Педагогический проект изучения и применения в практической деятельности современных образовательных технологий на уроках математики учителя


Педагогический проект изучения и применения в практической деятельности современных образовательных технологий на уроках математики учителя Бачурихиной Татьяны Николаевны.
Наше время – это время перемен. Общество заинтересовано в людях высокого профессионального уровня и деловых качеств, способных принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Сложное экономическое положение, новые рыночные отношения поставили перед школой задачу: в короткий срок воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную пользу. Сегодня время диктует, чтобы выпускники школы были в будущем конкурентно способными на рынке труда. Для этого школе необходимо не просто вооружить выпускника набором знаний, но и сформировать такие качества личности как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения. Одним из важнейших направлений решения этой проблемы является повышения качества общеобразовательной подготовки учащихся.
 В результате моих раздумий, поисков, а также практической работы, у меня сложился собственный подход к обучению и воспитанию.
Качество образования есть качество не только конечных результатов, но и всех процессов, влияющих на конечный результат. Самым актуальным параметром в качестве образования является ребёнок, с которым мы работаем, и его взаимоотношение с учителем. В центре школьного образования стоит парадигма личностно – ориентированного обучения, которая предполагает:
признание ребёнка субъектом развития, обучения, воспитания;
признание способности ребёнка к саморазвитию;
смена позиций педагога на сопровождающую по отношению к деятельности ученика;
приоритет внутри личностного содержания образования.
По отношению к ученику придерживаюсь такой позиции: «изучи, пойми ученика и помоги ему учиться».
Главное – найти методический «ключик», позволяющий вызвать интерес к предмету, разбудить активность учащихся. Как сделать так, чтобы ребёнок учился с охотой, желанием?
Решая проблему воспитания интереса у учащихся к изучению математики, следует учитывать, что математика предмет огромного мировоззренческого потенциала, большой функциональной значимости.
Под интересом в методическом плане понимают «такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом».
Проблема интереса к изучению математики в школе связывается нами с нестандартностью подхода к содержанию и организации изучения предмета, ведущего к активизации познавательной деятельности учащихся, к обострённому восприятию мотивов учения.
Познавательная активность ребят в обучении математики предполагает не только понимание материала, но и понимание путей познания, активное участие в познании: наблюдение над фактами языка, доступная исследовательская работа, решение проблемных задач, вывод правил и закономерностей, обобщение и систематизация. Активность в обучении – это «добывание» знаний, исключающих механическую зубрёжку. Развитие познавательной активности воспитывает самостоятельность, повышает степень сложности познавательных умений.
При проведении уроков математики я пытаюсь внедрять новизну в методах обучения и воспитания:
управляю познавательной деятельностью ученика, т.е. перехожу с носителя знаний в позицию организатора собственно познавательной деятельности учащихся;
мотивирую познавательную деятельность учащихся за счёт коммуникации, взаимопонимания и добиваюсь положительного отношения к предмету;
организую самостоятельную работу на уроке, включая работу с источником знаний;
использую коллективные способы обучения (КСО);
организую помощь в процессе деятельности ученика;
создаю ситуацию успеха, т.е. предлагаю задания, посильные каждому;
создаю положительную эмоциональную атмосферу учебного сотрудничества;
организую, самоанализ собственной деятельности ученика и формирую его адекватную самооценку.
Таким образом, вовлекаю каждого ученика в процесс само – и соуправление своим развитием.
На своих уроках, во внеурочной деятельности особую роль отвожу внедрению образовательных педагогических технологий в целях активизации познавательной деятельности учащихся.
Анализ итоговой аттестации в 2011 г. по математике позволил выявить следующие проблемы:
Отсутствие положительной динамики качества знаний учащихся по математике.
Невысокая мотивация к изучению предмета.
Мало результативная работа по укреплению и сохранению здоровья детей.
Отсутствие ориентации учебного процесса на развитие творческого потенциала личности обучающегося.
Отсутствие должного навыка работы учащихся с информационными ресурсами сети Интернет.
Всё это противоречит целям современного образования, которое направлено на развитие индивидуальной траектории ученика, на формирование личности, которая может социально адаптироваться в современном обществе, на сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, на развитие компетенций школьников.
Проанализировав проблемы, я сделала следующие выводы:
необходимо развивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика, его творческий потенциал;
Необходимо применять педагогические технологии, которые позволят сформировать ключевые компетентности обучающихся, в том числе информационные;
необходимо внедрять здоровье сберегающие технологии как одно из условий самореализации обучающихся, повышения их уровня обученности и качества знаний.
