Рабочая программа по биологии УМК Пономарева ФГОС 5 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса биологии 5 класса составлена на основе примерной программы по биологии для 5–9 классов авторов: И.Н. Пономарёвой, В.С. Кучменко, О.А. Корниловой, А.Г. Драгомилова, Т.С. Суховой (Москва, Издательский центр Вентана-Граф, 2014) и соответствует положениям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, в том числе требованиям к результатам освоения основной образовательной программы, фундаментальному ядру содержания общего образования. Программа отражает идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся. Программа опирается на нормативно-правовую базу основной общеобразовательной программы начального общего образования (ООП НОО), которой в данной программе отведено отдельное место.
Программа адресована учащимся 5-х классов МБОУ СОШ №50 и реализуется средствами УМК, прошедшими экспертизу и рекомендованными Министерством образования и науки Российской Федерации.
В рабочей программе нашли отражение идеи, направленные на формирование у учащихся целостной картины материального мира, раскрытие вопросов единства живой и неживой природы и уникальности жизни на планете Земля. При изучении многообразия природных явлений (физических, химических, биологических) особое внимание уделяется экологическим аспектам взаимосвязей живой и неживой природы. В рабочей программе также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
На основании примерных программ Министерства Образования РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии, в 5-х классах реализуется базовый уровень.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курса «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели биологического образования:
социализация обучаемых — вхождение в мир куль туры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
приобщение к познавательной куль туре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки;
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
ориентацию в системе моральных норм и ценностей:
признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической куль туры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета биология
В качестве ценностных ориентиров биологического образования выступают объекты, изучаемые в курсе биологии, к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.
Основу познавательных ценностей составляют научные знания и научные методы познания. Познавательные ценностные ориентации, формируемые в процессе изучения биологии, проявляются в признании:
• ценности научного знания, его практической значимости, достоверности;
• ценности биологических методов исследования живой и неживой природы;
• понимании сложности и противоречивости самого процесса познания.
Развитие познавательных ценностных ориентации содержания курса биологии позволяет сформировать:
• уважительное отношение к созидательной, творческой деятельности;
• понимание необходимости здорового образа жизни;
• осознание необходимости соблюдать гигиенические правила и нормы;
• сознательный выбор будущей профессиональной деятельности.
Курс биологии обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения и грамотная речь.
Коммуникативные ценностные ориентации курса способствуют:
• правильному использованию биологической терминологии и символики;
• развитию потребности вести диалог, выслушивать мнение оппонента, участвовать в дискуссии;
• развитию способности открыто выражать и аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Курс биологии в наибольшей мере, по сравнению с другими школьными курсами, направлен на формирование нравственных ценностей — ценности жизни во всех ее проявлениях, включая понимание самоценности, уникальности и неповторимости всех живых объектов, в том числе и человека.
Ценностные ориентации, формируемые в курсе биологии в сфере эстетических ценностей, предполагают воспитание у учащихся способности к восприятию и преобразованию живой природы по законам красоты, гармонии; эстетического отношения к объектам живой природы.
Все выше обозначенные ценности и ценностные ориентации составляют в совокупности основу для формирования ценностного отношения к природе, обществу, человеку в контексте общечеловеческих ценностей истины, добра, и красоты.
Общая характеристика курса биологии
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры,сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественнонаучные предметы» обеспечивает:
формирование системы биологических знаний как компонента целостности научной карты мира;
овладение научным подходом к решению различных задач;
овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём
применения межпредметного анализа учебных задач.
Место курса биологии в учебном плане
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта, Примерных программ, рекомендованных Министерством образования РФ, с учетом Учебного плана и положения о рабочей программе по предмету (курсу) начального общего образования МБОУ СОШ №50.
Данная программа рассчитана на 1 год – 5 класс.
Общее число учебных часов в 5 классе - 34 (1ч в неделю).
Планируемые результаты по биологии учащихся 5 класса
Личностными результатами являются следующие умения:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основедихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать ин-формацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информа-ции, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами изучения предмета «Биология» являются следующие умения:
определять роль в природе различных групп организмов;
объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.
приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.
объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.
перечислять отличительные свойства живого;
различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); определять основные органы растений (части клетки);
объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые); понимать смысл биологических терминов;
характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;
проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.
использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;
различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.
Оценка знаний учащихся по биологии
Отметка «5»:
полно раскрыто содержание материала в объѐме программы и учебника; чѐтко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий; верно использованы научные термины; ответ самостоятельный, использованы ранее приобретѐнные знания.
Отметка «4»:
раскрыто основное содержание материала; в основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины; ответ самостоятельный; определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно; определения понятий недостаточно чѐткие; не использованы в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении; допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
основное содержание учебного материала не раскрыто; не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя; допущены грубые ошибки в определении понятий, при использовании терминологии.
Оценка практических умений учащихся по биологии
Отметка «5»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно и последовательно проведены подбор оборудования и объектов, а также работа по закладке опыта; научно грамотно, логично описаны наблюдения и сформулированы выводы из опыта.
Отметка «4»:
правильно определена цель опыта; самостоятельно проведена работа по подбору оборудования и объектов; при закладке опыта допускаются 1-2 ошибки; в целом грамотно и логично описаны наблюдения и сформулированы основные выводы из опыта; в описании наблюдений из опыта допущены неточности, выводы неполные.
Отметка «3»:
правильно определена цель опыта; подбор оборудования и объектов, а также работы по закладке опыта проведены с помощью учителя; допущены неточности и ошибки при закладке опыта, описании наблюдений, формулировании выводов.
