Статья на тему РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ


РАЗВИТИЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ДЕТЯМ С ОВЗ
Пугачёва Наталья Александровна
Аспирантка Тульского Государственного Педагогического Университета имени Льва Николаевича Толстого , город Тула, Российская Федерация .
Аннотация: Статья посвящена проблеме позитивного отношения младших школьников к детям с ОВЗ. Автор раскрывает основные проблемы взаимодействия обычных школьников и детей с ограниченными возможностями здоровья. В результате проведённой диагностики автором выделены характерные особенности состояния сформированности межличностных отношений младших школьников, рассмотрены проблемы общения и взаимодействия с детьми с ОВЗ.
Abstract:
The article deals with the positive relation of younger schoolboys to children with HIA . The author reveals the basic problems of interaction between ordinary students and children with disabilities . As a result of the diagnosis by the author highlighted the characteristics of the state of formation of interpersonal relations of younger students , the problems of communication and interaction with children with HIA .
Ключевые слова: инклюзивное образование; дети с ограниченными возможностями здоровья; межличностные отношения.
Key words : inclusive education ; children with disabilities ; interpersonal relationships.
В настоящее время предлагаются различные инновационные подходы к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Включение детей с ограниченными возможностями здоровья является одним из стратегических приоритетов образовательной политики Российской Федерации. Инициатива исходит от родительских объединений детей с инвалидностью, организаций, которые отстаивают права и интересы детей с инвалидностью, профессиональных сообществ и образовательных учреждений, работающих в экспериментальном и проектном режиме. Дети с ограниченными возможностями здоровья – особая категория детей, имеющих проблемы в физическом, умственном или психическом развитии. [1 ] Для «особых» детей, инвалидов или имеющих хронические нарушения в здоровье, необходимо создавать и особые условия. Многие из таких детей социально изолированы от сверстников в силу заболевания, и имеют возможность общения с детьми только в пределах школы или больницы. Самоотношение таких школьников с ограниченными возможностями здоровья зачастую отличается негативной окраской, самооценка в большинстве случаев занижена, образ «Я» искажѐн, самопринятие слабо выражено.
Тем не менее, для коррекции и компенсации развития ребёнка с ОВЗ необходимо создавать специальные условия. К ним можно отнести педагогизацию окружающей среды и плодотворное сотрудничество различных социальных институтов. Для обеспечения положительной динамики психомоторного развития решающим фактором будут являться: раннее начало комплексных лечебно-реабилитационных и коррекционных психолого-педагогических, социокультурных мероприятий, которые подразумевают создание трудотерапевтической среды, ориентированной на формирование адекватных отношений к окружающим, адекватные условия воспитания в семье, обучение детей простейшим трудовым навыкам, развитие и совершенствование интегративных механизмов, целью которых будет максимально возможное равноправное включение детей с проблемами в развитии в обычные, общепринятые социокультурные отношения.
Младший школьный возраст является крайне важным этапом школьного детства. Высокая сензитивность данного возрастного периода создаёт большие возможности для развития личности ребёнка. Основой для будущего развития детей становятся их полноценные переживания, позитивные приобретения данного возраста. На всём протяжении данного возрастного этапа складывается новый тип отношений с окружающими. Авторитет взрослого постепенно ослабевает, утрачивая безусловность. К концу младшего школьного возраста увеличивается роль сообщества детей, значение ровесников для ребёнка. Учебная деятельность становится ведущей . В младшем школьном возрасте большое значение приобретает общение со сверстниками, построение межличностных отношений. [2, с. 6-8]
Центр жизни детей младшего школьного возраста смещается на систему «ребёнок — учитель», определяющий отношения ребёнка с родителями и сверстниками. В младшем школьном возрасте особенности самопринятия, самоотношения выступают на первый план в связи с началом школьного обучения и появлением возрастных психологических новообразований. Младший школьный возраст – это этап усиленного социального развития ребёнка, связанный с появлением нового статуса, новых прав и обязанностей. В младшем школьном возрасте формируется первоначальная рефлексия, социальное «Я» ребёнка. В отношении к себе можно выделить три компонента [2, с. 6-8] :1. Самопознание.2. Эмоционально-ценностное самоотношение, самоуважение, самооценка, самопринятие.
Создание предпосылок для эффективного взаимодействия младших школьников с детьми с ОВЗ и формирование толерантного отношения здоровых детей к больным детям должно опираться на трехступенчатую технологическую модель.
