Рабочая программа по дисциплине Вычислительная техника


комитет образования и науки Волгоградской области
государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
«Волжский политехнический техникум»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВЫЧИСЛИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА
Специальность 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
Курс 2
2016 г.
Рассмотрено и рекомендовано
на заседании кафедры
Электромеханики, АВТ и АТП
Протокол № 10
от 23.05.2016 г.
Зав. кафедрой:
__________ Е.П. КуневичУТВЕРЖДЕНО
на заседании Методическогосовета техникума
Протокол № 8
от 20.06.2016 г.
Председатель Методическогосовета
Зам. директора по учебно-методической работе
_____________ А.М.КоротееваСОГЛАСОВАНО
Руководитель службы
стандартизации
__________ Н.Н. АртюшенкоПротокол № 10
от 20.05.2016 г. Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее ФГОС СПО) по специальности среднего профессионального образования 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям) приказ Министерства образования и науки от 18.04.2014 №349

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум» (ГБ ПОУ «ВПТ»)
Разработчик:
Куневич Елена Петровна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБ ПОУ «ВПТ»
Рецензенты:
Босташвили Алена Владимировна, преподаватель высшей квалификационной категории, ГБ ПОУ «ВПТ»
Быков Игорь Викторович, генеральный директор ООО «Автоматика Строй Сервис»

СОДЕРЖАНИЕ
стр.
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
5
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6
условия реализации учебной дисциплины
12
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины
13
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вычислительная техника
1.1. Область применения рабочейпрограммы
Рабочая программа учебной дисциплины Вычислительная техника (далее рабочая программа) – является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям), входящей в укрупненную группу специальностей 15.00.00  Машиностроение.
Рабочая программа учебной дисциплины Электронная техника может быть использована при реализации основной профессиональной программы обучения:
- программы профессиональной подготовки по рабочей профессии 18494 Слесарь по контрольно-измерительным приборам и 14919 Наладчик контрольно-измерительных приборов при наличии общего образования без предъявления требований к опыту работы.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина входит в состав общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ППССЗ и изучается на втором и третьем курсе специальности СПО 15.02.07 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения;
знать:
виды информации и способы ее представления в электронно-вычислительной машине
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 165 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 111 часов;
самостоятельной работы обучающегося 54 часов.
2. СТРУКТУРА ИСОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего) 165
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 111
в том числе: лабораторные работы 26
практические занятия 20
контрольные работы 3
Самостоятельная работа обучающегося (всего) 54
в том числе: самостоятельная работа над индивидуальным проектом6
Подготовка к лабораторной работе или практическому занятию, оформление отчета по выполненной работе, составление заключения в соответствии с контрольными вопросами 14
Работа со справочной литературой 4
Анализ работы устройства 14
Решение задач 8
Построение временных диаграмм 8
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Вычислительная техника»
Наименование разделов и тем Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихсяОбъем часов Уровень освоения
1 2 3 4
Раздел1 Математические и логические основы вычислительной техники. 40 Тема 1.1 Основные сведения об электронно-вычислительной технике – 1 час Содержание учебного материала 0,5 1
1 Основные сведения об электронной вычислительной технике: классификация 2 ЭВМ, характеристики, функциональное назначение. Персональные, специальные и управляющие ЭВМ. 0,5 1
Лабораторные работы (не предусмотрены) 0 Практические занятия (не предусмотрены) 0 Контрольные работы (не предусмотрены) 0 Самостоятельная работа обучающихсяАналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы:
1Отличие персональных ЭВМ от специализированных
2 Этапы развития ЭВМ 1 Тема 1.2 Виды информации и способы представления ее в ЭВМ – 2 часа Содержание учебного материала 1 1
1 Виды информации и способы представления ее в ЭВМ. Количественные характеристики информации. 2 Форма сигналов, их параметры: низкий и высокий логические уровни, частота повторения, фронт, срез. 1 1