Отметка «2»:
не определена самостоятельно цель опыта; не подготовлено нужное оборудование; допущены существенные ошибки при закладке и оформлении опыта.
Учебно-тематический план
№ Название темыКоличество часоввсеготеоретпрактконтр.
1.2.3.4. Биология – наука о живом мире
Многообразие живых организмов
Жизнь организмов на планете Земля
Человек на планете Земля 8
11
9
6 7
9
7
4 1
1
1
1 0
1
1
1
  Итого: 34 27 4  3
Лабораторный практикум в 5 классе
№ Название лабораторных работ
1. Лабораторная работа № 1:
«Изучение устройства увеличительных приборов».
2. Лабораторная работа № 2
«Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зеленого листа растения».
3. Лабораторная работа № 3
«Знакомство с внешним строением растения».
4. Лабораторная работа № 4
«Наблюдение за передвижением животных».
Итого: 4 работы
Поурочное тематическое планирование
№ уч. нед. Последовательность уроков в теме Предметные результаты
Основные виды деятельности учащихся Контроль
Глава 1. Биология — наука о живом мире (8 ч)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) к изучаемому разделу
Личностные УУД:
- постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение
-осознавать единство и целостность окружающего мира, возможность его познаваемости на основе достижений науки
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
*Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты
и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
*Осуществлять сравнение, обобщение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию наОснове дихотомического деления (наоснове отрицания).
*Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей.
*Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта.
*Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложныхи т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
*Вычитывать все уровни текстовой информации.
*Уметь определять возможные
источники необходимых сведений,
производить поиск информации,
анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
*Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг сдругом и т.д.).
№ уч. нед. Последовательность уроков в теме Предметные результаты Основные виды деятельности учащихся Контроль
1
Введение. Наука о живой природе
Выявлять взаимосвязь человека и других живых организмов, оценивать её значение. Характеризовать особенности и значение науки биологии. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных.
Анализировать задачи, стоящие перед учёными-биологами
Обсуждать проблему: может ли человек прожить без других живых организмов? Рассматривать и пояснять иллюстрации учебника. Приводить примеры знакомых культурных растений и домашних животных. Давать определение науки биологии. Называть задачи, стоящие перед учёными-биологами.
Устный, фронтальный
§1
2
Свойства живого
Выявлять общие признаки тел живой и неживой природы, свидетельствующие о единстве природы.
Проводить анализ рисунков, предлагающих поисковую задачу.
Обосновывать свою точку зрения, используя рисунок как источник информации.
Называть свойства живых организмов. Сравнивать проявление свойств живого и неживого. Обсуждать стадии развития растительных и животных организмов по рисунку учебника. Рассматривать изображение живого организма и выявлять его органы, их функции. Обсуждать роль органов животного в его жизнедеятельности. Формулировать вывод о значении взаимодействия органов живого организма. §2, вопросы устно
3
1.3.Методы изучения природы
Использовать биологические методы для изучения любого живого объекта. Знать общие методы изучения природы: наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Использование сравнения и моделирования в лабораторных условиях.
Рассматривать и обсуждать рисунки учебника, иллюстрирующие методы исследования природы. Различать и описывать методы изучения живой природы. Обсуждать способы оформления результатов исследования. Увеличительные приборы: необходимость использования увеличительных приборов при изучении объектов живой природы.
§3, вопросы в группах
4
1.4.Увеличительные приборы
Объяснять назначение увеличительных приборов. Различать ручную и штативную лупы, знать получаемое с их помощью увеличение. Описывать и сравнивать увеличение лупы и микроскопа. Находить части микроскопа и называть их. Изучать и запоминать правила работы с микроскопом. Рассматривать готовый микропрепарат под микроскопом, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Клеточное строение организмов.
Увеличительные приборы: лупы ручная, штативная, микроскоп. Первое применение микроскопа Р. Гуком. Усовершенствование микроскопа А. Ван Левенгуком. Части микро- скопа: окуляр, объектив, тубус, предметный столик, зеркальце. Микропрепарат. Правила работы с микроскопом. Лабораторная работа № 1 «Изучение устройства увеличительных приборов»
§4, письменный
5
1.5.Строение клетки. Ткани.
Называть части клетки по рисункам учебника. Характеризовать назначение частей клетки. Сравнивать животную и растительную клетки, находить их различие. Называть ткани животных и растений по рисункам учебника, характеризовать их строение, объяснять их функции. Изучать строение клетки на готовых микропрепаратах под малым и большим увеличением микроскопа. Различать отдельные клетки, входящие в состав ткани. Обобщать результаты наблюдений, делать выводы. Зарисовывать клетки в тетради. Соблюдать правила работы в кабинете, обращения с лабораторным оборудованием. Строение клетки. Ткани. Клеточное строение живых организмов. Клетка. Части клетки: ядро, цитоплазма, вакуоли, клеточная мембрана. Клеточная стенка у растительных клеток. Назначение частей клетки. Понятие о ткани. Ткани животных и растений. Их функции. Лабораторная работа № 2 «Приготовление микропрепарата. Рассматривание под микроскопом пузырьков воздуха и клеток зеленого листа растения».
§5, тест
6
1.6.Химический состав клетки.
Различать неорганические и органические вещества клетки, минеральные соли объяснять их значение для организма. Наблюдать демонстрацию опытов и понимать объяснение учителя. Изучать рисунки учебника и анализировать представленную на них информацию о результатах опытов. Химический состав клетки. Химические вещества клетки: неорганические и органические. Неорганические вещества, их роль в клетке. Минеральные соли, их значение для организма. Органические вещества клетки: белки, углеводы, жиры, их значение для жизни организма и клетки. §6, устный
7
1.7.Процессы жизнедеятельности клетки
Оценивать значение питания, дыхания, размножения. Объяснять сущность понятия «обмен веществ», характеризовать его биологическое значение. Понимать сущность процесса деления клетки, знать его главные события. Рассматривать на рисунке учебника процесс деления клетки, устанавливать последовательность деления ядра и цито- плазмы клетки. Аргументировать вывод о том, что клетка — живая система (биосистема).