Цель моего проекта: Изучение современных образовательных технологий в рамках внедрения ФГОС второго поколения в основной школе на уроках математики.
Задачи проекта:
- изучить ФГОС второго поколения основной школы;
- освоить технологии внедрения стандартов второго поколения;
- овладеть умением конструировать уроки с использованием современных
образовательных технологий.
Содержание проекта.
В рамках прохождения курсов повышения квалификации по программе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: проектирование образовательного процесса по математике» я начала изучать и применять на своих уроках различные образовательные технологии.
Для обеспечения нового качества образования я использую разнообразные средства: расширение образовательных услуг (индивидуально групповые занятия по математике), разнообразные формы и методы обучения, доступности информационных ресурсов, создание комфортных, безопасных психоэмоциональных условий пребывания на уроках математики и в школе. На своих уроках и во внеурочной деятельности я использую следующие современные образовательные технологии:
технология групповой работы;
технология проблемного обучения;
технология компетентностно - ориентированного образования;
технология развития критического мышления;
игровые технологии;
технология уровневой дифференциации обучения;
исследовательская технология;
технология сотрудничества;
Раскрою роль каждой из них в своей образовательной практике.
Технология развития критического мышления
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его полю. Использование технологии критического мышления обеспечивает: формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, “отсеивать” второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения; умение прогнозировать ситуацию, наблюдать,
сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов, стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации.
Данную технологию можно использовать и на уроках, и во внеклассных мероприятиях.
На своих уроках я использую такие приёмы ТРКМ как инсерт, кластер, ромашка Блума, концептуальная таблица, прием "Верные и неверные высказывания", работа учащихся в интернете в режиме совместного доступа.
Прием «Инсерт»
 Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте.
Анализ - это исходная мыслительная операция, с которой начинается процесс мышления. Для его осуществления нужно разложить идею или объект на составные части.
Анализировать можно по нескольким направлениям: “это я уже знаю”, “это я слышал”, “это не знаю”. Другой пример: “это я понимаю и объясню другому”, “это я понимаю, но объяснить не смогу”, “это я не понимаю.
Ученикам предлагаю незнакомый им текст. Необходимо прочитать текст с пометками.
Знаком «галочка» (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.
Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.
Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.
Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного, вдумчивого и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) Узнал новое (+)Думал иначе (–)Есть вопросы (?)
Приём работает на стадии осмысления.
Необходимо сначала прочитать весь текст, потом вновь к нему вернуться и заполнить таблицу. Таблица «Инсерт» делает зримым процесс накопления информации, от «старых» знаний к «новым». Обязательно должен быть этап обсуждения записей учащихся.
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. Учитель после заполнения учащимися таблицы обобщает результаты работы в режиме беседы. При этом учитель сам может прояснять затруднения, возникшие у учащихся. Отвечать на трудные вопросы, фиксируя при этом на доске в таблице ИНСЕРТ.Активное чтение способствует развитию  умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое. Стратегию «Инсерт» я использую при изучении нового материала, когда у учащихся есть знания в этой области, но на данном уроке они должны расширяться, уточняться.
Пример применения приёма инсерта в 5 классе по теме «Проценты».
ТЕКСТ ПО ТЕМЕ «ПРОЦЕНТЫ» (6 класс)
О процентах…
+ v - ?
1. «Pro centum» - в переводе с латыни обозначает сотую часть числа. 2. Процент обозначается знаком «%». 3. Впервые проценты появились в Древнем Риме. 4. Чтобы найти один процент от данного числа, надо это число разделить на 100. 5. Некоторые дроби чаще других встречаются в повседневной жизни, и потому они получили особые названия: половина (1/2), треть(1/3), четверть(1/4) и процент(1/100).
6. Чтобы выразить число в процентах, надо это число умножить на 100, например:
0,58 = =(0,58 100)% = 58 % 7. Чтобы выразить процент десятичной дробью или натуральным числом, нужно число, стоящее перед знаком %, разделить на 100.
58 % = = 0,58 8. Чтобы найти процентное отношение двух чисел, надо найти отношение этих чисел и выразить его в процентах.
Прием «Кластеры»
Смысл этого приема заключается в попытке систематизировать имеющиеся знания по той или иной проблеме. Слово кластер в переводе означает пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.
«Составление кластера» - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»). По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
На стадии вызова – для стимулирования мыслительной деятельности.
На стадии осмысления – для структурирования учебного материала.
