Конспект урока по русскому языку Культура речи. Правильное употребление местоимений (6 класс)


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №25»г. Северодвинска
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ. ПРАВИЛЬНОЕ УПОТРЕБЛЕНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ»
Подготовила учитель русского языка и литературыМБОУ «СОШ №25»
Рогачева Лидия Сергеевна
Цель урока: - образовательная – познакомить с разнообразным употреблением местоимений в речи; научить правильно использовать местоимения, показать значимость местоимения как части речи в речи;
- развивающая – развивать умение владеть языковыми навыками;
- воспитательная – способствовать воспитанию культуры речи, воспитывать уважение к родной речи, исключающее неграмотное употребление слов.Оборудование – учебники, компьютер, проектор.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Садитесь.
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тему урока.
Хочу обратить ваше внимание, на то, что в конце урока вам придется оценить себя и свою работу на уроке. Поэтому работать нужно очень внимательно.
А теперь откроем дневники и запишем с вами домашнее задание. В качестве домашнего задания предлагаю вам упражнение 891. Ваша задача исправить ошибки в употреблении местоимений в предложении, а затем переписать предложения уже в исправленном виде.
Дневники можно убрать.
Теперь обратимся к теме нашего урока. Звучит она как «Культура речи. Правильное употребление местоимений». Исходя из темы урока, скажите, какая у нас с вами цель? Чего мы должны достичь?
Вы правы, сегодня мы с вами должны повторить теоретический материал, а еще мы с вами сегодня будем тренироваться в умении осуществлять правильный выбор написания местоимений в предложениях.
Итак, прежде, чем мы с вами перейдем к теме урока, я предлагаю вам вспомнить:
- А что же за часть речи такая, местоимение? (Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предметы, признаки, количество, но не называет их).
- Какие части речи может заменять местоимение? (Местоимение может заменять имена существительные, имена прилагательные, имена числительные)
- На какие разряды делятся местоимения в зависимости от значения?
(В русском языке выделяют 8 разрядов местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные).- Сегодня мы с вами убедимся, насколько важна роль местоимений в речи и как важно уметь в нужном месте употребить местоимение.
- И первое задание – это работа с текстом. Ваша задача прочитать текст и определить, что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит? (учащиеся читают текст)
Текст на слайде
-Итак, кто готов ответить на вопрос: что в данном тексте неправильно, некрасиво звучит?
(В данном тексте повторяются слова семечко, корешки, цветок).
- А что мы можем сделать, чтобы избежать повторения? (повторы можно избежать, заменив слова местоимениями).
- А в каждом предложении мы с вами будем заменять имена существительные местоимениями? (Нет, имя существительное нужно оставить в первом предложении, а в последующих можно заменить местоимениями).
- Обратимся к тексту. Итак, первое имя существительное, которое у нас с вами повторяется в тексте это «семечко». Как будем исправлять повтор данного существительного?
(Однажды упало из ведра семечко. Приютилось оно между глиной и камнями.). - Хорошо, а теперь продолжайте редактировать текст самостоятельно, а затем мы проверим.
(фронтальный опрос + похвала)
ВЫВОД: местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании.
- Мы с вами хорошо поработали, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть. Настя проведет физкультминутку.
- Ну вот, мы с вами немножко отдохнули, а теперь продолжим работу.
- Мы отметили с вами, что местоимения в речи необходимы. А сейчас прослушайте текст и подумайте, понятно о ком идет речь в данном тексте?
Она никому не принадлежала; у нее не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она всю долгую зиму и чем кормилась… Когда она оказывалась на улице, ребята бросались в нее камнями и палками, взрослые пронизывающе свистели. Не помня себя от страху, она мчалась на край поселка и пряталась в глубине сада. Только раз один мужик пожалел её, грязную и некрасивую…
- Понятно, о ком идет речь в данном отрывке? (Нет)
- Почему мы не можем это определить? (Потому что в тексте используются только местоимения. А местоимение не называет предмета, а указывает на него).- Что же необходимо сделать, чтобы был понятен смысл текста? (Необходимо в некоторых предложениях заменить местоимения именами существительными, чтобы стало понятно о ком идет речь).
- Сейчас вы видите текст на слайде. Попробуйте заменить местоимения именами существительными, что у вас получится? (дети зачитывают текст)
ВЫВОД: Местоимения НЕ ИМЕЮТ СВОЕГО лексического значения, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются. Конкретное значение местоимения становится понятным лишь из контекста.
- Итак, а теперь я предлагаю вам поработать редакторами самостоятельно. Открываем учебник на странице 177. В тетрадях записываем упражнение 889.
Максим, прочитай задание. (Максим читает задание).
- Какая задача перед вами стоит? (нужно исправить ошибки в предложениях и записать предложения в исправленном виде).
После того как учащиеся выполнят самостоятельную работу.
- Теперь обменяйтесь тетрадками и проверьте как выполнил работу ваш сосед. (ответы на задание появляются на слайде).
- А теперь оцените друг друга. Кто поставил пять? А кто четыре?
Молодцы, справились с заданием.
- Сегодня на уроке мы с вами узнали, какова роль местоимений в нашей речи.
Ваня, повтори, какова роль местоимений в нашей речи?
Молодец, садись.
Действительно, местоимения служат для выразительности речи, помогают избежать ненужных повторов в повествовании. Местоимения не имеют своего лексического значений, а приобретают в речи значение того слова, вместо которого употребляются.
Наш урок подходит к концу, но прежде чем его закончить, я предлагаю оценить свою работу.
Если вы считаете, что ваша работа отличная и вы все поняли, то поставьте на полях «!»
Если вы считаете, что хорошо поняли материал, но недостаточно поставьте на полях «+»
Если вы считаете, что не очень хорошо поняли материал и его стоит доработать, поставьте на полях «±»
Если вы считаете, что не поняли материал или плохо поработали, то поставьте на полях знак « – »Спасибо за работу.