую проводить с детьми чтение перед сном, чтение с щадящим режимом, на первых порах быть заинтересованным слушателем.
В ходе работы не все учащиеся показали хорошие результаты. Эти дети неодинаково усваивают программный материал, с ними нужно больше работать индивидуально.

Приложение: памятки для родителей и детей
Памятка 1 для родителей
Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.
Прежде чем читать, проветрите комнату, уберите со стола отвлекающие предметы.
Если ребёнок устал, проведите физкультминутку.
Хвалите ребёнка за чтение.
 Памятка 2 для детей
Читай вслух правильно, обращай внимание на каждый слог и каждое слово.
Читай вслух выразительно – соблюдай правильный темп, меняй высоту и силу голоса, интонацию согласуй знаками препинания, делай паузы.
Читай вслух бегло –произнося первый слог, смотри на второй.
 Памятка 3 для детей
Читай молча правильно, осознанно, с  соответствующей скоростью (быстрее, чем вслух).
Те места, которые легче читать, читай быстрее.
Те места, которые читаешь с запинками и хуже понимаешь, читай медленнее, перечитывай несколько раз.
 Памятка 4 для детей и родителей
При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку, прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.
Перелистывайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.
Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.
Читайте книгу постепенно, по страницам или главам.
 Памятка 5 для родителей    
До и во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.
Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.
Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
Какие слова или выражения запомнились ему?
Чему учит эта книга?
Предложите ребёнку нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.
 «Если к завтрашнему дню нужно выучить стихотворение»
                                                                                  
Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.
Прочитай стихотворение вслух. Объясни трудные слова.
Прочитай стихотворение выразительно. Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.
Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.
Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.
После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.
Перед сном ещё раз повтори стихотворение.
Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.
                                                                                          
«Если стихотворение большое или трудно запоминается»
 
Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки
Выучи первый отрывок.
Выучи второй отрывок.
Повтори первый и второй отрывки вместе.
Выучи третий отрывок.
Расскажи наизусть всё стихотворение.
Повтори стихотворение ещё раз перед сном.
Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.
                                             
Список литературы.
1. Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. – М., Педагогика, 1997, Гл.5 « Проблемы педагогической организации самостоятельного детского чтения»
2. Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. – М., Просвещение, 1991 г.
3. Зайдман И. Н. Развитие речи и психолого-педагогичекая коррекция младших школьников.// Начальная школа. – 2003. - №6 – с. 5-14.
4. Козырева А.С., Яковлева В.И. Виды работ над текстом на уроках чтения.// Начальная школа. – 1990. - №3. – с. 67-69.
5. Львов М. Р. Речь младших школьников и пути её развития. Пособие для учителя. – М., «Просвещение», 1975.
6. Никитина Л.В. Повышение эффективности уроков чтения путем организации групповой работы. // Начальная школа. – 2001. - №5. – с99 101.
7. Новоторцева Н. В. Развитие речи детей. Ярославль. ТОО «Гринго», 1995.
8. Рудченко Л.И. Коррекционно-развивающие занятия – Волгоград: Учитель, 2007.
9. Юшкова Л. М. Совершенствование техники чтения. // Начальная школа. – 1989 - №5 – с. 15-17
10. Яковлева В. И. Пути совершенствования уроков чтения. // Начальная школа. – 1996 г. - № 6 – с. 12- 16.