Промежуточный мониторинг по биологии за первое полугодие в 5 классе. УМК Живой организм.ФГОС


Промежуточный мониторинг по биологии за I полугодие в 5 классе в форме теста .Составитель: учитель биологии Баринова Анжела Александровна МБОУ «Заревская ООШ».
Адрес: 216620,пгт.Хиславичи,ул.Берестнева 25,кв. 14 Хиславичский район, Смоленская область. E-mail: anzhela.barinova@mail.ru.
1. Назначение тестовой работы:
- оценить уровень обученности по биологии  5 класса,
- выявить наиболее проблемные или плохо изученные темы
-выявить успешность в освоении предметных умений.
2. Документы, определяющие содержание тестовой работы:
-Обязательный минимум основного общего образования по биологии.
-Рабочая программа по биологии УМК по линии Сонина «Живой организм».
-Учебник А.А Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию».5 класс.
-Тесты по биологии к учебнику А.А Плешакова, Н.И. Сонина «Биология. Введение в биологию».5 класс. Москва. Издательство «Экзамен», 2013г.
3. Условия применения тестовой работы – работа рассчитана на преподавание биологии по УМК линии Сонина «Живой организм».
4. Структура
По содержанию работа позволит проверить успешность усвоения тем:
1. Биология – наука о живой природе
2.Химический состав клетки
3.Структура и функции клетки
4.Методы изучения природы.
5.Разнообразие живого.
6.Бактерии.
7.Грибы.
8.Растения.Водоросли.
9.Мхи.Папоротники.
Работа позволит выявить сформированность следующих предметных умений:
1. Владение биологической терминологией;
2.Понимание основных положений биологических теорий, законов, правил, гипотез, закономерностей, сущностей биологических законов и явлений;
3.Умение определять, сравнивать, классифицировать, объяснять биологические объекты и процессы;
4.Умение устанавливать взаимосвязи процессов, явлений;
5. Умение устанавливать причинно- следственные связи; анализировать, систематизировать и интегрировать знания
План теста.
Элементы содержания Уровень сложности Максимальный балл за выполнение А1,
А2Живой организм,его признаки Б 1 А3 Методы изучения биологии Б 1 А4Устройство светового микроскопа Б
1 А5 Клеточное строение
Б 1 А6Основные вещества,входящие в клетку Б 1 А7Царство Бактерии Б 1 А8 Царство грибы Б 1 А9,
А10 Царство растения Б 1 А11 Приспособленность организмов к среде обитания Б 1 А12 Различать грибы своей местности Б 1 В1Умение включать вбиологический текст
пропущенные термины и
понятия из числа
предложенных П2 В2Умение устанавливать
соответствие
последовательности
биологических процессов, явлений,
объектов. Умение П2 работать с текстом
биологического содержания(понимать,
сравнивать, обобщать)
С Умение работать со статистическими данными, представленными
в табличной форме.
В 3 Диагностическая работа состоит из 15 заданий.
Последовательность изложения заданий соответствует уровням сложности: базовому, повышенному ,высокому. Проверяются элементы содержания нужные по требованиям выпускников в 9кл
В часть 1 включены задания на выбор одного верного ответа из четырёх предложенных. Каждое задание оценивается в 1 балл. В часть 2 – за верный ответ 2 балла.В 3 части – 3 балла.
Максимальный тестовый балл за выполнение всей работы - 19 баллов. За выполнение диагностической работы обучающиеся получают оценки по пятибальной шкале.
На выполнение всей диагностической работы отводится 45минут.
Задания.
Часть 1
При выборе заданий с выбором ответа (А1 - А12) обведите кружком номер правильного ответа.
А1. Отличием живой материи от неживой является
1)движение 3)размножение
2)увеличение массы 4)наличие углерода
А2. Клеточное строение характерно для 1)растений 3)капель воды
2) комочков почвы 4)песчинок
А3. Какой метод используется для изучения влияния удобрений на рост растений?
1)микроскопии 3)родословной
2)меченых атомов 4)эксперимента
А4. Главной частью увеличительных приборов является
1)штатив 3)лупа
2)зеркало 4)ручка
А5. Полужидкое вещество, которое заполняет клетку, - это
1)цитоплазма 3)наружная мембрана
2)хлоропласт 4)ядро.
А6. Сахароза, или свекловичный сахар, который мы едим каждый день, представляет собой
1)белок 3)углевод
2)жир 4)нуклеиновая кислота.
А7. Бактериальные клетки размножаются
1)спорами 3)участками цитоплазмы
2)жгутиками 4)делением клетки.
А8. Плодовое тело гриба подберёзовика состоит из 1)корней 3)почек
2)побегов 4)шляпки и ножки
А9. Какое живое существо относится к царству Растения
1)подосиновик 3)морская звезда
2)очиток 4)бабочка
А10. К царству Растения относят такие разные организмы, как хламидомонада и папоротник, так как они:
1)имеют клеточное строение 3)способны к бесполому размножению
2)в клетках содержится хлорофилл 4)в процессе дыхания поглощают кислород и выделяют углекислый газ.