Основные процессы, происходящие в живой клетке: дыхание, питание, обмен веществ, рост, развитие, размножение. Деление клетки — процесс размножения (увеличения числа клеток). Новые клетки — только от клетки. Деление клеток, обеспечивающее передачу наследственного материала дочерним клеткам. Взаимосвязанная работа частей клетки, обусловливающая её жизнедеятельность.
§7, подготовка к тесту
8
1.8. Обобщающий урок по главе 1: «Биология – наука о живом мире»
Обсуждать проблемные вопросы темы 1, работая в парах и малых группах. Рисовать (моделировать) схему строения клетки. Отвечать на итоговые вопросы. Оценивать свои достижения и достижения других учащихся.
Обобщение и систематизация знаний по материалам темы 1. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Работа в парах или малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Устный, письменный в виде теста.
Глава 2. Многообразие живых организмов (11 ч)Планируемые результаты (универсальные учебные действия) к изучаемому разделуРегулятивные УУД:
*Самостоятельно обнаруживать проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
*Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средства достижения цели.
*Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
*В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
*Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты
и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
*Осуществлять сравнение, обобщение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе
дихотомического деления (на основе отрицания). Строить логическое рассуждение, включающее установление
причинно-следственных связей. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
*Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и формулировать учебную проблему и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
*Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
*Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
- мотивация обучения
№ уч. нед. Последовательность уроков в теме Предметные результаты Основные виды деятельности учащихся Контроль
9
2.1. Царства живой природы
Объяснять сущность термина «классификация». Давать определение науке систематике. Знать основные таксоны классификации — «царство» и «вид». Характеризовать вид как наименьшую единицу классификации. Рассматривать схему царств живой природы, устанавливать связь между царствами. Называть отличительные особенности строения и жизнедеятельности вирусов. Царства живой природы. Актуализация понятий «классификация», «систематика», «царство», «вид». Царства клеточных организмов: бактерий, грибов, растений и животных. Вирусы — неклеточная форма жизни: их строение, значение и меры профилактики вирусных заболеваний.
§8 , фронтальный
10
2.2. Бактерии: строение и жизнедеятельность
Называть главные особенности строения бактерий. Характеризовать разнообразие форм тела бактерий по рисунку учебника. Объяснять сущность терминов: «автотрофы», «гетеротрофы», «прокариоты», «эукариоты». Различать свойства прокариот и эукариот. Характеризовать процессы жизнедеятельности бактерий как прокариот. Сравнивать и оценивать роль бактерий-автотрофов и бактерий - гетеротрофов в природе. Актуализация знаний о царстве бактерий. Бактерии — примитивные одноклеточные организмы, различные по форме, выносливые, обитают повсеместно, размножаются делением клетки надвое. Строение бактерии: цитоплазма, клеточная мембрана и клеточная стенка, отсутствуют оформленное ядро и вакуоли. Бактерии как самая древняя группа организмов. Процессы жизнедеятельности бактерий. Понятие об автотрофах и гетеротрофах. § 9, устный
11
2.3. Значение бактерий в природе и для человека
Характеризовать важную роль бактерий в природе. Устанавливать связь между растением и клубеньковыми бактериями на рисунке учебника, объяснять термин «симбиоз». Аргументировать наличие фотосинтеза у цианобактерий, называть его продукты. Различать бактерий по их роли в природе. Приводить примеры полезной деятельности бактерий. Характеризовать процесс брожения и его использование в народном хозяйстве. Обсуждать значение бактерий для человека. Сопоставлять вред и пользу, приносимые бактериями природе и человеку, делать выводы о значении бактерий.
Роль бактерий в природе: разложение мёртвого органического вещества, повышение плодородия почвы. Симбиоз клубеньковых бактерий с растениями, способствующий усвоению растениями недоступного для них азота воздуха. Фотосинтезирующие бактерии. Цианобактерии — поставщики кислорода в атмосферу. Бактерии, обладающие разными типами обмена веществ. Процесс жизнедеятельности бактерий — брожение. Полезные бактерии: их использование при создании пищевых продуктов, изготовлении лекарств. Болезнетворные бактерии, вызывающие отравления и инфекционные заболевания человека и животных. Разработка средств борьбы с болезнетворными бактериями
§ 10, тест
12
2.4. Растения
Характеризовать главные признаки растений. Различать части цветкового растения на рисунке учебника, выдвигать предположения об их функциях. Сравнивать цветковые и голосеменные растения, характеризовать их сходство и различия. Характеризовать мхи, папоротники, хвощи, плауны как споровые растения, знать термин «спора». Определять по рисунку учебника различие между растениями разных систематических групп. Сопоставлять свойства растительной и бактериальной клеток, делать выводы. Характеризовать значение растений разных систематических групп в жизни человека. Флора — исторически сложившаяся совокупность всех растений на Земле. Отличительное свойство практически всех растений — автотрофность благодаря наличию в клетках хлорофилла. Значение фотосинтеза. Сравнение клеток растений и бактерий: растения — эукариоты, бактерии — прокариоты. Деление царства растений на группы: водоросли, цветковые (покрытосеменные), голосеменные, мхи, плауны, хвощи, папоротники. Строение растений. Корень и побег. Слоевище водорослей. Покрытосеменные и голосеменные растения. Их основное различие. Размножение цветковых и голосеменных растений семенами, остальных групп растений — спорами. Роль цветковых растений в жизни человека. § 11, фронтальный
13
2.5. Лабораторная работа № 3 «Знакомство с внешним строением растения».