На стадии рефлексии – при подведении итогов того, что учащиеся изучили.
Часто кластер я использую не только  для организации индивидуальной и групповой работы в классе, но и аналогичной работы дома.
Кластеры по этой теме ребята создавали в процессе решения задач, работая в небольших группах.
Задача 1: В плодовом саду собирали яблоки. За день было собрано 4840 кг. 25% собранных яблок отправили в магазин, остальные – на склад. Сколько килограммов яблок отправили на склад?

Задача 2: К новогоднему празднику в детском саду закупили фрукты. Мандарины составили 37%, яблоки – 35% всех фруктов. Груш заготовили на 1,82 кг меньше, чем яблок. Сколько всего купили фруктов?


Способы разложения многочлена на множителиВынесение общего знаменателя за скобкиИспользование формул сокращенного умноженияГруппировка Пример Пример Пример
Приём "Таблицы"
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. Предлагаю рассмотреть несколько табличных форм. Это таблица ЗХУ, концептуальная таблица, сводная таблица. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени – это стратегии ведения урока в целом.
Таблица «Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)
З – знаем    Х – хотим узнать   У – узнаем
З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать У – что мы узнали, и что нам осталось узнать
8-й класс. Геометрия. Тема:  «Площадь многоугольника. Площадь параллелограмма»

6-й класс. Тема урока: «Сложение, вычитание обыкновенных дробей»
·     Знаю ·         Хочу узнать ·          Узнал новое
· а/m +b/m =
= (a+ b)/m
· а/m –b/m =
= (a– b)/m  Как складывать дроби с разными знаменателями?
·  Как вычитать дроби с разными знаменателями?
·  Решение уравнений, задач, содержащих дроби с разными знаменателями. Понятия: наименьший общий знаменатель, дополнительные множители.
· Чтобы сложить, вычесть  дроби с разными знаменателями, нужно привести их к общему знаменателю.
· Алгоритм +, – дробей с разными знаменателями.
Приём «Концептуальная таблица»
Этот прием помогает учащимся увидеть не только отличительные признаки объектов, но и позволяет быстрее и прочнее запомнить информацию.
8 класс, урок геометрии по теме «Четырехугольники»

Прием «Техника постановки вопросов»
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления (тонкие и толстые вопросы). Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
1720851130300Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
“Ромашка” Блума (можно использовать как вариант домашнего задания или обобщение темы урока). По изучаемой теме составить вопросы, учитывая их назначение. Варианты возможных вопросов учитель может выдать каждой группе:
- простые (фактические) вопросы (Что…? Кто…? Когда…? Кто …? Верно ли…?
Когда…? Какая …? Где…? Куда…? Было ли …? Как звали…? Может ….? Согласны
ли вы …?);
- уточняющие вопросы (Правильно ли я понял, что…? Можно ли сказать, что…?); - интерпретационные (объясняющие вопросы) (Почему…?, В чем причина…?).
- оценочные (В чем отличие…? В чем сильные и слабые стороны…?) - творческие (аналитико-синтетические) (А что было бы…? Как изменится…,если… ?)
- практические (применение) (Как сделать так, чтобы…? Как применить в жизни …?).
Примеры применения технологии развития критического мышления на уроках математики.
Тема: Окружность. Взаимное расположение прямой и окружности.
Главная дидактическая цель урока: Добиться умения самостоятельно формулировать определения понятий: окружность, радиус, диаметр, хорда каждым учащимся.
Игра “Верю - не верю”
Проводится в начале урока, после сообщения темы.
Вопрос “+” верю,
“-” не верю
1.Верите ли вы, что самая простая из кривых линий – окружность?  
2. Верите ли вы, что древние индийцы считали самым важным элементом окружности радиус, хотя не знали такого слова?  
3. Верите ли вы, что впервые термин “радиус” встречается лишь в 16 веке?  
4. Верите ли вы, что в переводе с латинского радиус означает “луч”?  
5.Верите ли вы, что при заданном периметре именно окружность ограничивает наибольшую площадь?  
6. Верите ли вы, что в русском языке слово “круглый” означает высшую степень чего-либо?  
7. Верите ли вы, что выражение “ходить по кругу” когда-то означало “прогресс”?  
8. Верите ли вы, что хорда в переводе с греческого означает “струна”?  
9. Верите ли вы, что определение “касательной” уже есть в первом учебнике геометрии - “Начала” Евклида?  