Задачей первой ступени в ней является включение мотивационных процессов. Формирование мотивов происходит в процессе разворачивания ведущей деятельности ребенка (для младшего школьника это учебная деятельность). Внутри ведущей деятельности возникают особые образования, каждая из них вносит свой специфический вклад в формирование мотивационно-потребностной сферы личности. В то же время развитие мотивационно-потребностной сферы происходит не только по пути включенных в нее новых образований, но и через дифференциацию и иерархизацию ранее возникших мотивов деятельности. Наиболее развитой структурой мотивационно-потребностной сферы обладает личность с общественной направленностью мотивов. Следовательно, включение мотивов, связанных с принятием отличных от нас людей, подразумевает просоциальную направленность личности в целом.
Важнейшей характеристикой мотивационно-потребностной сферы является наличие у человека твердой воли, т. е. реальной способности превратить свои мысли и намерения в дела, поступки. Это чрезвычайно важно, поскольку реальность свидетельствует, что работа по формированию гуманной позиции школьника по отношению к детям с ОВЗ оказывается малоэффективной, когда оно базируется только на сообщении школьникам соответствующих знаний, советов, инструкций и т. п. Кардинальные решения в сфере психо- логопедагогической деятельности по формированию такой позиции лежат изменении характера отношений человека к инвалидам. И поэтому особое значение приобретает поиск механизмов и средств преобразования мотивационнопотребностной сферы личности (прежде всего, растущего человека), соответствующих установок и целей в ее преобра зовательной деятельности, в практическом взаимодействии с детьми с ОВЗ и выработки готовности к определенному пониманию их и соответствующему поведению.
В педагогической практике возможны разные пути воспитания новых мотивов учения. В одних случаях рождение новых мотивов учения происходит тогда, когда учителю удается придать личностный смысл действиям ученика, которые ранее не имели для него внутренней значимости. Но по мере успешного выполнения заданий и получения за них положительных оценок взрослого эта цель закрепляется. Выполнение заданий приобретает для ученика новый смысл, а это значит, что появляется новый мотив учения. Этот путь появления новых мотивов в психологии обычно называют «сдвиг мотива на цель Как показывает психологический анализ теорий мотивации (Д. Аткинсон, К. Левин, Д. Макклелланд, А. Маслоу, Г. Меррей, Г. Келли, Ю. Роттер, Г. Хекхаузен и др.), такими мотивами могут являться: мотив достижения успехов, мотив избегания неудачи, личностная тревожность, определенный локус контроля, самооценка, уровень притязаний, мотив аффилиации, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм) и агрессивность. Это — наиболее значи мые социальные мотивы, определяющие отношения человека к людям. [3, с. 40]
Иерархия мотивов, формируемых у младших школьников, может выглядеть следующим образом: мотив достиже ния успехов → мотив развития адекватной самооценки → мотив аффилиации → мотив альтруизма.
Развитие каждого из этих компонентов самоотношения детей с оганиченными возможностями здоровья нуждается в педагогической поддержке.
Современная система образования претерпевает существенное влияние вопросов интеграции людей с ОВЗ в общество. В инклюзивной практике реализуется создание необходимых условий для достижения адаптации образования всеми без исключения детьми, а также обеспечение равного доступа к получению образования. Рассмотрение образования через призму инклюзии означает изменение представления о том, что проблемой является ребенок и переход к пониманию того, что в изменениях нуждается сама система образования. Главная цель инклюзивного образования заключается в интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество, как его полноправных членов. Одним из важнейших условий достижения данной цели является формирование благоприятных межличностных взаимоотношений между детьми с ОВЗ и их нормально развивающимися сверстниками. [4, с. 5-12]
С целью определения отношения младших школьников к детям с ограниченными возможностями здоровья было проведено экспериментальное исследование на базе МОУ Грицовского ЦО им. Д.С.Сидорова Венёвского района , Тульской области, позволяющие выявить наличие проблем в межличностных отношениях у младших школьников, которые представлены в следующих методиках :шкала «Самооценки» Т. Дембо-С. Я.Рубинштейн, методика Дж. Морено, «Методика оценки привлекательности классного коллектива».
А так же мною был разработан комплекс мероприятий, который был апробирован на базе МОУ « Грицовский Центр образования им.Д.С.Сидорова».
В качестве экспериментальной группы были выбраны учащиеся 1 — х - 4 — х классов в количестве 165 человек, из которых у 147 детей нарушений не выявлено, а у 18 испытуемых отмечены ограниченные возможности здоровья. Из них: 4 слабослышащих ученика, 4 — с диагнозом ОНР, 5 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, 5 учеников с диагнозом ЗПР.