Рассматривать побег цветкового растения, различать и называть его части. Определять расположение почек на побеге цветкового растения. Зарисовывать в тетради схему побега. Находить различные побеги у сосны. Характеризовать особенности строения хвоинки, определять количество хвоинок на побеге. Устанавливать местоположение шишки. Сравнивать значение укороченных и удлинённых побегов у хвойных растений (на примере сосны). Формулировать общий вывод о многообразии побегов у растений. Соблюдать правила работы в кабинете биологии и обращения с лабораторным оборудованием. Выполнение лабораторной работы № 3 «Знакомство с внешним строением растения».
Письменный
14
2.6. Животные
Распознавать одноклеточных и многоклеточных животных. Характеризовать простейших по рисункам учебника, описывать их различие, называть части их тела. Сравнивать строение тела амёбы с клеткой эукариот, делать выводы. Называть основные частичные и многоклеточные организмы. Роль животных в природе и жизни человека. Зависимость от окружающей среды. Различать беспозвоночных и позвоночных животных. Приводить примеры позвоночных животных. Объяснять роль животных в жизни человека и в природе. Называть факторы неживой природы, оказывающие влияние на жизнедеятельность животных. Фауна — совокупность всех видов животных. Особенности животных — гетеротрофность, способность к передвижению, наличие органов чувств. Среда обитания: вода, почва, суша и другие организмы.
Называть многоклеточных животных, изображённых на рисунке учебника.
Выполнение лабораторной работы № 4 «Наблюдение за передвижением животных».
§ 12, устный
15
2.7. Грибы
Устанавливать сходство гриба с растениями и животными. Описывать внешнее строение тела гриба, называть его части. Определять место представителей царства Грибы среди эукариот. Называть знакомые виды грибов. Характеризовать питание грибов. Давать определения терминам: «сапротроф», «паразит», «хищник», «симбионт», грибокорень, пояснять их примерами.
Общая характеристика грибов. Многоклеточные и одноклеточные грибы. Наличие у грибов признаков растений и животных. Строение тела гриба. Грибница, образованная гифами. Питание грибов: сапротрофы, паразиты, симбионты и хищники. Размножение спорами. Симбиоз гриба и растения — грибокорень (микориза).
§ 13, опрос по группам
16
2.8. Многообразие и значение грибов
Характеризовать строение шляпочных грибов. Подразделять шляпочные грибы на пластинчатые и трубчатые. Работать в паре — описывать строение плесневых грибов по рисунку учебника. Знать значение терминов «антибиотик», «пенициллин». Различать съедобные и ядовитые грибы. Обсуждать правила сбора и использования грибов. Роль грибов в природе: участие в круговороте веществ, образование симбиозов, употреблении в пищу животными и человеком. Знать значение грибов для человека и для природы. Шляпочные грибы: грибница и плодовое тело (шляп ка и ножка). Плесневые грибы. Их использование в здравоохранении. Антибиотик пенициллин. Одноклеточные грибы — дрожжи. Их использование в хлебопечении и пивоварении. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора и употребления грибов в пищу. Паразитические грибы — наносят большой урон урожаю культурных растений.
§ 14, письменный
17
2.9.Лишайники
Выделять и характеризовать главную особенность строения лишайников - симбиоз двух организмов — гриба и водоросли. Различать типы лишайников на рисунке учебника. Анализировать изображение внутреннего строения лишайника. Выявлять преимущества симбиотического организма для выживания в неблагоприятных условиях среды. Характеризовать значение лишайников в природе и жизни человека Общая характеристика лишайников: симбиоз гриба и водоросли, многообразие, значение, местообитание. Внешнее и внутреннее строение, питание размножение. Значение лишайников в природе и жизни человека. Лишайники — показатели чистоты воздуха.
§ 15, устный
18
2.10. Значение живых организмов в природе и жизни человека
Рассматривать на рисунках учебника изображения животных и растений, определять их значение для человека и природы. Доказывать на примерах ценность биологического разнообразия для сохранения равновесия в природе. Объяснять необходимость охраны редких видов и природы в целом.
Животные и растения, вредные для человека: грызуны, насекомые, сорные растения. Живые организмы, полезные для человека: лекарственные растения и некоторые плесневые грибы; растения, животные, и грибы, используемые в пищу; животные, уничтожающие вредителей лесного и сельского хозяйства. Взаимосвязь полезных и вредных видов в природе. Значение биологического разнообразия в природе и жизни человека. § 16, в группах
19
2.11. Контрольная работа №1 по теме: «Многообразие живых организмов»
Выполнять итоговые задания по материалам темы. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала.
Обобщение и систематизация знаний по теме 2. Опрос учащихся с использованием итоговых заданий учебника. Использование работы обучаемых в парах и в малых группах. Выявление уровня сформированности основных видов учебной деятельности. Индивидуальные письменные задания
Глава 3. Жизнь организмов на планете Земля (9 ч)
Планируемые результаты (универсальные учебные действия) к изучаемому разделуРегулятивные УУД:
*Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
*Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средства достижения цели.
*Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
*Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
*В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
*Анализировать, сравнивать,
классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
*Осуществлять сравнение, обобщение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
*Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
*Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
*Вычитывать все уровни текстовой информации. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
*Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
- мотивация обучения
№ уч. нед. Последовательность уроков в теме Предметные результаты Основные виды деятельности учащихся Контроль
20
3.1. Среды жизни планеты Земля
Характеризовать особенности условий
сред жизни на Земле.
