Методическая разработка раздела воспитательной программы Тема: «Формирование духовно – нравственных норм у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему внеклассных мероприятий».


МКОУ «Починковская школа- интернат»Методическая разработка
раздела воспитательной программы
Тема: «Формирование духовно – нравственных норм у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему внеклассных мероприятий».
Воспитатель: Лапкина Т.В.
Починки
2017
Содержание
I. Пояснительная записка ……………………………………………………….1
II. Цели и задачи изучения раздела.
Цель раздела………………………………………………… …………2
Задачи раздела………………………………………………. ……....... 2
III. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями……………………………………………………………… …3
Психологические особенности учащихся специальной (коррекционно школы - интернатаVIII видаIV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы………………… …8
V. Обоснование используемых в воспитательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся…………………………………………………………………………8
VI. Система внеклассной деятельности по формированию духовно – нравственных норм у детей с ОВЗ через систему внеклассных мероприятий.
………………………………… .11
VII. Содержание деятельности и перечень мероприятий по реализации раздела воспитательной программы духовно – нравственного воспитания
…….…………………………………................
VIII. Разработка мероприятия…………… 27IX. Список литературы…………………………………………………………31
I. Пояснительная записка
Данная работа представляет собой методическую разработку раздела
«Формирование духовно – нравственных норм у детей с ограниченными возможностями здоровья через систему внеклассных мероприятий».
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления ο доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Скольким поколениям нашей огромной страны предстоит преодолевать последствия «эпохи бескультурья и хаоса», если нравственное воспитание не вернет утраченные в последние годы позиции!
Одной из приоритетных задач Российского образования является духовно- нравственное воспитание. Духовность и нравственность являются важнейшими, базисными характеристиками личности. В разделе программы «духовно- нравственное воспитание» я выстраиваю общение с реальным духовным миром.
О важности нравственного воспитания, приобщения ребенка к культуре своего народа написано много научных и исследовательских работ. Приоритетная роль духовно-нравственного воспитания в процессе формирования личности, сформулирована в трудах известных учёных-педагогов Я.А.Коменского, П.П.Блонского, Н.Ф.Бунакова, Н.К.Крупской, Л.И.Божович, Л.С. Выготского, А.С.Макаренко, И.Г.Песталоцци, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, Ш.А.Амонашвили, Н.И.Монахова, П.И.Пидкасистого, И.Л Подласого и др. Н.И.Пирогов писал: Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.
Воспитывать нравственные качества личности необходимо через обращение к жизни и опыту своего народа. Принцип народности воспитания является центральным в трудах К.Д. Ушинского. Ушинский писал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным…».
Учитывая свой многолетний опыт работы воспитателем, могу отметить, что педагогический смысл работы по духовно - нравственному становлению личности школьника состоит в том, чтобы помочь ему продвигаться от элементарных навыков поведения к более высокому уровню, где требуется самостоятельность принятия решения и нравственный выбор.
Поэтому основной целью, которую я ставлю перед собой, является создание оптимальных условий для раскрытия и развития индивидуальных особенностей каждого ребенка, воспитание развитого, высококультурного, духовно обогащенного человека
Духовно-нравственное воспитание является одним из основных компонентов образовательного процесса в школе, что помогает вырастить честных, добрых, трудолюбивых людей, поможет найти им своё место в жизни, использовать полученные знания и умения на благо Родины.
Так одним из главных направлений в воспитательной системе я выбрала духовно-нравственное воспитание.
II. Цели и задачи раздела
Цель:
Воспитание нравственной личности ребенка обладающей стремлением к духовному развитию.
Познавательные:
1. Формировать у учащихся представление о жизни наших предков.
2. Формировать представления о традициях обычаях русского народа.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать духовные и нравственные качества личности ребенка.
2. Формировать духовно – эстетическое отношение к явлениям окружающей жизни и предметам искусства.
3.Воспитание уважения к православным традициям, истории и культуре своего края.
4.Создать условия для приобщения детей к духовно – нравственным ценностям, а также воспитание готовности следовать им.
5.Продолжить работу по формированию образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации школьников.
6.Содействовать формированию нравственных ценностей и профилактике правонарушений у школьников через систему внеклассных мероприятий, дел.
7.Содействовать формированию сознательного отношения ребенка к своему здоровью, как естественной основе умственного, физического, трудового и нравственного развития.
8.Продолжить работу по усилению роли семьи в воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечении родителей в организации учебно-воспитательного процесса в школе.
Коррекционно - развивающие задачи:
1. Развивать умение ясно излагать свои мысли;
2. Развивать познавательные процессы: память, внимание, мышление;
3. Развивать слуховое восприятие;
4. Развивать познавательную активность учащегося;
5. Обогащать и активизировать словарный запас.
III. Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения воспитательного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.
1. Психологические особенности учащихся специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида.
Дети с нарушением интеллекта характеризуются недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем школьники с сохранным интеллектом, испытывают потребность в познании. В результате низкой любознательности и недоразвития психических функций дети получают неполные представления об окружающем мире.
Замедленная, ограниченная восприимчивость умственно отсталых детей оказывает огромное значение на весь последующий ход их психического развития. Замедленность темпа восприятий сочетается у умственно отсталых детей со значительным сужением объема воспринимаемого материала. Психолог И. М. Соловьев отмечает, что при обозрении действительности олигофрены плохо усматривают связи и отношения между объектами. Данные многих его исследований говорят о том, что умственно отсталые дети плохо различают сходные предметы при узнавании. Они не замечают мелких различий предметов. Кроме того, при узнавании им легче отнести воспринятый предмет к категории рода, чем к категории вида. Наиболее выраженной особенностью восприятий умственно отсталых детей является инактивность этого психического процесса. Глядя на какую-нибудь картинку или предмет эти дети не обнаруживают стремления рассмотреть его во всех деталях, разобраться во всех его свойствах. Они довольствуются при этом самым общим узнаванием.
Речь олигофрена скудна и неправильна. Недоразвитие речи может быть обусловлено в первую очередь медленно формирующимися и нестойкими дифференцировочными условными связями в области слухового анализатора. Значительную роль играет также общее нарушение динамики нервных процессов, затрудняющее установление динамических стереотипов-связей между анализаторами. Такие дети плохо различают сходные звуки, особенно согласные. Слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими. Из-за слабости фонематического анализа умственно отсталый ребенок плохо различает на слух окончания слов, что препятствует усвоению грамматических форм. Этот недостаток усугубляется замедленным темпом развития артикуляции, т.е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов.
Мышление есть обобщенное и опосредованное словом познание действительности. Оно дает возможность познать сущность предметов и явлений. Благодаря мышлению становится возможным предвидеть результаты тех или иных действий, осуществлять творческую, целенаправленную деятельность.
В самом определении умственной отсталости содержится указание на то, что первейшим ее признаком является нарушение познавательной деятельности. Низкий уровень развития мышления объясняется прежде всего недоразвитостью основного инструмента мышления - речи. Дефекты восприятия умственно отсталого ребенка обедняют запас его представлений. Он очень отличается от здорового ребенка большой конкретностью мышления и слабостью обобщений. Это проявляется в процессе обучения в том, что дети плохо усваивают правила и общие понятия. Другая особенность мышления учащихся вспомогательных школ -непоследовательность мышления. Особенно ярко эта черта выражена у тех детей, которым свойственна быстрая утомляемость. Мерцающий характер внимания, беспрерывно колеблющийся тонус психической активности не дает ребенку возможности длительно сосредоточенно обдумывать какой-либо вопрос. В результате возникает разбросанность и непоследовательность мыслей.
