Тех.карта урока основные понятия генетики


Технологическая карта урока «Основные понятия генетики»
2)
Цель и задачи для ученика Цель и задачи для учителя Формируемые на уроке УУД
Цель: познакомиться с основными понятиями генетики Цель: Сформировать у учащихся представление об основных понятиях генетики, а также умение решать генетические задачи Познавательные
+ Регулятивные
Коммуникативные
+ Личностные
+
Задачи:
На знание: Давать определение понятий: ген, мутация, генотип, геном, локус, аллельные гены, фенотип, наследственность, изменчивость, признак и тд.
На понимание:
-Характеризовать процессы, связанные с процессами наследования признаков
На применение:
На анализ: Отличие фенотипа и генотипа
На синтез: Образовательные: - определить уровень знаний по данной теме
- Дать определение следующих понятий: ген, мутация, генотип, геном, локус, аллельные гены, фенотип, наследственность, изменчивость, признак, и тд.
Развивающие:
- Продолжить формирование умения применять полученные знания, при работе в команде и индивидуально.
Воспитательные: воспитание культуры поведения на уроке.
- воспитание независимости суждений;
+ + 3) Тип урока: урок изучения нового материала.
4) Вид урока: Комбинированный (Урок рассказ – самостоятельная работа)
6) План урока:
Этапы Время Методы обучения
Актуализация 3 Рассказ
Мотивация 3 Рассказ
Изучение нового материала 10 Рассказ, беседа, работа в команде
Самостоятельное применение знаний 20 Индивидуальная работа
Рефлексия 3 Беседа
Домашнее задание 1 Рассказ
7) Ход урока
Этап Цель этапа урока Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые на уроках УУД
Актуализация Психологический настрой учащихся, обеспечение рабочей обстановки на уроке Добрый день, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока – «Основные понятия генетики». Как вы думаете, чем занимается данная наука? Что мы будем свами изучать? - Данная наука, занимается изучением наследственности и изменчивости живых организмов.
- почему происходит наследование одних признаков и изменение других
Регулятивные
Мотивация Данный этап урока призван заинтересовать детей на изучение данной темы Совершенно верно! На данном уроке, мы с вами познакомимся с основными понятиями данной науки и будем учиться решать очень интересные задачи Слушают
Регулятивные, личностные
Изучение нового материала Итак, мы с вами выяснили, что генетика – это наука о наследственности и изменчивости живых организмов и методах управления ими; это наука, изучающая наследственность и изменчивость признаков. Термин генетика был введен английским ученым У. Бетсон, в 1906. Давайте разберемся по порядку, что же такое наследственность, как вы считаете?
Молодцы, вы правы, наследственность –способность организмов порождать себе подобных; свойство организмов передавать свои признаки и качества из поколения в поколение; свойство организмов обеспечивать материальную и функциональную преемственность между поколениями. Проще говоря, это то, благодаря чему дети похожи на своих родителей. А что же по - вашему изменчивость?
Изменчивость – появление различий между организмами (частями организма или группами организмов) по отдельным признакам; это существование признаков в различных формах (вариантах). Наука генетика имеет ряд специфических терминов, характеризующих как внешние признаки особи, так и генетические особенности. У вас на столах лежит терминологический словарь, с помощью которого мы с вами сможем изучать как основные законы генетики, так и решать генетические задачи. (Приложение 1)
Метод скрещивания или гибридологический метод – был разработан Г. Менделем, основывается на скрещивании «чистых линий» - это растения, в ряду поколений которых, при самоопылении все потомство было одинаковым по изучаемому признаку. (горох). Суть метода – скрещивание растений взаимоисключающих признаков, а затем проводится индивидуальный анализ с использованием мат. Статистики.
Для решения генетических задач, нам потребуются особые символы, с помощью которых мы будем записывать условия задачи – генетическая символика.
Символика — перечень и объяснение условных названий и терминов, употребляемых в какой-либо отрасли науки.
Основы генетической символики были заложены Грегором Менделем, применившим буквенную символику для обозначения признаков. Доминантные признаки были обозначены заглавными буквами латинского алфавита А, В, С и т.д., рецессивные — малыми буквами — а, в, с и т.д. Буквенная символика, предложенная Менделем, по сути, алгебраическая форма выражения законов наследования признаков.
Для обозначения скрещивания принята следующая символика.
Родители обозначаются латинской буквой Р (Parents — родители), затем рядом записывают их генотипы. Женский пол обозначают символом ♂ (зеркало Венеры), мужской — ♀ (щит и копье Марса). Между родителями ставят знак «х», обозначающий скрещивание. Генотип женской особи пишут на первом месте, а мужской - на втором.
Первое поколение обозначается F1 (Filli — дети), второе поколение — F2 и т.д. Рядом приводят обозначения генотипов потомков.
А теперь, давайте рассмотрим алгоритм решения генетических задач и их оформление (Приложение 2)
- это то что сохраняется в генах и передается из поколения в поколение.
- это приобретение новых свойств.
По ходу рассказа учителя, и записям на доске, дети записывают символику. Самостоятельное применение знаний А теперь, давайте попытаемся самостоятельно решить задачу.
Вариант 1. Какие типы гамет будет образовывать организм с генотипом
а) АА б) аа в) АаВариант 2. Какое потомство получится при скрещивании гомозиготных серых мышей? Если серая окраска является доминантным признаком, чёрная окраска – рецессивным.
Решение задач, класс делится на два варианта, затем меняются задачами. Рефлексия И так, сегодня мы с вами познакомились с основными понятиями генетики и научились решать генетические задачи. Какие сложности возникли? Что показалось непонятным, почему? Домашнее задание Прочитать § 4.1, учить термины, генетическую символику и решить задачу: У человека альбинизм – аутосомный рецессивный признак. Мужчина альбинос женился на женщине с нормальной пигментацией. У них родилось двое детей – нормальный и альбинос. Определить генотипы всех указанных членов семьи. Решение
А – нормальная пигментация,а – альбинизм.
Запись схемы брака по фенотипам (на черновике)
Р ♀ × ♂
нормальнаяпигментация   альбиносF1 аa  А*
альбинос  нормальнаяпигментация
Выяснение и запись генотипов, известных по условию задачи
Генотип особи с рецессивным признаком известен – аа. Особь с доминантным признаком имеет генотип А*:
Р ♀A*норма × ♂aaальбинос
F1 аaальбинос   А*норма
Определение генотипов организмов по генотипам родителей и потомков
Генотип мужчины и ребенка альбиносов – аа, так как оба они несут рецессивный признак.
Женщина и здоровый ребенок имеют в своем генотипе доминантный ген А, потому что у них проявляется доминантный признак.
Генотип ребенка с нормальной пигментацией – Аа, поскольку его отец гомозиготен по рецессиву (аа) и мог передать ему только ген а.
Один из детей имеет генотип аа. Один аллельный ген ребенок получает от матери, а другой от отца. Поэтому мать должна нести рецессивный ген а. Ее генотип – Аа.
Запись хода рассуждений по выяснению генотипов и схемы брака в чистовик
Р ♀Аанорма × ♂aаальбинос
гаметы    A     a     a 
F1 аaальбинос50%   Аaнорма50%
Ответ
Генотип мужа – аа, жены – Аа, ребенка с нормальной пигментацией – Аа, ребенка-альбиноса – аа.