ОГЭ-2015. Тест к заданию 3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности

ОГЭ – 2015. Задание 3. Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности
1. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Вот наконец она появилась. Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. 2) Гоша подходит к стене, опускается на четвереньки и после нескольких неудачных попыток делает стойку.  Верочка наблюдает за ним сурово, как тренер. 3) Верочка снисходительно наблюдает, как мальчишки возятся с ракетой, как бережно кладут её на ступеньки подъезда, а сами отправляются за рюкзаками. 4) И Гоша теперь сердит и почти свысока разговаривает с Верочкой:  «На, смотри, если хочется...»



2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Я была самолюбива, и мне казалось, что «статуэтка» этo лишь вещь, украшение, а не человек, тем более что статуэтками называли и трёх фарфоровых собак, оцепеневших на нашем буфете. 2) Воспитательница в детском саду, словно стараясь подчеркнуть мою хлипкость, выстроила нас всех по росту, начиная с самых высоких и кончая мною. 3) Царство игрушек по-своему отражало реальный мир, никого не унижая, а меня возвышая. 4) Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с нерусским лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса.



3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. 2) Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. 3) Серая громада висла над переулочком, по утрам застила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. 4) Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами




4. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. 2) А осложнения, как он понимал, грядут. 3) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. 4) Впереди праздник, и жизнь как праздник.



5. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 18: «Проводив маму с отцом в очередную командировку, мы с бабушкой тут же, как заговорщики, собирались на экстренный совет».
1) сравнительный оборот 2) просторечные слова 3) противопоставление 4) метафора




7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Частенько отец просит меня напомнить ему содержание кинокартины или книги, которую мы оба читали. 2) Какая диковинная память, а! радостно говорит он. 3) Как-то я услышал по радио, что, если в семье несколько детей, нехорошо одного из них выделять. 4) Позднего ребёнка ждут не дождутся и, когда наконец дожидаются, начинают проявлять к нему такую любовь, такое внимание, что ему хочется сбежать на край света.




8. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Толя осени не любил. Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу. 2) А она, заметив, что Толя обернулся, спряталась за углом старого двухэтажного дома. 3) Но вот наступило такое утро, когда все окна были в извилистых водяных дорожках, а дождь заколачивал и заколачивал что-то в крышу... 4) Она стояла, держа в руках сложенный зонтик, не обращая внимания на дождь, который стекал с плаща, и медленно водила глазами по окнам школы: мама, наверно, хотела угадать, в каком классе сидит её Толя.




9. Укажите, какое средство выразительности речи используется в предложении 16: «У нас роскошная библиотека, большая, с редкими книгами, но она ничегошеньки не хочет».
1) слово разговорного стиля 2) фразеологизм 3) метафора 4) сравнительный оборот



10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси. «Как в доме Ростовых! поясняла Оленька. Или Болконских». 2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. 3) А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. 4) Не нашла места в зале? задумчиво произнесла я. Если бы ты нашла его у себя в сердце...



11. В каком варианте ответа средством выразительности речи является метафора?
1) Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. 2) Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку. 3) Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом. 4) А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.




12. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) Лицо её было подвижным, как у клоуна: она и им распоряжалась без натуги. 2) Разочарование, восторг, изумление все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. 3) Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля. 4) Ляля восхищённых взоров не замечала, и они от этого становились ещё восхищённее.



13. В каком предложении средством выразительности речи является олицетворение?
1) Пластинки слушали, играли моей железной дорогой, болтали о том о сём, но ни о чём серьёзном. 2) И ещё ребята любили, когда я пускал с балкона бумажных голубей. 3) Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. 4) И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...



14. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась. 2) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это. 3) Конечно, меня отлавливали, не пускали, но несколько чертежей я всё же испортил, какие-то циркули сломал. 4) Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.