А11. Найдите лишнего
1)лягушка3)пиявка
2)волк4)рак речной.
А12. В перечисленной группе грибов найдите несъедобный гриб.
1)мухомор 3)шампиньон
2)лисичка 4)рыжик.
Часть 2
При выполнении заданий с кратким ответом (В1 – В2) запишите ответ так, как уцказано в тексте задания.
В1. Вставьте в текст «Мукор» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
Мукор.
Плесневые грибы имеют маленькие размеры, большую скорость размножения, неприхотливы к пище и среде обитания. Широко распространен плесневый гриб мукор, или белая ____________(А). Это одноклеточный гриб, размножается спорами. Он образует пушистые плесневые налеты, покрывая хлеб, овощи, _____________(Б). Через некоторое время налёт становится ______________(В) – это образуется ____________(Г).
Перечень терминов:
1)черный 5)споры
2)зеленый 6)гаметы
3)плесень 7)варенье
4)грязь 8)мясо
Ответ:
А Б В Г
В2. Расположите в правильном порядке стадии развития папоротника, начиная с зиготы. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1)споры
2)гаметы
3)зигота
4)растение с корневищем и листьями
5)заросток с архегониями и антеридиями.
Ответ:
А Б В Г Д Е
Часть 3.
Для ответа на задание С используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания ( С), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.
С. Изучите таблицу «Число устьиц у разных растений». Ответьте на вопросы.
Число устьиц у разных растений на 1 мм2 поверхности листа
Растение Число устьиц на 1 мм2 Место произрастания
на верхней поверхности на нижней поверхности Кувшинка 625 3 Водоём
Дуб 0 438 Влажный лес
Слива 0 253 Умеренно влажный лес
Яблоня 0 246 Пшеница 47 32 Недостаточно влажное поле
Овёс 40 47 Очиток 21 14 Сухие песчаные места
Молодило 11 14 Укажите растения с наибольшим количеством устьиц на верхней и нижней поверхности листа. Объясните биологическое значение распределения устьиц на поверхности листа кувшинки. Как загрязнение воздуха отражается на количестве устьиц?
Для учителя
Ответы к тесту
Часть1№ задания Ответ
А13
А21
А3 4
А41
А5 3
А62
А74
А8 4
А92
А10 2
А11 2
А12 1
Часть2.
За верный ответ за каждое из заданий 2 балла
А Б В Г
3 7 1 5
Часть 3
Правильный ответ:
1). Наибольшее количество устьиц на верхней поверхности листа у кувшинки, а на нижней – у дуба, сливы и яблони.
2) Листья кувшинки находятся на поверхности воды, следовательно, испарение и газообмен возможны только с верхней поверхности листьев.
3) Чем больше загрязнён воздух, тем меньше устьиц на поверхности листа.

Таблица перевода тестовых балов в школьную оценку
Тестовый балл Школьная оценка
8 - 9 3
10 -11 4
12 и более 5
Лист самооценки
Умение Номер задания Уровень усвоения Возникшие трудности
не умею
0 понимаю с трудом, допускаю ошибки
1 умею
2
Основные признаки живой природы А1,А2 Характеризовать методы биологических исследований А3 Устройство микроскопа А4Узнавать основные органоиды клетки на таблицах А5 Объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке А6Систематизировать и обобщать разные виды информации А7Устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств А7,А8 Определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы А9,10 Устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания А11 Различать съедобные и ядовитые грибы своей местности А12 Для учителя. Отчёт по мониторингу по биологии в 5м классеУровень сформированности самооценки
Ф.И учащегося Уровни сформированности
высокий средний низкий
Метапредметные универсальные учебные действия
Коммуникативные
Вид коммуникативных уудПоказатели Уровни сформированности
Ф.И. учащегося
высокий 2 средний 1 низкий 0 Коммуникация как интериоризацияОформлять свои мысли в письменной речи с учетом своих учебных и жизненных ситуация. Понимать прочитанное. Обладает хорошим словарным запасом и активно пользуется им. Пользуется усвоенным материалом. высказывает свои мысли по алгоритму Читает, но не понимает прочитанного, и не может найти нужных слов.
Регулятивные
Уровни сформированности Ф.И. учащегося
высокий 2 средний 1 низкий 0 Выполнять задания в соответствии с поставленной целью Отвечать на поставленные
вопросы Самооценка Познавательные
Уровни сформированности Ф.И. учащегося
высокий 2 средний 1 низкий 0 Осуществлять поиск необходимой информации (по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта) Литература
1.Рабочая программа по учебнику Н.И.Сонина,А.А.Плешакова «Биология.Введение в биологию».5 класс.Волгоград:Учитель,2013.
2.Биология.Диагностические работы для проведения промежуточной аттестации 5-10 классы.Москва:ВАКО,2013
3.Биология.Планируемые результаты.Москва:Просвещение,2015.
4.Биология.Подготовка к ГИА Ростов н/Д:Легион,2014г
5. niva-schkola.edusite.ru/p139aa1.html