Называть и характеризовать организмы-паразиты, изображённые на рисунке учебника. Приводить примеры обитателей организменной среды — паразитов и симбионтов, объяснять их воздействие на организм хозяина. Выявлять и различать действие факторов
среды на организмы. Рассказывать о собственном наблюдении действия факторов природы. Знать особенности водной, почвенной, наземно-воздушной и организменной сред, а также примеры организмов - обитателей этих сред жизни
§ 17, фронтальный
21
3.2. Экологические факторы среды
Давать определения понятий: «экологический фактор», «фактор неживой
природы», «фактор живой природы», «антропогенный фактор».
Характеризовать роль человека в природе как антропогенного фактора. Выявлять взаимосвязи между влиянием факторов среды и особенностями строения и жизнедеятельности организмов. Условия, влияющие на жизнь организмов в природе — экологические факторы среды. Факторы неживой природы, факторы живой природы и антропогенные. Примеры экологических факторов.
§ 18, в группах
22
3.3. Приспособления организмов к жизни в природе
Называть примеры сезонных изменений у организмов.
Работать в паре — характеризовать порисункам учебника приспособленность
животных и растений к среде обитания.
Анализировать рисунок учебника, называть элементы круговорота веществ.
Различать и характеризовать разные
природные сообщества Влияние среды на организмы. Приспособленность организмов к условиям
своего обитания. Примеры приспособленности растений и животных к суровым условиям зимы. Биологическая роль защитной окраски у животных,
яркой окраски и аромата цветков, наличия соцветий у растений. § 19, устный
23
3.4. Природные сообщества
Объяснять сущность понятия «пищевая цепь». Объяснять роль различных организмов в круговороте веществ.
Объяснять сущность понятий: «производители», «потребители», «разлагатели», «природное сообщество».
Объяснять роль живых организмов и круговорота веществ в природном сообществе. Характеризовать значение
природного сообщества для жизни его обитателей.
Потоки веществ между живой и неживой природой. Взаимодействие живых
организмов между собой. Поток веществ через живые организмы — пищевая цепь. Растения — производители органических веществ; животные — потребители органических веществ; грибы, бактерии — разлагатели. Понятие о круговороте веществ в природе. Природное сообщество — совокупность организмов, связанных пищевыми цепями, и условий среды. Примеры природных сообществ.
§ 20, вопросы
24
3.5. Природные зоны России
Объяснять сущность понятия «природная зона». Называть животных, обитающих в тайге, тундре, широколиственных лесах, степи. Приводить примеры редких растений и животных, охраняемых государством, объяснять роль Красной книги в охране природы Распознавать и характеризовать природные зоны России по карте, приведённой в учебнике. Различать и объяснять особенности животных разных природных зон. Понятие природной зоны. Различные типы природных зон: влажный тропический лес, тайга, тундра, широколиственный лес, степь. Природные зоны России, их обитатели. Редкие и исчезающие виды природных зон, требующие охраны. § 21, тест
25
3.6. Жизнь организмов на разных материках
Объяснять сущность понятия «местный вид». Характеризовать особенности местных видов организмов, их приспособленность к среде обитания.
Называть примеры флоры и фауны материков по рисункам учебника.
Оценивать роль человека в сохранении местных видов на Земле. Характеризовать и сравнивать расположение и размеры материков Земли по карте, приведённой в учебнике. Описывать свои впечатления от встречи с представителя ми флоры и фауны разных материков в зоопарках, ботанических садах, музеях. Многообразие живого мира нашей планеты.
Открытие человеком новых видов организмов. Своеобразие и уникальность
живого мира материков: Африки, Австралии,
Южной Америки, Северной Америки, Евразии, Антарктиды
§ 22, устный
26
3.7. Жизнь организмов в морях и океанах
Работать в паре -описывать разнообразие Живого мира в морях и океанах по рисункам учебника. Объяснять причины прикреплённого образа жизни мидий, водорослей и особого строения тела у рыб.
Рассматривать изображения организмов планктона на рисунках учебника, оценивать роль планктона для других живых организмов. Характеризовать условия обитания на больших глубинах океана. Аргументировать приспособленность глубоководных животных к среде своего обитания. Выделять существенные признаки приспособленности организмов к среде обитания. Условия жизни организмов в водной среде — на мелководье, средних глубинах и на дне. Обитатели мелководий— скат и камбала. Обитатели средних глубин: быстро плавающие и планктон.
Прикреплённые организмы: устрицы, мидии, водоросли. Жизнь организмов на больших глубинах. Приспособленность организмов к условиям обитания.
§ 23, в парах
27
3.8. Обобщение и
систематизация
знаний по главе 3: «Жизнь организмов на планете Земля»
Отвечать на итоговые вопросы темы.
Обсуждать проблемные вопросы темы в парах и малых группах. Рисовать
(моделировать) схему круговорота веществ в природе. Оценивать свои достижения по усвоению учебного материала темы.
Проверка знаний путём беседы по предложенным вопросам. Обсуждение проблемных вопросов темы в парах и
малых группах. По строение схемы круговорота веществ в природе с заданными в учебнике объектами живого мира. В парах, группах
28
3.9. Контрольная работа №2 по теме: «Жизнь организмов на планете Земля» Закрепление и проверка знаний по главе 3.
Индивидуальная письменная работа
Индивидуальный
Глава 4. Человек на планете Земля (6 ч)
Регулятивные УУД:
*Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
*Выдвигать версии решения
проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенныхи искать самостоятельно средства достижения цели.
*Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
*Работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
*В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
*Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
*Осуществлять сравнение, обобщение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
*Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
*Создавать схематические модели с выделением существенныххарактеристик объекта.
*Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложныхи т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
*Вычитывать все уровни текстовой информации.
*Уметь определять возможные источники необходимых сведений,
производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Личностные УУД:
1. Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
2.Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
3. Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды- гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
№ уч. нед. Последовательность уроков в теме Предметные результаты Основные виды деятельности учащихся Контроль
29
4.1. Как появился человек на Земле
Характеризовать особенности строения
тела и жизнедеятельности неандертальцев.
Описывать особенности строения тела
и условия жизни кроманьонцев по рисунку учебника. Характеризовать существенные признаки современного человека. Объяснять роль речи и общения в формировании современного человека. Приводить примеры деятельности человека в природе. Описывать внешний вид раннего предка человека, сравнивать его с обезьяной и современным человеком. Устанавливать связь между развитием головного мозга и поведением древних людей. Формулировать вывод о том, что современный человек появился на Земле
в результат длительного исторического
развития. Введение в тему: когда и где появился человек? Предки Человека разумного: австралопитек, человек умелый, кроманьонец. Родственник человека
современного типа-неандерталец.
Орудия труда человека умелого. Образ жизни кроманьонца: постройка жилищ, охота, собирательство, использование огня. Биологические особенности современного человека: большой объём головного мозга, общение с помощью
речи, творческая и мысли тельная деятельность. Земледелие и скотоводство. Деятельность человека в природе в наши дни.
§ 24, фронтальный
30
4.2. Как человек изменял природу
Приводить доказательства воздействия человека на природу: сокращение площади лесов, численности диких животных, развитие земледелия, разведение
скота, постройка городов, дорог и пр.
Обсуждать причины сокращения лесов,
понимать ценность лесопосадок. Аргументировать необходимость охраны
природы. Осознавать значимость знания законов развития природы для охраны живого мира на Земле. Работать в паре — анализировать пути расселения человека по карте материков Земли. Изменение человеком окружающей среды, приспособление её к своим нуждам. Вырубка лесов под поля и пастбища, охота, уничтожение дико-
растущих растений как причины освоения человеком новых территорий.
Осознание современным человеком роли своего влияния на природу. Значение лесопосадок. Мероприятия по охране природы. Знание законов развития живой природы — необходимое условие её сохранения от негативных последствий
деятельности человека. § 25, устный
31
4.3. Важность охраны живого мира планеты
Называть животных, истреблённых
человеком. Обсуждать состояние редких видов животных, занесённых в Красную книгу. Указывать причины сокращения и истребления некоторых видов животных.
Называть примеры животных, нуждающихся в охране. Объяснять значение Красной книги, заповедников.
Характеризовать запрет на охоту как мероприятие по охране животных. Взаимосвязь процессов, происходящих в живой и неживой природе. Причины
исчезновения многих видов животных и растений. Виды, находящиеся на грани исчезновения. Проявление современным человечеством заботы о живом мире. Заповедники, Красная книга. Мероприятия по восстановлению численности редких видов и природных
сообществ. § 26, устный
32
4.4. Сохраним богатство живого мира
Обсуждать ценность биологическогоразнообразия для природы и человека.
Оценивать роль деятельности человека в природе. Рассказывать о своей деятельности в природе и общении с живыми организмами. Приводить примеры заботливого отношения к растениям и животным. Обсуждать планы и проекты охраны растений и животных в период летних каникул (заготовка кормов для зимующих птиц, постройка кормушек, охрана раннецветущих растений и пр.). Ценность разнообразия живого мира.
Обязанности человека перед природой.
Примеры участия школьников в деле
охраны природы. Результаты бережного отношения к природе. Примеры увеличения численности от дельных видов. Расселение редких видов на новых территориях. §27, в парах
33 4.5. Итоговая контрольная работа Проверка знаний по пройденному материалу за год. Выполнение индивидуальной письменной работы. Индивидуальный
34 4.6. Распределение летних заданий Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета биологии необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения основной образовательной программы. В кабинете биологии осуществляются как урочная, так и внеурочная формы учебно-воспитательной деятельности с учащимися. Оснащение в целом
соответствует Перечню оборудования кабинета биологии, включает различные типы средств обучения, кроме мультимедийного оборудования (компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска, коллекция медиа-ресурсов, электронные приложения к учебникам, обучающие программы, выход в Интернет).
Имеется учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе комплект натуральных объектов, модели, приборы и инструменты для проведения демонстраций и практических занятий, демонстрационные таблицы, экскурсионное оборудование.
Комплекты печатных демонстрационных пособий (таблицы, схемы). Картотека с заданиями для индивидуального обучения, организации самостоятельных работ обучающихся, проведения контрольных работ.
Учебно-методическое обеспечение
Библиотечный фонд
Учебники Федерального перечня, выпускаемых Издательским центром «Вентана-Граф» (авто-ры: Пономарёва И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С., Константинов В.Н., Бабенко В.Г., Маш
Р.Д., Драгомилов А.Г., Сухова Т.С. и др.).1. Биология. 5 класс (авт. Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А.);
Дополнительная литература для учителя:
1). Фросин В. Н., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: Биология.
Растения. Грибы. Лишайники. - М.: Дрофа, 2004. - 112с.;
2).Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А.Козловой, В.И.Сивоглазова,
Е.Т.Бровкиной и др. издательства Дрофа;
3). Дмитриева Т.А., Суматохин С. В. Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, жи-
вотные.: Вопросы. Задания. Задачи. «Дрофа», 2002.- 128с.: 6 ил. - (Дидактические материалы);
для учащихся:
1) Акимушкин И. И. Занимательная биология. - М.: Молодая гвардия, 1972. - 304с. 6 ил.;2) Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения. (По страницам Красной книги СССР).