Лабораторные работы (не предусмотрены) 0 Практические занятия (не предусмотрены) 0 Контрольные работы (не предусмотрены) 0 Самостоятельная работа
Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы:
1 Импульс, и его характеристики
2 Виды импульсов 1 Тема 1.3 Математические основы работы ЭВМ- 10 часов Содержание учебного материала 2 2
1 Системы счисления; взаимосвязь между системами счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую. Правила недесятичной арифметики. Способы представления чисел в разрядной сетке ЭВМ. 2 Основной базис алгебры логики, законы алгебры логики, нормальные и совершенные нормальные формы, минимизация логических функций. 6 2
3 Основные логические операции. Таблицы истинности. Параметры и характеристики логических элементов различных технологий. Применение логических элементов в устройствах ЭВМ. 2 2
Практические занятия 10 Перевод чисел в различные системы счисления Арифметические действия над числами с фиксированной запятой
Минимизация логических функций
Синтез и анализ комбинационных схем Лабораторные работы
Исследование логических элементов 2 Контрольная работа 1 Самостоятельная работа
Подготовка к лабораторной работе или практическому занятию, оформление отчета по выполненной работе, составление заключения в соответствии с контрольными вопросами
Решение задач 12 Раздел 2 Типовые узлы и устройства вычислительной техники 79 Тема 2.1 Последовательные цифровые устройства – 9 часов Содержание учебного материала 4 2
1Триггеры (RS, D, JK, T- типов): принцип работы, функциональная схема, временная диаграмма, параметры, примеры использования, микро схемное исполнение. 2Регистры (параллельные, последовательные, реверсивные): определение, функциональная схема, временная диаграмма работы регистра, примеры использования, микро схемное исполнение, сравнительные характеристики регистров разных серий микросхем. 2 2
3Счетчики ( суммирующие, вычитающие и реверсивные): принципы построения и работа счетчиков, счетчики с произвольным коэффициентом пересчета 3 3
Лабораторные работы
Исследование триггеров
Исследование регистров
Исследование счетчиков 6 Практические занятия
Построение временных диаграмм
Построение счетчиков на базе интегральных схем 4 Контрольная работа 1 Самостоятельная работа
Подготовка к лабораторной работе или практическому занятию, оформление отчета по выполненной работе, составление заключения в соответствии с контрольными вопросами
Построение временных диаграмм
Самостоятельная работа над индивидуальным проектом: Построение схем с использованием счетчиков 12 Тема 2.2 Типовые комбинационные устройства – 9 часов Содержание учебного материала 2 2
1 Шифраторы и дешифраторы: назначение, таблица состояний, функциональная схема, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике. 2 Мультиплексоры и демультиплексоры: назначение, таблица состояний, функциональная схема, принцип работы, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем, приведенных в справочнике. 2 2
3Сумматоры и полусумматоры: назначение, таблица состояний, функциональная схема, примеры использования. Сравнительные характеристики микросхем сумматоров, приведенных в справочнике. Построение различных схем. 5 2
Лабораторные работы
Исследование сумматора
Исследование мультиплексора 4 Практические занятия
Построение шифраторов и дешифраторов
Построение комбинационных устройств на базе интегральных схем 4 Контрольные работы (не предусмотрены) 0 Самостоятельная работа
Подготовка к лабораторной работе или практическому занятию, оформление отчета по выполненной работе, составление заключения в соответствии с контрольными вопросами
Построение временных диаграмм
Работа со справочной литературой по подбору элементов в соответствии с заданием 10 Тема 2.3 Устройства памяти – 10 часов
Содержание учебного материала 4 1
1 Виды и характеристики запоминающих устройств. Иерархический принцип построения запоминающих устройств. 2 Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ): назначение, принцип построения, структурная схема ОЗУ и принцип работы. Условное графическое обозначение, назначение входов. 2 2
3 Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ): назначение, виды, принципы занесения информации в ПЗУ. Условное графическое обозначение, назначение входов. 2 1
4 Внешние запоминающие устройства: назначение, виды, принципы занесения информации 2 1
Лабораторные работы
Исследование ОЗУ 4 Практические занятия (не предусмотрены) 0 Контрольные работы (не предусмотрены) 0 Самостоятельная работа
