«Методика применения современных образовательных технологий на уроках чтения»


Методика применения современных образовательных технологий на уроках чтения.
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей.» Дж.Пойа Я совершенно согласна с высказыванием этого великого математика и педагога.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию тему педагогического опыта: «Методика применения современных образовательных технологий на уроках чтения».
Вопрос о том, как помочь детям научиться читать, интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. И поэтому я определила цель своей работы: научить детей правильному осознанному выразительному чтению, обладающему нравственно-эстетическим и общим развитием. Развитие- вот та основная цель, которую ставили и ставят во главу угла передовые педагоги разных времён.
Особенности развития личности младшего школьника во многом определяют успешность его обучения, интенсивность формирования у него общеучебных умений и навыков.
Проблема формирования навыка беглого осознанного чтения рассматривалась в контексте методологических и теоретических исследований процесса чтения и особенностей его развития в начальной школе. Изучив взгляды учёных на эту проблему, понимая значимость обучения чтению в образовании, мы пришли к пониманию необходимости разработки оптимальных методов и форм работы с учётом возможностей и психологических особенностей младших школьников, гарантируя качество образования. Мы выяснили, что существует ряд причин, влияющих на низкий уровень развития беглого осознанного чтения, а именно6природный темп деятельности, регрессия, малое поле зрения, уровень организации внимания, уровень развития оперативной памяти.
Необходимо с первых дней ребёнка в школе выявлять эти причины и проводить работу по их устранению. Научная новизна исследования заключается: в попытке обобщить и систематизировать современную литературу по проблеме; экспериментально выявить оптимальные условия реализации заявленной системы, способствующей повышению качества образования.
В ходе исследования рассмотрены аспекты проблемы; сущность понятия «навык беглого осознанного чтения»; разработан комплекс тренировочных упражнений с 1 по 4 классы, позволяющий сформировать у детей активный интерес к процессу чтения.
1 год обучения- формирование целостных приёмов чтения на уровне слова (чтение целыми словами), объединение слов в словосочетания и предложения:
2 год обучения- увеличение беглости чтения, постепенное введение чтения «про себя»;
3-4 год обучения- наращивание скорости чтения; формирование способов действия с текстом. На основании этого предлагаю комплекс тренировочных упражнений, влияющий на основные параметры чтения (осмысление и темп).
1 класс
Фонетическая зарядка.
Дыхательная гимнастика.
Артикуляционная гимнастика.
Речевая зарядка.
Фотографирование.
Таблицы Шульте.
Щадящее чтение.
Чтение пред сном.
Чистое произношение.
Фонематический слух.
Увеличение зрительного поля.

2 класс
Речевая зарядка.
Зрительный диктант.
Динамическое чтение.
Развитие интереса к чтению.
Стимулирование читательской деятельности.
Развитие вертикального чтения.
Ведение читательского дневника родителями.

Используя эти упражнения в своей работе, хочу отметить, что учащиеся пишут грамотно, читают вдумчиво, хорошо запоминают текст, говорят и читают выразительно.