Мониторинг уровня воспитанности учащихся аналитическая справка


Мониторинг уровня воспитанности учащихся МКОУ СОШ № 10 с.ЮцаЭффективное воспитание и обучение, формирующие образованную, культурную, высоконравственную, творчески активную и социально зрелую личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого ученика и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его воспитанности и побуждения его к саморазвитию и самовоспитанию. Поистине, «чтобы воспитать человека во всех отношениях,
надо знать его во всех отношениях»
(К. Д. Ушинский).
Организация диагностики
Диагностика происходит от греческого “диа” – прозрачный и “гнозис” – знание. Является общим способом получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Педагогическая диагностика, являясь одним из компонентов педагогического процесса, рассматривается как сложное, системное явление, в котором можно выделить ряд направлений, основными из которых являются: диагностика развития ученика; диагностика педагога, его деятельности; диагностика педагогического взаимодействия в системе гуманистического воспитания. Ее отличительными характеристиками являются признание ребенка высшей ценностью воспитательной деятельности и носителя определенного сознания, а также равноправного участника воспитательного процесса.
При определении исходных положений изучения воспитанности учащихся необходимо исходить из целостности учебно-воспитательного процесса, где воспитание, обучение и развитие учащегося осуществляется в единой педагогической личностно-ориентированной системе, в основу которой положен приоритет воспитания личности. При этом под воспитанием следует понимать организацию процесса развития личности. Критерием оценки качества результатов воспитания является уровень воспитанности.
Воспитанность – это интегративная личностная характеристика, представляющая собой систему убеждений, ценностей, личностных качеств и норм поведения человека, обнаруживается в отношении к себе, другим людям, предметам и явлениям окружающего мира. Воспитанность предполагает как соблюдение правил поведения и общения, принятых в обществе, так и внутреннюю культуру человека, отражающуюся в его мировоззрении.
Изучение воспитанности школьников осуществляется с учётом их возрастных особенностей (ученики 1-11-ых классов).
Проведение диагностики
Цель исследования: определить уровень воспитанности учащихся 1-11-го классов, путём оценки некоторых личностных свойств и качеств самими учащимися, а также выявление представлений классного руководителя (учителя).
Участники исследования: учащиеся 1- 11-го классов.
Сроки проведения исследования: сентябрь –ноябрь
Процедура получения информации: заполнение анкет классными руководителями.
Учащиеся 9 классов участвовали в диагностическом анкетировании по методике Ясюковой Л.А. в рамках подготовки к ГИА. Методика является рефлексивной, предоставляет возможность для сочетания внешней оценки с внутренней самооценкой.
Исследование проводится раз в год.
Ежегодное проведение исследования позволяет проследить динамику изменений в уровне воспитанности и своевременно реагировать на тенденции, внося изменения в воспитательный процесс.
Существенное влияние на развитие личности ученика оказывает классный коллектив, равно как и ученик оказывает своё влияние на развитие коллектива, в котором ᴏʜ находится. Общеизвестно, что большинство классных руководителей затрудняются дать характеристику классного коллектива, тем более определить уровень его развития, проследить за изменениями в течение года.
С ϶ᴛᴏй целью в 1 полугодии классные руководители занимались изучением уровней развития классного коллектива и воспитанности учащихся. Отметим, что под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) важнейших качеств личности. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, ϲᴩедний, низкий. Классным руководителям 1- 11 классов предлагалась диагностическая программа изучения уровней воспитанности учащихся. Пользуясь ϶ᴛᴏй программой, на ᴏϲʜове педагогических наблюдений классные руководители определяли уровень воспитанности учащихся на данной момент и заполняли сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся. Также
классным руководителям предложена методика Н. П. Капустиной по определению уровня воспитанности, по которой учитель может работать в течение года вместе со своими учениками. Затем высчитывался ϲᴩедний бал и определялся уровень воспитанности.Опыт использования оценки и процедура её выставления при изучении уровня воспитанности учащихся убедила классных руководителей в том, что ϶ᴛᴏ стимулирует у подростков процессы самопознания, вызывает желание и стремление к саморазвитию и самовоспитанию, что благотворно сказывается на формировании личности. Сводная таблица
результатов психодиагностического исследования уровня воспитанности
учащихся МОУ СОШ № 10 с.Юца за 2015-2016 учебный год.
№ Качества Классы
Начальная школа (1-4 кл.) Среднее звено (5-9 кл.) Старшее звено (10-11 кл.)
1 Гуманность 4,3 б. 4,1 б. 4,7 б.
2 Вежливость 4,8 б. 4,2 б. 4,8 б.
3 Духовность 4,3 б. 3,9 б. 4,5 б.
4 Трудолюбие 4,7 б. 4,4 б. 4,3 б.
5 Физическая культура 4,6 б. 4,3 б. 4,3 б.
6 Бережливость 4,5 б. 4,2 б. 4,6 б.
7 Честность 4,6 б. 4,3 б. 4,4 б.
8 Активность 4,5 б. 3,9 б. 4,1 б.
9 Любознательность 4,4 б. 4,2 б. 4,3 б.
10 Дисциплина 4, б. 4,3 б. 4,4 б.
Общий балл 4,5 4,2 4,4
Высокий -5 баллов – проявляется всегда
Хороший -4 балла – проявляется больше, чем не проявляется
Средний – 3 балла – проявляется меньше, чем не проявляется
Низкий – 2 балла – не проявляется совсем
Подводя итог, можно сделать выводы о том, что воспитательная работа в классах и в школе находится на хорошем уровне и дает положительные результаты.Необходимо продолжить работу по формированию у учащихся эмоционально положительного отношения к знаниям, формировать высоконравственные принципы честности, порядочности, сострадания через внеклассные и внеурочные мероприятия. Воспитывать чувство патриотизма. Формировать у учащихся потребность к здоровому образу жизни. Особое внимание обратить на учащихся старшего звена и учащихся, которые только недавно влились в коллектив.Рекомендации:
Одобрить работу классных руководителей с 1 по 11 классы.
Продолжить работу над повышением уровня воспитанности учащихся с 1 по 11 классы.
Классным руководителям среднего и старшего звена больше проводить внеклассных и внеурочных мероприятий, способствующих повышению уровню воспитанности учащихся.
Обсудить предложенную справку о мониторинге изучения уровней воспитанности учащихся 1 – 11 классов МОУ на заседании методическᴏᴦᴏ объединения классных руководителей.
Педагог-психолог 1 категории
Понкратова Наталья Николаевна