Доклад: Письменная тематическая проверка орфографических навыков


СШ№3
доклад
тема:
Письменная тематическая проверка орфографических навыков
Учитель: Старостина Н. В.
г. текели2008 - 2009 уч. год
Достижения высокого качества орфографических навыков по -прежнему остаётся одной из наиболее сложных задач начального обучения.
Своевременная и правильно организованная проверка оказывает существенное влияние на учебный процесс: позволяет учителю целенаправленно спланировать изучение орфографического материала, установить нужную дозировку тех или иных упражнений, организовать повторение пройденного и оказать своевременную помощь отстающим учащимся; стимулирует учебную деятельность детей, создавая у них более повышенный интерес к учению (укрепляет их успехи или помогает увидеть недостатки и устранить их).В методической практике имеется ещё много нерешённых проблемных вопросов, которые непосредственно связаны с письменной проверкой орфографических навыков.
Прежде всего следует отметить, что из многообразных видов письменных работ в качестве проверочных в основном используются слуховой диктант, контрольное списывание, грамматический разбор.
Понимая необходимость разносторонней проверки, учителя нередко проводят диктанты совместно с различными грамматическими заданиями. Однако далеко не всегда эти задания предлагаются с учётом логики изучаемого орфографического материала.
Диктант позволяет установить общую картину знаний учащихся по пройденной теме. Обеспечивает одновременность проверки, но он не является абсолютно идеальной формой контроля, так как успехи, а в равной степени и обнаруженные пробелы в знаниях детей не всегда объективны. Правильное или неправильное написание той или иной орфограммы нередко зависит от того, в каком именно слове она встретилась, является ли правильно написанное слово результатом сознательной деятельности ученика или это чисто случайное явление (в другой раз это слово ученик может написать с ошибкой). С помощью диктанта можно только установить, каких ошибок было допущено больше, каких меньше, а вот причины их возникновения остаются скрытыми от глаз проверяющего. Между тем причины могут быть чрезвычайно многообразны, и без знания их учитель будет работать впустую. Например, неправильное написание учеником падежного окончания у имени существительного может быть вызвано несколькими причинами. Не определил данное слово как имя существительное и поэтому не выделил в нём безударного окончания. Неправильно установил связь между словами и поэтому ошибся в определении падежа, допустил ошибку в определении рода или типа склонения, не смог подобрать для проверки слова с ударным окончанием, правильно соотнести падеж и тип склонения с соответствующим окончанием и т. д. Аналогичную картину можно наблюдать при анализе и других орфографических тем.
Следовательно ограничение видов письменных работ диктантом приводит к необъективности в проверке знаний, мешает осуществить «диагностический» подход в процессе проведения письменных проверочных работ.
В школьной практике письменная проверка чаще всего проводится в конце изучения темы или её раздела, в конце четверти, в начале или в конце учебного года. Контроль за процессом формирования орфографического навыка осуществляется неравномерно. Из поля зрения учителя нередко выпадают весьма существенные звенья. Обратимся к конкретным примерам.
Так, общеизвестно, что перед изучением той или иной темы учитель использует повторение учебного материала, необходимого для успешного усвоения нового правила. Между тем он не проводит письменной работы, которая позволила бы установить, насколько все учащиеся имеют необходимую сумму знаний, умений и навыков, все ли готовы к изучению нового орфографического правила и могут употреблять его в своей письменной практике.
Если, например, при изучении правила правописания безударных гласных в корне слова ученик ещё не овладел навыком постановки ударения или выделения корня в слове, то он не сможет пользоваться правилом, как бы хорошо не усвоил его формулировку. Следовательно, уже на этом этапе нужен письменный контроль.
Усваивая орфографическое правило, дети должны научиться находить орфограмму (видеть объект применения правила), овладеть необходимыми способами действий по правилу (использование приёмов словоизменения, словообразования, грамматического анализа и т. д.). Однако в применяемых проверочных работах все эти важнейшие знания учителем не выявляются.
Из изложенного видно, что нужны не только итоговые проверочные работы, нужен целый комплекс работ по теме, который помогал бы успешно устанавливать пробелы в знаниях детей, вскрывал бы причины их возникновения на различных этапах усвоения орфографического материала, помогал бы сделать процесс формирования орфографического навыка более управляемым. Иными словами, нужна система, учитывающая специфику изучаемого орфографического материала, нужен специальный тематический учёт.
В процессе тематического учёта необходимо убедиться, во -первых, в готовности учащихся к изучению орфографического правила, во - вторых, в умении их правильно ориентироваться в формулировке этого правила и, в - третьих, в умении применять правило при написании различного вида самостоятельных творческих работ (специальных орфографических упражнений, изложений и сочинений).