Следующий недостаток - слабость регулирующей роли мышления. Особые трудности возникают у учителя в связи с тем, что учащиеся не умеют пользоваться в случае необходимости уже усвоенными умственными действиями. Они часто не обдумывают своих действий, не предвидят их результата.
Неумение сопоставлять свои мысли и действия с требованиями объективной реальности носит название некритичности мышления. Некоторым умственно отсталым детям свойственно не сомневаться в правильности своих, только что возникших предположений. Они редко замечают свои ошибки, не предполагая, что их суждения могут быть ошибочными.
Как показали исследования ( Х.С.Замский ), умственно отсталые дети усваивают все новое очень медленно, быстро забывают, неточно воспроизводят, плохо перерабатывают воспринятый материал, и, главное, не умеют вовремя воспользоваться приобретенными знаниями и умениями на практике. Физиологической основой забывчивости может являться не угасание условных связей, как при обычном забывании, а лишь временное торможение корковой деятельности - охранительное торможение. Значительное улучшение состояния памяти у некоторых детей наступает при увеличении продолжительности сна и от правильности распределения часов труда и отдыха.
Опосредованное запоминание осмысленного материала - это высший уровень запоминания. Характерной особенностью всех умственно отсталых детей является неумение целенаправленно заучивать и припоминать. Когда им читают вслух рассказ, они стремятся запомнить наизусть отдельные фразы, но не вникают в его содержание. Неумение припомнить нужные сведения существенно отличается от забывчивости, наступающей вследствие охранительного торможения. При стимуляции со стороны учителя (наводящие вопросы и т. д.) ребенку удается вспомнить нужное.
Умение запомнить - это умение осмыслить усваиваемый материал, т. е. отобрать в нем основные элементы и самостоятельно установить связи между ними, включить их в какую-то систему знаний или представлений. От способности включать указанные элементы в такую систему зависит также возможность припоминания.
Уровень развития внимания у учащихся вспомогательной школы весьма низок. Они смотрят на объекты или их изображения, не замечая при этом присущих им существенных элементов. М.С.Певзнер говорит о том, что некоторым детям присуще нарушение баланса между основными нервными процессами, т. е. идет преобладание возбуждения над торможением или наоборот торможения над возбуждением.
Первый и наиболее типичный источник - колебания психической активности, являющиеся проявлением летучих, кратковременных фазовых состояний в коре головного мозга. На языке психологов это можно назвать быстрой истощаемостью психических процессов. Не следует думать, что эта утомляемость обнаруживается только к концу учебного дня или к концу года. Она может наступить и на первом уроке после некоторого умственного напряжения.
Второй источник невнимательности детей - их неудачное воспитание. Интересные данные в отношении возможности развития внимания были получены в школе профессора П.Я.Гальперина. Его сотрудники исходят из такого понимания внимания, согласно которому оно представляет собой формирующийся у детей навык самоконтроля. Указанный навык тесно связан с критичностью и самообладанием. Задача воспитателя состоит в том, чтобы приучить детей проверять правильность собственных действий, следить за своей речью, перечитывать написанное и т. п. Вниманию, как действию самоконтроля, можно и нужно специально обучать.
Умственная отсталость проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально – волевой сферы. Эмоции недостаточно дифференцированы, диапазон переживаний невелик. Переживания примитивны, полярны: ребенок испытывает либо печаль; либо радость, либо удовольствие, либо неудовольствие. Характерной чертой является неадекватность эмоций в ответ на внешние воздействия. Переживания их неглубокие, поверхностные, отличаются неустойчивостью. Имеют место расстройства настроения (эйфория - немотивированное повышенное настроение, апатия - проявление безразличия к окружающей действительности, дисфория - эпизодические расстройства настроения).
Необходимо принимать во внимание и состояние волевой сферы. Отмечается контрастность показателей воли: недостаток инициативы, неумение руководить своими действиями, действовать в соответствии с несколько отдаленными целями – безудержность побуждений, непреодолимость отдельных желаний; большая внушаемость, некритическое восприятие оценок, советов окружающих, необычайное упрямство, бессмысленное сопротивление рациональным доводам окружающих. Все эти контрасты свидетельствуют о личностной незрелости детей с ограниченными интеллектуальными возможностями. Они предпочитают в работе простой, легкий путь, не требующий волевых усилий. Именно поэтому в их деятельности часто можно наблюдать либо подражательные, либо импульсивные действия.
Все вышеперечисленные особенности психических процессов учащихся с нарушением интеллекта отражаются на характере протекания их деятельности. Следует отметить низкую активность всей деятельности, недоразвитие целенаправленности деятельности, трудности самостоятельного планирования собственной деятельности. Дети приступают к работе без предварительной ориентировки в ней, не руководствуясь конечной целью, не соотносят полученные результаты с поставленной задачей, а, следовательно, не могут правильно оценить её решение.
Таковы наиболее характерные особенности познавательной, эмоционально – волевой сферы, деятельности детей с ограниченными интеллектуальными возможностями, которые следует учитывать при организации воспитательного процесса.
IV. Ожидаемые результаты освоения раздела программы
Результатом изучения данного раздела является: воспитание нравственной личности ребенка обладающей стремлением к духовному развитию, формированию нравственных ценностей и профилактике правонарушений у школьников через систему внеклассных мероприятий, дел, для развития индивидуальных возможностей и коррекции имеющихся недостатков.
V. Обоснование используемых в воспитательном процессе образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.
Образовательные технологии
Мы приходим на Землю, чтобы Чудо творить…
Мы приходим на Землю, чтоб учиться. Любить…
Мы приходим сюда, чтоб других научить,
Чтоб другим помогать и творить, и любить
Свою профессиональную деятельность строю на основе личностно-ориентированного подхода к учащимся. Основная цель моей педагогической деятельности – воспитать самостоятельно мыслящую личность.
По-моему, каждый ребенок по-своему факел, который нужно зажечь, помочь маленькой искре воспламениться. Я помогаю раскрывать личностные
способности и возможности через творческую деятельность.
Я работаю в содружестве с ними, т.е. союз более старшего и опытного с менее опытным. Взаимодействие с учащимися строю на взаимоуважении, поэтому я считаю недопустимым для себя унижать детей.
В своей работе я руководствуюсь следующими принципами:
Внимательное и уважительное отношение к идеям и вопросам учащихся;
Избежание безразличия;
Поддержание дружеской атмосферы;
Любить свою работу.
Моя главная задача – помочь каждому ребенку осознать свою значимость, не потеряться, а утвердиться в окружающем мире.
Каждый учащийся по-своему познает мир, у каждого свой опыт, поэтому путь к творчеству у каждого особенный. Надо дать возможность самому сделать свой выбор, чтобы он смог реализовать свои способности, утвердиться, но не через хулиганство, а через творческое самовыражение.
Сегодня общество нуждается в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей.
Как воспитатель, принимаю участие в формировании обучающихся с новым типом мышления – инициативных, творческих, смелых в принятии решений, компетентных.
Труд воспитателя – это бесконечный поиск. Реализуя план воспитательной работы, я стремлюсь обеспечить преемственность в воспитательной работе, то есть учитываю непрерывно обогащающиеся традиции и опыт коллектива, ранее приобретенные воспитанниками знания, умения и навыки. Обращаю внимание на то, что формы и виды деятельности даже для одного и того же возраста далеко не равнозначны по степени сложности, своему объекту, направленности, не говоря уже о разновозрастном коллективе.
В моей педагогической деятельности для меня главное - это личность, индивидуальность каждого воспитанника, его защита и развитие, а коллектив, должен стать средой, благоприятной для отдельного ребенка.
