Урок по биологии Экологические группы птиц


Открытый урок 05/05/ 2015 год.
Предмет: биология.
Тип урока: изучение нового материала
Тема: «Экологические группы птиц».
Продолжительность: 45 минут.
Класс: 7 а класс.
Технологии: ИКТ (медеоресурс зарядка для глаз, презентация), технология РКМЧП (Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо), технология АМО (Активные Методы Обучения)., технология формирующего оценивания
Конспект урока.
Организационный момент - 3 минуты.
Плакат «Птица удачи», на парте у каждого ученика лежит перо из цветной бумаги, фломастер.
-Добрый день, Звенит звонок, Начинается урок!!!
Прежде чем начать работу, давайте возьмем перо и по цвету выбранного пера перейдем в ту группу, на столе которого перо такого же цвета. Теперь напишем на своем пере пожелания для нашего урока фломастером и поместим на Птицу удачи, озвучивая ваше пожелание.
Проверка домашнего задания. 5 минут
Выдается тест два варианта. (Приложение 1). По ключу на слайде ученики проверяют свою работу.
-Теперь вы должны оценить свои знания, поставьте себе оценку. Какие – то трудности? Чтобы оценить знания мы должны установить критерии оценивания. В тесте 6 вопросов, ваши варианты, как оценим знания.
Я выполнил все предложенные задания и заслуживаю максимальный балл оценивания- «5»
Сегодня я хуже постарался, чем обычно. Единственная ошибка принесла мне только хороший результат – «4»
Да, вчера мне не хватило терпения подготовиться лучше, но я буду стараться и не допущу 2-3 ошибок в следующий раз – «3».
Согласны с критериями? Тогда ставим себе оценку на листочек и в дневник. Листочки сдаем, чтобы выставить оценки в журнал.
Фаза ВЫЗОВ- 5 минут. Видео о группах птиц к стихам. Группы формулируют тему своей работы. (Приложение 3)
- Как вы думаете, о чем сегодня мы будем вести речь на уроке?
- На какие группы можно поделить птиц? (Птицы леса, водоплавающие, открытых пространств и конечно же рассмотреть экологические аспекты.
Фаза ОСМЫСЛЕНИЕ. 15 минут на подготовку, 12 минут группам на выступление.
-На парте у каждого лежит лист формата А3. Работа по изучению нового материала идет с использованием заданий по инструктивной карте. Задания продуманы по данной теме мини- групп, выполняются с использованием элементов технологии РКМЧП). На работу 15 минут. Используется материал в мультифорах. После этого дается 2-3 минуты на выступление. (Приложение 2)
Фаза РЕФЛЕКСИЯ. 2 минуты.
Выходя к Птице удачи приклеивают зерна по цвету рефлексии на слайде.
Я о себе.
Моих знаний об экологических группах птиц достаточно. Я ответил на все вопросы.
Сегодня я допустил ошибки, но в следующий раз я буду внимательным и выполню все на «5».
Я знаю все, но просто сегодня не мой день. Мне не хватило порядка в голове, поэтому я допустил много ошибок.
5.Домашнее задание. 1 минута
Выполнить кроссворд о редких и исчезающих птицах Томской области.

Приложение 1
ФИ, класс ФИ, класс
Тест «Птицы» 1 вариант Тест «Птицы» 2 вариант
Задание: обведите один правильный ответ Задание: обведите один правильный ответ
1.Передние конечности птиц преобразованы в:
А) крылья Б)перья В) ласты
2.Опахала каких перьев не образуют сомкнутых пластинок:
А)контурных Б)рулевых В)пуховых
3.Расширение пищевода птиц называется:
А) мешок Б) зоб В)клоака4.Белок яйца птиц служит защитой для зародыша и
А) источником воды Б)источником воздуха В)источником кальция
5.Птенцы беспомощные, слепые, почти всегда голые появляются у
А) выводковых птиц Б)птенцовых птиц
6.Птицы, живущие в течение всего года в одной местности, называются
А)перелетными Б)кочующие В)оседлые
1.Желудок птиц имеет мускульный отдел и …
А) зобный Б)железистый В) складчатый
2.Самые крупные перья птиц:
А) контурные Б)покровные В)пуховых
3.Выделительная система птиц не имеет
А) клоаку Б) мочеточник В) мочевой пузырь
4.Желток яйца птиц служит защитой для зародыша и
А) источником воды Б)источником питательных веществ В)источником кальция
5.Птенцы покрыты пухом, хорошо видят появляются у
А) выводковых птиц Б)птенцовых птиц
6.Птицы, перелетающие с одной местности на другую в поисках пищи, называются
А)перелетными Б)кочующие В)оседлые
Количество правильных ответов: Количество правильных ответов:
Ваша оценка: Ваша оценка:
Приложение 2
Задания для групп.
1 группа. Птицы леса.
Составить кластер по данной теме, в котором отобразить основные моменты, используя текст страницы 212- 214:
Какие особенности у данной группы птиц во внешнем строении?
Каких представителей данной группы вы знаете? Отметьте их особенности, которые помогают им жить в лесной зоне.
Каких птиц леса, занесенных в Красную книгу Томской области, вы знаете?
2 группа. Водоплавающие птицы.
Составить синквейн по данной теме, в котором отобразить основные моменты, используя текст страницы 214- 216:
Какие особенности у данной группы птиц во внешнем строении?
Каких представителей данной группы вы знаете? Отметьте их особенности, которые помогают им жить рядом с водой.
Каких птиц водоплавающих, занесенных в Красную книгу Томской области, вы знаете?
3 группа. Птицы открытых пространств.
Составить кластер по данной теме, в котором отобразить основные моменты, используя текст страницы 219:
Какие особенности у данной группы птиц во внешнем строении?
Каких представителей данной группы вы знаете? Отметьте их особенности, которые помогают им жить на открытых пространствах.
Каких птиц открытых пространств, занесенных в Красную книгу Томской области, вы знаете?
4 группа. Значение и охрана птиц.
Составить синквейн по данной теме, в котором отобразить основные моменты, используя текст страницы 220- 221:
Каково значение птиц в природе?
Какую пользу птицы приносят человеку?
Какие меры по охране птиц вы знаете ?Приложение 3
Птицы леса:
Глухаря не встретишь в поле,Место выбрал он глухое,Там, где сосны - великаны,Там, где синие туманы,Где в тиши лесных болотКлюква красная растёт. 
Водоплавающие:
Аист- старый наш знакомый:Он живет на крыше дома -Длинноногий, длинноносый,Длинношеий, безголосый Он летает на охоту За лягушками в болото.
Открытых пространств:
Выгибает страус шею:«Посмотрите на меня:Хоть летать я не умею,Но бегун прекрасный я»
Охрана птиц:
Пословица Лес без птиц и птицы без леса не живут.
ПТИЦЫ ЛЕСА.
ВОДОПЛАВАЮЩИЕ ПТИЦЫ.
ПТИЦЫ ОТКРЫТЫХ ПРОСТАНСТВ.
ЗНАЧЕНИЕ И ОХРАНА ПТИЦ.
Птицы леса.


Водоплавающие птицы.

Птицы открытых пространств.


Охрана птиц