В связи с этим можно выделить три раздела тематического учёта: подготовительный, ориентировочный и итоговый.
Особенностью тематического учёта является его систематический обучающий характер. Это текущий учёт знаний, умений и навыков учащихся в ходе всей работы над орфографической темой.
Использование тематического учёта в подготовительном и ориентировочном разделах предполагает проведение небольших по объёму самостоятельных работ (причём там, где это возможно, в двух вариантах), которые выполняются в тетрадях для классных и домашних работ. Поскольку в начальных классах учитель проверяет тетради ежедневно, то данные работы должны быть им проанализированы. Сделать это несложно: нужно лишь зафиксировать и учесть то, что ещё недостаточно хорошо усвоено учащимися.
Рассмотрим более подробно учебные цели, специфику и возможные варианты упражнений по каждому из разделов на примере таких тем: «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова», «Правописание звонких и глухих согласных перед согласными», «Имя существительное»
Подготовительный раздел.
Цель: проверить готовность учащихся к усвоению орфографического правила.
Известно, что без определённых знаний, умений и навыков ученик не в состоянии осмыслить те языковые явления, которые лежат в основе орфографического правила, практически пользоваться им.
Например, для успешного применения правила правописания звонких и глухих согласных на конце слова и перед согласными ученик должен хорошо различать гласные и согласные звуки и буквы, знать парные звонкие и глухие согласные, родственные слова, уметь практически пользоваться словоизменением и словообразованием. В связи с этим учащимся в данном разделе можно предложить следующие упражнения.
Упражнение 1: а) запишите по памяти гласные буквы; б) запишите по памяти парные звонкие и глухие согласные.
Упражнение 2: К выделенному слову припишите из слов, данных в скобках, только родственные слова. ВЕС - (вести, весить, весы, весовой, известие). ГОД - (годовщина, годовой, годный). БРАТ - (братство, забрать, братский, убрать). РЯД - (рядовой, нарядный, рядок).
Упражнение 3. Спишите. Слова, которые являются изменением данных слов, подчеркните одной чертой, а однокоренные - двумя чертами.
МОРОЗЫ - мороз, морозный. МОСТ - мосты, мостить. ЛЫЖА - лыжня, лыжи. МЯГКИЕ - мягкий, мягок.
Упражнение 4. Сначала измените данное слово, а затем припишите к нему однокоренное.
Образец: огород - огороды, огородник.
Плот - ..., гриб - ..., столб - ..., дуб - ..., арбуз - ..., молод
Покажем на конкретных примерах, как может проводиться контроль в подготовительном разделе по теме «Имя существительное»
Основной орфографической задачей при изучении имени существительного является овладение правописанием безударных падежных окончаний, особую трудность среди которых занимает
правописание смешанных окончаний - е, - и. представленная система проверочных работ дана с учётом этой задачи.
Так как подготовка к изучению правописания безударных падежных окончаний имён существительных чрезвычайно длительна и объёмна, укажу учебные цели каждой группы упражнений.
Упражнение 1. Цель: проверка умения различать имена существительные среди других частей речи.
1) Из данных слов выписать только имена существительные.
Зелень, зелёный, зеленеть, зеленщик; храбрый, храбрец, храбриться; опасный, опасаться, опасность, опасение; выход, поход, находка, ходьба; молодёжь, молодость, молодит; свет, светлый, светить; глушь, глушить, глухота; веселье, веселить, весельчак; чистый, чистота, чистить. 2) Выписать из текста имена существительные. ХЛЕБ.
На свете я видел хлеба немного...
Его отмеряли так скудно, так строго.
Его запивали крутым кипятком,
Его называли не хлебом - пайком.
И если примечу кусок в небреженъе
-В грязи придорожной, в подножной пыли,
То самое первое сердца движенье
-Поднять и спасти это чудо земли.
(Е. Благинина.)
Упражнение 2. Цель: проверка определять род имён существительных, стоящих в начальной форме и косвенных падежах.
спишите, укажите род имён существительных.
а)Репа, редис, морковь, петрушка, укроп, груша, вишня,смородина, клубника, абрикос.
б)Календарь, тополь, вермишель, яблоко, железо, площадь,председатель.
в)Смелость, веселье, мужество, гибель, холод, болезнь, беготня,резкость, строгость, твёрдость.Выпишите имена существительные, укажите их род.
Красна птица пером, а человек ученьем. Кто любит науки, то не знает скуки. По платью встречают, по уму провожают. Поздно поднялся - дня не видал, в молодости не учился - жизнь потерял.