Кн.1. - М.: Агропромиздат, 1989. - 383с.: ил.;3) Артамонов В. И. Занимательная физиология. - М.: Агропромиздат, 1991. - 336с.;
4) Атрохин В. Г., Солодухин Е. Д. А 88 Лесная хрестоматия.— М.: Лесн, пром-сть, 1988.— 399
с., ил.
5) Белоусова Л. С., Денисова Л. В.643 Редкие растения мира.— М.: 344 с., ил., 32 л. Ил. Лесн.
пром-сть, 1983
6) Биология. Справочник школьника и студента / Под ред. 3. Брема и Б63 И. Мейнке; Пер. снем. — 2-е изд., стереотип. — М.: Дрофа, 2000. — 400с.
7) Мамонтов С. Г. и др. М22 Основы биологии: Курс для самообразования / С. Г. Мамонтов, В.
Б. Захаров, Т. А. Козлова.— М.: Просвещение, 1992.— 416 с. ил.—15ВЫ 5-09-003367-6.
8) Прокофьев С. М. П 78 Природа Хакасии: Пособие. - - Абакан: Хакасское кн. изд-во, 1993.—
205 с., с плл., 5000 экз.
9) Реймерс Н. Ф.Р35 Основные биологические понятия и термины: Кн. для учителя. — М.:
Просвещение, 1988. — 319с.: ил.
10) Золотницкий Н.Ф. Цветы в легендах и преданиях. - М.: Дрофа, 2002. - 320с.: ил.;11) Трайтак Д. И. Книга для чтения по ботанике: Для учащихся 5—6 кл./Сост. Д. И. Трайтак.
— 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 1985. -- 223 с., ил.
12) Новиков В. С., Губанов И. А. Школьный атлас-определитель высших растений: Кн. Для
учащихся. 2-изд. - М.: Просвещение, 1991. - 240с.: ил.
Электронные обучающие средства:
Биология 6-9 класс (электронное учебное издание, конструктор презентаций), «Кирилл и Ме-
фодий», 2003;
Биотопия (Энциклопедия), Медиахаус, 2004;
Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Респуб-
ликанский мультимедиа центр, 2004;
Экология (учебное электронное издание), московский Государственный институт электроники
и математики, 2004;
Открытая биология, версия 2,0 Физикон, 2005;
Красная книга Республики Хакасия (растения и грибы), 2007;
Интернет-ресурсы:
http://school-collection.edu__http://www.fcior.edu.ru/Контрольная работа №1
Задание части АВыберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1. Хлоропласты имеют окраску
Жёлтую 3)зелёную
Красную 4) бесцветную
А2. Увеличение изображения, обеспечиваемое световым микроскопом, соответствует
Сумме увеличений объектива и окуляра
Увеличению, которое обеспечивается окуляром
Произведению увеличений объектива и окуляра
Увеличению, которое обеспечивается объективом
А3. В растительной клетке пластиды находятся вЯдре 3) цитоплазме
Клеточном соке 4) вакуолях
А4. В растительной клетке вакуоли находятся вЯдре 3) клеточном соке
Цитоплазме 4) пластидах
А5. В растительной клетке хромосомы находятся вЯдре 3) клеточном соке
Цитоплазме 4) вакуолях
А6. Хромосомы
Переносят питательные вещества в клетке
Накапливают питательные вещества
Образуют органические вещества
Передают наследственные признаки
А7. Ткань – это
Группа клеток, расположенных рядом в теле растений
Совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и выполняющих определённые функции
Все клетки, образующие данный орган растения
Вещество, выделяемое клетками для защиты растения
Задание части ВВыберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Пластиды могут быть
Синими
Белыми
Чёрными
Зелёными
Бесцветными
Красными, жёлтыми или оранжевыми
В2. К растительным тканям, в состав которых входят только живые клетки, относятся
Основные
Покровные
Запасающие
Проводящие
Механические
образовательные
Установите правильную последовательность биологических процессов, явлений, практических действий.
В3. Укажите последовательность процессов, происходящих в клетке при её делении.
А) удвоение хромосом
Б) деление клетки на две дочерние
В) ядерная оболочка разрушается, хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки
Д) оформляются два ядра
Контрольная работа №2
Задание части АВыберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
А1. Клетки бактерий, в отличие от растительных клеток, не имеют
ядра
вакуолей
оболочки
цитоплазмы
А2. Бактерии размножаются
только спорами
только вегетативно
делением клетки и некоторые – спорами
особыми половыми клетками
А3. Клубеньковые бактерии живут и размножаются вводе
почве
пищевых продуктахклетках корней растений
А4. В клетках грибов отсутствует (ют)
ядро
цитоплазма
хлоропласты
клеточная оболочка
А5. Плодовые тела шляпочных грибов служат дляобразования спор
вегетативного размножения
накопления питательных веществ
переживания неблагоприятных условий
А6. Из перечисленных грибов на деревьях паразитирует(ют)
головня
спорынья
трутовики
фитофтора
А7. Грибы из корней деревьев получают
воду
витамины
минеральные вещества
органические вещества
А8. К ядовитым грибам относятся
лисички, рыжики, маслята
сыроежки, сморчки, строчки
белые грибы, грузди, желчный гриб
бледная поганка, мухомор, сатанинский гриб
ЗАДАНИЕ ЧАСТИ ВВыберите три правильных ответа из шести предложенных.