В общении с воспитанниками я руководствуюсь принципами: знать детей, любить их. Самым существенным в воспитании должно быть сотрудничество, как совместная развивающая деятельность воспитателя и ребенка, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга.
Мои интересы – мои воспитанники со своими увлечениями и интересами. Каждый ребенок в моей группе, со своим характером, физическими и интеллектуальными способностями. Поэтому мне необходимо найти тот ключик, которым можно открыть сердце ребенка. Я стараюсь увидеть в каждом воспитаннике, прежде всего человека, а уж потом – воспитанника. Я рада, что мне досталась такая учесть – воспитывать детей. Это самое благородное и чистое дело на Земле. Я испытываю радость, когда вижу глаза своих воспитанников, общаюсь с ними, просто нахожусь рядом. “Счастливы воспитатель и воспитанники, спешащие на встречу друг с другом! ”
Технология коррекционно-развивающего воспитания.
Это одна из наиболее важных технологий, применяемых в работе с учениками с ограниченными возможностями здоровья. Любое воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится к коррекционным процессам. Каждая самоподготовка, беседа, мероприятие выполняет коррекционные задачи. Применение коррекционно-развивающей технологии позволяет адаптировать учащихся коррекционной школы – интерната к реалиям окружающего мира, сделать их полноправным и активным людьми, которые наравне со всеми могут включиться в трудовую и общественную жизнь.
Компьютерные технологии.
Для детей с ограниченными возможностями здоровья  компьютер - помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации.
Информационные технологии на самоподготовках и при поведения мероприятий я использую в следующих вариантах:
Мультимедийные презентации
Они обеспечивают воспитательный процесс новыми, ранее недоступными материалами и позволяют систематизировать и разнообразить учебный материал. Подготовка презентации – сложный творческий процесс, но он того стоит. Презентацию можно использовать практически на самоподготовке, при проведения мероприятий, на любом его этапе. Например, на мероприятие ко « Дню матери» показывалась презентация «Мама, ты самая лучшая мама на свете!»
Видео и аудио материалы
Их использование более уместно тогда, когда беседа несет в себе важную воспитательную задачу. Например, на самоподготовке при поведение беседы «Добро победит зло» я использовала видео ролик и запись песни «Если добрый ты» из мультфильма, чтобы дети получили необходимый настрой и сделали правильные выводы.
Печатные материалы
На самоподготовке использую раскраски, кроссворды, печатаю различные задания по всем предметам. У детей развивается мелкая моторика рук, усидчивость, мышление, кругозор.
Демонстрация репродукций картин.
Использование Интернет ресурсов позволяет представить вниманию учащихся репродукции в более крупном формате, чем в учебнике, найти необходимую информацию для проведения беседы, мероприятия.
Таким образом, компьютер решает следующие задачи:
Развивает интерес
Привлекает внимание
Воздействует на эмоции
Активизирует познавательную деятельность
Использование ИКТ позволяет осуществлять процесс воспитания на качественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознательность. Восприятие воспитательного материала проходит более активно, повышается внимание, интерес, яркие моменты на самоподготовке, мероприятие улучшают понимание и делают запоминание материала более прочным. Чередование различных видов деятельности помогает избежать утомляемости и однообразности в работе на самоподготовке при проведения мероприятий, стимулируется активность и инициативность учащихся, которые не только принимают информацию, преподнесенную воспитателем, но и сами участвуют в ее создании.
Здоровьесберегающие технологии.
Использование на самоподготовке и во внеурочное время здоровьесберегающих технологий является необходимым в коррекционной школе VIII вида, поскольку направлено не только на сохранность физического здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, но и на сохранность их психического состояния. Использование здоровьесберегающих технологий - это не только сохранение и укрепление здоровья ученика, но и залог его успешного обучения и воспитания.
Целью моей работы по здоровьесберегающим технологиям является: «Показать значимость оздоровительных мероприятий в улучшении состояния здоровья и качества жизни детей во внеурочной деятельности».
Задачи:
1.Разработать мероприятия, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, связанных с социальными аспектами жизни учащих;
2. Пропаганда здорового образа жизни;
3. Помочь каждому ребенку осознать свои способности, создать условия для их развития;
4. Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно-ориентированный подход.
«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка –
… это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества». В.А.Сухомлинский
Школа - интернат — это не только учреждение, где на протяжении многих лет ребёнок живет, и учиться, но это ещё и особый мир детства, в котором ребёнок проживает значительную часть своей жизни. Он не только учится, живет, но и радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует своё мнение, отношение к кому-либо или чему-либо, взрослеет. Поэтому необходимо взглянуть на образовательную среду современной школы с точки зрения экологии детства и, как её основной линии — охраны и укрепления здоровья детей. Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь ребёнку осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства. Ведь каждый воспитатель может решить конкретные задачи по созданию в своей группе необходимого микроклимата для успешного развития школьника.
Работу по здоровьесбережению детей следует продолжать и расширять, более активно привлекать родителей учащихся – ведь семья – опора здорового воспитания учащихся. Но воспитание любых качеств личности требует большого терпения.
Игровые технологии
Давно известно, что игра дает детям возможность раскрыть свои возможности в непосредственной обстановке. О роли игры в процессе обучения и воспитания говорили и говорят многие известные педагоги и психологи. Еще Л.С.Выготский говорил, что именно в игре дети учатся усваивать общественные функции и нормы поведения. Игра, как он отмечал, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, так как игра – это всегда эмоции; а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление.
Остановлюсь на наиболее важных, на мой взгляд, психолого-педагогических возможностях игры, которые могут быть использованы на самоподготовке и во внеурочное время.
Игра как средство воспитания.
Развитие подвижных игр в воспитательных целях связано с образом жизни людей. В играх отражаются особенности психического склада народностей, идеология, воспитание, уровень культуры и достижения науки. Кроме того, некоторые игры приобретают определенный оттенок в зависимости от географических и климатических условий.
Оздоровительное значение подвижных игр.
Правильно организованные подвижные игры должны оказывать благотворное влияние на рост, развитие и укрепление костно-связочного аппарата, мышечной системы. На формирование правильной осанки детей и подростков. Большое значение приобретают подвижные игры, вовлекающие в разнообразную, преимущественно динамическую, работу различные крупные и мелкие мышцы тела.
Роль игры
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Передовые представители культуры: К.Д. Ушинский, Е.А. Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А. Виноградов и др., заботясь о просвещении, образовании и воспитании детей, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков народный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Алгоритм работы с играми:
Знакомство с содержанием игры.
Объяснение содержания игры.
Объяснение правил игры.
Разучивание игр.
Проведение игр.
Безусловно, содержание воспитания должно максимально предусматривать физическое, трудовое, духовно-нравственное, эмоциональное и эстетическое воспитание учащихся.
Русские народные игры - исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный народностям и регионам. Игры очень многообразны: детские игры, настольные игры, хороводные игры для взрослых с народными песнями, прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания, здесь проявляли свои лучшие качества: доброту, благородство, взаимовыручку, самопожертвование ради других. После тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием принимали участие в играх детей, обучая их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных игр - движения в содержании игры (бег, прыжки, метания, броски, передачи и ловля мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные действия мотивированы сюжетом игры. Специальной физической подготовленности играющим не требуется, но хорошо физически развитые игроки получают определенное преимущество в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный удар по мячу).