Далее предлагаю текст
ЛИСТ №1
“Ни 30 лет, ни 30 столетий не оказывают никакого влияния на ясность или на красоту геометрических истин”. Кэрролл Л.
Самая простая из кривых линий – окружность. Это одна из древнейших геометрических фигур. Ещё вавилоняне и древние индийцы считали самым важным элементом окружности – радиус. Слово это латинское и означает “луч”. В древности не было этого термина: Евклид и другие учёные говорили просто “прямая из центра”, Ф. Виет писал что “радиус” - это “элегантное слово”. Общепринятым термин “радиус” становится лишь в конце XVII в. Впервые термин “радиус” встречается в “Геометрии” французского ученого Рамса, изданной в 1569 году.
В Древней Греции круг и окружность считались венцом совершенства. Действительно в каждой своей точке окружность “устроена” одинаково, что позволяет ей как бы двигаться “по себе”. На плоскости этим свойством обладает еще лишь прямая. Одно из интереснейших свойств круга состоит в том, что он при заданном периметре ограничивает максимальную площадь.
В русском языке слово “круглый” тоже стало означать высокую степень чего-либо: “круглый отличник”, “круглый сирота” и даже “круглый дурак”.
Если вы когда-либо пробовали получить информацию от бюрократической организации, вас, скорее всего “погоняли по кругу”. Фраза “ходить по кругу” обычно не ассоциируется с прогрессом. Но в период индустриальной революции, выражение “ходить по кругу” очень точно отражало прогресс. Шкивы и механизмы давали машинам возможность увеличить производительность и значит сократить рабочую неделю.
Без понятия круга и окружности было бы трудно говорить о круговращении жизни. Круги повсюду вокруг нас. Окружности и циклы идут, взявшись за руки. Циклы получаются при движении по кругу. Мы изучаем циклы земли, они помогают нам разобраться, когда надо сажать растения и когда мы должны вставать.
Представление об окружности даёт линия движения модели самолёта, прикреплённого шнуром к руке человека, также обод колеса, спицы которого соответствуют радиусам окружности.
Термин “хорда” (от греческого “струна”) был введён в современном смысле европейскими учёными в XII-XIII веках.
Определение касательной как прямой, имеющей с окружностью только одну общую точку, встречается впервые в учебнике “Элементы геометрии” французского математика Лежандра (1752-1833 гг.). В “Началах” Евклида даётся следующее определение: прямая касается круга, если она встречает круг, но при продолжении не пересекает его
По материалам книг: Г. Глейзер “История математики в школе”, С Акимова “Занимательная математика”.
Прочитав текст, составьте в тетради таблицу вопросов по нему, так чтобы вопрос начинался с указанного слова.
Что? Кто? Где? Когда? Почему? Зачем?
           
ЛИСТ №2
Изучив таблицу, сформулируйте геометрические определения понятий, используя ключевые слова.
№ рисунок Определяемое понятие Используемые ключевые понятия
1 Окружность Точки плоскости, одинаковое расстояние, точка - центр.
2 радиус Точки окружности, центр окружности, отрезок.
3 Хорда Отрезок, точки окружности.
4 Диаметр Хорда окружности, центр окружности.
Исследовательская деятельность отличается тем, что таит в себе огромные возможности для развития ребёнка, требует подключения воображения, способствует проявлению способностей ученика. Достаточно широко исследовательская работа учащихся проявляется при подготовке к уроку - лабораторной работе. Именно это ведёт их к самостоятельным открытиям и даёт радость творчества. Форма такого урока предполагает дискуссионное обсуждение вопросов, что учит ребят отстаивать свою точку зрения. Таким образом, на уроке каждый ученик раскрывает своё «я» перед одноклассниками. Положительное отношение к такому уроку и в целом к предмету формируется за счёт того, что оценки за исследовательскую работу ставятся только «4» и «5». Личность ребёнка развивается на таком уроке за счёт самосовершенствования. Так как данная исследовательская технология ориентирована на личность ребёнка, то в основе своей эта технология операционная, т.е. она формирует способы умственных действий учащихся (СУД). Для достижения данной цели необходим подбор тем для уроков – лабораторных работ.
Примером такой лабораторной работы может служить работа в 5 классе по теме «Прямоугольник».
Лабораторная работа по теме «Прямоугольник» проводится по группам.
Класс делится на группы по 3 человека. На каждую группу выдаётся эскиз прямоугольника (у всех групп – разные) и лист для оформления лабораторной работы. Все измерения и вычисления каждая группа вносит в свой лист, в котором также есть проблемная задача.