3) Слуховой диктант (задание: укажите род имён существительных4).
Грач, плащ, рожь, печь, мышь, ключ, багаж, тушь, вещь, глушь.
Упражнение 3. Цель: проверка умения распознавать число имён существительных, находить имена существительные единственного числа и определять их род.
1)Выпишите в левый столбик имена существительныеединственного числа, в правый - множественного числа.Берёза, город, заводы, картина, колхозы, космонавты, товарищ, дороги, деревни, магазин.
2)Выпишите столбиком имена существительные множественногочисла, поставьте их в единственном числе и запишите рядом.Укажите род.
Автомобили, багажи, библиотеки, воробьи, директора, женщины, инженеры, добровольцы, облака, лестницы
Упражнение 4. Цель: проверка умения определять склонение имён существительных.
Спишите, определите склонение имён существительных.
а)Книга, тетрадь, ручка, перо, букварь, пенал, день, ночь, дождь,снежинка, гроза, луч, солнце, радуга, заря, урожай, рожь, овёс,кукуруза.б)Кровать, кроватка, сельдь, селёдка, ветвь, веточка, кисть,кисточка, Миша, Михаил, Надя, Надежда, Люба, Любовь.в)Добрые вести не лежат на месте. Что написано пером, того невырубишь топором. Умные речи приятно слушать. Лучше ногойзапутаться, чем языком.
Упражнение 5. Цель: проверка умения устанавливать связь между словами, ставить вопросы.
Выпишите словосочетания с именем существительным, в скобках запишите вопросы.
Сияет яркими огнями, столица наша - Астана.
Упражнение 6. Цель: проверка умения определять падеж имени существительного в словосочетаниях различной степени сложности и в связном тексте.
Спишите, определите падеж имени существительного.
в) Стрелять из винтовки, ехать по дороге, остановиться на площади, посмотреть в окно, посидеть под деревом.
б)Ехать поездом, дать птице, ветка черешни, считали на урокематематики, занимались в физкультурном зале, отдыхали вдеревне у бабушки Тани.
в)На ловца и зверь бежит. Капля по капле и камень долбит.Правда в воде не тонет и в огне не горит. Правда милости неищет.
Приведённые примеры работ по двум темам красноречиво свидетельствуют о том, как своевременное выявление пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся может помочь учителю успешно подготовить всех учащихся к работе над новой орфографической темой.
Введение подготовительного раздела в практику проверочных работ - одна из действенных мер по предупреждению неуспеваемости учащихся.
ОРИЕНТИРОВОЧНЫЙ РАЗДЕЛ.
Цель: проверить, как учащиеся умеют ориентироваться в основных признаках изучаемой орфограммы, как понимают языковую сущность правила, осмысливают и усваивают ту информацию и те мыслительные операции, с помощью которых можно осуществить практическое применение правила.
Устная проверка знания правила учеником ещё не даёт учителю отчётливого представления о глубине его понимания, к тому же не исключено и то положение, что формулировка правила может быть лишь заучена, но не осмысленна учеником.
Особого внимания в письменной проверке требуют правила, применение которых включает в себя целый комплекс различных действий. К ним относятся правила инструкции.
Покажу на примерах, как можно проверить умение учащихся ориентироваться в понимании правила - инструкции.
Так, например, для проверки усвоения правила правописания звонких и глухих согласных перед согласными можно предложить следующие письменные работы.
Упражнение 1. Цель: проверить усвоение содержащихся в правиле сведений. Вопросы.
Что нужно проверять?
Где нужно проверять согласную?
Как нужно проверять?
Каким должно быть проверочное слово?
Ответы учащихся.
Звонкую или глухую согласную.
В середине слова перед согласной.
Надо подобрать однокоренное слово.
В проверочном слове после согласной должна стоять гласная.
Для справок:
Гласную, согласную, звонкую или глухую согласную.
В начале слова, на конце слова, в середине слова.
Составить словосочетание, подобрать однокоренное слово, изменить слово.
После согласной должна стоять безударная гласная, после согласной должна стоять согласная, после согласной должна стоять гласная.
Упражнение 2. Цель: проверить усвоение способов действий по правилу.
1) Выпишите слова, в которых правописание согласных нужно проверить. Подчеркните эти согласные.
_Ходъба, варежки, картофель, скользкий, семечки, сладкий, низенький, кузнечик.
2) Выпишите только те пары слов, в которых согласная проверена правильно.