Русские народные игры, танцы, развлечения наиболее привлекательны и доступны для освоения младшими школьниками, так как соответствуют психологическим особенностям детей этого возраста: обладают эмоциональной насыщенностью и способны активизировать интеллектуальную сферу ребенка как личности. Таким образом, русские народные игры представляют собой сознательную инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, установленной правилами игры, которая складывается на основе русских национальных традиций и учитывает культурные, социальные и духовные ценности русского народа в физкультурном аспекте деятельности. Цель: воспитание национального самосознания в области образования на основе возрождения традиционной и развития современной игровой культуры, духовное совершенствование физически здоровой личности детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы - интерната, расширение историко-культурного кругозора. С детьми, я разучивала русские народные игры « Узнай по голосу», «Коршун и Наседка», «Совушка», «Третий лишний», «Колечко», «А я по лугу, а я по лугу» (игра – песня), «Салки и пятнашки», «Ручеек», игра – песня «Ой мы просо сеяли, сеяли» и т.д. Ожидаемые результаты игры:
1. Выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательного воздействия окружающей среды, желание и умение вести здоровый образ жизни.
2. Включение в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий.
3. Снижение заболеваемости школьников.
4. Снижение психоэмоциональных расстройств.
5. Повышение уровня физической подготовки школьников.
6. Повышение уровня качества знаний по вопросам здоровья и его сохранения.
7. Снижение последствий умственной нагрузки.
8. Повышение социально-психологической комфортности в детском коллективе.
Формы и методы организации внеклассной работы
Внеклассная работа в МКСОУ Починковской СКО общеобразовательной школе- интернате VIII вида весьма многообразна и позволяет использовать различные формы и средства духовно – нравственного воспитания.
Я использую в практике три формы организации такой работы:
- массовая (общешкольные праздники, утренники и вечера, концерты, игры, соревнования и другое.)
- групповая (самоподготовка, беседа, занятие кружков, секций, команд и другое.)
- индивидуальная (обучение отдельных учеников художественному чтению, пению и другое)
К средствам духовно – нравственного воспитания относится:
1.устройство быта и создание благоприятных условий для труда;
2.организация творческой и исполнительской деятельности учащихся;
3.демонстрация или исполнение художественных произведений с их последующим разбором и оценкой (использование средств искусства)
Успех работы во многом зависит от правильного и удачно подобранного содержания занятия, старалась правильно формировать их цели, ставить задачи, подбирать конкретные вопросы, на которые должны дать ответ учащиеся, а так же разнообразить их действие так, чтобы было интересно, чем и добивалась активности детей. Стараюсь четко планировать работу по воспитанию и проводить ее систематически. Работу провожу с учетом потенциальных возможностей каждого ученика. Веду кропотливую индивидуальную и коррекционную работу. Все дети нуждаются в стимулировании, поэтому любая активность, самостоятельность, малейший успех поддерживаются методом поощрения. Вся учебная деятельность нацелена на удержание у детей оптимизма и уверенности в своих силах. Девиз занятий: «Ты такой, как все! Ты все можешь». Вместе с тем требования к тому, чтобы ученики доводили свою работу до конца, чтобы они преодолевали трудности, помогали воспитывать у них силу воли, дисциплинированность, трудолюбие, терпение, ответственность за порученное дело.
Реализация методической разработки раздела программы предполагает использование следующих методов:
наглядные:
наблюдения;
экскурсии (в природу, в музеи, селу и т.п.);
драматизация;
использование художественно-иллюстративных пособий;
мультимедийные материалы;
средства музыкальной выразительности;
натуральные объекты природы и продукт человеческой деятельности.
словесные:
чтение научной и художественной литературы;
беседы с элементами диалога;
ответы на вопросы воспитателя, детей;
проведение разнообразных игр;
сообщения дополнительного материала;
рассматривание наглядного материала;
рассказы детей по иллюстрациям;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров, праздников с участием родителей.
практические
моделирование;
театрализация, дидактическая игра;
практические работы;
словотворчество;
детское прикладное творчество;
организация вечеров с родителями;
создание компьютерных презентаций.
Я провожу эту работу в системе внеурочных мероприятий, то есть воспитатель выступает как основной организатор духовно-нравственного воспитания учащихся во внеурочное время. Передо мной стоит задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек, формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.
Я постоянно и всесторонне изучает учащихся, особенности их характера, поведения и моральной воспитанности в целом.
Процесс духовно-нравственного воспитания характеризуется многоплановостью и разнообразием средств педагогического воздействия на учащихся. Наиболее распространённой формой этой организации является беседы по духовно – нравственному воспитанию. Проведение бесед на самоподготовке заранее предусматривается в плане воспитательной работы. При проведении бесед преобладает форма свободного общения учащихся с воспитателем. К ним надо хорошо готовиться, чтобы они запоминались школьниками, оставляли след в их сознании, влияли на их поведение.
Тематика бесед во многом зависит от возраста учащихся, уровня их воспитанности, от конкретных условий жизни и деятельности ученического коллектива. Я проводила беседы на морально-нравственные, духовные, этические темы, о воспитании трудолюбия, бережливости, товарищества, дружбы, справедливости, доброты и отзывчивости, непримиримости к равнодушию, скромности. Были проведены беседы «Россия – Родина моя», «С чего начинается Родина», «Горячий снег – урок мужества», «города лица земли. Дети были ознакомлены с первичными понятиями – «Государство», «Гражданин», «Закон» и т.д. Основное требование – это активное участие всех учащихся; никто в группе не может оставаться пассивным наблюдателем – всем можно найти дело при подготовке и проведении. Школьники активно участвуют в подготовке бесед. Они могут быть так же и познавательные. Например, об истории родного села, символики государства, различных знаменательных событиях. В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют целью обогатить моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, ознакомить с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровеньвоспитателя, его эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к себе.
Большую помощь в духовно-нравственном воспитании школьников оказывает участие в общешкольных мероприятиях.
Их подготовка и проведение требует от воспитателя большого труда и затраты времени. Участие в различных конкурсах, презентациях делает детей более свободными в общении. Многие раскрывают в себе дремавшие таланты как артиста, чтеца, рассказчика. Значима подготовка и участие в более серьёзных постановках, посвященных Великой Отечественной войне, православию, соблюдению правил дорожного движения. Посещение музеев, библиотек обогащают нравственный мир школьников, развивают эстетический вкус.
Моя работа в полной мере связана с направлением воспитательной работы всей школы. В этом году тема школы: «Формирование духовно – нравственного развития обучающихся на основание традиций провославия»
Мероприятия различного уровня и направленности помогают воспитывать гармонично развитую личность на всех уровнях духовно-нравственного воспитания.
Кроме такой формы работы, как беседа и мероприятие, я использую во внеурочной деятельности и игры («КВН», «Что? Где? Когда?», «Поле чудес»), конкурсы (например, «От игры к знанию»), которые позволяют развивать логическое мышление и интеллектуальный уровень, воспитывать любовь к слову и речевой культуре.Проведение рыцарских турниров реализует творческий потенциал ребят в игровой деятельности на основе общепринятых нравственных установок и моральных норм. Любая внеурочная деятельность расширяет опыт конструктивного, творческого, нравственно-ориентированного поведения ребенка в современном обществе.
В педагогической литературе описывается множество методов и приемов нравственного воспитания, но, как показали проведенные исследования, важнейшим условием передачи значимых ценностей школьникам является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Главная трудность не в том, что дети не понимают «что такое хорошо и что такое плохо», а в том, чтобы эти понятия были ими прожиты и пережиты, приобрели для них личностный смысл. Учитывая механизмы усвоения ценностей и эмоционально-волевого развития учащихся, можно выделить следующие методы духовно-нравственного воспитания.