Подготовка к лабораторной работе, оформление отчета по выполненной работе, составление заключения в соответствии с контрольными вопросами
Построение временных диаграмм 6 Раздел 3 Микропроцессоры 46 Тема 3.1 Основы микропроцессорных систем – 15 часов
Содержание учебного материала 6 2
1 Микропроцессоры: назначение и область применения, поколения, характеристики. Структурная схема и принцип работы микропроцессора. 2 Арифметико-логическое устройство (АЛУ): назначение, классификация, структурная схема и принцип работы . Устройство управления: назначение, функции, структурная схема и принцип работы. 4 2
3Способы управления технологическим процессом: назначение, виды, принцип управления, достоинства и недостатки
Команда: форматы, классификация, функциональное назначение, система команд. Примеры однобайтовых и много байтовых команд. Способы адресации 5 1
Лабораторные работы
Исследование АЛУ
Изучение простейших команд на УМК
Составление и отладка простейших программ на УМК с использованием системы прерываний 10 Практические занятия
Изучение конструкции и принципа действия учебного микропроцессорного комплекса 2 Контрольные работы (не предусмотрены) 0 Самостоятельная работа
Подготовка к лабораторной работе или практическому занятию,, оформление отчета по выполненной работе, составление заключения в соответствии с контрольными вопросами
Составление программы на УМК в соответствии с индивидуальным заданием 8 Контрольная работа 1 Тема 3.2 Организация интерфейсов в вычислительной технике- 6 часов Содержание учебного материала 1 1
1 Назначение и характеристики интерфейса 2 Параллельный интерфейс: структурная схема, принцип передачи информации, достоинства и недостатки 1 1
3 Последовательный интерфейс: виды, структурная схема, принцип передачи информации, достоинства и недостатки 2 1
4 Современные интерфейсы: виды, принцип передачи информации, достоинства 2 1
Лабораторные работы (не предусмотрены) 0 Практические занятия (не предусмотрены) 0 Контрольные работы (не предусмотрены) 0 Самостоятельная работа
Аналитическая обработка текста, составление ответов на контрольные вопросы.
1 Принцип работы беспроводных интерфейсов
2 Отличие асинхронного интерфейса от синхронного
3 Условные обозначения и выводы интерфейсов 4 Самостоятельная работа обучающегося над индивидуальным проектом 6 Самостоятельная работа обучающегося (всего) 54 Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) 111 Максимальная учебная нагрузка (всего) 165 Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Вычислительная техника».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Вычислительная техника»;
- лабораторные установки.
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Келим Ю. М. Вычислительная техника: Учебное пособие для студентов среднего профессионального образования. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 384 с.
Дополнительные источники:
Калиш Г.Г. Основы вычислительной техники-М.: Высшая школа, 2000г.
Нешумова К. А. Электронные вычислительные машины и системы-М.: Высшая школа 1989г.
Стрыгин В.В., Щарев Л.С. Основы вычислительной микропроцессорной техники и программирования-М.:Высшая школа 1989г
Токхайм Р. микропроцессоры: Курс и упражнения – М.: Мир, 1997г.
Петровский И.И., Прибыльский А.В., Троян А.А., Чувелев В.С. логические ИС КР1533, КР1554: Справочник.-М.: БИНОМ, 1993г.
Шило В.Л. Популярные цифровые микросхемы: Справочнк.-М.: Радио и связь, 1989 г.
Электронные ресурсы
http://moskatov.narod.ru – сайт электроники и микропроцессорной техники
www.chipdip.ru - видеопортал4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателемв процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимисяиндивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания) Формы и методыконтроля и оценки результатов обучения
1 2
уметь:
использовать типовые средства вычислительной техники и программного обеспечения; Формы:
Текущий, предварительный, итоговый
Методы:
-наблюдение и оценка основных умений при выполнении лабораторных работ и практических заданий
- зачет по лабораторным работам
- анализ результатов тестового задания
- защита проектов и его оценивание
- аналитическая оценка моделирования профессиональных ситуаций
- оценка решения практических задач
знать:
виды информации и способы ее представления в электронно-вычислительной машине Формы:
Текущий, предварительный, итоговый
Методы:
1 Текущий и предварительный контроль:
- анализ результатов контрольной работы
- анализ результатов тестового задания
- устный опрос
- зачет по лабораторным работам
2 Итоговый контроль:
- оценка решения практических и теоретических задач
- экзамен