Проблемы трудоустройства выпускников в Республике Казахстан


    
Проблемы трудоустройства выпускников в Республике Казахстан
Молодежь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, их места и функций в социальной структуре общества, специфических интересов и ценностей.        В Казахстане к молодежи относятся люди в возрасте от 14 до 29 лет. Молодежь составляет около 30% населения страны и является важным звеном общества.       В соответствии с этим мониторинг тенденций и современного состояния молодежной политики чрезвычайно актуально. Поддержка и развитие конкурентоспособности молодежи является стратегическим приоритетом государственной политики Республики Казахстан. В ежегодных посланиях Президента народу страны основное внимание уделяется построению и развитию социально-ориентированного государства. Основным фактором формирования и дальнейшего устойчивого развития социально-ориентированного государства является формирование и развитие, отвечающей современным, международным требованиям и стандартам в условиях усиливающейся глобализации, отечественной конкурентоспособной молодежи. Наличие такой молодежи – залог процветания нации, залог развитого гражданского общества, а значит и базовых институтов демократии нашей страны.        Важной частью жизни каждого казахстанца в возрасте от 14 до 29 лет является вопрос трудоустройства. Молодой человек, в силу своего возраста, не обладает каким-либо опытом в той или иной сфере, однако обладает огромным инновационным и творческим потенциалом, желанием и возможностью плодотворно работать.
Хотелось бы добавить, что теоретические знания, полученные в процессе обучения отличаются от требований работодателя. И, как правило, при трудоустройстве выпускников возникают проблемы, такие как; страх при смене обстановки, студент попадает в совершенно другой мир, в мир взрослой жизни, где нужно быть ответственным, и умеющим самостоятельно выполнять те или иные трудовые операции.Так же проблемой является и то, что, не имея практического опыта молодежь не согласна на невысокую заработную плату, а работодатель не желает платить повышенную заработную плату студенту с небольшим практическим опытом, который тот приобрел в колледже. Хочется обратить внимание и на то, что в нашем современном и идущем вперед мире новых технологий, учебники просто не успевают обновляться, меняется и совершенствуется оборудование и инструментарий. Колледж не имеет возможности так часто обновлять материально – техническую базу. Здесь можно сказать словами К.М.
Производительность труда зависит не только от виртуозности работника, но также и от совершенства его орудий. К. Маркс. И по этой причине хочется вспомнить о забытом старом, сейчас оно носит название - дуальное обучение. Дуальное (двойное) обучение или ученичество – это один из видов обучения на рабочем месте. Такое обучение популярно в Германии, Австрии, Швейцарии. Рынок рабочей силы в Германии, например, на 54% формируется за счет выпускников дуальных программ. Немецкая система ученичества называется двойной, потому что ученики 1-2 дня в неделю учатся в колледжах, а остальные 3-4 дня – на предприятиях. По дуальным программам обучают 340 профессиям (но не специальностям!). Здесь ученик сам обращается на предприятие, которое заключает с ним договор. Работодатель затем регистрирует его в колледже и оплачивает обучение. 
        По инициативе Президента РК Н. Назарбаева в 2009 году был создан Национальный совет по развитию технического и профессионального образования и подготовке кадров при Правительстве РК. В результате заключены 16,2 тыс. соглашений между акиматами и предприятиями малого и среднего бизнеса. В 2009 году предоставлено более 48 тысяч рабочих мест для прохождения производственной практики. В нашем городе проект «Молодежная практика» начал реализовываться в 2009 году в рамках «Дорожной карты» и за это время достиг больших успехов. Проект направлен в качестве дополнительной меры для приобретения выпускниками первоначального опыта работы по полученной специальности, без которого очень сложно конкурировать с более опытными специалистами. Максимальный срок, на который рассчитана практика, – шесть месяцев.        На молодежную практику направляются выпускники учреждений высшего и среднего профессионального образования. Ее продолжительность - не более шести месяцев.