Метод эмоционально-ценностного акцентирования, при котором воспитатель различными способами организует осознание учащимися своих переживаний или духовно-нравственной ценности объекта изучения.
Метод пробуждения адекватных эмоций предусматривает такую организацию процессавоспитания, чтобы передаваемое содержание пробуждало нравственное эмоциональное отношение учащихся к воспроизводимым событиям и объекту изучения.
Метод эмоционально-ценностных противопоставлений состоит в том, что воспитатель, показывая антиценности и пробуждая негодование, неприятие их, обостряет у учеников переживание нравственных чувств, осознание необходимости духовных ценностей и способствует введению их в систему ценностных ориентаций личности.
Прилагаю усилие к тому, чтобы учащиеся группы были активными посетителями кружков, которые работают в школе-интернате это:
- «Резьба по дереву»
- «Умелые руки» (веселая нотка)
- «Умелые руки» (мягкая игрушка)
- «Юный художник»
- «Танцевальный»
- «Спортивный»
Кружок «Танцевальный соединяет в себе эстетическую и физическую культуру, что особенно важно для развития духовно – нравственной личности ребенка. Курс хореографии помогает ребенку выразить чувства, состояния языкам пластики движения, языкам тела. Дети с ограниченными возможностями здоровья на кружке развивают умение слушать и понимать музыкальное произведение, совершенствуют слух и чувство ритма. Наряду с эстетическими задачами хореография помогает развивать координацию движения, способствует уравновешенности развития правого и левого полушарий головного мозга. Одной из основных задач является развитие фантазии: ребенок воплощает свои художественные образы посредством пластики движения. Учится передавать характер в танце, придавать эмоциональную окраску своим действиям. Посещают кружок «Танцевальный» три девочки и семь мальчиков.
На кружке «Рукоделие» - здесь занимаются самые усидчивые пять девочек и три мальчика. На кружке дети вышивать гладью, шьют.
Также охотно посещают дети кружок «Умелые руки», где они вяжут на спицах, шьют мягкие игрушки, делают из бумаги разные фигурки. Трудные дети как Галя Кузнецова всегда посещает эти занятия.
«Веселая нотка» - музыкальный кружок. Музыка является одним из наиболее привлекательных видов деятельности. В кружок ходят не только способные дети в музыкальном отношении, но и все желающие. Вся работа направлена на выявление способностей и их дальнейшее развитие.
Кружок «Спортивный» занимает важнейшее место в подготовке детей к самостоятельной жизни и производительному труду. Материал программы включает гимнастику, легкую атлетику, лыжную подготовку (коньки), игры. Специально подобранные физические упражнения позволяют воздействовать на различные отделы опорно – двигательного аппарата и мышечные группы, формируют правильную осанку, легкую походку. «Спортивный» кружок способствует развитию силы, ловкости, координации движений, ориентировке в пространстве, помогают преодолеть недостатки психической деятельности.
Кружок «Резьба по дереву» развивает художественный вкус, аккуратность, точность, прививают трудовые навыки при обработке древесины, помогают овладеть различными инструментами. Систематические занятия резьбой открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мышление. Дети изготавливают изделия для домашнего интерьера (различные разделочные доски, кашпо, розетки, кухонные наборы, шкатулки и многое другое). Мальчики с интересом посещают этот кружок, даже ходят и девочки, как Света Рубанова, Саша Шароватова.
Все это позволяет участвовать в различных конкурсах. Каждый год принимают участие в районном мероприятие Ярмарка «Урожай ».
VI. Система внеклассной деятельности по формированию духовно – нравственных норм у детей с ОВЗ через систему внеклассных мероприятий.

Несмотря на то, что раздел воспитательной программы «Формирование духовно – нравственных норм у детей с ОВЗ через систему внеклассных мероприятий» включает в себя богатый и содержательный материал по приобщению учащихся к духовно-нравственным ценностям, усвоение и осознание учащимися базового содержания должно происходить путем его существенного расширения и обогащения через организацию внеклассной деятельности. Внеурочная деятельность позволяет повысить познавательную активность школьников, углубить и применить на практике знания, через следующие формы реализации:
Семейные праздники;
Встречи с интересными людьми;
Посещение музеев, библиотек;
Экскурсии, походы;
Благотворительные акции;
Игры;
Театрализации;
Концерты
Такие формы реализации открывают широкие просторы для творческого взаимодействия осознания ими значимости исторического наследия народа. Особый интерес вызывали у детей праздники «По страницам народного календаря», «Веселая Масленица», «Деревенские посиделки», « Пришла Коляда – отворяй ворота!», и др., походы в природу, экскурсии в музей, при проведении которых дети включаются в определенные нравственные отношения, активную коллективную деятельность, приобретая практический опыт. Благотворительные акции «Руки сердечное тепло», встречи с ветеранами войны и труда воспитывают патриотические чувства. Родители являются активными участниками и помощниками во внеурочной деятельности, что способствует формированию навыков сотрудничества и взаимодействия взрослых и детей. Родители участвовали в открытых общешкольных мероприятиях «День матери», «Веселая Масленица», День именинника «Цветик семицветик» которые я проводила. На протяжении трёх лет проводится «Диагностика уровня воспитанности учащихся в группе».
Динамика показателей результата воспитанности
за 2009 – 2012 уч.годауровень
Уч.гг.
Высокий Средний Низкий
2009 – 2010 начало года 11% 81% 8%
конец года 21% 75% 4%
2010 - 2011 начало года 6% 85% 9%
конец года 18% 77,5% 4,5%
2011 - 2012 начало года 15% 79% 6%
конец года 23% 76% 1%
Итог: В период с 2009-2012 уч.года отмечается положительная динамика показателей результата воспитанности у воспитанников.
Динамика показателей результата социализированности личности учащихся на 2011 – 2012 учебный год
Уровень Степень Результат
Социальная адаптированностьвысокая 7
средняя 5
низкая 1
Автономность
(зависимость учащихся в учебной деятельности) высокая 3
средняя 7
низкая 3
Социальная активность высокая 5
средняя 7
низкая 1
Нравственное воспитание высокая 8
средняя 3
низкая 2
Вывод: Данная методика М.И Рожкова направлена на то, чтобы выявить социальную адаптированность, автономность, социальную активность и нравственное воспитание учащихся.
Всего проанкетировано 13 учащихся, из них 7 человек показали высокую степень социальной адаптированности, 5 среднею, 1 низкую.
Высокую степень автономности т.е. зависимость учащихся в учебной деятельности показали 3 человека, среднею 7, низкую 3.
Высокую степень нравственного воспитания показали 8 человек,
среднею 3, низкую 2.
Воспитанники развивают творческие способности в кружках и секциях школы - интерната
Динамика показателей охвата воспитанников в школьных кружках за 2009 – 2012 уч.годНаименование кружков 2009 – 2010
2010 – 2011
2011-2012
«Умелые руки»
(мягкая игрушка)
Рук. Кулагина В.Н.
5 чел. 8 чел. 4чел.
«Умелые руки»
(вязание)
Рук. Кулагина В.Н.
5 чел. «Умелые руки»
(веселая нотка)
Рук. Кулагина В.Н.
7 чел. 7 чел. 7чел.
«Умелые руки»
(оригами)
Рук. Кулагина В.Н.
2чел. 1 чел. 1чел.
«Спортивный»
Рук. Юрасов Е.А. 4 чел. 8 чел. 8чел.
«Танцевальный»
Рук. Катина Н.В.
7 чел. 7 чел. 7 чел.
«Резьба по дереву»
Рук. Дружинин Г.Л. 6 чел. 7 чел.