В1. Болезнетворными бактериями являются
синезеленыедифтерийные
клубеньковые
туберкулезные
дизентерийные
молочнокислые
В2. Положительная роль бактерий
возбуждение болезней
разрушение сена в стогах
гниение продуктов питания
связывание атмосферного азота
получение молочнокислых продуктов
разложение в природе сложных веществ отмерших организмов
В3. Положительная роль грибов
продукты питания
связывание атмосферного азота
возбудители заболеваний человека
источник получения антибиотиков
синтез атмосферного кислорода
участие в круговороте веществ в природе
Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.
В4. Установите соответствие между группами организмов и их характерными чертами.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ГРУППЫ ОРГАНИЗМОВ
А) клетки безъядерные 1) бактерии
Б) наличие ядра в клетках 2) грибы
В) размножаются спорами
Г) размножаются вегетативно
Д) некоторые могут образовывать микоризу
Е) некоторые способны связывать азот
А Б В Г Д Е
Итоговая контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов
I вариант
Для заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9, 10, 11,13 запишите ответ в указанном месте.
Часть организма, которая выполняет в нем особую функцию и обладает особым строением называют:
1) тканью
2) органом
3) слоевищем
4) симбиозом
2. Выяснение размеров листа клёна остролистного является
1) наблюдением
2) измерением
3) сравнением
4) экспериментом
3. Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её ядро.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой растение растёт?
1) покровная
2) проводящая
3) основная
4) образовательная
5. Выберите название группы организмов, участвующих в разложении органических веществ в природе.
1) бактерии
2) растения
3) птицы
4) животные
6. Грибы размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Тело лишайников образовано организмами
1) бактерией и водорослью
2) грибом и водорослью
3) деревом и грибом
4) грибом, водорослью, бактерией
8. Дуб и клен произрастают в1) тайге
2) саванне
3) широколиственном лесу4) тропическом лесу9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Крот 1) ВоднаяБ) Тюлень 2) ПочвеннаяВ) Стриж 3) Наземно-воздушная
Г) Заяц
Д) Акула
А Б В Г Д
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
сайгак, хомяк, суслик, лось, ковыль
Ответ: ____________________________________________________________
_________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к голосемянным?
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания.
1) ландыш
2) ель
3) огурец
4) кедр
5) сосна
6) береза
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы


А. В какой среде обитания живет рысь?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить рысь в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Евразия
3) Африка
4) Антарктида
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тундра
2) саванна
3) тропический пояс
4) тайга
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Кроманьонцы внешне были похожи на современного человека. Они владели членораздельной речью, изготавливали сложные костяные и каменные орудия. Эти люди умели украшать свои пещеры, оставляя на стенах удивительные рисунки.
1)_______________________________
2)_______________________________
3)_______________________________
4)_______________________________
Итоговая контрольная работа по биологии для учащихся 5 классов
II вариантДля заданий с выбором ответа 1-8, 12 обведите номер правильного ответа. Для заданий 9,10,11,13 запишите ответ в указанном месте.
Совокупность всех живых организмов и условий их обитания называют
1) организмом
2) неживой природой
3) живой природой
4) тканью
Учитывая все факторы состояния птичьего поголовья, ученые делают прогноз. Такой метод называют
1) наблюдением
2) моделированием
3) сравнением
4) экспериментом
Рассмотрите клетку, изображённую на рисунке, и укажите, какой цифрой обозначено её вакуоль.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
4. Организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических, носят название
1) автотрофы
2) хищники
3) гетеротрофы
4) хвойные
5. Какое из перечисленных ниже названий обозначает ткань, благодаря которой
образованы покровы тела?
1) эпителиальная
2) мышечная
3) нервная
4) соединительная
6. Мхи, хвощи, плауны и папоротники размножаются
1) семенами
2) клубнями
3) спорами
4) луковицами
7. Цианобактерии – это представители царства
1) бактерией
2) прокариот
3) растений
4) древних водорослей
8. Плодовое тело из шляпки и ножки образует
1) мох сфагнум
2) почвенная бактерия
3) папоротник орляк
4) гриб подберезовик
9. Установите соответствие между животным и средой его обитания
Животное Среда обитания
А) Летучая мышь 1) Водная
Б) Окунь 2) ПочвеннаяВ) Дождевой червь 3) Наземно-воздушная
Г) Морж
Д) Кенгуру
А Б В Г Д
10. Выпишете понятие, являющееся лишним в перечне, и объясните, почему Вы так решили.
ромашка, бурундук, ель, подорожник, рожь
Ответ: ________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
11. Какие три из перечисленных ниже растений относятся к цветковым?
1) сосна
2) ландыш
3) ягель
4) кедр
5) крапива
6) кукуруза
Запишите в ответе нужную последовательность цифр в порядке возрастания
Ответ: ________________.
12. Рассмотрите животное, изображенное на рисунке. Ответьте на вопросы

А. В какой среде обитания живет волк?
1) водная
2) почвенная
3) наземно-воздушная
Б. На каком материке можно обнаружить волка в естественных условиях
1) Южная Америка
2) Антарктида
3) Африка
4) Евразия
В. Укажите природную зону России, в которой проживает
1) тайга
2) саванна
3) широколиственный лес
4) тундра
13. Прочитайте текст. Установите черты сходства кроманьонцев и современного человека.
Ученые называют Человека умелого одним из далеких предков современного человека. Этот вид людей передвигался только на ногах и сам изготавливал для себя орудия труда. Предполагают, что именно эти существа впервые научились использовать огонь и строить простые жилища из веток.
1)____________________________
2)____________________________
3)____________________________
4)____________________________