Целью данного эксперимента стало определение эффективной технологии формирования межличностных отношений младших школьников, обучающихся в инклюзивной среде. В основе технологии были положены организация единой учебной, внеучебной деятельности в системе использования различных форм обучения: групповой, работа в парах, индивидуальной. Вся работа строилась с учетом выявленных уровня и состояния межличностных отношений в группах.
По результатам диагностики мы выделили характерных особенности состояния сформированности межличностных отношений в выделенных нами группах:
1 уровень включает в себя детей, имеющих высокую самооценку. Данная категория детей относятся к «лидерам» класса, высмеивают более слабых детей, находятся в конфронтации с детьми из группы «отверженные», подвижны, активны, проявляют непослушание, стараясь привлечь к себе внимание, выделиться. Дети формально общаются с узким кругом сверстников, манипулируют ими.
Ко 2 уровню нами отнесены учащиеся, которые являются рядовыми участниками коллектива, поддерживают ровные отношения с большинством членов детского коллектива — имеют средние показатели рейтинга. Дети данной категории относятся к «предпочитаемым». Легко вступают в контакты, стремятся к общению с «лидерами» класса, но при этом в добрых, ровных отношениях с детьми, которых мы отнесли в группу «принятые» и «отверженные». Идут на компромиссы, приспосабливаются к общению со всеми участниками образовательного процесса. В группах дружелюбны, по отношению ко всем в классе, защищают тех, над кем смеются, не агрессивны. Дети этой группы хорошо адаптированы в классном коллективе. Атмосфера взаимоотношений является для них комфортной и благоприятной.
Учащиеся 3 уровня — поддерживают хорошие отношения с узким кругом своих одноклассников, друг с другом. Дети данной категории относятся к «принятым», нейтрально относятся к коллективу, что свидетельствует о наличии определенных как благоприятных, так и дискомфортных для них взаимоотношений в классе. Отношения характеризуются нестабильностью, быстрой сменой желания отдалиться от коллектива, либо изменить свое отношение в нем.
К последнему, 4 уровню, принадлежат дети, не принятые в коллективе — они, относятся к группе «отверженных», как правило, имеют нулевой рейтинг или рейтинг в 1 балл. Наблюдается негативное отношение к классу, дезадаптация в его структуре. Неудовлетворенность своим положением и ролью в нем. Дети, которые относятся к 4 уровню, закрыты в себе, эгоистичны, не особо стремятся к общению и сотрудничеству с другими детьми. Зачастую избегают общения.
Из данных, полученных после проведения эксперимента, я могу сказать, что дети из экспериментальных групп классов, после проведенного коррекционно-развивающего комплекса уроков и внеурочных мероприятий, стали более сплоченными, а дети с ОВЗ являются полноправными членами коллектива. Благодаря организованным ною мероприятиям в урочной, внеурочной деятельности, дети с особыми возможностями здоровья могли проявить свои личностные качества, совершенствовать их. Анализируя причины, вызывающие затруднения в общении младших школьников, можно сделать вывод, что частыми причинами могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека. Таким образом, можно сделать вывод, что частыми причинами вызывающие затруднения в общении младших школьников, могут выступать индивидуально-психологические особенности общения, включающие интеллектуальные, волевые, личностные проявления человека.
Итак, решение трудностей в межличностном общении младших школьников на прямую зависит от:
- своевременной поддержки, внимании и охраны со стороны всех специалистов образовательного учреждения, работающих с детьми младшего школьного возраста, и их родителей;
- социальной компетентности учителя;
- учета возрастных особенностей детей младшего школьного возраста;
- взаимопонимания учителя и учащихся;
- конструктивных способов разрешения конфликтов;
- использования различных способов создания ситуаций их общения (игры, тренинги и т.п.);
- адекватной конкретной оценки и самооценки высказываний и поступков учащихся;
- стремления к выражению своей истинно человеческой сущности: проявления доброты, великодушия, порядочности, благородства, совестливости, честности, чуткости, отзывчивости, трудолюбия, смелости, самостоятельности, гражданственности, патриотизма.Список литературы.
1. Битов, А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи, проблемы интеграции и социализации. -М.: 2000.
2. Гребенникова Г. С. Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями интеллектуального развития в инклюзивной образовательной среде [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 6-8.
3. Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». – 2010. – №4 (40)
4. Рубцов В.В. Психолого-педагогическая подготовка учителей для новой школы // Психологическая наука и образование. – 2010. - №1 – С. 5-12
© Н.А.Пугачёва, 2016