«Учимся готовить»
Рук. Чекушина Н.Б. 7 чел. «Хозяюшки»
(Лоскутная фантазия)
Рук. Чекушина Н.Б. 6 чел. «Волшебное тесто» 1 чел. «Физкультура и здоровье»
Рук. Юрасов Е.А. 5 чел. 5 чел.
«Юный художник»
(бусинка)
Лисинкова М.А. 5 чел 5чел.
Итог: В период с 2009-2012 у. гг. отмечается положительная динамика
показателей охвата воспитанников группы в школьных кружках. Воспитанники группы активно принимают участие в предметных неделях, в школьных, районных и областных конкурсах и соревнованиях.
При осуществлении единства и взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности через приобщение детей к опыту своего народа наблюдается повышение познавательной и творческой активности, результативности участия учащихся в школьных, районных и областных конкурсах.
Реализация методической разработки «Формирование духовно – нравственных норм у детей с ОВЗ через систему внеклассных мероприятий» способствует сохранению и укреплению духовно-нравственных традиций семейного воспитания.
Следовательно, приобщение детей к духовно – нравственному воспитанию во внеурочное время обладает значительным педагогическим потенциалом: способствует
углублению знаний о жизни наших предков в далеком прошлом;
усвоению нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей;
воспитанию уважительного отношения к этнокультурному наследию своего народа, чувства гордости за причастность к своему Отечеству.
Таким образом, все вышеизложенное указывает на плодотворность включения и изучения ценностей и традиций русского народа в воспитательный процесс. Основательное изучение жизнь наших предков их духовного опыта должно занять одно из главных мест в формировании высоконравственной личности. Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении детьми вечных ценностей: милосердие, сострадание, правдолюбие, в стремлении их к добру и неприятию зла. Хочется верить, что посеянные в детских сердцах зерна Истины прорастут и дадут свои плоды.
«Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро…»
В.А. Сухомлинский.
VII. Содержание деятельности и перечень мероприятий по реализации раздела воспитательной программы духовно – нравственного воспитания.
Содержание духовно-нравственного развития и воспитания реализуется через направления:
Основные направления и основные ценности
духовно-нравственного развития и воспитания детей с ОВЗ
Направления Ценности
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека Любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, мир во всём мире, многообразие и уважение культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество.Воспитание нравственных чувств и этического сознания Нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике, саморазвитие и совершенствование.Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни Уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость, ценность знания, стремление к познанию и истине, научная картина мира
Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Уважение родителей; забота о старших и младших; здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному,формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях Красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Календарно - тематический план по духовно – нравственному воспитанию
СЕНТЯБРЬ

Мероприятия Цели
1 Прошлое земли Починковской Познакомить детей с прошлым родного края с историей села.
2 Беседа «Кто народ веселил»
(скоморохи, петрушки) Развивать способность
Воспринимать художественный образ. Формировать эмоциональную отзывчивость
3 Беседа «Дорогами Афгана»
Экскурсия к памятнику «Воинам землякам, погибшим в Афгане и Чечне» Способствовать развитию интереса школьников к истории афганской войны, воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.
4 Беседа «Как люди жили раньше»
«Экскурсия в школьный музей»
Рисование: «Ковры и половики наших бабушек» Конкретизировать представление о традициях убранстве русской избы. Закрепить знание правил гостеприимства, приобщать к бытовой и семейной культуре предков.
ОКТЯБРЬ
1 Игра – викторина
«Я люблю тебя, Россия!»
Прививать чувство патриотизма за свою Родину
2 «Доброе слово – что ясный день» Воспитывать доброе отношение к людям, желание сделать приятное окружающим.
3 «Ярмарочные заклички»
«Веселая ярмарка»
Формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры, приобщать учеников к русским традициям.
4 Октябрь-грязик - ни колеса, ни полоза не любит
Познакомить детей с народными приметами октября.
НОЯБРЬ
1 «Русская матрешка» Знакомство с русской народной игрушкой – матрешкой, развивать способность воспринимать художественные образы.
2 «Кузьминки – прощание с осенью» Рассказать детям о старинном празднике «Кузьминки, прощание с осенью, о народных приметах, об обычаях, связанных с днем Кузьмы и Демьяна.
3 «Читаем русские народные сказки» Развивать желание внимательно слушать чтение русских народных сказок, отвечать на вопросы, участвовать в драматизации.
4 «Вот и осень прошла» Уточнять знания о признаках осени, осенних месяцах.
ДЕКАБРЬ
1 Зима - не лето, в шубу одета Познакомить детей с народными приметами зимы, наблюдение за погодой.
2 Беседа «Услышать сердце человека» Помочь детям усвоить нравственные нормы. Познакомить с понятиями «воспитанность», «такт», «милосердие».
3 «Новогодний праздник»
В гостях у деда Мороза. Познакомить с традициями встречи Нового года, создать предновогоднее настроение; расширить кругозор учащихся.
4 «Зимние святки»
Пришла Коляда накануне Рождества Формировать мировоззрение на лучших традициях русской национальной культуры, приобщать учеников к русским традициям.
Январь
1 Встреча Старого Нового года. Познакомить детей с истоками, обычаями празднования Старого Нового года.
2 «Крещение на Руси» Приобщать учеников к русским традициям.
ФЕВРАЛЬ
1 «Горячий снег» (Литературно – музыкальная композиция, посвященная 2 февраля – Дню победы советских войск под Сталинградом) Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.
2 «День Святого Валентина»
Познакомить с историей празднования этого дня; развивать стремление дарить окружающим хорошее настроение.
3 Этическая беседа «Скромность – это что?» Формирование этических норм поведения, навыков общения в коллективе сверстников и с взрослыми.
4 «День Защитников Отечества» Познакомить детей с историей воспитания будущего мужчины, с историей русской армии.
Март
1 Грач на горе - весна на дворе Познакомить детей с народными приметами весны, наблюдение за погодой.
2 «Широкая Масленица» Познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой. Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
3 Беседа «Потолкуем о маме» Воспитывать уважение, любовь к маме, желание всегда сделать ей приятное.
4 «Пасха – праздник праздников» Познакомить детей с пасхальными традициями, обычаями; пробудить интерес к старинным русским обрядам.
АПРЕЛЬ
1 «1 апреля – праздник смеха» Расширять представление детей о празднике в народном календаре, умение различать шутки и плохие поступки.
2 «Приветливость вам открывает сердца» Дать основы этикета.
3 «Беседа «С чего начинается Родина» Прививать чувство патриотизма и гордости за свою Родину.
4 «Дымковская игрушка» Познакомить детей с дымковской игрушкой о славных дымковских мастерах.
Рассматривание узоров.
МАЙ
1 «Урок мира» Показать мужество русских солдат, развивать чувство патриотизма.
2 Беседа. Дети на войне. Воспитание патриотизма, глубокого уважения к ветеранам войны.
3 «Веселые ложки» Познакомить с предметами обихода - деревянными ложками. Углубить интерес к культуре своего народа.
4 «Земля – наш дом» Формировать у детей экологические, нравственно – ценностное отношение к природе. Воспитывать любовь к Родине.
МКСОУ Починковская СКО школа - интернат VIII вида
«Веселая Масленица»

Воспитатель: Лапкина Т.В.
2012
Цель: знакомить учащихся с русскими традициями.
Задачи:
Познавательные:
Познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей разных национальностей к российской культуре.
Развивающие:
Развивать сценическое мастерство учащихся, навыки вокального мастерства, умение выразительного чтения стихов, двигательную активность, творческие способности. Расширять кругозор, активизировать словарный запас.
