Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием


Использование игровых приёмов при изучении слов с непроверяемым написанием
«Словарная работа – это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка», - писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Поэтому один из путей повышения грамотности - запоминание написания в словарных словах, наиболее употребительных слов с непроверяемыми орфограммами. Для предупреждения ошибок следует включать данные слова во все виды работ, направленных на повышение грамотности, вовлекать учащихся в творческую работу по сознательному запоминанию орфограмм, используя для этого всю активную сущность ребёнка, все виды памяти. Упражнения в игровой форме помогают прочно запечатлеть в памяти орфографический образ слова, развить интерес к предмету, воспитать любовь к родному языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный запас. Систематическая и целенаправленная работа над трудными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов, способствует их прочному и успешному запоминанию. Для результативного усвоения необходимо их многократное употребление в разнообразных вариантах упражнений. Это приводит к тому, что ученик свободно овладевает словарным материалом и безошибочно применяет в практике. Игры, которые я употребляю в своей работе:
Интерактивные обучающие игры
Игра "Прочти по губам"
Ведущий молча, но чётко двигая губами «проговаривает» словарное слово. Остальные дети угадывают слово, затем также молча его «проговаривают» ещё раз и записывают его, комментируя. Этот вид работ формирует навык комментированного письма, что очень важно уметь при любой письменной работе, а особенно при письме диктантов, когда ребёнок пишет с немым проговариванием. Сокращается количество ошибок, особенно связанных с пропуском или заменой букв.
Игра «Из каких слов выпали гласные?» Д..р..вня п..ртр..т М..л..т..к с..л..м.. К..ньк.. т..л..ф..н"Доскажи словечко". …тофель, …тина, …андаш, …амель, …ман, …усель.
Кроссворды, ребусы и загадки, пословицы, поговорки, фразеологизмы
Игра «Путаница».
Косриба, набан, нолим, синапель, бяколо, риндаман ит.д.
Игра «Кто больше придумает слов».
Дано несколько букв. Нужно составить с этими буквами как можно больше слов. а е л г о р в и д у п ю с т к н я ж
Игра "Объяснялки"Учитель или ученик не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений.
Игра "Шифровльщики"На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. ___О___О___  _______СС__  
Игра «Пропущенное звено» Необходимо вставить в текст с пробелами подходящие по смыслу словарные слова.
МетаграммыМетаграмма — это такая загадка-стихотворение, в которой загадываются слова, сходные по звучанию, но отличающиеся одной буквой.
«Логические цепочки»1. В каких словарных словах спрятались ноты?
2. Образуй одушевлённые родственные слова к данным словарным словам.3. Допиши к словарным словам имена собственные 4. Подбери к словарным словам антонимы, синонимы.. Или наоборот, к данным не словарным словам надо подобрать антонимы или синонимы – словарные слова 5. Подбери к данным словам признаки, измени по числам, по родам 6. Измени форму числа, падеж… 7. Образуй родственные слова (в теме «Однокоренные слова»).
8. Образуй от данного словарного слова другую часть речи 9. В каких словарных словах спряталась –ель-? Такие задания использую во внеклассной работе или как вариант домашнего задания. Таких игр, загадок множество. Иногда дети  и даже родители проявляют свою инициативу в «розыске» или придумывании подобных игр или загадок.
Игра «Снежный ком».
Выбираются группы слов: а) с сочетанием оро в корне; б) с сочетанием оло в корне; в) слова с удвоенными согласными (мм, нн, сс).
Первый ученик называет слово, например: ворона. Второй ученик повторяет его и добавляет свое: ворона, сорока. Третий ученик: ворона, сорока, воробей. Четвертый ученик: ворона, сорока, воробей, дорога и т.д. Количество слов растет как снежный ком. Остальные ребята следят, чтобы в этот «ком» не попало «постороннее» слово.