Лабораторная работа №1. Тема: Прямоугольник.
Оборудование: макет прямоугольника, линейка.
Выполнили: фамилия, имя ученика (цы) ________________________________________ Класс:________
Условие задачи: Найти периметр и площадь прямоугольника, длина которого а, ширина в.
Результаты измерений в сантиметрах: а= в=
Чертёж (эскиз) Формула для вычисления периметра: Вычисления:
Ответ округли до десятков. Формула для вычисления площади: Вычисления:
Ответ округли до старшего разряда. Исследование: Хватит ли пять плинтусов по 3м каждый, для того чтобы укрепить линолеум в комнате, длина которой 4м, а ширина 3м?
Исследование: Хватит ли девять рулонов сетки - рабицы, по 10 м каждый рулон, чтобы огородить земельный участок прямоугольной формы размеры которого 20м и 34м?
Пример практической работы по геометрии 8 класс. Рассмотрите прямую m, точку М вне её и отрезок МК.
Постройте в тетради три окружности с центром в точке М:
1. Радиус окружности r < MK
2. Радиус окружности r = MK
3. Радиус окружности r >MK

Дайте определение расстояния от точки до прямой: Расстояние от точки до прямой – это ______________________________________________________________________
Сделайте вывод о взаимном расположении прямой и окружности, в зависимости от радиуса и расстояния от центра до прямой.
Радиус окружности меньше расстояния от центра окружности до прямой Радиус окружности больше расстояния от центра окружности до прямой Радиус окружности равен расстоянию от центра окружности до прямой
Прямая и окружность ………. Прямая и окружность ………. Прямая и окружность ……….
Обсудите свои выводы с товарищем по парте.

Невозможно в настоящее время не использовать информационно – коммуникационные технологии в обучении математики. Это и создание мною и учениками презентаций к урокам и для внеклассных мероприятий, использование готовых продуктов (презентации, СД – дисков), применение ЦОР, участие в дистанционных проектах, создание разработок уроков в виртуальном кабинете в рамках дистанционного обучения ребёнка-инвалида.
Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела – это любой процесс, связанный с переработкой информации.
При этом компьютер можно использовать как наглядное пособие, источник учебной информации, содержащий информационные массивы - энциклопедии на КД, информационные сайты и поисковые системы Интернета; тренажер позволяющий отрабатывать автоматические навыки работы с информационными объектами - ввода текста, оперирования с графическими объектами на экране и пр., письменной и устной коммуникации в языковой среде; средство диагностики и контроля. Важную роль играют при изучении математики уроки-презентации. На таких уроках реализую принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию.
Урок-презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд), использовать анимации.
Применение ИКТ на уроках математики дает возможность мне сократить время на изучение материала за счет наглядности и быстроты выполнения работы, проверить знания учащихся в интерактивном режиме, что повышает эффективность обучения, помогает реализовать весь потенциал личности – познавательный, морально-нравственный, творческий, коммуникативный и эстетический, способствует развитию интеллекта, информационной культуры учащихся.
На своих уроках использую диски учебно-методической поддержки по математике. Однако, не все имеющиеся в школьной медиатеке диски, обучающие программы не всегда соответствуют изучаемому материалу, не учитывают особенности класса, содержания программы. Поэтому их использую не в полном объеме, а конкретные темы или задания.
Диск «Математика 5-11 классы. Практикум» использую как для объяснения нового материала, так и в качестве закрепления пройденного учащимися при самостоятельной работе с компьютером. Данный диск использую как на уроках математики в 6 классе, так и на уроках алгебры и геометрии в 7, 8, 9 классах. Электронное издание представляет собой комплекс лабораторных работ по геометрии, алгебре, алгоритмике и теории вероятностей, предназначенный для поддержки этих курсов практическими заданиями творческого характера. В комплекс включены задания на конструирование, моделирование, математический эксперимент, рассчитанные на все уровни и профили обучения.
При изучении темы «Линейная функция» в 7 классе пользуюсь диском Л.Я. Боревского «Курс математики XXI века».
При закреплении изученного материала, для самостоятельной работы учащихся часто использую диск «Учебное электронное издание. Математика 5-11 классы».
На уроках геометрии, где необходимо построение чертежей, а также на уроках алгебры при изучении графиков функции использую «Электронное учебное пособие. «Живая математика». Это виртуальная математическая лаборатория для учебных исследований при изучении планиметрии алгебры, стереометрии, тригонометрии. Среди источников информации следует особо отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, тесты в режиме on-line.