Воспитательные:
Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
Оборудование:
Баян, шумовые инструменты, магнитофон, диски, соломенная кукла, метлы, самовар, большие мячи, решето.
Ход мероприятия
Выходит ведущая в русском народном костюме. Звучит русская плясовая.
Ведущая:
Добрый день, судари и сударушки!
Красные девицы! Добрые молодцы!
Зовём гостей со всех волостей,
На наш широкий двор,
Весну встречать, да Масленицу провожать.

Обычай празднования Масленицы ведёт своё начало с древнейших времён. В Западной Европе этот обычай превратился в традиционный карнавал, в России – в Масленицу. Масленица продолжается целую неделю. В России она называется «масленичная» или «сырная». Начиналась она в понедельник, а заканчивалась в воскресенье – последний день перед великим постом. Вся неделя связана с играми, забавами, розыгрышами и обязательным атрибутам блинами. Масленица – это праздник прощания с зимой и встречи Весны, Солнца, Жизни!
Семь дней гуляем Масленицу. Ждали ее всегда с нетерпением Понедельник – «Встреча» В этот день закликали Масленицу, упрашивали её прийти, пели ей песни.
1 ученик: Душа ль ты моя, Масленица,
Сахарные твои уста,
Сладкая твоя речь!
Приезжай ко мне в гости
На широкий двор.
На горах покататься,
В блинах поваляться.
Сердцем потешится!
2 ученик:
Уж ты моя Масленица,
Красная краса, русая коса,
Приезжай ко мне в тесовый дом
Умом повеселиться, речью насладиться.
3 ученик: Приезжай, честная Масленица,
Широкая боярина.
На семидесяти семи санях,
На широкой лодочке
В город пировать.
Ученики в ожидании смотрят в окна. Слышатся возгласы: «Скоро ли?» – «Не торопится!» Первая девочка выходит за дверь – «во двор» – и тут же возвращается, ведя за собою гостей.
Два мальчика несут Масленицу – соломенную куклу в синей шубе, белом платке, в лаптях.
Ведущая и девочки: (разводят руки широким жестом, указывают на Масленицу): Ой да Масленица, на двор въезжает, Широкая на двор въезжает! А мы, девушки, ее состречаем, А мы, красные, ее состречаем!
(пританцовывают, кланяясь): Ой, да Масленица, погостюй недельку, Ой, да Масленица, погостюй другую!
Масленица-кривошейка, Состречаем тебя хорошенько. С блинами, С каравайцами, С варениками!
Давайте дети встанем в хоровод и споём песню «А мы Масленицу повстречали».
Звучит музыка входит скоморох.
Скоморох:
Масленица – это наш праздник,
А король на празднике - смех!
Масленица – это веселье,
Игры и танцы для всех. Сегодня каждый, кто хочет
Пусть танцует, поёт и хохочет,
И вообще, веселится, как встарь:
Для песен, шуток и смеха
Масленичная потеха.
Музыканты, готовы? Жарь!
Звучит русская плясовая.
Скоморох:
Объявляю конкурс я
На лучшего плясуна,
Он, друзья получит приз.
Давай народ веселись!
Все танцуют, лучшему танцору вручают приз.
Ведущий:
Первый день у нас прошёл,
Начинается второй.
Вторник - «Заигрыши» Назывался он.
Это день игр и забав. Невесты присматривали себе женихов, а женихи – невесту. В этот день идут всевозможные соревнования – и опять же танцы и песни. В этот день проходят состязания силачей, и перетягивания каната.
Скоморох:
Мы традиции не будем забывать,
Будем мы тянуть канат,
Все вы дружно становитесь
И тяните, не ленитесь.
1. Перетягивания каната.
2.Петушиные бои.
3. Достань приз.
5.Отжимание.
Ведущая: Среда – «Лакомка»
В этот день, как понятно из названия, все ходят, друг к другу в гости на блины. А как же обойтись без песен! На стол ставили не только блины, но и все сладости, что были в доме.
Давайте дети встанем в хоровод и споём песню «Блины».
Песня - игра « Ой, мы просо сеяли».
«Ой, мы просо сеяли, сеяли,
Ой дид-ладо, сеяли, сеяли!» —
«А мы просо вытопчем, вытопчем,
Ой дид-ладо, вытопчем, вытопчем!»—
«А чем же вам вытоптать, вытоптать?
Ой дид-ладо, вытоптать, вытоптать?» -
«А мы коней выпустим, выпустим,
А мы коней выкупим, выкупим,
Ой дид-ладо, выкупим, выкупим!» -
«А чем же вам выкупить, выкупить?
Ой дид-ладо, выкупить, выкупить?» —
«А мы дадим сто рублей, сто рублей,
Ой дид-ладо, сто рублей, сто рублей!»
«Нам не надо тысячи, тысячи,
Ой дид-ладо, тысячи, тысячи!» -
«А чего ж вам надобно, надобно?
Ой дид-ладо, надобно, надобно?» —
«А нам нужно девицу, девицу,
Ой дид-ладо, девицу, девицу!» -
«В нашем полку убыло, убыло,
Ой дид-ладо, убыло, убыло!»
«В нашем полку ‘прибыло, прибыло,
Ой дид-ладо, прибыло, прибыло!»
Исполняется Русская народная песня «Картошка» ( младшая группа детей) Русская народная песня «А я по лугу, а я по лугу»(исполняет Рубанова С., Еремеева Ю.)
Русская народная песня «Я на горку шла» (исполняет Еремеева Ю.)
Ведущая: Четверг – « Разгуляй» или « Широкая Масленица»
Это середина недели, в этот день все наедались до отвала.
Скоморох:
Все скорей вставайте в круг
Хоровод водить
Будем петь мы песни
И игры любить.
Русская народная песня – танец «Летели две птички».
Веселые забавы.
Конкурс 1. « Кто быстрее перенесет снежный ком»
Конкурс 2. «Кто быстрее на метле» (пробежать на метле и не сбить кегли)
Конкурс 3. « Метла на лбу». (А теперь, как можно дольше поносить метлу на лбу)
Ведущая: Пятница – « Тёщины вечеринки».
Зятья ходят к тёщам в гости, те их угощают.
Сценка «Тёщины блинки»
Теща: - Ванька!
Зять: - Что, матушка - теща?
Теща: - Какой ты, Ванюшка, худющий и тощий!
И щек совсем не видать со спины.
А ну-ка, пойдем ко мне на блины!
Зять: - Караул! Спасите! До смерти закормит! ( пытается убежать, но теща его перехватывает)
Теща: - Я про зятя пирог испекла
В том пироге три осьмины муки,
Соли да крупы на четыре рубли,
Лучку да мучки на семь рублей,
Маслица с яичками на восемь рублей!
Этот пирог с рублем двадцать стал!
Зять: - то сел, у присеста съел!
Зять: - А у меня желудок резиновый.
Мне еще столько положи,
Да еще полстолька-
Я и это подмету!
Теща: - ( вынимает скалку) Возьму-ка я дубинку новеньку,дубинку вязовенькую! ( замахивается на зятя).
Зять: - Дай-ка мне, теща, домой дойти - все твои побои на жене возмещу!
Скоморох:
А на «тёщины вечеринки»
Нам частушки пропоют.
И, наверное, советы
Нам полезные дадут.
Звучит музыка входят « частушечники».
1 – й молодец:
На базаре был вчера, Видел там комедию:
Тёща лошадь продавала, Называла Федею.
2 – й молодец: У кого какая тёща,
У меня – как президент:
По указу к ней подходим,
Предъявить велит патент.
