Урок КБЖ 5 класс. Тема:Правила поведения при пожаре.Средства пожаротушения.


Тема: Правила поведения при пожаре. Средства пожаротушения.
Назначение: 5 класс
Цели: расширение знаний обучающихся о правилах поведения при пожарах, формирование представлений об алгоритме действия при пожаре, повторение причин и поражающих факторов пожаров
Задачи:
Образовательные:
научить правильно, действовать в случае пожара в здании;
знать первичные средства пожаротушения.
Развивающие:
развивать умения и способности учащихся обсуждать, анализировать правила поведения при пожаре и средства пожаротушения;
расширить кругозор учащихся, показать связь темы с жизнью;
формировать навыки поведения во время пожара и при ликвидации его последствий.
Воспитательные:
формировать психологическую устойчивость к стрессу, готовность к грамотному поведению во время пожара в жилище;
воспитывать чувство ответственности.
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие. Проверка присутствующих. Выдача тетрадей. Подготовка учащихся к работе на факультативном занятии, организация психологического настроя.
ОБЖ
Интересно познавать.
Его тайны и загадки
Мы готовы разгадать.
- Мы начинаем наше занятие. Подарите друг другу улыбки, подарите улыбки всему классу.
II . Повторение пройденного материала.
О чем мы говорили на прошлом занятии? Что такое пожар? Назовите основные причины пожара? Кто перечислит опасные факторы пожара?



Сообщение темы урока.
А если вдруг возник пожар, что с ним делать? Как вести себя в данной ситуации? Чем возможно потушить огонь?
Об этом мы с вами сегодня и поговорим. Записываем тему занятия: Правила поведения при пожаре. Средства пожаротушения.
III. Актуализация познавательной деятельности учащихся.
Просмотр видеоролика: Правила поведения детей при пожаре.
IV. Работа по теме занятия.
Правила поведения при пожар. (запись в тетрадь) На парты положить картинки с правилами поведения при пожаре.
1. При пожаре, при пожаре,Знает каждый гражданин,Первым делом при пожареНабирают … (01). Вызовите службу спасения 01    Выбрать нужную картинку и вклеить в тетрадь.
2. Вы в пожарную охрануСрочно позвоните,Точный адрес и фамилиюВнятно назовите. По телефону 01 назови свое имя и фамилию; укажи, что именно горит; сообщи адрес.  Разыграть мини сценку «Вызов пожарных по телефону».
3. Если уж пожар случился,
Сообщи по 01,
А потом беги скорее
Отключи и газ, и свет,
Чтоб огонь, до них добравшись,
Не наделал страшных бед.
4. Посмотри, быть может, ты
Доберешься до двери,
Где сумеешь выйти сам
И дождаться взрослых там.
5. В дымном помещении к выходу спешите.И себя вы мокрой тканью плотно оберните.
Сквозь нее дышать лишь можно, угара не глотая.
Эти действия в дыму выжить помогают.
6. Если выхода наружу не успел ты отыскать,
Набери воды побольше в ванну, таз или ведро.
Обольешь и пол, и двери, да и стены заодно.
Физминутка.
Если на мой вопрос вы можете ответить: "Я!" – то остаетесь стоять.
Если на мой вопрос вы мысленно отвечаете: "Не я!" – то, присядьте на корточки.
Дым столбом поднялся вдруг,
Кто не выключил утюг?
Красный отблеск побежал,
Кто со спичками играл?
Стол и шкаф сгорели разом,
Кто сушил белье над газом?
Столб огня чердак объял,
Кто там спички зажигал?
Побежал пожар во двор,
Это кто там жег костер?
Пламя прыгнуло в листву,
Кто у дома жег траву?
Кто бросал в огонь при этом
Незнакомые предметы?
Переходим к следующему вопросу. Средства пожаротушения.
Чем можно дома потушить мелкое возгорание?
С давних пор люди, осознав разрушительную силу пожаров, стали создавать средства пожаротушения. Первые пожарные команды были вооружены самыми простыми средствами – топорами, ломами, баграми, ведрами. Всё это размещалось на конных экипажах. На них размещались  также лестница и пожарные команды. На отдельной подводе была бочка с водой. Воду подавали вёдрами или с помощью ручного насоса. Место пожара определяли с каланчи – пожарной башни. Поэтому к месту пожара пожарные прибывали с большим опозданием, а огромное количество деревянных домов способствовало быстрому распространению огня. Например, 13 июня 1901 года в Царицыне начался пожар-катастрофа, который бушевал 8 суток. За это время сгорело 10 тысяч домов.
Сегодня пожарные части оснащены современным оборудованием, производственными средствами пожаротушения.
Но очень важно знать и уметь пользоваться первичными средствами, находящимися в школах, больницах, детских садах.
Самыми распространенными средствами пожаротушения являются:
Пожарный щит, на котором размещены:
лопата;
топор;
лом;
багор;
ведро;
внизу располагается ящик с песком.
При помощи  этих инструментов можно открыть запертую дверь в комнату, где произошло возгорание, засыпать небольшой очаг песком или залить водой. Этими же инструментами можно отделить горящую часть строения или мебели, предотвратив распространения огня на другие предметы. Пожарный инвентарь должен использоваться только в случае пожара и всегда находиться в хорошем состоянии и строго на своих местах. Песок должен быть сухим, так как он может быть использован для тушения электроприборов, находящихся под напряжением. Пожарный щит располагается в доступном месте и окрашивается в красный сигнальный цвет.
Пожарный кран.
Вы, ребята, наверное видели дверцу в стене или навесной ящик красного цвета с надписью «ПК». Очень простой в обращении, этот комплект очень эффективен в борьбе с огнём. Он состоит из пожарного крана, пожарного рукава (шланга) и ствола, с помощью которого струя воды направляется точно в очаг пожара.  Расположение пожарных кранов в помещении школ и длина рукавов рассчитаны таким образом, чтобы можно было затушить очаг в любом классе или кабинете. Все элементы комплекта должны находиться в соединённом состоянии. При подготовке комплекта лучше действовать вдвоём. Необходимо открыть дверцу пожарного комплекта, взять ствол и растянуть рукав на всю длину, избегая закручивания и резких перегибов. По готовности к тушению второй человек открывает полностью кран. Но необходимо помнить, что водой нельзя тушить электроприборы. Пожарный шкаф должен содержаться в чистоте, иметь сигнальный красный цвет и порядковый номер.
Огнетушители.
Огнетушители предназначены для тушения небольшого очага пожара в труднодоступных местах. Время действия огнетушителя ограничено до 1 мин., в зависимости от его вида и вместимости баллона, поэтому действия при его использовании должны быть четкими и расчётливыми.

V.Закрепление материала. Кроссворд.

1. светит и обжигает.
2. жидкое средство для тушения огня.
3. твердое средство для тушения огня.
4. бытовой прибор, который во включенном состоянии может вызвать пожар.
5. чем подают воду при пожаре.
6. сигнал, издаваемый пожарным автомобилем.7. откуда набирают воду для тушения пожара.
8. основное средство борьбы с огнем.
(ответы: 1-пламя; 2-пена; 3-песок; 4-утюг; 5-шланг; 6-сирена; 7-колодец; 8-вода; по вертикали-ЛЕСТНИЦА)