Интернет — прежде всего важный источник информации. В связи с ростом объёмов информации необходимо формировать информационную культуру. Под ней понимается знание источников информации, приёмов и способов рациональной работы с ними, применение их в практической деятельности. Поэтому вместе с мной учащиеся используют ресурсы сети Интернет. Обращаясь к сети Интернет, пополняю и свою методическую копилку. Много полезной информации получила, например, с Российского образовательного портала (school.edu.ru), крупнейшего в данный момент в России сайта, посвященного математическому образованию школьников. Сайт содержит образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов, учебные, научно-популярные, познавательные и др. материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. В разделе, посвященном математике, собрана вся информация, относящаяся к школьной математике. Весь раздел разбит на 4 части: база знаний, абитуриенту, страница учителя и библиотека. На "странице учителя" можно найти сведения о проходящих методических и научных конференциях и семинарах, прочитать интересные статьи и др. Воспользовавшись информационно - поисковой системой "Задачи" можно получить по указанию темы перечень задач разного уровня сложности. И таких примеров можно привести много.
Контроль знаний на уроке
В данном блоке реализуется принцип доступности, компьютер выступает в роли рабочего инструмента как средство подготовки и хранения заданий и тестов и оценивании знаний учащихся.
Тестирование с использованием компьютера.
Я заранее ввожу в компьютеры тест и предлагаю учащимся выполнить. Ученик работает самостоятельно в течение 5—10 минут. Объём и характер заданий позволяют выявить знания за 5—10 минут. Подобную работу на доске или в тетради учащийся способен выполнить в течение 15—20 минут.
На одно задание есть несколько вариантов ответов. При ошибочном ответе ученика появляется подсказка: соответствующее правило и примеры. При повторной ошибке появляется правильный ответ. Последовательность ошибочных действий ученика сопровождается выведением на экран комментариев. Работа заканчивается выводом на экран статистической информации о количестве ошибок и выставленной оценке. В итоге, я вижу реальные знания, а у учащихся нет претензий ко мне за выставленную отметку.
Одним из наиболее эффективных методов подготовки к ГИА является метод решения тестовых заданий. Практическое применение тестовых технологий при подготовке к ГИА показало, что учащиеся, знакомые с приемами работы над тестами, по своему уровню подготовки превосходят школьников, готовившихся по обычным учебникам и задачникам, которые, разумеется, исключать нельзя.
Также использую обучающие программы в качестве тренажера при коррекции знаний отдельных учеников на факультативных занятиях и консультациях. Эта работа хороша тем, что ученик самостоятельно, при помощи компьютера, повторяет практически весь материал по теме. Предъявляемые учебные задачи отличаются по степени трудности, учащимся дается возможность запросить определенную форму помощи, предусмотреть изложение учебного материала с иллюстрациями, графиками, примерами и т.д. Это устраняет одну из важнейших причин отрицательного отношения к учебе – неуспех, обусловленный непониманием, значительными пробелами в знаниях. В ходе решения задач ученик может убедиться в правильности своего решения или узнать о допущенной им ошибке визуальным путем, получив соответствующую «картинку» на экране. Работая с обучающейся программой, ученик получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь. Особенное значение в рассматриваемом процессе учения имеют такие возможности ИКТ, как гиперссылки, формирующие навыки самоконтроля, что способствует развитию у учащихся творческой активности и мотивации к обучению.

Технология проблемного обучения и метод проектов тоже используется мною как на уроках, так и во внеурочной работе. Учащиеся создают групповые и индивидуальные проекты по темам «Теорема Пифагора», «Пифагор и его школа», «Осевая симметрия в природе и окружающем мире», «Центральная симметрия», и т.д. Опираюсь на главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе, с умением учиться всю жизнь. Ими разрабатываются исследовательские, информационные, практико-ориентированные проекты.
Виды проектов Продукты
Творческие Золотое сечение в природе и живописи.
Лабиринт процентов в нашей жизни.
Информационные Пифагор и его биография.
Способы доказательства теоремы Пифагора.
Школа Пифагора.
Исследовательские Роль отрицательных чисел при решении геометрических задач.
Асимптоты дробно – рациональных функций.
Практико-ориентированные Методы и способы быстрого счёта.

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации могу использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается с групповым. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. К примеру, мои ученики, для достижения поставленной цели, используют научно-популярную литературу, периодику, ресурсы INTERNET, проводят самостоятельные исследования как в классе, так и дома, проводят эксперименты.