1 – й молодец: Если хочешь ты жениться,
Заходи в столовую,
Тёщу себе выбирай
Самую здоровую!
2 – й молодец: Как женился, появилась
Средь кудрей большая плешь.
Помогите мне оформить
Тёще выезд за рубеж.
Вместе: Мы частушки вам пропели,
Хорошо ли плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Чтобы вы похлопали.
Скоморох: Ну, спасибо, вам за то, что частушки спели.
Ведущая: А у нас уже суббота наступает.
«Суббота – «Золовкины посиделки».
В этот день невестка приглашает в гости всю родню. Угощает, себя показывает.
Скоморох:
Подходи, народ честной:
И парни, и девицы, и молодцы, и молодицы!
Игра «Ведьмина метёлка». Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму отгадывать.
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает?
(Зима)
Меня не растили - из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глаза - угольки, руки - сучки.
Холодная, большая, кто я такая?
(Снежная баба)
Чтобы осень не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратил он лужи в стёкла, Сделал снежными сады. (Мороз)
Кто поляны белит белым
И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины?
(Зима)
Бегут по дорожке
Доски да ножки.
(Лыжи)
Рассыпала Лукерья
Серебряные перья,
Закрутила, замела,
Стала улица бела.
(Метель)
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые ...
(Снежинки)
Дождь и слякоть,
Грязь и ветер,
Осень, ты за всё в ответе!
Мёрзнет, мёрзнет человек,
Выпал первый белый ...
(Снег)
В белом бархате деревня -
И заборы, и деревья.
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)
Без рук, без топорища
Построен мостище.
(Лёд)
Игра – песня «Шла коза по лесу»
- Ведущий говорит: «Шла коза по лесу - нашла себе принцессу» (выбирает кого-нибудь из круга) и говорит ему: «Давай с тобой попрыгаем (прыгают) и ножками подрыгаем (дрыгают ногами), давай с тобой покружимся (кружатся) и навсегда подружимся (говорят друг другу свои имена и жмут руки)». Дальше выбранный человек становится «козой» и сам выбирает «принцессу».
Ведущий:
Вот и последний день пришёл,
Самый знаменательный он
Будем с Масленицей прощаться,
Но не будем огорчаться.
Прощёное Воскресенье – это прощание с Масленицей, всепрощение. Люди просят друг у друга прощение, в этот день нельзя таить обиду и нужно забыть всё плохое за год. В этот день прощаются все обиды и оскорбления, ведь встретить весну необходимо с чистой совестью.
В воскресенье прощаются с зимой и встречают весну. Торжественно сжигают соломенное чучело в знак победы жизни над смертью; пепел развивают по полю, чтобы придать силу посеву, будущему урожаю. Поджигается чучело Масленицы и все хором говорят слова:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло
Чтобы все метели разом улетели
Чтобы все невзгоды ушли, как не погоды
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Ведущий: Прощай, Масленица – плутовка,
Погостила ты у нас недолго,
Погостила всего семь деньков,
А мы думали, погостишь семь годков!
Прощай, Масленица, прощай, Широкая!
Ведущий: Есть ещё одна – наверное, главная – традиция Масленицы: блинное угощение. Приглашаем всех отведать блинов.
Ох, как вкусен блин румяный
С маслом, мёдом иль сметаной,
Прямо с печки, с пылу с жару
Заходи, отведать пару!
Звучит песня «Блины»
Подведение итогов
1. Что встречает Масленица? (Весну).
2. А что провожает? (Зиму).
3. Что является символом Масленицы? (Блины)
Анализ мероприятия «Весёлая Масленица»
Главной целью данного мероприятия было знакомство учащихся с русскими традициями, а также три ведущие задачи:
Познавательная: Познакомить с русским народным праздником, традициями, обычаями, самобытной культурой. Пробудить интерес и приобщить детей разных национальностей к российской культуре.
Развивающая: Развивать сценическое мастерство учащихся, навыки вокального мастерства, умение выразительного чтения стихов, двигательную активность, творческие способности. Расширять кругозор, активизировать словарный запас.
Воспитывающая: Воспитание уважительного отношения к народным традициям, эстетических чувств доброты, внимания и чуткости друг к другу и окружающим людям.
В мероприятие приняло 20 учащихся разных возрастов, которые были активны, инициативны, а также творчески подходили е выполнению задания (песни, песни – игры, игры, сценка, танец и т.д.) Кроме этого дети создавали костюмы, осваивали игру на ложках, шумовых инструментах, пели частушки и песни. Все это способствует формированию волевых качеств и познавательного интереса.
Кроме этого, народные традиции, фольклор, связь прошлого с настоящим способствует развитию духовно – нравственных и гражданско-патриотических взглядов воспитанников, которым удалось наиболее точно передать культуру, быт, манеру общения тех времён.
Открытое общешкольное мероприятие прошло в теплой и дружеской обстановке, с угощением гостей блинами с чаем.

Список литературы
1. Амонашвили Ш.А Личностно–гуманная основа педагогического процесса.- Мн.: Университетское, 1990.
2. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 1987.
3. Болотов В., Спиро Д. Критическое мышление – ключ к преобразованиям российской школы // Директор школы. 1995, № 1.
4. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. рекомендации/Ом.гос.пед.ин-т им. Горького – Омск:ОГПИ, 1991
5. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001.
6. Гальцова Е.А. Нравственное воспитание в начальное школе: разработки внеклассных мероприятий. Волгоград: Учитель, 2007.
7. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка- М: 1979, т. 11.
8. Дубровская И.Г., Фаркова Е.Ю.Светлое слово.Светлое слово. Фольклор и литература: Книга для учителя.-М.: Образование и рынок, 1998.
9. Зелинский К.В.Нравственное воспитание школьников:философские, психологические и педагогические истоки: науч.-метод.пособие/М.: Глобус, 2009.
10. Козлов Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Филология», 2000.
11. Крупская Н.К. Задачи школы I ступени: Пед.соч., в шести томах Т.2. – М.: Просвещение, 1978.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996.
13. Макаренко А.С. Воля, мужество, целеустремленность. - М., 1987.
14. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985.
15. Матвеева Л. И Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.
16. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание – М.: 1995
17. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.
18. Попов Л.А. Этика. - М., 1998.
19. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999.
20. Поглазова О.Т.Окружающий мир. Методические рекомендации по окружающему миру для начальной школы: 3 класс.- Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
21. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001.
22. Рубинштейн С.Л. Психолого-педагогические проблемы нравственного школьников. - М.: Просвещение, 1981
22. Селевко В.К. Современные образовательные технологии. – М.: Народное образование, 1998.
23. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2008. - № 3
24. Стандарт второго поколения в начальной школе//Управление начальной школой.2009. №9
25. Средства воспитания (методический подход). // Классный руководитель. 2002. - № 3
26.Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения -М: 1980
27. Ушинский К.Д. Собрание сочинений.- М.: 1985,т.2.
Учебно-методический комплект для 4-летней начальной тшколы «Гармония» - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2003.
28. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. - М.: Просвещение, 1990.
29. Шемшурина А. Основы этической культуры школьников. // Народное образование. 1998-№ 6
30. Широкова И.Г. Этика. - М., 2002.
31. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003 - № 4
Ресурсы интернета
http://festival.1september.ru/articles/550429/
2. http://ped-portal.ru/blog/ilinairina/ .
3. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200203617
4. http://psylesson.ru/nachalnaya_shkola.
5. http://portfolio.1september.ru/
6. http://www.niro.nnov.ru7. http://www.uchpotal.ru