Гладкий - гладенький, сладкий - сладок, варежки - варежка, ходьба - ходит, косьба - косарь, резкий — резок, площадка — площадь, грибки — грибочек, шубка - шуба.3) Выберите и припишите к выделенным словам проверочные. Ложка - ложки, ложечка. Ножка - ножичек, ноженька. Редкий -редок, реденький. Снежки - снежок, снежинка. Сторож — сторожка, сторожить.
Для проверки знания о правописании безударных падежных окончаний имён существительных 1 - го склонения можно предложить следующие проверочные работы.
Упражнение 1. Запишите ответы на вопросы, выбирая нужный вариант.
Какие окончания у имён существительных следует проверять?
С каким окончанием может быть проверочное слово?
Какого склонения может быть проверочное слово?
В каком падеже следует поставить проверочное слово?
Для справок.
Ударные окончания, безударные окончания.
С безударным окончанием, с ударным окончанием.
1-го склонения, 2-го склонения, 3-го склонения.
Нужно поставить в именительном падеже, нужно поставить в том же падеже, нужно поставить в предложном падеже.
Упражнение 2. Выпишите те словосочетания с именами существительными, у которых правописание окончаний нужно проверить, окончания подчеркните.
Бродили по аллее, сидели на траве, жили в лагере, выловили из реки, подойти к калитке, ветка вишни, ложка каши, к дедушке Серёже.
Упражнение 3. Выпишите имена существительные с безударными падежными окончаниями вместе с теми словами, с которыми они связаны по смыслу.
Светлячки.
Мы шли по лесной дороге и увидели светлячков. Саша снял с травинки маленького червячка. На конце его маленького брюшка горел зелёный огонёк. Червячок ползал по руке и освещал все морщинки и бугорки. Мы посадили червячка на лист яблони. Всю ночь на дереве горел маленький фонарик.
(По И. Соколову - Микитову).
Упражнение 4. К именам существительным с безударными падежными окончаниями припишите из скобок подходящие для проверки существительное с ударным окончанием. Окончания имён существительных допишите.
Отдыхали в лагер...(в стране, в огне), выбрались из деревн... (из степи, из земли), ехали по дорог... (по тропинке, по воде), плыли в лодк... (на байдарке, на воде).
ИТОГОВЫЙ РАЗДЕЛ.
Цель: проследить за формированием орфографического навыка с учётом этапа работы над орфограммой.
В данном разделе основное внимание учитель обращает на то, как учащиеся умеют находить слова на изучаемое правило и как они применяют его в процессе выполнения различных письменных работ. От специальных орфографических упражнений к творческимупражнениям, где орфография выступает в роли подсобного средства и где по грамотному оформлению работы можно судить о степени сформированности у учащихся орфографического навыка, о степени его автоматизации.
Как реализуется такая проверка?
Если в ориентировочном разделе учитель контролирует умение детей выделять существенные признаки орфограммы, специально направляя на них внимание учащихся, то в данном разделе он проверяет у учащихся умение видеть орфограмму среди других, ранее изученных орфограмм, определять её на слух с помощью различных видов диктантов (слухового, выборочного).
Проверка практического применения правила с постепенным переходом к автоматизированным действиям на основе сознательной деятельности детей должна прежде всего помочь выявить умение детей владеть приёмами грамматического анализа, который лежит в основе применения многих орфографических правил. Например, для правописания безударных падежных окончаний имён существительных дети должны фиксировать, (обозначать письменно в скобках) склонение и падеж, для правописания падежных окончаний имён прилагательных - вопрос, падеж, для правописания личных окончаний глаголов - спряжение, лицо, число и т. д., для правописания звонких и глухих согласных и безударных гласных в корне слова фиксировать умение пользоваться способами действий, указанными в правиле. Обязательным условием такой проверки, особенно на начальном этапе итогового раздела, является наличие письменного фиксирования грамматической части правила. Применение форм письменного контроля при выполнении проверочных работ поможет выявлению причин возникающих ошибок. Так, если ученик, допустивший ошибку в окончании имени существительного, в скобках указал только падеж и не указал склонения или ошибся в определении падежа, то причина допущенной ошибки становится для учителя ясной.
Диктанты, контрольное списывание, изложения, широко применяемые в итоговом разделе тематического учёта, достаточно хорошо известны в методической практике, поэтому не требуют специального иллюстрирования.
Такая расчленённость и поэтапная подача контрольного материал с учётом специфики грамматико-
орфографической темы позволяют проникать в глубину учебного процесса, осуществлять «диагностический» подход к усвоению орфографического материала, своевременно выявлять пробелы в знаниях учащихся, с учётом усвоения материала планировать систему упражнений, выбор методов и приёмов работы, целенаправленно организовывать повторение изученного.