Технология разноуровневого обучения используется для реализации дифференцированного подхода в обучении. Особенно хороша эта технология для организации самостоятельной работы учащихся. Разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации. Успех, испытанный после преодоления трудностей, даёт мощный толчок для повышения познавательной активности. У слабых учащихся появляется вера в свои силы. Основу таких работ составляют одни и те же задания, варьируются лишь указания учителя для групп учащихся разной подготовленностью. Это многовариативные работы.
Примеры разноуровневых задач по теме «Делимость чисел»
Делители и кратные.
1уровень.
1. Проверьте, что: а) число 14 является делителем числа 518; б) число 1024 кратно числу 32.
2. Среди данных чисел 4, 6, 24, 30, 40, 120 выберите:
а) те, которые делятся на 4;
б) те, на которые делится число 72;
в) делители 90;
г) кратные 24.
3. Найдите все значения х, которые кратны 15 и удовлетворяют неравенству х < 75.
2 уровень.
1. Назовите:
а) все делители числа 16;
б) три числа, кратных 16
2. Среди данных чисел 5, 7, 35, 105, 150, 175 выберите:
а) делители 300;
б) кратные 7;
в) числа, не являющиеся делителями 175;
г) числа, не кратные 5.
3. Найдите все числа, кратные 20 и составляющие менее 345% этого числа.
3 уровень.
1. даны числа 13 и 3965.
а) Какое из двух чисел является делителем другого? Найдите еще три делителя этого
числа.
б) Какое из двух чисел кратно другому? Назовите еще три числа, кратных этому
числу.
2. Среди данных чисел 7, 21, 28, 63, 147, 189 выберите:
а) числа, имеющие меньше шести делителей;
б) числа, кратные 21;
в) число, имеющее наибольшее количество делителей среди данных чисел;
г) число, имеющее наибольшее количество кратных среди данных чисел.
3. Найдите наибольшее трехзначное число, кратное 94.(3;4)
Простые и составные числа.
1 уровень.
1. Докажите, что числа 695 и 2907 являются составными.
2. Запишите все делители числа 66. подчеркните те из них, которые являются простыми числами.
3. Может ли разность двух простых чисел являться простым числом? Ответ подтвердите примером.(3;10)
2 уровень.
1.Замените звездочку цифрой так, чтобы полученное число было:
а) простым: 5*;
б) составным: 1*7.
2. Может ли разность двух составных чисел быть простым числом? Ответ подтвердите примером.
3. Выпишите все числа от 1 до 50, представляющие собой произведение двух различных простых чисел. (15;14)
3 уровень.
1. Представьте число 72 в виде:
а) суммы двух простых чисел;
б) в виде суммы трех различных составных чисел.
2. В семье шестеро детей, причем возраст каждого ребенка в годах выражается
простым числом. Пятеро из них на 2, 6, 8, 12 и 14 лет старше самого младшего.
Сколько лет старшему ребенку?
3. Число 17 – сумма четырех простых чисел. Найдите произведение этих чисел.
(15;15)
Обучающие работы предназначены для организации самостоятельной деятельности учащихся, ориентированной на усвоение знаний и выработку умений применять их. Они часто носят индивидуальный характер и предназначены для ребят, по тем или иным причинам, не усвоившим материал вместе с остальной частью класса. Обучающие самостоятельные работы в свою очередь подразделяют на работы по формированию знаний и работы по формированию умений. Для работы я использую карточки-консультанты, перфокарты, карточки для коррекции знаний. Во всех случаях стремлюсь проводить обучающие работы в непринужденной, деловой обстановке, чтобы ребята не боялись задавать любые вопросы, были бы уверены, что за ошибки их не накажут, а там, где требуется, помогут, покажут, повторно разъяснят.


Игровые технологии применяю в процессе урока и особенно для организации внеклассных мероприятий по предмету. В моей методической копилке много разработок игр по математике: игра «Магические квадраты»(5 класс), Викторина по теме «Арифметические действия с натуральными числами», «Кодированные ответы», «Соревнование художников» (6 класс, координатная плоскость), «Молчанка» (использование сигнальных карт при устном опросе), «Индивидуальное лото», «Звёздный час», «Самый умный», «Кто хочет стать миллионером», «Своя игра», «Что? Где? Когда?» , «» и т.д. Такие мероприятия прививают познавательный интерес, делают предмет математики занимательным. Также игровые технологии применяю на отдельных этапах урока в виде ролевых игр или урок строю в форме деловой игры.