15. В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?
1) Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала. 2) (В отличие от бабушки, отец хотел, чтобы Олег стал в будущем толковым инженером. 3) Смычок вот что он будет держать в руках всю жизнь! 4) «Может быть, это новые методы музыкального воспитания?» рассуждала бабушка.



16. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает. 2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк! 3) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке 4) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...



17. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. 2) Рассказывая мне впоследствии об этой сценке, отец смеялся 3) Рассказы отца, прошедшего тернистый путь от солдата до капитана, детские игры всё это настраивало на определённый лад. 4) По мере перехода в высшие классы свободного времени, конечно, становилось меньше, появились другие интересы, и воинские упражнения мои почти прекратились.



18. В каком варианте ответа средством выразительности речи является сравнение?
1) В детстве я очень, очень старалась полюбить театр, как мне велели: ведь это Большое Искусство, Храм. 2) И я, как положено, должна испытывать священный трепет, но помнить при этом, что в театре есть театральные условности. 3) А между тем в театре было тепло, в зале приятно и сложно пахло, в фойе гуляли нарядные люди, окна были укутаны шторами из парашютного шёлка, будто кучевыми облаками. 4) От кино я именно и жду полного преображения, окончательного обмана «чтоб не думать зачем, чтоб не помнить когда».



19. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. 2) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета. 3) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью. 4) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...



20. В каком варианте ответа средством выразительности речи является просторечная лексика?
1) Ты бы, Лёня, рассказал чего-нибудь повеселей. 2) Встревает тут Федосья, баба из Пустыни. 3) Эти доски и пригодятся. 4) Особенно портрет Пугачёва глядеть долго нельзя: кажется, с ним самим разговариваешь.



21. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) ( Он эту музыку прямо на ходу сочиняет. 2) Я люблю джаз, как дядя Женя. 3) Кит, съев варёную колбасу из холодильника, шагал в чудесном настроении. 4) Сколько песен в нас с ним бушевало, сколько надежд!



22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Над дверью висела синяя с белыми буквами вывеска: «Городской дом ребёнка». 2) За спиной у детской начальницы негромко гудел финский холодильник, а на окнах колыхались розовые занавески из красивой ткани. 3) А Николая била в висок ужасная мысль. 4) ...В большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы.



22. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола.
1) Ведь этот Мурлышка вся её жизнь! 2) А вредная всё-таки, он покрутил головой. 3) Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? дерзко спросил Лёвка. 4) Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.



23. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Она возникла перед взглядом Алексея как-то вечером, в час бешеного приступа его боли, и мимо не прошла, задержалась. 2) И неграмотная старуха бродила вечерами между коек, взбивая подушки, кладя компрессы на жаром пышущие лбы и приговаривая, приговаривая какие-то словечки, то ли убаюкивая ими, то ли сказку какую волшебную рассказывая. 3) Когда заканчивалось её дежурство, усаживалась теперь тётя Груня на табурет возле Алексея, смачивала уголком полотенца ссохшиеся, запёкшиеся его губы, и обтирала лицо, и подносила водички, и всё время гладила она его холодную, неживую руку и приговаривала, приговаривала, не жалея слов, мягких, как хорошая повязка. 4) Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?



24. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Внизу царил смех, кипела радость, а там, на ступеньках, дрожала обида. 2) Но результат не заставил себя ждать. 3) Первый класс мы закончили с таким результатом: пятерых детишек усыновили и удочерили. 4) На улице тишь, только шаркает метлой дворник.



25. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1)У дороги застыли вербы в серебряном пуху. 2) Тетерева не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам. 3) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в колдобины. 4) Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.



26. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Например, опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем... 2) В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно колодцу, откуда долгое время не берут воду. 3) Прислушивайтесь к своим чувствам, наблюдайте окружающий вас мир и пишите. 4) И тогда перед вами откроется неисчерпаемый мир подлинной поэзии.



27. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной».
1) сравнительный оборот 2) эпитеты 3) метафора 4) гипербола



28. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. 2) Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками непутёвые головы и пораскрыв рты, слушали, как сказку. 3) Шашки вон! командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. 4) Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза.



29. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. 2) Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: Жучка, Жучка! 3) Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. 4) Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.



30. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда Юра начал вытаскивать из массивного письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами мальчишек раздался протяжный и жалобный вой... 2) Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак... 3) Выбежав на улицу, перевёл дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. 4) Пришло время удивляться Валерке.



31. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Он сидел всё в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. 2) На третий день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб пребольно, до крови, заклешнил ему палец. 3) Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. 4) Он пошёл неуклюже, кряжисто, как танк.



32. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей». 2) А я в этот момент готов был провалиться сквозь землю. 3) Они с восторженным писком бегают по двору, мух гоняют, и этот здоровенный балбес с ними носится наперегонки. 4) Они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску.



33. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
метафора.
1) – Трус несчастный, – вдруг отчётливо, с невероятным презрением сказала большая девочка. 2) Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа 3) Анне Федотовне очень не понравился этот тон, вызывающий, полный непонятной для неё претензии. 4) Но слышала она сейчас плохо, потому что предыдущий разговор сильно обеспокоил её, удивил и обидел.



34. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) И грохнуло, обрушилось всё небо. 2) За шумом никто не услышал, как упали и потекли капли дождя на стёклах. 3) Запах влаги, прели, дождя и травы наполнил зал. 4) Земля растрескалась, от зноя выцвело небо, и вдали, над горизонтом, висела мгла, будто пыль от стада.



35. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Вдали показалась чёрная туча птиц, двинулась к нам и с карканьем опустилась на рощу. 2) За сим последовал антракт, наступила тишина, которую изредка нарушало пение сверчка, сидевшего в траве возле публики. 3) Впрочем, не стану отбивать хлеб у поэтов, пусть они пишут. 4) Графский повар шёл к нам и, весело смеясь, показывал нам свой кулак.



36. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) С ловкостью обезьяны лучница слезла пониже, повисла на ветке и, отпустив руки, спрыгнула на землю. 2) Неудивительно, что она знает лес как свои пять пальцев, стреляет из лука и лазит по деревьям не хуже мальчишки. 3) Он пригляделся: в кроне деревьев просвечивало небо, вокруг волновались и трепетали зелёные листья. 4) На мгновение Косте почудилось, что в листве осины, растущей неподалёку, мелькнул неясный силуэт.



37. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.
1) Ника говорила о повадках лесных зверей, а Костя, прикрыв глаза, слушал её рассказы и не заметил, как задремал. 2) Тёмно-фиолетовые брызги ягод сплошь усыпали нежную зелень листочков. 3) Просто сегодня у меня черничное настроение, значит, я Черника. 4) Она легко, словно шелест ветерка, заблудившегося в листве, скользила между разросшимися кустами и низко свисающими ветками деревьев.



38. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.
1) Небо прохудилось, и потоки воды щедро полились на землю. 2) Настроение у Кости было тоскливым, под стать погоде. 3) Вскоре показался дачный посёлок, со всех сторон окружённый лесом. 4) Это открытие так поразило его, что он забыл обо всём.



39. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является олицетворение.
1) Девочка впервые так близко и на равных общалась с ровесником. 2) Чтобы не обидеть девочку, Костя искоса глянул на акварель: из травы выглядывала нарядная ёлочка. 3) Краски не успели просохнуть, как вдруг мальчик появился будто почувствовал! 4) Красные капли ягод алели на еловых ветках, будто на рождественской открытке.



40. В каком предложении содержится противопоставление?
1). Я как взял, так услышал, что шарик тоненько-тоненько потянул за ниточку! 2) И мне вдруг стало его жалко: вот он может летать, а я держу его на привязи. 3) Шарик летел кверху плавно и спокойно, как будто этого и хотел всю жизнь. 4) И тут все пошли по своим делам, и мы пошли.




15