Здоровьесберегающие технологии.
В условиях единого воспитывающего здоровье сберегающего пространства одна из основных задач школы - сохранение здоровья и профилактика заболеваний учащихся. На каждом уроке и во внеурочной деятельности применяю здоровье сберегающие технологии.
Система мер по сохранению и укреплению здоровья учащихся
Соблюдение санитарно-гигиенического режима
Дифференцированный подход к детям с ослабленным здоровьем, детям-инвалидам
Разнообразие форм и методов работы
Смена видов деятельности на уроке (не менее 6)
Чередование видов активности (интеллектуальная –> эмоциональная –> двигательная)
Физкультминутки, гимнастика для глаз
Решение математических задач, содержание которых связано со здоровым образом жизни
Дозированные и отсроченные домашние задания
Создание на уроке ситуации успеха для ученика, благоприятного психологического климата
Работая над осуществлением своего проекта, я как руководитель методического объединения учителей математики, информатики, физики регулярно веду просветительскую работу среди членов методического объединения по внедрению современных образовательных технологий на уроках, выступаю на заседаниях, принимаю участие в педагогических советах и участвую в семинарах по данной теме.
Результативность внедрения современных образовательных технологий
Результаты внедрения современных образовательных технологий в учебный процесс учителя математики Бачурихиной Т.Н.:
1. Стабильный уровень обученности на всех ступенях обучения ( 100%)
2. Положительная динамика по показателю «Качество знаний» на всех ступенях обучения.
3. Активизация познавательной деятельности (увеличилось количество обучающихся принимающих участие в конкурсах различного уровня).
4. Повышение мотивации к изучению математики.
5. Развитие навыков оценочной (самооценочной) деятельности.
6. Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.
7. Формирование потребности в здоровом образе жизни.
Таким образом, использование современных образовательных технологий открывает новые возможности для реализации потребностей личности в развитии творческого потенциала, способствует формированию ключевых компетентностей; позволяет добиться высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
СОТ Что делаю Результативность
Технология развития критического мышления Применяю чтение с остановкой и приём инсерт. Организую групповую работу по принципу «Таблицы». Учу составлению кластеров. Формируется самостоятельное мышлении.
Ученики вооружаются методами и способами самостоятельной работы.
Появляется возможность сознательно управлять образовательным процессом в системе “учитель-ученик”.
Становится возможным влиять на результат и цели образовательного процесса.
Исследовательская технология Организую исследо-вательскую и проект-ную деятельность, вовлекаю учащихся в сетевые проекты. Развиваются познавательные навыки учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое и творческое мышление.
Информационно – коммуникационная технология Разрабатываю интерак-тивные сопровождения к урокам, применяю электронные образова-тельные ресурсы. Даю задания детям по созданию мульти-медийных презентаций, видеороликов. Использую социальные сервисы веб 2.0 для организации проектной деятельности, творческой работы учащихся. Использую возможности сети Интернет для работы с родителями: провожу анкетирование, своевременно решаю возникшие вопросы. Веду регулярную работу с электронным жур-налом. Активизируется познавательная деятельность, раскрывается творческий потенциал учащихся, расширяется кругозор. Активное участие и поддержка родителей в учебно-воспитательном процессе.
Технология сотрудничества Использую обучение в парах, группах. У учащихся развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти;
актуализируются полученные опыт и знания;
повышается ответственность за результат коллективной работы; совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.
Игровые технологии Использую на уроках игровые приёмы и ситуации, провожу уроки в нестандартной форме, провожу внеклассные мероприятия по математике в форме игр «Звёздный час», «Самый умный», «Интеллектуальное такси», «Своя игра». Активизируется познавательная деятельность учащихся, пробуждается интерес к математике.
Здоровье сберегающие технологии Провожу на уроках физкультминутки, применяю дозированное домашнее задание, разно уровневое домашнее задание, осуществляю дифференцированный и индивидуальный подход к детям с ослабленным здоровьем и детям – инвалидам, создаю ситуацию успеха у учащихся, исключаю факторы негативно влияющие на здоровье учащихся. Провожу профилактические и просветительские работы (лекции, беседы, декадники, акции «Брось сигарету!», «Нет наркотикам» «здоровый образ жизни») Формируется потребности в здоровом образе жизни.
Снижение дезадаптации воздействию негативных факторов внешней среды.
Совершенствование духовного и нравственного здоровья обучающихся.

Директор ГБОУ ООШ № 16 О.В.Буртаева